УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Молчание волков

Молчание волков

В этом году представители крупного национального капитала былой активностью в скупке украинских и зарубежных предприятий не отметились. Скорее наоборот — несколько крупных активов, контролировавшихся отечественными ФПГ, стали собственностью иностранцев. Самые большие украинские сделки M&A нынешнего года — покупка УкрСиббанка французской BNP Paribas у группы Александра Ярославского—Эрнеста Галиева, а также приобретение Укрсоцбанка итальянской Banca Intesa у ФПГ Виктора Пинчука (сделка еще не завершена).

Российская компания «Северстальтранс», одним из собственников которой является группа «Северсталь» Алексея Мордашова, купила Крюковский вагоностроительный завод у группы «ТАС» Сергея Тигипко. ТАС также продала пакет акций Днепровагонмаша, а, по словам самого Тигипко, не за горами и продажа главного актива группы — ТАС-Комерцбанка.

Константин Григоришин в конце прошлого года лишился турбинного завода «Констар»: покупателями актива, по неофициальной информации, были структуры, близкие к бизнесмену Дмитрию Фирташу. Единственная крупная сделка 2006 г., покупателем в которой выступила украинская ФПГ, — продажа Григоришиным 60% акций метзавода «Днепроспецсталь» Интерпайпу. Впрочем, договоренность о покупке Днепроспецстали группой Пинчука была достигнута еще в прошлом году.

Самые мощные отечественные ФПГ в нынешнем году воздержались от мегасделок внутри Украины. System Capital Management Рината Ахметова отметилась только скупкой ряда региональных операторов связи — после прошлогодних приобретений компаний «Фарлеп-Инвест» и «Оптима-Телеком», группе Рината Ахметова достался одесский стационарный оператор ЦСС. Группа «АвтоКрАЗ» окончательно присоединила к своим активам ужгородский Турбогаз и бердичевский Прогресс. Еще две влиятельные ФПГ — Индустриальный союз Донбасса и Приват — большее внимание уделили зарубежным рынкам. Приват в 2006 году привычно присматривался к металлургическим и ферросплавным мощностям США и стран Латинской Америки, параллельно пытаясь найти покупателя на свой российский актив — Алапаевский метзавод. ИСД наводила порядок на купленных двумя годами ранее заводах в Польше и Венгрии — переманив на работу за рубеж нескольких топ-менеджеров с метзаводов SCM.

Даже традиционные для украинского рынка корпоративные конфликты в уходящем году были не столь острыми, как в 2002-2005 гг. Раньше олигархи сражались за многомиллионные промышленные активы — Криворожсталь, Никопольский ферросплавный завод, Криворожский железорудный комбинат, в 2006-м — только за небольшой, по украинским меркам, Кременчугский сталелитейный завод.

Покой и тишина

Затишье в рядах олигархов объясняется сразу несколькими причинами. Практически все бизнес-группы, начиная с «неудачника 2005 года» Виктора Пинчука, заканчивая Константином Жеваго, в прошлом году сумевшим чуть ли не вдвое увеличить размеры подконтрольной ФПГ, ожидали исхода парламентских выборов и назначения нового премьер-министра. Олигархи не желали рисковать в период политической нестабильности, памятуя о череде корпоративных конфликтов, возникших после оранжевой революции.

Вторая причина — нежелание государства проводить приватизацию промышленных активов, способных заинтересовать бизнес-группы. Лугансктепловоз, Криворожский ГОК окисленных руд, Комсомольское рудоуправление так и не перешли в частные руки: приватизацию всех трех активов Фонд госимущества перенес на неопределенный срок. А наиболее интересные госкомпании — Укртелеком, Турбоатом, Одесский припортовый завод, Заря-Машпроект, Запорожский титано-магниевый комбинат, Укрэксимбанк и Ощадбанк — если и будут проданы, то даже не в следующем году.

