Прокурорский пилотаж после скныливской трагедии

В феврале Верховный Суд Украины расставит все точки над «і» в уголовном деле о скныливской авиакатастрофе, произошедшей 27 июля 2002 года на окраине Львова. Однако следственные материалы о группе высокопоставленных авиаторов так и не дошли до суда. Об этом позаботилась Генеральная прокуратура. Одним росчерком пера она выделила в отдельное производство, направив на доследование, уголовное дело в отношении тогдашнего главкома ВВС генерал-полковника Виктора Стрельникова, его заместителя генерал-лейтенанта Александра Волошенко, заместителя начальника боевой подготовки Главного командования ВВС Украины генерал-майора Владимира Алексеева, командующего 14-м авиакорпусом генерал-лейтенанта Сергея Онищенко.

Летом 2002 года, накануне празднования 60-й годовщины 14-го авиакорпуса украинских ВВС, кто-то из генералов обронил крылатую фразу: «В бой идут одни «старики». Так оно и было. 27 июля 2002-го на Львов «пошли» одни «старики» - полковники Владимир Топонарь и Юрий Егоров. В тот день на аэродроме Озерное (Житомирская область) именно эти парни – лучшие из лучших – сели в кабину истребителя Су-27 УБ с бортовым номером 42 и взмыли в небо, взяв курс на Львов.

Да-да, полетели как раз асы, для которых огромное небо было «одно на двоих». Помните, как в той песне: «…Летали, дружили… До звезд дотянутся рукою могли»... Вот, к примеру, командир авиазвена летно-испытательной эскадрильи в/ч А-0207 Владимир Анатольевич Топонарь. Летчик-испытатель первого класса. 30 лет в армии. Начиная с 1996 года, в составе пилотажной группы «Украинские соколы» участвовал в различных авиационных шоу в Чехии, Великобритании, Турции, не считая восьми или девяти показательных полетов такого же характера в родной стране.

А Егоров? Тоже летчик высочайшего уровня. Уже одна его должность говорит о многом – Юрий Николаевич был председателем классификационной комиссии – главным инспектором летчиков Главного командования ВВС Вооруженных Сил Украины.

…27 июля 2002 года около 12.45 соколы подлетели к месту назначения – аэродрому Скнылив, и над головами сотен зрителей стали крутить здесь фигуры высшего пилотажа.

И докрутились! «Сушка» неожиданно вошла в крутое пике и… рухнула на землю. Самолет в одночасье проутюжил мирных людей. Страшный взрыв. Огромное пламя. Тогда погибли 77 человек, из них 28 - несовершеннолетних. Почти тремстам зрителям были причинены телесные повреждения.

Как же теперь им, нашим прославленным соколам, «старикам», жить с ЭТИМ? (Они-то ведь остались целы и невредимы.) С ЭТОЙ тяжелейшей и непростительной ошибкой. С ЭТИМ позором? Спустя два года, во время суда, Юрий Егоров выскажет сожаление, что тогда, в небе над Скныливом, он дернул рычаг катапульты. Лучше бы не делал этого. Но неужели стало бы кому-то легче, если бы в могиле, посреди тишины, лежали «отличные парни отличной страны»?

Как знать. Может быть, и стало бы кому-то легче. Ведь понятно, что при таком печальном исходе командир экипажа того самого злополучного Су-27 никогда бы не потребовал, чтобы на скамье подсудимых, рядом с ним, появилась четверка генералов. А так… Топонарь уже в самом начале судебного процесса заявил, чтобы вместе с ним ответ перед законом держали и Виктор Стрельников, и Александр Волошенко, и Владимир Алексеев, и Сергей Онищенко.

Листаю журналистский блокнот. Ноябрь 2004 года. Военный апелляционный суд Центрального региона Украины. Первое (предварительное) заседание по делу скныливской трагедии. В зал входит худощавый Владимир Топонарь. На нем теплый свитер, джинсы. В руках держит вместительных размеров кейс. Присел. И не знает куда руки девать: то возьмет их за спину, то сложит на груди… Переживает. Периодически о чем-то шепчется со своей супругой Ириной (она же – его защитник на процессе). Взгляд, как мне показалось, у Топонаря добрый, хотя, наверное, обида терзает душу за то, что отдали «под трибунал». Он – в полном недоумении, что на скамье подсудимых нет главкома Военно-Воздушных Сил, других генералов.

Неподалеку от Топонаря свое место занял Юрий Егоров. Переживания тоже рвут на части его душу. Егоров молчаливый. Говорит неохотно. Защищается сам, без адвоката. В перерыве судебного заседания сказал мне, что после 27 июля 2002 года его жизнь изменилась на 180 градусов. Мол, до катастрофы – это одна история жизни, а после – совершенно другая.

Конечно, прав Егоров на все сто. Для шестерых обвиняемых, а потом – подсудимых после скныливской трагедии наступила иная жизнь, которую ни вычеркнуть, ни заретушировать. У каждого из них, очевидно, все эти долгие месяцы следствия в душе бился вопрос: посадят или не посадят?

