УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Задачка для правительства. Чему учат в высшей школе и кому это надо?

Задачка для правительства. Чему учат в высшей школе и кому это надо?

Те, кто знаком с лексиконом и вообще произношением Татьяны Засухи, были, наверняка, поражены новостью о наличии у нее такой высокой научной степени. Впрочем, изумление неискушенных телезрителей возрастало тем больше, чем дольше они вслушивались в слова героини телепередачи.

Видео дня

Оказывается, она и не скрывает, что любит употреблять в своем бизнес-общении (и, наверное, не только) «крепкие» слова. Нам доподлинно неизвестно, была ли посвящена «успешности» применения нецензурных оборотов для бизнеса лишь глава докторской диссертации Татьяны Засухи или целый раздел. Но можем точно сказать, что у нее много сторонников в части использования такой методики. Вспомните господина Кучму и его разговоры с Азаровым, Януковичем и прочими бывшими вельможами, о которых миру стало известно из пленок майора Мельниченко.

Но мы сейчас не о том. Обратите внимание, как любят многие люди, откровенно не блещущие ни знаниями, ни интеллектом вообще, всякие научные степени и звания. Тот же Янукович. Вся страна покатывалась от смеха, читая рукотворные шедевры безграмотности этого «проффесора», занимавшего пост премьер-министра и претендующего на президентский портфель. А сколько еще у нас всяких «академиков», «членов-корреспондентов», «докторов и кандидатов наук» и т.д., и т.п.? Все они имеют также дипломы об окончании различных респектабельных вузов. Сегодняшняя система образования в Украине все это позволяет.

Транслировавшийся недавно четырьмя украинскими каналами телемост между Президентом и студентами Киевского, Донецкого и Львовского университетов в первую очередь запомнился, конечно, остротой и даже резкостью некоторых вопросов. Они касались политики. Но было также много вопросов и ответов на них Виктора Ющенко относительно известных всем украинцам проблем в системе образования вообще. И эта телепередача, и телеоткровения Засухи заставляют нас в который раз задуматься о существующих «негараздах»  в системе образования государства.

Качество образования

Ситуация первая. Вы купили продукт, на упаковке указан вес – 1 кг.  Домашнее взвешивание показало - всего полкило. Обман. Можно судиться. С производителем. Ситуация вторая. Вы - работодатель, перед вами дипломированный выпускник ВУЗа. Вы приготовили  вопросы по разным предметам, которые изучались в этом ВУЗе на протяжении пяти лет. Ни на один ваш вопрос не последовало ни единого удовлетворительного ответа. Обман. Можно судиться?.. С кем?

С начала учебного года в стране как-то затихло обсуждение узких мест в системе образования. Летом же, в период вступительных экзаменов, - наоборот, наблюдался всплеск телерепортажей, особенно о взяточничестве в системе образования, о создании различных  структур для борьбы с этим явлением, о призывах тогда еще нового министра взятки не давать и т.п. Казалось бы, кто может быть против (не давать взятки)?  Нужно немного подумать… В качестве разминки, чтобы хорошо думалось и для нашей последующей аргументации, хотим предложить читающему сейчас эти строки небольшую задачку по математике за 7-й класс. Попробуйте решить простенькое квадратное уравнение:  Х^2 - 3Х - 4=0

Не волнуйтесь, для решения такой задачи нужно всего 20-30 секунд. Если вы немного подзабыли, то даем вам еще пару минут, чтобы вспомнить. Не получается? К сожалению, вам двойка. Но не спешите расстраиваться,  мы  подскажем способ немного успокоиться.  У  вас есть знакомые учителя? Любые – младших классов, по биологии, географии, иностранному языку, истории, украинскому или русскому языку и литературе и т. д. Кроме преподавателей математики средних и старших классов. Желательно человек десять. Если знакомых учителей столько нет, то подойдут врачи, экономисты, юристы, офицеры армии и милиции, журналисты, чиновники, преподаватели институтов и т.п. Все они хорошо учились в школе, потом поступили в ВУЗы, окончили их, успешно трудятся. Попросите их при встрече или по телефону ненавязчиво, чтобы не вызвать подозрения, решить вам эту задачку – мол, хотите помочь сынишке-школьнику, да подзабыли…

