УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Олейник: называть Тимошенко украинским Манделой – это абсурд

Олейник: называть Тимошенко украинским Манделой – это абсурд

С приближением очень важного для официального Киева вильнюсского саммита в отечественных и иностранных медиа все чаще говорят о вероятности выезда Юлии Тимошенко на лечение заграницу. Дескать, таким образом Президент Янукович отреагирует на призывы европейских политиков освободить экс-премьера, чью судьбу связывают с европерспективами Украины. Однако риторика сегодняшнего собеседника "Обозревателя", регионала Владимира Олейника наталкивает на мысль, что никакого лечения "тут и сейчас" быть не может. Слишком уж жестко комментирует данный вопрос нардеп от правящей Партии регионов. "Президент четко заявил, что законодательство не будут менять из-за одного человека", - говорит Олейник и критикует ЮВТ за то, что хочет лечиться вне пределов страны. Мол, это крайне непатриотично…

Минувшая пленарная неделя завершилась встречей лидеров парламентских фракций с главой государства. Кличко и Тягнибок, как известно, проигнорировали приглашение Президента, выдвинув свои пожелания и замечания в одностороннем порядке. В числе таковых – просьба посетить ВР и пообщаться с депутатским корпусом. Президент не исключил, что посетит парламент 5 июля. Думаете, диалог получится или же стоит ожидать "сюрпризов"?

Очень хотелось бы, чтобы такой диалог прошел в спокойной атмосфере. Верховная Рада – это единственный конституционный законодательный орган. И когда оппозиция парализует деятельность парламента, эту функцию никто более не может выполнить. Люди их избирали не для того, чтобы они блокировали ВР. Я им всегда говорю: "Ребята, пишите законопроекты, доказывайте свою правоту, убеждайте! Не можете убедить? Идите к людям, избирателям, однако не блокируйте деятельность Верховной Рады". Но нет же, складывается такое впечатление, что многие оппозиционеры считают бездеятельность определенным видом работы. Такого в мире я еще нигде не видел…

Кроме того, блокирование ВР вызывает обеспокоенность в обществе. Плюс – даже европейцы уже сказали нашим оппозиционерам: "Вы приходите уже, наконец, в чувство, работайте".

Вы также блокировали в свое время…

А вы посмотрите, сколько они работают, а сколько – мешают принимать законы большинству? Мы, как правящее большинство заинтересованы в том, чтобы парламент работал, это очень важно с точки зрения интересов экономики. Потому что непринятый сегодня закон уже завтра может быть недейственным инструментарием для реагирования на те или иные экономические вызовы.

Какой же логикой руководствуются оппозиционеры? Они действуют по формуле: "Чем хуже ситуация в стране, тем быстрее люди выйдут на улицу". В такой ситуации их рейтинги будут расти. То есть, их не интересуют рейтинги государства по всем позициям, их интересует личный рейтинг. Ни больше, ни меньше. Поэтому они блокируют, не предлагают конструктивных и альтернативных предложений касательно выхода из кризисной ситуации и так далее. Это – политиканство в чистом виде. Поэтому тот пар, который аккумулируется за счёт Верховной Рады (какой бы она там не была), направлен оппозицией в свисток, а мы стараемся направить его в колесо. Вот в чём разница!

Для конструктивной работы, очевидно, нужно прислушиваться и к мнению меньшинства. У нас же позиция оппозиции, как правило, игнорируется.

Это не совсем так. Конструктивные предложения учитываются. Но дело в том, что оппозиционеры, стиснув зубы, объединились лишь потому, что ненавидят власть. Так не должно быть. Но у них ведь уже разные позиции по тем или иным вопросам. Яценюк, например, пришел на встречу с Президентом и это – государственная позиция. Если зовут на встречу – нужно идти. А они говорят, мол, не о чем там говорить. Как, простите, не о чем? Получается, им не о чем говорить со значительной частью Украины, которая поддерживает действующую власть. Если так, тогда они ведут страну к расколу. Поэтому не приход на Банковую Кличко и Тягнибока – это минус для них, поскольку очевидно, что они думали не о государстве, а о собственных рейтингах.

То есть, вы считаете, что приход Яценюка на Банковую "ударил" по его рейтингу?