Увы, суд не мог уважить просьбу Топонаря разбирать также и «генеральское дело», поскольку принятие такого решения не входило в его компетенцию (Фемида рассматривает только то, что указано в обвинительном заключении, выйти за эти рамки, как это было раньше, ей нынче закон не велит). Это может сделать только Генеральная прокуратура. А она, к удивлению многих, почему-то решила, что со слушанием в суде так называемого «генеральского дела» можно и повременить. И одним росчерком пера выделила в отдельное производство, направив на доследование, уголовное дело в отношении тогдашнего главкома ВВС генерал-полковника Виктора Стрельникова, его заместителя генерал-лейтенанта Александра Волошенко, заместителя начальника боевой подготовки Главного командования ВВС Украины генерал-майора Владимира Алексеева, командующего 14-м авиакорпусом генерал-лейтенанта Сергея Онищенко.

Представители общественности, а также многие львовяне, потерявшие своих близких на Скныливском аэродроме, не преминули отреагировать на эту, более чем странную, фигуру прокурорского пилотажа. В частности заявили, что стражи закона таким вот образом выводят из-под «огня» группу высокопоставленных генералов во главе со Стрельниковым. Поступи прокуратура иначе – и тогда суду обязательно пришлось бы давать правовую оценку генералам от авиации. Многие уверены, что такая оценка крайне нужна. Смею напомнить слова французского писателя Эмиля Золя: «Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути».

Давайте кратко проанализируем, в каких условиях проходила подготовка к проведению того самого смертельного скныливского авиашоу, что этому предшествовало, как вели себя некоторые действующие лица.

Итак, летом 2002-го года во Львове готовились к празднику – 60-й годовщине со дня создания 14-го авиакорпуса. Но перед этим, как и полагается, хозяин сего мероприятия – командующий 14-м корпусом генерал-лейтенант Сергей Онищенко – попросил главкома ВВС Виктора Стрельникова дать «добро» на проведение, кроме всего прочего, еще и авиационно-спортивного шоу с выполнением демонстрационных полетов истребителей Су-27 УБ и МиГ-29. Поскольку в 14-м корпусе не было летчиков-пилотажников, выполняющих фигуры на «сушках» и «мигах», то генерал Онищенко надеялся, что двух асов ему выделят из других полков.

Стрельников уважил просьбу Онищенко. Он приказал своему заместителю Александру Волошенко «согласовать все вопросы». Что это за «вопросы»? Генерал Волошенко должен был выяснить, есть ли подготовленные летчики, какая техника будет продемонстрирована зрителям и так далее. Кроме того, главком обязал его «поставить задачу» подчиненным.

Что происходит дальше? Где-то за неделю до трагедии Стрельников поинтересовался, как же выполняются его указания. Поскольку Александр Волошенко находился в командировке, доклад «наверх» пришлось делать заместителю начальника боевой подготовки Главного командования ВВС Украины генерал-майору Владимиру Алексееву. Открыв обвинительное заключение, прочитаем следующее: по мнению Алексеева, подготовка к празднику шла планово, все задания выполняются… Однако он ничего не сказал главкому о дефиците топлива. Почему? Может, считал это лишним, ведь главком просто не мог не знать о топливной проблеме?

Алексеев, ко всему, еще проинформировал Стрельникова об одной маленькой детали. Летчик Федор Тищук, который по плану должен был «работать» в скныливском небе на Су-27, поступает в академию. Посему есть предложение заменить его Владимиром Топонарем, который по уровню мастерства отнюдь не уступает Тищуку. Стрельников был «за». Главком знал, что перед этим, в июне 2002-го, Топонарь показывал свое мастерство в Одессе. Правда, тогда вышло маленькое недоразумение. Командующий 5-м авиакорпусом Юрий Байдак, давая свидетельские показания, утверждал на предварительном следствии: в ходе демонстрационного полета в одесском небе полковник Топонарь на самолете Су-27 вошел в облака. А это уже было нарушением полетного задания. Главком ВВС Виктор Стрельников, присутствовавший на празднике, тут же отреагировал на такую инициативу – приказал не оригинальничать…

Федор Тищук – тоже прославленный летчик, он успешно представлял нашу страну на международных авиашоу в Австрии, Великобритании, США, Чехии, Словакии, Турции.

26 июля Алексеев поинтересовался у подчиненных о том, как идет подготовка к генеральной репетиции. И с удивлением узнал, что таковой вообще не планируется. Не мешкая, он набирает номер телефона командира 14-го авиакорпуса Сергея Онищенко и требует пояснить, в чем дело. Ответ прост: Онищенко отменил репетицию по причине отсутствия топлива.

Об этой новости в тот же день узнал и заместитель главкома генерал Волошенко. Вот тут бы вмешаться самому Стрельникову, поставить вопрос ребром: а нужны ли нам подобные показушные мероприятия при почти нищенском существовании авиационных полков? Ведь из-за скудного материально-технического обеспечения снижается мастерство летчиков, выходят из строя крылатые машины… Подумать только: не хватало топлива даже для того, чтобы на Су-27 отправить Топонаря и Егорова из Житомирской области во Льовов. Посему для этой цели горючее слили с топливных баков других самолетов.