Результат исследования успокоит ваше задетое самолюбие. Он будет таков: из десяти педагогов уравнение вряд ли решит хоть один человек, из десяти прочих гуманитариев с в/о не решит ни один - наверняка. Вы скажете, почему мы не берем «в разработку» никого с высшим техническим образованием? А это на закуску. Сама идея предложить вам поупражняться со школьным уравнением была подсказана нам рассказом одного нашего приятеля. Он как-то со смехом поведал о конкретном случае из его жизни. Процедура проверки «технарей» на способность решить подобное уравнение однажды была реально проведена, правда, это было еще в начале 90-х прошлого века. Но это не важно.

В  кабинете конструкторского бюро на большом промышленном предприятии располагалось около 30 столов. Два молодых инженера (один из этого же бюро, второй из соседнего технологического) с серьезным видом обошли около двадцати находившихся на тот момент в кабинете инженеров-конструкторов третьей, второй и первой категорий с просьбой помочь решить подобное квадратное уравнение. Объективности ради наш рассказчик пояснил, что не все из опрошенных имели высшее образование - несколько человек закончили лишь техникумы (что не освобождает от компетентности в данном конкретном случае), и большинство конструкторов составляли женщины.  Все выслушали просьбу, всмотрелись в листик с уравнением, но взялись попробовать решить лишь двое. И не решили. Большинство же с улыбкой, но откровенно,  говорили, что уже ничего такого не помнят.

Идея  проведения этого мероприятия возникла после того, как накануне, при встрече,   молодые люди вспоминали свои  институтские годы (оба получили образование в крупных технических ВУЗах), различные приколы студенческих времен. Первый рассказал случай, когда на четвертом курсе, вдруг выяснилось, что одна студентка не знает, как вычислить объем комнаты, если известны ее длина, ширина и высота. Второй вспомнил о подобной истории, как ему домой позвонила девушка одногрупница (это было на третьем курсе), чтоб уточнить, равняется ли радиус окружности диаметру, деленному пополам. Обе эти девушки окончили институты и были устроены на работу по специальности.

Приведенная история, как и ее подробности, абсолютно достоверны. Казусы с теми девушками студентками - это уже, конечно, чересчур. Но это с одной стороны. А посмотрим еще с другой. Кто-нибудь помнит таблицу интегралов и производные функций? Высшая математика. А теорему трех моментов по сопромату? Подавляющее большинство бывших выпускников вам скажут, что из полученных в институте знаний в работе реально пригодятся лишь процентов 5, ну 10... Из школьных дисциплин в жизни не понадобится тоже очень многое. Вспомните головную боль от синусов-косинусов, формулы по физике и химии, формы склонения и правила грамматики по языку… Что из этого может пригодиться человеку, который не собирается поступать в институт? Зачем же тогда все корпенья?

Ответ, похожий на убедительный, можно с натяжкой принять лишь в отношении школы. Изучать школьные предметы нужно не только, а возможно, и не столько  для общего развития и закладки фундамента для дальнейшего обучения, но и просто для тренировки работы мозга растущего детского организма. Так же, как зарядка для мышц. Кроме того, процесс школьного обучения  способствует становлению работоспособности детей, самодисциплины, характера вообще.

А вот списывать вузовское образование на необходимость поддержки мозгового тонуса представляется неоправданной роскошью, тем более для бедных стран.