Спаду покупательной активности олигархов есть еще одно объяснение — бизнес-группы запланировали выход на рынок международного капитала путем первичной продажи акций (IPO). К размещению ценных бумаг на международных фондовых площадках готовятся, по крайней мере, три ФПГ — SCM (точнее, управляющие компании группы — металлургическая Метинвест и энергетическая ДТЭК), АвтоКрАЗ и Интерпайп. К ним, возможно, присоединится ИСД и т. н. группа Запорожстали — Midland Resources. Как показывает мировая и, особенно, российская практика, в период подготовки к IPO компании снижают бизнес-активность, прежде всего, во избежание корпоративных конфликтов, которые могут негативно сказаться и на интересе зарубежных инвесторов и на потенциальной рыночной капитализации компаний. Поэтому в 2006 году SCM, АвтоКрАЗ, Интерпайп и ИСД были заняты упорядочиванием уже существующего бизнеса и построением процессов управления активами по западным лекалам, а не скупкой новых предприятий. Приобретения групп были точечными — такими, как операторы связи для SCM или мариупольский Авторадиатор для АвтоКрАЗа.

Не экспансия

Альтернативой покупкам отечественных активов могли бы стать зарубежные сделки. Однако украинские ФПГ, начавшие экспансию в Европу еще три года назад, не преуспели и на этом поприще. Официально подтверждены лишь две покупки за рубежом — летом группа «АвтоКрАЗ» приобрела небольшой ферросплавный завод Skopski Legury в Македонии, а Приват стал собственником североамериканского производителя ферросплавов Felman Production.

SCM и ИСД не засветились в качестве покупателей больших промышленных активов за границей. ИСД только в ноябре объявила о претензиях на покупку польского судостроительного завода в Гданьске. Интерпайп, проиграв в начале 2005-го борьбу за грузинский Чиатурмарганец, пока не объявляет о своих планах в отношении иностранных рынков.

Объяснения топ-менеджеров ФПГ — почему группы не принимают участия в скупке зарубежных активов — стандартны: иностранные предприятия не принесут прибыли. В то же время российские олигархи вроде Алишера Усманова и владельцев Evraz Group во главе с Романом Абрамовичем более решительны. В ноябре стало известно о покупке Evraz и Металлоинвестом добывающих мощностей в Австралии. Новолипецкий меткомбинат создает СП с итальянской Duferco, а Северсталь считается главным претендентом на активы британской сталелитейной группы Corus. Одно из двух: либо российские ФПГ действительно могут более эффективно, нежели отечественные олигархи, управлять зарубежными активами (то есть активы, не приносящие прибыли украинцам, способны генерировать добавленную стоимость для россиян), либо украинские бизнес-группы пока не созрели для крупных сделок вне страны.

Дальше от стали

У украинских ФПГ по-прежнему отсутствует интерес к небольшим (по сравнению с металлургией и энергетикой), но быстроразвивающимся и перспективным секторам экономики. Речь идет, в первую очередь, о потребительском секторе — розничной торговле, производстве товаров широкого потребления, пищевой и легкой промышленности, отчасти, строительном рынке: активы в этих сегментах менеджеры ФПГ именуют непрофильными. Компании потребительских рынков, за редким исключением, принадлежат представителям среднего бизнеса и зарубежным игрокам.

Между тем мировой бум IPO металлургических и добывающих компаний постепенно сходит на нет. Например, российская Северсталь, вышедшая на IPO в начале ноября, сумела продать только 9,1% своих акций, вместо 15%, предлагавшихся инвесторам. При этом цена акции в $12,5 оказалась ниже ожидаемых собственниками Северстали $13-13,5 за бумагу. Портфельных инвесторов сейчас интересуют банки, ритейл и телекоммуникации — именно на эти три сектора приходится в текущем году львиная доля мировых сделок по слияниям и поглощениям. Поэтому, даже если SCM или Интерпайп сумеют провести IPO уже в следующем году, они вряд ли получат сверхдоходы от продажи акций групп, завязанных на одной лишь металлургии.

Индия—Россия

Активность бизнес-групп в 2007 году будет напрямую зависть от приватизационных усилий государства. Если государство выставит на продажу крупные активы — Лугансктепловоз, КГОКОР, завод им. 61 коммунара, или блокпакеты облэнерго — вновь начнутся корпоративные войны, главными участниками которых будут отечественные ФПГ.

Менее вероятен передел имущества бизнес-группами, то есть скупка активов одних ФПГ другими. Украинские олигархи крайне неохотно расстаются со своими активами в пользу конкурентов. Крупных сделок подобного рода было немного — продажа Приватом ДМЗ им. Петровского Индустриальному союзу Донбасса, покупка SCM стационарного оператора «Фарлеп» у ИСД и сделка по продаже шинного завода «Росава» группой Ярославского — Галиева АвтоКрАЗу.