По поводу топливной проблемы Онищенко, кстати, информировал (так говорится в следственных бумагах) исполняющего обязанности главкома ВВС генерала Фурсу, а также генерала Волошенко. Увы, люди с большими звездами на погонах сделали вид, что не заметили неожиданных и существенных изменений в праздничной программе, а именно отсутствие генеральной репетиции. Никто из них не подошел к главкому и не убедил его дать команду «отбой!».

В штабе ВВС, очевидно, посчитали, что достаточно будет и одного тренировочного полета. Дескать, летчики – лучшие из лучших, им не впервой «рисовать» в небе сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Однако даже такой ас, как Владимир Топонарь, но и тот накануне скныливского шоу заявил, что ему мало одного тренировочного полета. Его не услышали, потому что, к сожалению, у генералов было иное мнение.

Печально, но факт: эти воздушные асы, не говоря уже об их простых собратьях по крылатому срою, летали крайне мало. У них был минимальный налет часов! Вряд ли об этом не знало начальство ВВС. И наверняка пыталось хоть как-то, хоть маленько утолить «топливный голод»… Однако никто из них не ушел в отставку, протестуя тем самым против такого унижения (иначе не скажешь) государством авиаторов. Видимо, надеялись на авось, что в очередной раз пронесет… Не пронесло.

Владимир Топонарь рассказывал мне, что во время тех или иных международных авиационных мероприятий его зарубежные товарищи часто интересовались, сколько он выполняет тренировочных полетов перед тем, как показать зрителям свое мастерство, возможности крылатой машины. И когда узнают, что он два или три раза поднимается в небо (налет – около 15 часов), то глаза таращат от удивления. И вот почему. За рубежом в таких случаях летчики выполняют до двухсот полетов.

Накануне скныливского шоу Топонарю не дали провести даже двух тренировок. Что и говорить, страна чудес. Страна рапортомании и показух. Страна, где рожденные ползать, диктуют свои правила воздушным асам. Ну и Топонарь… «молодец»! Ведь мог отказаться от участия в скныливском шоу. Но не сделал этого. Смалодушничал? Побоялся накликать на себя гнев начальства? Видимо, понадеялся на свое мастерство. Однако высокое мастерство, как известно, надо подтверждать и оттачивать в ходе упорнейших тренировок. Да и Егоров промолчал. Ему, видать, не хотелось идти наперекор генералам. Понятное дело: служит в Виннице, на «тепленькой» должности…

Теперь мы уже знаем, что главной причиной, приведшей к трагедии, стала ошибка летчиков.

Но вот какие детали «всплывают». Непосредственный командир Владимира Топонаря – начальник 168-го летно-испытательного комплекса полковник Сергей Ковалев попросил его не удивлять публику чем-то особым. Как будто что-то нехорошее предчувствовал.

Неужели Топонарь пропустил мимо ушей просьбу командира? А может, придерживался принципа: дескать, воздушные асы должны удивлять публику? Вспомните знаменитого летчика-испытателя Валерия Чкалова, который летал даже под автомобильными мостами.

По мнению Ковалева, Владимир Топонарь раньше никогда не выполнял на самолете такую фигуру, как «хобот». В мае 2002 года, во время подготовки к одесскому воздушному шоу, Топонарь изъявил желание нарушить эту традицию – пусть, мол, зрители увидят, что такое «хобот» в исполнении Су-27. однако Ковалев все же не разрешил включить эту фигуру в полетное задание. Он считал, что Топонарь попросту не готов выполнить ее, поскольку мало тренировался.

Что же установило следствие? Топонарь (по согласованию с летчиком Егоровым и руководителем полетов в пилотажной зоне Юрием Яцюком) решил изменить полетное задание, чтобы над аэродромом Скнылив выполнить сложный элемент, именуемый «хоботом».

Правоохранители конкретизировали этот факт. Они утверждают, что 24 июля 2002 года на аэродроме Озерное состоялся разговор между Топонарем, Егоровым и Яцюком. Егоров заметил, что скныливский полет будет выглядеть более зрелищно, если элемент «бочка» выполнить вращением самолета вправо. А выход из «косой петли» - вращением истребителя вдоль его продольной оси влево… Топонарь согласился с этими рекомендациями. Позже, в ходе допросов, он отверг обвинение в том, что изменил полетное задание. Ведь в этом документе не оговаривалось, в какую именно сторону следует выполнять элементы «бочка» и «выход из косой петли».

27 июля Топонарь и Егоров успели показать зрителям только две фигуры высшего пилотажа: «косую петлю» и «бочку». Третья фигура – «косая петля с поворотом» -- оказалась незавершенной. «Стальная птица» спикировала на людей.

Как молвится, хотели как лучше… Если бы Владимиру Топонарю предоставили возможность провести дополнительный тренировочный полет (как он этого просил!), то, мне кажется, он справился бы с этим злополучным «хоботом». И тогда зрители увидели бы мастерство украинского Чкалова. Но ведь господа с большими звездами на погонах были против этой тренировки, да и вообще против генеральной репетиции – они сэкономили таким образом на топливе.

В ходе предварительного следствия генералы переводили стрелки друг на друга. Никто из них не признался в том, что допустил оплошность, что выполнил задание спустя рукава, что хотел прежде всего отрапортовать. Так, начальники из 14-го авиакорпуса утверждали, что летчики Топонарь и Егоров не служили в данной воинской части, поэтому контролировать их подготовку должны были должностные лица Главного командования ВВС. При этом они ссылались на то, что 25 июля 2002 года на аэродроме Озерное близ Житомира (здесь тренировались Топонарь и Егоров) присутствовал заместитель главкома по боевой подготовке Александр Волошенко.