Высшее образование в Украине

Что сегодня собой представляет высшая школа в Украине, знают или догадываются многие. Приведем мнение какого-нибудь авторитетного специалиста. Вот, например, что говорит об этом Р.Крижановский, ректор Христианского гуманитарно-экономического открытого университета, академик, доктор экономических наук, профессор и прочая: «Низкое качество образования и несоответствие западным стандартам. Существующая система высшего образования по-прежнему антирыночная, негибкая, медленно реагирует на потребности государства. Как и в советские времена, большинство студентов учатся для того, чтобы получить «корочки», а сейчас – пластиковую карточку диплома. Главное – «бумажка», а не знания. Поэтому в ВУЗах процветает коррупция, оценки и зачеты покупаются и продаются».

Добавить к этому почти нечего. Разве что выделить:  все это относится как к  платной, так и к бесплатной бюджетной сфере, но к первой – особенно.

Проблемы в образовании  - особенно в высшем - давно набили в Украине оскомину. И в самое ближайшее время они обострятся еще больше. В уже начавшемся и в следующем учебных  годах на себе это испытают техникумы и училища. Общеобразовательные школы, выпускавшие в прошлом по четыре девятых класса, нынче выпустили лишь 3, выпускавшие по 3 класса – теперь только 2. Наконец-то «добрался» рывок резкого снижения рождаемости начала 90-ых прошлого века. Соответственно, через два года это ощутят ВУЗы. Всем известно, что  сейчас соискателей высшего образования и заведений, удовлетворяющих такой спрос, чрезмерно много. Количество ВУЗов, а также их филиалов, растет ежегодно. А вот подходящей клиентуры скоро резко поубавится. Если ничего не изменится, то уровень завтрашних выпускников высших учебных заведений по сравнению  даже с сегодняшними  упадет очень заметно. Ведь брать в ВУЗы будут всех подряд, чтобы заполнить имеемые места.

Лже-дипломы и их последствия

Проблемы нужно решать срочно, и, возможно, не на уровне министерства образования, а выше. Имеет ли вообще значение уровень знаний выпускников высшей школы? Да, определенное. Хочется вспомнить в качестве примера период галопирующей инфляции в первые годы независимой Украины. Президент Кравчук по три-четыре раза в год подписывал законы о повышении зарплат, пенсий и социальных выплат – в разы!!! Запуская тем самым печатный денежный станок. Инфляция исчислялась пятизначными числами процентов в год. Все это делали наши правители, образованные люди, во главе с президентом, имеющим высшее экономическое (финансовое) образование. И ведь Украина не была первооткрывателем гиперинфляции. Эти вопросы рассматривались  в  учебных экономических программах институтов СССР,  на эту тему были написаны тысячи  статей и диссертаций  экономистами разных стран.

Тогдашние правители не только плохо учились в институтах (мы говорим не об оценках), они не читали и лучших мировых классиков прозы. Например, у Ремарка они бы нашли подробное описание бедствий в Германии 20-х годов прошлого столетия, когда рабочим на заводах зарплату выдавали два раза в день и при этом отпускали на час, чтобы люди могли что-то купить, пока не выросли цены. Стоимость бутылки шампанского исчислялась в миллиардах марок…

В Украине к 1994 году все граждане, включая пенсионеров, сделались миллионерами. Сбережения людей в Сбербанке пропали. Ладно бы только денежные вклады украинского населения. Но ведь инфляция за два года полностью «выкосила» оборотные средства всех предприятий. Промышленность тогда легла, и полностью не встала по сей день. А ведь в России, странах Прибалтики справились с этой проблемой легче и быстрей. Кстати, если по вине, например, конструктора разобьется самолет или произойдет какая-то авария, ему придется отвечать за ошибку. А вот виновников гиперинфляции в Украине такая участь, похоже, не ждет. Хотя есть подписи конкретных людей под конкретными документами, ставшими причиной этой инфляции!

