УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Захур за завтраком с Березовской и Ветвицкой

Захур за завтраком с Березовской и Ветвицкой

"Обозреватель" продолжает еженедельный проект "Завтрак" с журналисткой Аленой Березовской и светской персоной Наталией Ветвицкой. Завтрак в ресторане "Эгоист" на этот раз с ними разделил бизнесмен Мохаммад Захур.

Н.В. Доброе утро!

З.М. Здравствуйте, девушки!

А.Б. Захур, Вы поддерживаете связь с Пакистаном?

З.М. Не очень.

А.Б. Вы не ездите на Родину, не проведываете свою маму?

З.М. Сейчас там небезопасно, поэтому ездим редко, только к маме.

Н.В. В твоем окружении много пакистанцев, все-таки ты любишь свою нацию.

З.М. Я не встречал людей, которые бы не любили свою страну и нацию. Конечно, я люблю и дружу с пакистанцами.

А.Б. Вы, наверное, обратили внимание, что Украина готова приютить гражданина любой страны с добрыми намерениями. Дать ему образование, красивую жену, возможность заработать миллиард. А вот Пакистан может приютить христианина -украинца и дать ему такие возможности?

З.М. О Пакистане, о Талибане сейчас много разговоров, но на самом деле талибов там всего полпроцента. 99% - это хорошие люди, в основном религиозные. Не обязательно, что они ходят в мечеть. Я, например, уже пятьдесят лет не заходил в мечеть, но я горжусь, что я мусульманин.

Н.В. Ты молишься? Намаз читаешь?

З.М. Не читаю и не молюсь.

А.Б. Почему Вы в Пакистане не живете и не работаете?

З.М. Я уехал давно. Есть люди, которые не готовы оттуда уехать. Несмотря на все, что там происходит, они остаются. Когда я был еще маленьким, я сказал, что однажды женюсь на белой женщине. Мне было тогда пять лет. Так и получилось. Только женился я не однажды, а дважды.

Н.В. У тебя первая жена пакистанка?

З.М. Нет, тоже русская.

А.Б. Пакистан сейчас создал атомную бомбу. Как Вы думаете, на жизнь простых людей это как-то повлияло? Может, они счастливее стали?

З.М. Я, конечно, против этого. Но на Пакистан нужно смотреть не как на отдельное государство. Нужно понимать, что рядом Индия. Это страны, которые воюют с 1947 года, между ними было три войны. Индия осуществила ядерный взрыв, через неделю Пакистан также ответил взрывом. Но, ядерная бомба не нужна ни Индии, ни Пакистану. В Пакистане уровень жизни выше, а в Индии люди умирают от голода.

А.Б. Да, но вооружает Пакистан США, а Индию – Россия. И США стремится занять место России в поставках оружия в Индию.

Н.В. Ты ведь дружишь с индусами? В индийском ресторане ты бываешь.

З.М. Да, дружу. Индус был свидетелем на моей первой свадьбе. У меня офис в Дели.

Н.В. Что для тебя значит национальность? Является ли она решающим моментом в выборе – иметь какие-либо отношения с этим человеком или нет?

З.М. Для меня национальность не имеет значения. В каждой нации есть прекрасные люди, а есть подонки. Вот американцы не могут сказать, что у них на сто процентов чистая нация, у них есть и бандиты, и воры, и убийцы.

Н.В. Американцы как раз и говорят так, но это не соответствует действительности.

А.Б. Нации - это хорошо, но мне интересно мнение Захура о войне в Афганистане. Как мне видится, Афганистан стал ареной для борьбы двух империй – СССР и США. Пакистан в этой войне явился мощным оружием в руках США, через него распространялся исламский экстремизм, была развернута сеть лагерей по подготовке исламских боевиков, в дальнейшем переросшая в Аль-Каиду, которую возглавлял ныне покойный Усама бен Ладен. Как Вы, человек, который родился в Пакистане, а получил образование и путевку в большой бизнес в постсоветских странах, относитесь к этой войне?

З.М. Для Пакистана эта война принесла разрушения. Америка в это время способствовала появлению таких людей, как Усама Бен-Ладен. США его же и обучали. Теперь эти люди — моджахеды – воюют с американцами. США их называют террористами. Географически Афганистан находится рядом с Пакистаном. Экспорт наркотиков идет через Пакистан, много там и оседает. Большая часть населения Пакистана сидит на афганских наркотиках - опиуме, героине, гашише. Америка бросила Пакистан в этой борьбе.

Афганистан в отместку пошел на мирное население Пакистана, так как, кроме наркотиков, у афганцев еще есть автоматы Калашникова. Афганская война полностью разрушила Пакистан и пакистанскую экономику.

Н.В. Захур, ты владелец газеты "Kyiv Post". Скажи, есть правдивые СМИ?

А.Б. Свобода слова?...

З.М. Что касается "Kyiv Post", то там свобода слова есть.

Н.В. Ты читаешь украинскую прессу?

З.М. Я читаю "Коммерсант", "Forbes".

Н.В. Имеет значение, кто владеет изданием?

З.М. Конечно. Даже в Америке или Англии контент газет соответствует точке зрения владельца. Газета "KyivPost" имеет объективную точку зрения. Я не принадлежу ни к какой партии, это не моя страна, я не имею здесь права голоса, поэтому моя цель – донести правду.