В свою очередь, генерал Волошенко твердил на допросах, что свои обязанности выполнял четко. Он считает, что ответственным за организацию подготовки летного состава, за постановку задачи был заместитель командующего 14-м авиакорпусом генерал-майор Анатолий Третьяков. Ну а Третьяков с этим не соглашается. По его мнению, контролировать подготовку экипажа Су-27 в составе Топонаря и Егорова обязаны были должностные лица Главного командования ВВС. Такие вот удивительные пируэты.

Другие обвиняемые настаивали на том, что за подготовку летчиков Топонаря и Егорова отвечают их непосредственные командиры. Но последние парируют: поскольку экипаж находился на аэродроме Озерное, то они не имели возможности влиять на тренировки летчиков.

Впрочем, давно ясно: если бы в Военно-Воздушных Силах строжайшим образом придерживались всех инструкций, то наверняка скныливской авиакатастрофы не произошло бы. Но высокопоставленные авиаторы спешили отрапортовать, что подготовка к празднику идет очень хорошо. Торопились доказать зрителям, что, дескать, наши асы – лучшие в мире, что техника – в надежных руках.

Генералы знают, что подчиненные «вытянут» нас себе всю подготовку к запланированному мероприятию, из-под земли достанут дефицитные запчасти к боевым машинам, возьмут топливо из резервов.

Вот и в ходе подготовки к скныливскому празднику большие начальники понадеялись, что многие минусы не будут замечены, что все сойдет с рук. Однако минусов было довольно много. К примеру, никто не обратил внимание (или не хотел сделать этого), что Анатолий Третьяков, судя по материалам следствия, вообще не имел права руководить полетами во время авиашоу. Причина довольно серьезная: допуск к выполнению таких обязанностей он получил еще в 1979 году. Да и соответствующих зачетов он не сдавал. То есть Анатолий Третьяков более десяти лет не руководил полетами самолета Су-27, однако никого из его командиров это обстоятельство не интересовало. Сам же Третьяков предпочел не напоминать об этом минусе. Это уже после катастрофы он, оправдываясь, стал искать спасительную соломину. За такую же соломину надеялись ухватиться и Топонарь, и Егоров, и Яцюк, и Лукиных. Все они пытались оправдаться. Не получилось.

И к какому же выводу пришла в итоге Фемида? Полгода длился этот резонансный процесс. 24 июня 2005 года судья, полковник юстиции Виталий Загоруйко огласил приговор: Владимир Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Юрий Егоров – 8 лет. Заместитель командующего 14-м авиакорпусом, генерал-майор Анатолий Третьяков осужден к 6 годам колонии, командир авиаэскадрильи, подполковник Юрий Яцюк – к 6,5 годам пребывания «за колючкой». Начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, полковник Анатолий Лукиных отделался четырьмя годами лишения свободы, условно. А командир авиаполка полковник Олег Дзюбецкий из Озерного, откуда и был выделен самолет для участия в авиашоу, был оправдан.

Кстати, Юрий Егоров, Олег Дзюбецкий и Анатолий Лукиных попросили у потерпевших прощения. Владимир Топонарь, командир экипажа самолета-убийцы, не счел нужным перед кем-либо извиняться. О подробностях судебного процесса – во второй части материала.

На снимке: на переднем плане летчики Владимир Топонарь (слева) и Юрий Егоров.

Леонид ФРОСЕВИЧ, журналист

Фото Сергея СТАРОСТЕНКО














28 января 16:26
:   Средняя оценка: Голосов: 5
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Brutal
29.06.2008 15:26:23
 
die Bilder. Echt ?bel!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Дементьев Петр
07.03.2008 15:53:54
 
Г-н Кравченко! Интересно, вы сами бывали в шкуре ПЕРВОГО руководителя? Вы знаете, что такое человеческий фактор? Вы видели как работал и летал Стрельников В.Н.? Да за него подпишется каждый летчик, который с ним летал или стоял рядом на бетонке. Вы знаете что процетнтов 90 аварий всегда происходило из-за ошибок в технике пилотирования. И это не по статистике бумажной - по жизни, а писали и КПН и отказы, все что угодно. Что бы не произошло, виноват должен быть один, максимум два человека, а не десяток. Кровь за кровь хотите или генеральского мяса захотелось?
В первый же день, когда я увидел эту аварию, было понятно - ошибка в технике пилотирования. Кто из двоих дал маху не знаю. Но отказаться от полетов мог каждый. А рискнул - надо отвечать.
Жалко всех погибших, очень жалко. Но живым надо думать о живых.
Виктор Николаевич. Общаюсь в Интернете со всеми своими и нашими общими друзьями и знакомыми. И в этом комментарии вызказываю их мнение тоже. А Вам желаю терпения и выдержки, Вы не слабый человек, держитесь.
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Freeman
16.11.2006 0:07:27
 