Не исключено, что в борьбу за отечественные активы вступят и иностранные бизнес-группы. Mittal Steel уже заявила об интересе компании к украинским метизным заводам — потребителям продукции экс-Криворожстали. Положили глаз на украинские активы и россияне. Металлоинвест всерьез нацелился на КГОКОР, а Трансмашхолдинг не теряет надежды приобрести Лугансктепловоз. Директор и один из собственников машиностроительной компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев хочет объединить активы с российским холдингом «Оборонпром» — большинство продукции запорожское предприятие поставляет на российский рынок. Возможно, на украинском рынке появятся российские трубники, например, Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского, недавно завершившая IPO. Наконец, сменить владельцев уже в следующем году могут два крупных металлургических актива — Запорожсталь и ММК им. Ильича, контролируемые старой гвардией — Виталием Сацким и Владимиром Бойко соответственно. По неофициальной информации, попытки договориться с красными директорами предпринимали Arcelor (сейчас принадлежащая Mittal Steel) и Северсталь.

Крупнейшие сделки в Украине с начала года

Актив

Продавец

Покупатель

Укрсоцбанк*

Группа «Интерпайп»

Banca Intesa (Италия)

Банк «Престиж»*

Частные акционеры

Erste Bank (Австрия)

УкрСиббанк

Группа Александра Ярославского—Эрнеста Галиева

BNP Paribas (Франция)

Райффайзен Банк Украина

Raiffeisen International Group (Австрия)

OTP Bank (Венгрия)

Индэкс Банк

Частные акционеры

Credit Agricole (Франция)

Днепроспецсталь

Группа «Энергетический стандарт» (Константин Григоришин)

Интерпайп (Виктор Пинчук)

Крюковский вагоностроительный завод

Группа «ТАС»

Skinest Finans (Эстония, аффилированная структура компании «Северстальтранс»)

Днепровагонмаш

ТЕКО-Днепрометиз (входит в группу «ТАС»)

Группа «Приват»

Балаклавское рудоуправление

Государство

Смарт-групп

* Сделка не завершена

По данным компаний, ИА «Интерфакс-Украина»

Крупнейшие несостоявшиеся сделки

Продавец

Потенциальные покупатели

Причина

Лугансктепловоз

Государство

Трансмашхолдинг (Россия), группа «АвтоКрАЗ», группа «Приват»

Отмена приватизационного конкурса вследствие решения суда о запрете конкурса

Криворожский ГОК окисленных руд

Государство

Mittal Steel (Голландия — Индия), консорциум Смарт-группи холдинга «Металлоинвест» (РФ)

Перенос приватизации на неопределенный срок из-за отсутствия оценки стоимости государственной доли в проекте

Комсомольское рудоуправление

Государство

Смарт-групп, ММК им. Ильича

Конкурс отменен после решения специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, не согласной с условиями проведения приватизации

ПриватБанк

Группа «Приват»

Societe Generale (Франция)

Ведутся переговоры

По данным Фонда госимущества, ИА «Интерфакс-Украина»

Евгений ДУБОГРЫЗ, Деловой еженедельник «Контракты» №49 от 4.12.06

Читайте в деловом еженедельнике Контракты:

Жизнь после спорта

Олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева до сих пор зарабатывает на спортивной гимнастике, хотя оставила большой спорт 10 лет назад. В интервью Контрактам Лилия Подкопаева рассказала о том, что:

1)      Проект „Золотая Лилия” стоит $1 млн

2)      Спорт может быть неплохим бизнесом

3)      Звание олимпийского чемпиона открывает многие двери

Красен долг неплатежом. Безотказный кредитор.

Кабмин предоставил госгарантий на 8 млрд. грн и погашает чужие долги за счет налогоплательщиков. Вместо каких предприятий государство платит по счетам и как решается эта проблема – читайте в деловом еженедельнике Контракты

Друзья познаются в еде

Известный бизнесмен Андрей Задорожный ищет себе замену

В интервью Контрактам руководитель проекта «Козырная карта» Андрей Задорожный рассказал о том, что:

1) бандиты начала 90-х годов ангелы по сравнению с нынешними руководителями государства

2) в компании не менее 60 вакансий с зарплатой минимум по EUR 3 тыс. в месяц