Теперь возьмем более свежий пример. Вспомните, как осенью 2004 года тогдашний премьер Янукович возжелал резко (в аккурат перед выборами) осчастливить всех украинских пенсионеров. Им было решено, что все подряд пенсионеры должны получать пенсии с доплатами по 284 грн. на человека. И все тут. Делались ли тогдашним премьером какие-то расчеты? Соотношение пенсий и зарплат, возможности Пенсионного фонда и госбюджета? Даже не мечтайте! Ведь для этого нужно хоть что-то знать и понимать. А с этим у «проффесора» туго.

Благодаря такому вот «научному подходу» Януковича страна оказалась перед кризисом в системе пенсионных выплат. Понижать размеры пенсий новые правительства не имели права. Наоборот, они обязаны как минимум их индексировать в сторону увеличения. Бюджету 2006 года последствия таких шалостей Януковича обойдутся в 22 млрд. грн. И путей выхода из этого кризиса пока не наблюдается.

Таких примеров - множество. Вспомните многочисленные законы по налогам и министерские инструкции к ним, особенно в первые годы независимости. Сотни арифметических ошибок и нестыковок. А шедевральность последнего пенсионного закона, начавшего действовать с 2004 года? Закон, насыщенный многочисленными - сложными на вид и малограмотными по сути - математическими формулами для начисления пенсий. И это - для пожилых людей, пенсионеров?.. Даже не хочется фантазировать на тему возможных последствий для страны в случае прихода к власти «профессоров» и «докторов»…

Учим то, не знаем что

С другой стороны, совершенно очевидно, что большое количество дисциплин, или их разделов, не  нужны выпускникам ВУЗов для их дальнейшей профессиональной деятельности. Уже упоминаемые нами таблицы интегралов  и  теорема трех моментов ни разу в жизни не понадобятся  95% людей, изучавших их в свое время. Если не больше. Зачем они нужны учителю, врачу, экономисту или чиновнику? Они также не пригодятся  заводскому инженеру (о конструкторах мы уже рассказывали), тем более руководителю производственного звена или предприятия, начальнику главка или министру.

К слову, о министрах.  Еще раз вернемся к квадратному уравнению. Предположим, с приходом после мартовских выборов нового правительства, в Кабмине возобновятся традиции проведения общественных мероприятий, как это организовывал в первом полугодии Николай Томенко, бывший вице-премьер. Глава нового правительства вызывает к себе всех министров и их заместителей. Рассаживает за столами и предлагает каждому решить наше уравнение.

Ведь часто, например, шутят о необходимости пробежек и подтягиваний для генералов - тест на физическую пригодность офицеров. А для  чиновников могут быть какие-то тесты для проверки интеллекта. Если кто-то из министров (сегодняшних) сейчас на нас обидится и скажет, что он бы легко  решил это уравнение, мы готовы принести извинение, но при одном условии - мы дадим  ему при свидетелях, еще одно какое-нибудь очень небольшое  и несложное задание, тоже из школьной программы не старших классов. Скажем, задачку  по математике за 6-й класс (или по геометрии, с решением, например, по теореме косинусов), или предложим сделать синтаксический разбор предложения, или это же предложение попросим письменно перевести на тот иностранный язык, который министр изучал в школе и институте. С нашим правом последующего обнародования ошибок. Дело в том, что несколько человек из ста сумеют таки решить квадратное уравнение. Как исключение. Зато они не сумеют многого другого. Извинения от нас, наверняка, не понадобятся.

Это, конечно, шутка. Хотя и с долей правды. А вот у сегодняшней ситуации в образовании ничего общего с юмором нет. Что мы имеем? Во-первых. Еще во времена Советского Союза в ВУЗы поступали много слабых и очень слабых учащихся средних школ. Становясь никудышными студентами, они не могли по объективным причинам  - из-за невысоких умственных способностей - освоить большую часть предлагаемых знаний. Слабых и очень слабых студентов было большинство во многих ВУЗах еще в те времена, когда образование было только бесплатным,  и существовала  конкурсная основа (правда, плохо действующая) отбора претендентов на высшее образование. С момента появления платной формы обучения процент такого электората вырос еще больше.