Тут один умник, который явно "имел отношение" к произволству полетов глаголет о том, что "любому человеку, имевшему отношение к производству полетов" было ясно видно, что высота в момент ввода в фигуру была мала. Интересно, в каком качестве этот "профи" имел (имеет) отношение к производству полетов? На каких типах самолетов летал? Читал ли он РЛЭ Су-27? Знпет ли он, в каком диапазоне высот выполняется пилотаж на этом самолете? И вообще, кто дал ему право расписываться за всех? Я лично сомневаюсь, что пилот гражданской авиации может объективно оценить данную ситуацию (потому как землю в положении "кверху жопой" не видывал никогда). Это к фразе про "любых". Обидно то, что такие "профи" формируют разглагольствуют об этом во всеуслышание, а люди, далекие от авиации им внимают и верят. Формируется общественное мнение. А потом такие же "профи" от Фемиды (в пехотных мундирах)берутся судить о том, чего им, во-первых, никогда не дано сделать (ибо рожденный ползать летать не может), а во-вторых где они полные профаны. Результат налицо. С уважением.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
333
02.03.2006 22:44:03
 
Фигуры под названием "хобот" НЕ существует.Это
- правда.Что касается самых легких фигур /на малых высотах/ то асы авиции долны вести себя скромнее.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
КИФ
01.03.2006 11:48:30
 
Тут как почитаешь, так у нас - все асы авиции!Прям гордость берет за Отечество!Поражает то, что все кому не лень обсуждают правильность пилотажа повышеной сложности.Хотя, на деле к расследованию трагедии не подключили ни одного профессионала в сфере авиации.Все и так в кусре что и как должно быть.Самое интересное, что как таковой фигуры под названием "хобот" в наработаных источниках НЕ существует.Это лишь произведение фантазии одного из "чинов".А выполняемая Топонарем фигура,из-за которой якобы произошла трагедия, является одной из самых легких.И это с учетом того, что до нее Топонарь выполнил "колокол", который на всех международных соревнованиях оценивается в 4 раза большим количечтвом баллов!Кто смотрел мультфильм про Алешу Поповича, тот поймет фразу моих ассоциаций: "О, непутевый вернулся!"Менталитет,товарищи, менталитет
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
333
27.02.2006 22:35:33
 
Любому человеку, кто имел отношение к производству полетов, невооруженным глазом было видно, что высота самолета в момент начала выполнения последней фигуры была недостаточна -А из кабины СУ-27 ????
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Андрей
18.02.2006 15:40:05
 
Да!!!?????
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Денис
16.02.2006 16:15:22
 
Сравнивать падение боевого самолета с обычным ДТП это все равно что сравнить х.. с пальцем. Судью я не оправдываю, просто он вынес приговор основываясь только на своих познаниях в физике, а тем более аэродинамике :)))
Можна было-бы списать падение самолета на так званый "эффект професионала" (ето когда человек уверен что он это может сделать и у него притупляется чувство опасности) - НО пилотам для достижения этого эффекта надо было-бы тренироватся не по 200 вылетов, как за границей, а по 300 минимум...
Владимир Топонарь уже получил наказание за катастрофу - ОН ОСТАЛСЯ ЖЫВ - А ЭТО НАМНОГО СТРАШНЕЕ ВСЯКИХ СТРОКОВ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Ирина Топонарь
13.02.2006 16:08:22
 
Вина Топонаря только в одном - в том, что он остался жив. Топонарь - не трус и не боится наказания и тюрьмы.И уж если Бог сотворил чудо и сохранил ему жизнь, то больше всего в этой жизни ему хочется узнать, что же на самом деле случилось 27 июля 2002 года в небе над аэродромом Львов и рассказать всем, кто хочет знать правду об этом.
Л. Фросевич пишет, что “В.Топонарь не счел нужным перед кем-либо извиняться”. Это неправда. Каждый раз, когда Владимиру давали возможность говорить по телевидению, в прессе, на суде, он выражал соболезнования пострадавшим и просил прощения за то, что оказался причастен к этой трагедии. Да, верно, Топонарь не становился в зале суда на колени, как, к примеру, О.Дзюбецкий, но он искренне сопереживает и сочувствует человеческому горю. И если судьи Верховного Суда решат, что он должен будет сидеть 14 лет в тюрьме - он отсидит, лишь бы хоть кому-нибудь от этого стало легче, и лишь бы это помогло избежать подобных трагедий в будущем.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Ирина Топонарь
13.02.2006 16:07:19
 
В результате военный суд в приговоре сделал просто “генеальный” вывод о том, что “выдвинутые Топонарём иные версии своей непричастности к катастрофе направлены на то, чтобы избежать ответственности за содеянное, что суд расценивает как реализацию Топонарем своего права на защиту”(стр. 63
приговора). То есть, суд, игнорируя нормы уголовно-процессуального закона о всесторонности и полноте исследования всех версий и доказательств по делу, уже заранее был убежден, что единственной причиной катастрофы являются неправильные действия лётчика Топонаря, который хочет любыми путями избежать наказания. И поэтому нет никакой необходимости в суде проверять и исследовать другие версии причин падения самолета. Ведь все знают, что Топонарь допустил ошибку, поэтому пусть говорит всё, что угодно и сколько угодно - пусть реализует данное ему право на защиту, ведь он думает только о том, как избежать ответственности за совершенное страшное преступление. И люди, которым в течение трех лет навязывали единственную версию виновности летчика Топонаря, как истину восприняли эту чепуху.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Ирина Топонарь
13.02.2006 16:06:24
 