Нет, я так не считаю. Но на фоне того, что пришел Яценюк, конечно, рейтинги Кличко и Тягнибока вырастут. Однако очень важно, что разговор Президента с руководителями парламентских фракций проходил цивилизованно, спокойно. Яценюка как будто подменили (если сравнивать его поведение на встрече с Президентом и парламентскую тактику). И жаль, что другие не пришли, поскольку необходимо было найти ответ на вопрос, что сделать с тем, чтобы законодательная деятельность в Украине далее не блокировалась.

Давайте, пойдем от обратного. Рано или поздно оппозиция придет к власти. А мы будем блокировать работу ВР. Это разве нормально? Если мы двигаемся в Европу, то должны отказываться от некоторых вещей. Блокирование парламента – это вчерашний день.

Но опять-таки, к блокадной тактике прибегает и политическая сила, которую вы представляете.

Правильно вы говорите, но еще раз хочу подчеркнуть: нужно научиться отказываться от деструктивных методов. Вот посмотрите, с персональным голосованием более-менее навели же порядок? Навели. Сессионный зал сегодня забит, как никогда. Нельзя применять такой подход, мол, если били друг другу морды в предыдущем созыве, значит обязательно нужно это делать и в действующем. Это – дикость.

И кому, спрашивается, как не демократам сегодня, показывать европейские стандарты? Но нет же, они как дикари, облепят трибуну, стоят и не дают работать. Зачем тогда демократами себя называть? Разрисовались бы как папуасы и ходили себе, бездельничали бы…

Во время встречи с Президентом Яценюк поднял тему лечения Юлии Тимошенко заграницей. И, цитируя Януковича, Арсений Петрович сказал, что, мол, этот вопрос изучается. Как вы думаете, выезд экс-премьера на лечение в другое государство – это реальный сценарий?

Эта тема не нова и обсуждается предельно давно. Однако нужно попросту услышать Президента. А Президент сказал, что мы не будем выписывать закон под одного человека. Когда возник вопрос лечения Юлии Тимошенко как осужденного лица в больнице, и когда зашла речь о допуске к ней частных врачей, никто не писал закон специально "под нее". В мае прошлого года было издано два приказа – Минюста и Министерства здравоохранения про порядок лечения в Украине. Это были правила для всех. Так и в нашем случае. Если мы найдем такую формулу, что и другие осужденные смогут выезжать на лечение заграницу, тогда да, сценарий лечения Тимошенко вне пределов страны станет реальным. Но хотел бы подчеркнуть, это немножко опасно. Потому как вопрос не идет об учителе, журналисте, рядовом жителе страны. Речь идет о состоятельных людях. Наворовал, поехал заграницу полечился. А что идет после лечения? Правильно, реабилитация. Вот они поедут себе на Канары да Мальдивы… То есть, к чему я? К тому, что мы можем довести ситуацию до абсурда.

Но, допустим, такой законопроект (для всех!) принят. Нам ведь еще надо подписать с той страной, где будет проходить лечение определенное соглашение. Ведь речь идет об осужденном лице! Поэтому такой человек не может пребывать в таких условиях, чтобы, например, разгуливать по магазинам да ресторанам. Должны быть определенные ограничения. Это, во-первых.

Во-вторых, возникает вопрос: а кто будет наблюдать за тем, выполняются ли правила на практике? Наверное, соответствующая служба Германии. И она не может действовать по иным правилам, нежели таковым, которые установлены в отношении своих же граждан.

То есть, есть много нюансов и необходимо все четко урегулировать и адаптировать. Но о чем свидетельствует желание лечиться заграницей? О том, что Украина является для нее чужой страной. Вот он – "патриотизм". А некоторые деятели ещё и проводили параллели, мол, Юлия Тимошенко – это украинский Мандела. Ага, сейчас… Мандела сидел в таких же условиях, как и его все собратья, переносил все тяжести и лечился не заграницей, а у себя в стране. В нашем же случае вопрос состоит не в лечении, а в попытке избежать наказания по нескольким уголовным делам.

Вы говорите о ЕЭСУ и деле Щербаня, верно?

Именно. Сегодня всем очевидно, что желания идти в суд и давать пояснения у Тимошенко как не было, так и нет. Заявления о том, что ее не пускают в суд, выглядят цинично. Мы готовы были создать спецкомиссию, чтобы под контролем депутатов она поехала в суд. Но не хотят же они этого!