А.Б. За правду тоже нужно отвечать. Ведь был судебный иск от компании Дмитрия Фирташа?

З.М. Мы тогда выиграли суд.

А.Б. Вы были совладельцем студии "Шустер-Лайф"? Как сейчас обстоит дело с этим проектом?

З.М. Шустер со своей программой кочует с одного канала на другой.

Н.В. В СМИ писали, что Вы дружили?

З.М. Нет, мы не дружили, это был бизнес-проект. Проработали мы год и засомневались в том, что эта программа независимая. У нее есть своя политика, кто-то берет денежки у политиков за участие. Савик Шустер нашел девять депутатов, получил от них деньги и создал свою студию.

А.Б. Савик Шустер честно с Вами поступил?

З.М. В бизнесе не бывает честно.

А.Б. У Вас есть обида на него?

З.М. У меня нет обиды на него, но мне обидно, что мы вложили больше пятнадцати миллионов долларов в этот проект и до сих пор пытаемся покрыть текущие расходы, а не то, чтобы вернуть деньги.

Н.В. Захур, а что для тебя деньги?

З.М. Свобода.

Н.В. Только свобода? У людей, которые имеют деньги, появляется некая самовлюбленность...

З.М. Когда у человека появляются деньги, у него появляется тяга к власти.

У меня этого нет. Я простой человек.

Н.В. Почему? Это воспитание, культура? Внутреннее состояние?

З.М. Мне это передалось от моего отца, который был министром в своей провинции. Он до последнего дня, пока не пошел на пенсию, ездил на работу на велосипеде. Он мог попросить государственную машину, дачу, но он был простым человеком и жил без всего этого.

Н.В. Посмотрите, что происходит в нашей стране. Один маленький человечек, три машины, двадцать пять охранников, ногой дверь открывает, хамит. Ты другой. У тебя воспитание, культура, чувство собственного достоинства. Это важно для богатого человека?

З.М. Очень важно. Я поэтому ни с кем не дружу, ни с одним политиком. Когда люди входят во власть, я перестаю с ними общаться, так как это уже попрошайничество.

Н.В. Получается, что у людей, которые занимаются политикой или большим бизнесом, нет друзей?

З.М. За границей есть. Например, если бизнес двух друзей не пересекается, они могут дружить спокойно. А в ваших странах, даже если бизнес не пересекается, то твой друг в кавычках, будет смотреть на твой бизнес и думать, как бы его хапнуть. Вашей стране 22 года, пока процесс внутреннего брожения продолжается.

А.Б. Я не согласна. У нас есть порядочные и честные люди. У меня много знакомых, которые имеют настоящих друзей. Может быть, Вы просто имеете неудачный опыт общения с такими людьми?

Н.В. У тебя другое воспитание. Все-таки твой отец министр.

З.М. У меня мама вообще неграмотная, она читать не умеет, но она нам дала такое воспитание, которое ни одна образованная мама не может дать. Но меня удивляет то, что иностранцы, которые приезжают сюда, становятся такими же. Вместо того, чтобы менять эту страну, они поддаются тому, что здесь происходит.

Н.В. Все, как у Достоевского. Человек, который попадает в такое общество, расслабляется, приобретает пагубные привычки.

А.Б. Вы жили в Донецке в самые прекрасные 90-е годы, Вы выжили, построили свой бизнес и еще остались интеллигентом.

З.М. Я принципиальный и упрямый.

А.Б. Какие экономически отрасли в Украине Вы считаете перспективными?

З.М. Разведано абсолютно все. Но самое перспективное - это агробизнес. Сельхозпродукции через несколько лет в мире не будет хватать. В Африке люди голодают, огромное количество жителей в Китае, их всех нужно прокормить.

А.Б. Чистых, настоящих продуктов уже не хватает.

З.М. Большой технический рост идет везде, а вот земли становится все меньше.

Н.В. У нас такая страна плодородная, немцы вывозили чернозем в Германию, а мы даже летом покупаем гречку в Китае, а огурцы в Турции.

З.М. Я считаю, что это неправильное планирование. Власть имущие не понимают, что через несколько лет у кого будет "хлеб", тот и будет управлять миром. Украина имеет все шансы.

А.Б. Какой Ваш рецепт выздоровления украинского агросектора?

З.М. Нужно создавать и возрождать институты. Сегодня украинская власть- это некий клуб, в который вступают только приближенные к императору. Все самое лучшее они забирают себе. А все трудоемкое или то, что имеет длительную инвестиционную отдачу, их не интересует.

А.Б. Для это привлекают иностранные инвестиции.

З.М. Пока не будет действовать принцип "правила одни для всех", не будет развивающейся экономики.

Н.В. Я вчера читала, как проходили выборы в одном из сел. Поставили палатку, алкоголь, раздали по двести гривен и люди пошли голосовать.

З.М. Ну вот. Они получили свои 200 гривен. Потом они начинают говорить, что власть плохая, их обманули. Кто вас обманул? Вы продали свой голос!

Просто люди еще необразованные, они не оценили свое право на голос.

Фото Андрей Шелепницкий