Вот уж истинно - это был диалог “немого с глухим”. Топонарь в суде чуть ли не на пальцах пытался объяснить прокурорам, судьям, потерпевшим и их адвокатам о том, почему самолет упал и почему он не смог его отвести от людей. А судья Загоруйко при этом,отказав в ходатайстве о вызове в суд специалистов по высшему пилотажу, делал подсудимому замечания: “Топонарь, вы уже достали всех углами атаки и углами тангажа!”, "Люди погибли, а вы нам сказки рассказываете!". Не смысля ничего в законах аэродинамики и ничего не понимая в вопросах выполнения высшего пилотажа, судья позволял себе унижать профессиональное достоинство лётчика, заявляя в судебном заседании: "Вы, наверное, плохо учились в школе? Что у вас было по физике?","Топонарь, вы не имеете права называть себя «Украинским соколом!", отклоняя снова и снова многочисленные ходатайства Владимира о назначении независимых экспертиз. А зачем? Ведь и так все знают, что причина трагедии - это ошибка лётчика Топонаря.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Ирина Топонарь
13.02.2006 16:04:49
 
Л. Фросевич пишет, что “мы уже знаем, что главной причиной, приведшей к трагедии, стала ошибка лётчиков”. Хотелось бы узнать, кто именно "мы"? Прокуратура, суд, потерпевшие, он сам, редакция? Сотням, тысячам знакомых и незнакомых людей - лётчикам, авиационным специалистам, инженерам-авиаторам, простым гражданам, выражающим Владимиру устно и письменно слова поддержки, известно о том, что официальная версия причин трагедии - ошибка лётчика - не соответствует действительности, является надуманной и не доказанной ни следствием, ни судом, как не может быть доказано то, что не соответствует истине. Доказательства ошибочности этой версии имеются в материалах уголовного дела. Владимир неоднократно говорил об этом на суде. Но никому эти доказательства не были нужны, никто в зале суда не хотел слушать о том, что не соответствовало их убежденности в причинах катастрофы. Ведь виновность лётчика Топонаря была всем навязана задолго до суда.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Ирина
13.02.2006 16:03:42
 
К сожалению его волнение по этому поводу были не напрасны. Истина в суде не была установлена. Правду о причинах Скниловской трагедии люди так и не узнали. Не верю в искренность и правдивость судьи Загоруйко. И если он проводит аналогию между ДТП и аварией военного истребителя, при которой погибли гражданские лица, находившиеся на военном аэродроме в зоне пилотирования истребителя - значит он судья низкой квалификации и плохой юрист. Дело по Скниловской трагедии - это не обычное уголовное дело по факту ДТП! Водитель по собственной воле садится за руль машины и едет по свои делам, самостоятельно выбирая маршрут. А военный летчик-испытатель Топонарь выполнял приказы своих непосредственных командиров и начальников ВВС Украины. Или может, он для собственного удовольствия и развлечения решил провести уик-энд в кабине военного истребителя и покрутить высший пилотаж, чтобы попугать людей, самовольно пришедших погулять на военный аэродром?

не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Ирина
13.02.2006 16:03:05
 
24 июня 2005 года во Львове закончился семимесячный "самый гуманный и справедливый суд в мире", а иными словами-показательно-карательное шоу, которое устроили летчикам самолета СУ-27, когда после оглашения приговора им в зале суда, как настоящим убийцам и террористам, заламили за спину руки, одели наручники, каждого в сопровождении четырех вооруженных автоматами охранников проводили в клетку и продержали в ней около 1,5 часов, наверное, для того, чтобы убедить присутствующих, что перед ними находятся настоящие виновники трагедии, получившие наказание по всей строгости закона.
Абсолютно согласна с тем, что Скниловская трагедия поделила жизнь не только потерпевших, но и осужденных летчиков на “до” и “после”. Но волнения В.Топонаря на суде, о которых автор пишет в статье, были связаны не с вопросом “посадят - не посадят”, а исключительно с тем, насколько будет объективным и справедливым суд, захотят ли судьи внимательно и скрупулезно разбираться в таком сложном и специфическом деле и будет ли установлена истинная причина падения самолета.

не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Ирина
13.02.2006 16:02:48
 
24 июня 2005 года во Львове закончился семимесячный "самый гуманный и справедливый суд в мире", а иными словами-показательно-карательное шоу, которое устроили летчикам самолета СУ-27, когда после оглашения приговора им в зале суда, как настоящим убийцам и террористам, заламили за спину руки, одели наручники, каждого в сопровождении четырех вооруженных автоматами охранников проводили в клетку и продержали в ней около 1,5 часов, наверное, для того, чтобы убедить присутствующих, что перед ними находятся настоящие виновники трагедии, получившие наказание по всей строгости закона.
Абсолютно согласна с тем, что Скниловская трагедия поделила жизнь не только потерпевших, но и осужденных летчиков на “до” и “после”. Но волнения В.Топонаря на суде, о которых автор пишет в статье, были связаны не с вопросом “посадят - не посадят”, а исключительно с тем, насколько будет объективным и справедливым суд, захотят ли судьи внимательно и скрупулезно разбираться в таком сложном и специфическом деле и будет ли установлена истинная причина падения самолета.