Ни для кого не секрет, что собой представляют знания подавляющего большинства выпускников платных институтов-университетов. Об этом знают или, как минимум, догадываются все. И чиновники минобразования, радеющие о «глубоких знаниях», и папы с мамами, изрядно поиздержавшиеся на высшее образование деток, и сами дипломированные чада. Но они с одной стороны баррикад, поэтому помалкивают. А статистика фиксирует увеличение в государстве числа юристов, экономистов, международников, педагогов и прочих «специалистов».

В наше время, когда количество молодежи существенно сокращается из-за демографических процессов, соотношение в уровнях интеллектуальных способностей студентов практически выравнивается со средними статистическими значениями таких параметров для всего населения. Исследователями приводятся различные цифры таких показателей, но общая оценка известна и всем понятна: людей (детей) с высокими способностями мышления в процентном отношении к  «туго соображающим» - немного. Один-два, максимум - три человека из десяти. Только такой процент сегодняшних студентов способен освоить «глубокие знания», предполагаемые высшей школой.  То есть для большинства студентов пятилетнее обучение – пустая трата времени («просиживание штанов»), большая часть знаний для их способностей недоступна.

Во-вторых, для той меньшей части студентов, которые пригодны к получению знаний и освоят их в ВУЗах с хорошим уровнем преподавания, значительная часть этих знаний не понадобится им для дальнейшей профессиональной деятельности. Вчерашний выпускник, заступив на свою первую работу, делает то, чему его в ВУЗе не учили, или то, что учили делать не так, как «нужно». То есть, как и в первом случае, многолетний образовательный процесс станет для них, по большей части,  напрасной тратой  времени, хотя и без «просиживания штанов». 

Маємо те, що маємо

Вот такой парадокс. И такова реальная ситуация в системе образования Украины сегодня. Зная об этом, как-то не тянет вести дискуссии о каких-то Болонских процессах и т.п. Правильней, наверное, будет говорить о возможностях выхода из имеемого тупика. В Украине сегодня больше обладателей дипломов юристов и экономистов на душу населения, чем в любой другой стране мира.  Домохозяйки-юристы и таксисты-экономисты теснят инженеров-челноков и педагогов-реализаторов! Совершенно очевидно, страна не нуждается в таком большом количестве людей с высшим образованием. Вывод лежит на поверхности: нужно сокращать набор в ВУЗах как в государственных, так и в частных, и количество самих ВУЗов, или их филиалов. Только это внесет элемент конкуренции среди поступающих, без чего невозможен гарантированный высокий образовательный уровень выпускников.

                                                                                                                                                               Но ведь такое противоречит программе любого политика, да еще  вызовет возмущение и активное противодействие хозяев «кормушек» от образования! Другой подход также возможен. Если уж никак нельзя не уважить молодых людей, а особенно их родителей, мечтающих о дипломах, то тогда нужно предусмотреть сокращенные курсы обучения в ВУЗах – скажем, два-три года – с  выдачей вожделенных документов о высшем образовании. Для любителей «непонятки» и экзотики в этом случае будет уместным применение званий бакалавров, магистров и т.п., в чем мы уже преуспели. А вот последующее углубленное обучение нужно проводить только на жесткой конкурсной основе,  для гораздо меньшего количества студентов, в соответствии с реальными потребностями государства. Во многих развитых странах мира уже давно оценили эффект глубокой специализации, с индивидуальным подбором образовательных дисциплин. К тому же, это, возможно, позволит сократить бюджетные расходы.

Мы затронули лишь часть проблемных сторон. Но они очень важные, а намерения по их разрешению в нашей стране пока даже не просматриваются.  В завершение можно было бы назвать ответы решения упоминаемого уравнения. Но это точно не имеет никакого значения, в отличие от затрагиваемых нами вопросов.