Как выиграть миллион?

Коллекционер лотерейных билетов с многолетним стажем этого не знает
Уж не знаю, почему, но нас приняли за везунчиков.
«За выигрышем пришли?» — спросила миловидная девушка на проходной в офис «Украинской национальной лотереи». Увидев удостоверения корреспондентов, указала в сторону лифта.
Как оказалось, нечаянные миллионеры здесь совсем не редкость. По словам Елены Ручко, бренд-менеджера этого всеукраинского оператора, джек-пот «срывают» примерно раз в 2 месяца. В последний раз счастливчиком оказался житель Черновцов, выигравший в «6 из 49» 8 млн 100 тыс. грн. Причем в его игровой практике это уже второй, случай! Примечательно, что в стенах «Украинской лотереи» баловни судьбы не падают в обморок и не сходят с ума от свалившегося счастья. Деньги увозят спокойно, по-деловому, иногда с нанятой охраной.
«Как правило, за призами к нам приходят люди с солидным игровым опытом, — говорит Елена. — Бывают здесь и новички, но не более 20% от общего числа призеров.
Как же выиграть миллион? С таким животрепещущим вопросом мы обратились к Михаилу Гайдуку, коллекционеру, располагающему, пожалуй, самым богатым собранием лотерейных билетов в Украине.
— Вынужден вас огорчить, но в лотерею еще при Советском Союзе я выиграл 3 рубля, и на этом мой игровой опыт исчерпался. Я исследователь, а не игрок.
Михаил Степанович в прошлом — военнослужащий, ныне на пенсии. Лотерейные билеты начал коллекционировать из-за их уникальности и способности передавать достоверную информацию об эпохе, в которую они были выпущены.
— Считается, что лотерея появилась в Европе в XV веке. Сначала в Голландии, затем в Италии, Франции и Германии. В XVIII веке она появилась в России. Сначала «счастливые билетики» разыгрывались среди придворных в качестве развлечения, в дальнейшем государство поставило лотерею на службу отечеству. В 1829 г. правительство установило 5-процентный сбор с сумм, на которые устраивается лотерея, с целью сбора средств в помощь пострадавшим... от лотереи. Дело в том, что новомодное увлечение настолько распаляло азарт дворян, что они умудрялись проигрываться в пух и прах, заставляя свои имения. Был даже издан указ, согласно которому «лотереи могут быть дозволены нечасто и лишь в особых случаях для помощи людям, коим нельзя в их нуждах сделать иного пособия».
И свою задачу по сбору благотворительных средств лотерея успешно выполняла. На собранные у населения деньги строились приюты, велась борьба с голодом и неурожаем. Гарантом выполнения взятых государством обязательств часто выступали сам царь и члены его семьи. Они же обеспечивали призовой фонд ценными выигрышами. При Николае II можно было выиграть драгоценное колье с бриллиантами, изделия из золота и серебра работы известных мастеров или, скажем, пару верховых лошадей.
Кстати, о призах. Чего только стоит лотерейка 1922 г. стоимостью в три куриных яйца, на которую можно было выиграть топор, вилы или живого козла, а если повезет — сноповязалку, по тем временам вещи весьма «дефицитные», дававшие людям чуть ли ни единственную возможность выжить.
А в 1933 г. лотерея ОЗЕТ (общества земельного устройства трудящихся евреев.—Прим. авт.) давала возможность двоим счастливчикам выехать на пару месяцев в Биробиджан, и еще 10 выигравших могли насладиться морским путешествием в Западную Европу.
Это уже потом, в застойные годы, лотерейные билеты давали на сдачу в магазине или выдавали как часть зарплаты. Кстати добровольно-принудительный характер распространения был отмечен еще при благотворительном сборе на постройку Прилукской гимназии в 1876 г. Градоначальнику высочайшим указом «рекомендовали» реализовать лотерейные билеты среди населения, в противном случае... приобрести их самому.
Наиболее массово, что называется нарасхват, лотерейные билеты продавались во время войны. Скажем, ОСОАВИАХИМ в 1941 г. распространил их 70 млн штук. Художественное оформление не оставляло сомнений в необходимости сбора средств: «Боец! На мушку гадину лови! Штыком коли! Гранатой рви — любой ценой останови!». Пожертвования помогли сформировать 31б-ю мотострелковую дивизию генерала Панфилова, остановившую немцев под Москвой. Тогда о выигрыше в виде каракулевого пальто вряд ли кто из участников задумывался всерьез.
«В современной Украине нет благотворительных лотерей, — с сожалением отметил Михаил Гайдук. — Если и разыгрываются какие-нибудь мгновенные, то об адресности собранных средств, есть о том, кому, когда и в каком количестве они будут переданы, фактически ничего не известно. А ведь при помощи лотереи всегда можно собрать средства для решения, возможно, небольшой, но актуальной для общества проблемы.
А ведь и правда, почему бы не выпустить государственную лотерею на закупку, допустим, аппаратуры слежения за движением автотранспорта, коль уж ГАИ собираються упразднить? Или, скажем, строительства колонии для беспризорных в Конче-Заспе? Почему бы не выпустить лотерею, посвященную оранжевой революции? Пока не знаю, на что можно было бы пустить деньги от такой акции (помощь жертвам? награждение участников?), но точно знаю — такой лотерейный билет много рассказал бы потомкам о нас с вами.
Юрий ПОЛИЩУК, «ВВ»