не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Иван от имени Топонаря
13.02.2006 10:20:59
 

На суде я неоднократно заявлял о том, что никакой ошибки в пилотировании не было. Истинная причина катастрофы не была установлена. Следствие проводилось с грубыми нарушениями процессуального законодательства, значительная часть материалов дела сфальсифицирована. Доказательством официальной версии авиакатастрофы - ошибка летчика в технике пилотирования - фактически служат лишь показания свидетелей, являющихся лично заинтересованными в таких результатах рассмотрения дела.

При рассмотрении уголовного дела военный суд, нарушая основополагающие принципы правосудия, находясь под воздействием тяжелых последствий трагедии, фактически принял сторону обвинения, даже не пытался всесторонне и объективно разбираться в причинах случившейся трагедии.
Судьи военного апелляционного суда, выражаясь словами председательствующего по делу В.В.Загоруйко , в течение нескольких месяцев "людське горе слухали", вместо того, чтобы разбираться в причинах неадекватного поведения самолета, что зафиксировано материалами объективного контроля, а именно:
· почему в момент выполнения "полубочки" самолет в два раза замедлил вращение?
· по какой причине появился угол скольжения 20 градусов?
· почему на выводе из пикирования при включенных форсажах обоих двигателей скорость самолета уменьшилась, то есть почему уменьшилась тяга?
· почему не сработали системы безопасности самолета ОПР и СОС ?
· почему на высоте 100 метров у самолета появился левый крен, именно в тот момент, когда под самолетом был зафиксирован объект цилиндрической формы материального происхождения?
· что стало причиной повреждения левого стабилизатора еще до касания самолетом земли, что четко зафиксировано на видео кадрах и фотографиях, имеющихся в материалах дела?

Военным судом не было принято ни малейших действий, чтобы попытаться получить ответы на эти вопросы. Ни одно из моих ходатайств о проведении экспертиз и вызове в суд неза
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
жж
31.01.2006 16:14:40
 
єє
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
судья ЗАГОРУЙКО
31.01.2006 13:45:19
 
Пока рассматривал дело - столько раз слышал: а почему не посадили генералов? Исключительно по-нашему, по-славянски - Петро ше не сидив... Но ведь если идти по данному пути, то в первую очередь надо было бы сажать конструктора СУ-27 за то, что придумал сам самолет, а начать еще с Циолковского и т.д., продолжая всем составом Верховной Рады, которая приняла Воздушный Кодекс. Почему когда совершается ДТП, то сажают водителя, а не опять же конструктора? И если летчик нарушил правила управления самолетом - и это доказано - то в чем вина того же Стрельникова, который стоял на трибуне? В том, что он не погиб как и те, 77? Я не оправдываю генералов,их дело еще только будет рассматриваться, но я рассмотрел ЭТО ДЕЛО, и всем, кто считает, что я выполнил "заказ" могу сказать при личной встрече в любой форме - не было заказа, было ПРОСТО РАССМОТРЕНИЕ ОЧЕРЕДНОГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА!!! И я отвечаю за каждое слово, написанное мной в приговоре!!! Одно только скажу - самое страшное в этом деле это то, что подавляющее большинство потерпевших по данному делу сделали его СВОИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАРАБОТКОМ!Видели бы вы, как они каждый день приносили уточнения к искам с каждый раз новой, все большей суммой! Даже после оглащения приговора....
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Циник
31.01.2006 13:33:00
 
Артему : Лодка подводная в УкрВМС-1 шт(была без аккумуляторов и стояла у причала).
Корабль более менее - 1шт. "Гетьман..какой-то" тоже далеко не плавает а вот штат полный.
Из всего обсуждения ВЫВОД : Не надо нам в никакое НАТО. Финляндия без него, НАТО прекрасно живет а равно и еще масса европейских стран. Потому что вместо для нормальной жизни опять деньги и немалые попадут в руки тупоголовых жирных генералов (других у нас нет)и все нам обойдется в три-четыре раза дороже чем в скажем в ЧЕХИИ.
Нейтралитет с маленькой армией,сокращение ментов(кроме уголовного розыска),превращение СБУ в информационную службу,ликвидация президенского управления вот как нужно "оборонить" народ. Вся власть премьеру под контролем рады. За годы истории президенства сами сделайте вывод :
Кравчук - был хороший президент от него было больше пользы или вреда народу или ничего не было ?
Кучма - еще лучший? А от него чего больше?
Ющенко - пока мало времени, но аппарат его "воспитает". Никто не выдержит влияния системы этой власти изначально построенной на порочных принципах порочными людьми.
Тогда может и падать на людей, пришедших с детьми отдохнуть.нечему будет.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Кравченко
31.01.2006 12:51:46
 
Это всё - одно из последствий насквозь прогнившей системы в ВВС на то время. Поэтому основной вопрос - к Стрельникову. Именно он довёл её до такого состояния.
На моих глазах из ВВС выкорчёвывались лучшие офицеры. Оставляли послушных.
Он и пришёл-то на свою должность с помощью подсидки предыдущего командующего - Антонца. С этой целью они и спелись с начальником контрразведки Щербиной и его замом Творуном. Цель - дерибан прибылей от военно-транспортных перевозок. Алчность этой "команды" шокировала. Рассказывать можно много, есть и документальные подтверждения.
Вывод: СТРЕЛЬНИКОВУ МЕСТО В ТЮРЬМЕ. И точка.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
To Артем
31.01.2006 9:40:50
 
"Нельзя стрелять ракетами раз в 10 лет (Сибирь Ту 134). Все зачехлить. Кораблям причалить, лодкам всплыть, боекомплект и патроны солдтам сдать".

