УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто решил давить на газ?

Кто решил давить на газ?

Не оминула чаша сия и НАК «Нефтегаз Украины» - одного из успешно работающих доноров государственного бюджета.

Стоит ли сомневаться, что от успешной работы «Нефтегаза» зависит не только тепло в домах украинцев, но и стабильная работа практически всех стратегически важных украинских предприятий. Именно поэтому против НАК «Нефтегаз Украины» то и дело организовываются масштабные информационные кампании. Работающие с российским «Газпромом» украинские пиарщики неоднократно похвалялись своими акциями, направленными на первый взгляд против руководства «Нефтегаза», а по сути – против национальных интересов Украины.

Практически сразу после назначения 3 марта 2005 года указом президента Виктора Ющенко главой НАК «Нефтегаз Украины» Алексея Ивченко против крупнейшей по объемам валового дохода, экспорта, импорта, капиталовложений компании Украины (100% акций которой, напомню, принадлежит государству) была развернута беспрецедентная компания по критике работы НАК. Самое большее, на что сподобились критики «Нефтегаза» - обвинения в непрофессионализме и национализме, ведь Ивченко, как известно, возглавляет Конгресс украинских националистов. Правда, далеко не все знают, что Алексей Григорьевич еще в 1998 году принимал непосредственное участие в разработке устава НАК «Нефтегаза Украины» и прекрасно знает топливно-энергетическую сферу страны и всего постсоветского пространства изнутри. Особенно абсурдно звучало обвинение в том, что на переговорах с представителями «Гапрома» делегация «Нефтегаза» потребовала переводчика с русского на украинский. Дело в том, что в вопросах поставок газа в Украину предшественники Ивченко так долго говорили на одном языке с «газпромовцами», что переломить ситуацию можно было разве что таким радикальным решением. Кстати, не следует забывать, что положение дел в «Газпроме» является предметом особо пристального внимания российского президента Владимира Путина, которому после окончания второй каденции прочат пост руководителя крупнейшей газовой монополии мира. Поэтому от эффективности переговорного процесса в исполнении представителей «Нефтегаза Украины» сегодня во многом зависит и будущее российско-украинских отношений.

Надо сказать, что в гигантском газпромовском «карандаше» уже привыкли считать позицию «Нефтегаза» традиционно уступчивой и даже последовательно проигрышной. Поэтому-то четкая позиция Ивченко о невозможности переуступки даже минимальной части газотранспортной системы Украины частному лицу или другому государству вызвала довольно резкую реакцию. Однако от этого председатель НАК «Нефтегаз Украины» не изменил своих взглядов – он по-прежнему считает, что для поддержания одной из лучших в мире газотранспортных систем не нужны внешние инвестиции, и она должна на 100% принадлежать государству Украина.

Так что нет ничего удивительного в том, что уже в июне 2005 года российские и украинские СМИ подхватили заботливо сформированный мессидж о том, что из подземных хранилищ в Украине пропали почти 8 миллиардов кубометров природного газа. Эта «утка» была рассчитана на дилетантов – хорошо известно, что в ПХГ на территории Украины всегда находится необходимый для поддержания бесперебойного транзита газа в Западную Европу объем «голубого топлива». Российская сторона одной рукой инспирировала критику «Газпрома», другой – 13 июня зампред «Газпрома» Александр Рязанов, ответственный за переговоры с Украиной, подписал протокол об отсутствии претензий к украинской стороне, поскольку 7,79 миллиарда кубометров газа были найдены в украинских хранилищах целыми и невредимыми.

Еще одна традиционная претензия, выдвигаемая «Нефтегазу», - неудачные переговоры с Туркменистаном, якобы проваленные руководством НАК. Однако при этом все почему-то забывают, что поставки туркменского газа в нашу страну ни на минуту не прекращаются, а отопительный сезон в Украине ни на секунду не прекращаются. Во время последнего визита украинской делегации во главе с Алексеем Ивченко в Ашхабад достигнута договоренность, позволяющая государственному бюджету сэкономить порядка 30 миллионов долларов на оплате поставок газа «живыми» деньгами. Ивченко неплохо просчитал психологию Сапармурата Ниязова, ведь именно Туркменбаши является главным газовиком (и не только) в своей стране. Ивченко на словах иногда поступается давлению Туркменбаши, но никогда не отдает национальные интересы. Как бы тяжело (на словах) не шел украинско-туркменский диалог о поставках газа, его транспортировка в Украину не останавливается ни на минуту. У нас почему-то забывают, что Украина в качестве потребителя газа выгодна Ашхабаду в его сложных экономических переговорах Москвой. По крайней мере, уже сегодня все желающие могут убедиться, что необходимые для обеспечения отопительного сезона объемы природного газа аккумулированы в хранилищах. Неудивительно, что министр топлива и энергетики Иван Плачков, которому еще до поездки Ивченко в Ашхабад звонили с «благими вестями» о срыве переговоров с Тукрменистаном, оценил работу делегации «Нефтегаза» на «отлично».

Стоит напомнить и о социальной функции «Нефтегаза». Именно в руках НАК и ее дочерней компании «Газ – тепло» находится судьба всех крупнейших предприятий и городов страны, однако «игра на газовом вентиле» в политических целях невозможна – это позиция неоднократно заявлена и обозначена самим Алексеем Ивченко. Сегодня компания говорит о необходимости постепенно поднять тарифы на использование газа, которые не менялись на протяжении 7(!) лет. В этом НАК «Нефтегаз Украины» поддерживают даже ее критики и оппоненты. Практически все эксперты, исследующие проблемы газового рынка, признают – такое повышение будет безболезненным для потребителя, но спасительным для компании, позволяющим ей тратить необходимые средства на модернизацию системы поставок и распределения газа.

Нужно отметить, что именно «Нефтегаз» стал опорой Кабинета Министров во время бензинового кризиса весной 2005 года. Заправки контролирующего порядка 30% рынка НАК «Нефтегаз Украины» продавали топливо по согласованным с правительством ценам, компания также несла на себе львиную долю поставок дизельного топлива аграриям в разгар посевной.

В цивилизованном мире показателем успеха компании считают ее работу в период политических кризисов. В данном случае смена правительства не повлияла на наполнение НАКом государственного бюджета - за 9 месяцев 2005 года «Нефтегаз» перечислил в казну 8 миллиардов гривен, вдвое больше, чем за аналогичный период минувшего года. Не оправдались и апокалиптические прогнозы о «бензиновом кризисе» весной 2005 года. Значительный интерес к пока наполовину заполненным подземным хранилищам газа проявляет всемирно известная компания «Газ де Франс», стремящаяся активнее присутствовать на рынках Восточной Европы. Нужны ли иные доказательства эффективности его работы? Вопрос, как представляется, риторический.