Это идея. А вспомните все анекдоты про наших военных. Ведь поручик Ржевский по сравнению с ними - интеллигентнейший человек.
Но не распустить армию и не сдать оружие. А подогнать армию под стандарты НАТО. Провести проверку по нормативам НАТО всего командного состава. Даже по внешнему осмотру честно сдать нормативы могут очень не многие. Ну просто не пролезут в люки БТР, БМП, танка, самолета, подлодки. Вот только нашелся бы такой второй генерал Франко, способный "розчавити" этих наглых воров-дебилов-мошенников-бандитов.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
гкн
30.01.2006 16:21:42
 
Украинская Армия это предприятие по распродаже остатков военной техники бывшего СССР. Все остальное это полная туфта.Только дурак не понимает что военная техника это прежде всего военная промышленность и чем техника сложнее тем сложнее с ВПК. А где сейчас ВПК??? да! там же где и это ср...ое государство там же и самолеты там же и ракеты ! Благодарен Кравчуку - за то что догадался сплавить ядерное оружие а то здесь был бы не один Чернобыль.Каждое лето рвутся склады(не успели распродать!)Еще остались земельные угодья(территории заброшеных ВЧ и полигонов) их еще не успели распродать но в лакомые места уже потихоньку распродают.Солдаты которые не успели скосить пашут у генералов на дачах .Позор .Эту армию надо отправить всю в бессрочный отпуск без выходного пособия .
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Master
30.01.2006 13:28:32
 
В армиях, ранее советской, а теперь и в украинской. ВСЕГДА ВИНОВНЫЕ НЕ ИЩУТСЯ, А НАЗНАЧАЮТСЯ.Вот и в очередной раз виновные были назначены, в худших традициях бывшей советской, а теперь украинской армий.
Люди, которым присудили по 14 и 8 лет-лучшие из лучших, выполняли задание в соответствии с приказом! На их подготовку государство потратило огромные средства. Автор сетует, что Топонарь смалодушничал-не отказался выполнять приказ, а знает ли уважаемый автор, что бывает с такими офицерами? Это только в кино генералы благородные и принципиальные, а в жизни-как раз наоборот. Главное-отлепортовать высшему начальству.
Результат, получился плачевный-погибли люди, но нельзя такую меры наказания применять в этом случае. По количеству жертв, действительно- серийные убийцы, но для них уже достаточно потери работы, званий, возможности летать и сознание того, что стали непосредственными виновниками гибели людей, ведь Топонарь и Егоров-образованные и культурные люди.
А если как следует проанализировать записи самописцев, так может будет ответ, а почему самолёт, имеющий колоссальную избыточную тягу, позволяющую делать "свечку" и "кобру", вдруг рухнул. Ведь при выходе из косой петли толи вправо, толи влево, не было ни критических углов атаки, ни прочих неблагоприятных факторов.
Деталь, Топонаря и Егорова, после катапультирова-ния, вместо оказания медицинской помощи, как это положено, не нашли ничего лучшего, как содержать под стражей. Кто не знает, что это такое-катапультирование-попробуйте получить под зад пенделя, да такого, что подлетишь сразу на 160 метров. Ну как? Доходит? А где же наши доблестные правоохранители, когда исчезают с награбленными народными миллионами, которые могли бы потратить в т.ч. и на подготовку пилотов, Бакаи, Щербрни, Боделаны и иже с ними? Небось, даже подписки о невыезде с них не берут.
Генералы от авиации, косвенные но главные виновники, отделелись лёгким испугом, скорее всего, по амнистии уже вышли.
А вообще-украинская армия, как армия-не армия, то гражданский самолёт собьют,
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
30.01.2006 12:43:59
 
С пилотами все ясно - они осуждены.Вопрос по организиторам до конца не доведен однозначно.
Кто все так плохо спрограммировал обязан ответить.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Игорь
30.01.2006 12:19:40
 
Есть еще один вопрос, на который никто не дал ответ: кто разрешил выполнять пилотаж над людьми???

Если бы пилотаж выполнялся над летным полем, зрелищности это бы не убавило, а в случае аварии никто бы не пострадал.
Ведь на всех западных авиашоу, авиавыставках делается именно так.
Там ведь никакому кретину в голову не взбредет летать над головами зрителей.
Яркий пример: в 1989-м году когда во Франции на авиавыставке разбился наш Миг-29 , пилот Анатолий Квочур смог вывести машину от зрителей, и никто не пострадал, т.к .полет проходил строго над летным полем.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 24 июля 17:14
Жёлтые

bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.