Севастополь – город имперских неудач и украинской славы

19 февраля Украина будет отмечать важную веху в своей истории и темы соборности страны. Именно в этот день в 1954 году Президиум ВС РСФСР и УССР решил передать Крымскую область в состав Украины. Я уже писал, что передача Крыма Украине была, по сути, его воссоединением с Украиной, то есть возвращением земель, которые во времена Киевской Руси более двухсот лет принадлежали Киеву (http://www.obozrevatel.com/news/2006/1/18/80348.htm).

Когда с принадлежностью Крыма Украине даже для матерых империалистов все более-менее понятно, то присутствие в Севастополе Черноморского флота России провоцирует некоторых из них на мечты о присоединении отдельно взятого города к России. Именно поэтому до сих пор культивируются мифы о Севастополе как о городе «русской воинской славы».

Следует сказать, что историческая реальность имеет мало общего с этими мифами. Историческая и мифологическая проблема Севастополя как «оплота России на Юге» состоит в том, что город до сих пор не выдержал ни одной осады.

В истории имперского мифотворчества о Севастополе огромную роль сыграла неудачная защита города в Крымскую войну 1853-55 гг., которая окончилась его капитуляцией. Россия мечтала о взятии «Второго Рима» - Константинополя и захвате Черноморских проливов, и из-за этого напала на Турцию. За слабеющую Оттоманскую империю вступились Англия и Франция. К ним вскоре присоединилось и такое экзотическое государство, как королевство Сардиния.

Главным театром военных действий стал Крым. Высадившийся близ Евпатории - Сак противник нанес крупное поражение русским войскам на реке Альме и обошел Севастополь с востока. Англичане овладели Балаклавой и расположили там свой флот, французы разбили лагерь в Камышовой бухте. Организовав, таким образом, базы для снабжения своих войск, союзники стали готовиться к штурму Севастополя. 5 октября 1854 г. они предприняли первую бомбардировку города. 24 октября русская армия потерпела поражение под Инкерманом. Русская армия последовательно потеряла обоих командующих – во время бомбардировки погибли адмиралы Корнилов и Нахимов. В мае 1855 года англичане захватили Керчь. 4 августа 1855 г. русские войска потерпели поражение в сражении на Черной речке, а 27 августа пал Малахов курган. В ночь на 28 августа русские оставили город. 18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия лишилась права иметь на Черном море флот, строить крепости и военно-морские базы.

Такова вкратце история Крымской войны. Следует признать, что во время войны действительно была продемонстрирована и стойкость солдат в обороне. Для украинцев лестно, что не менее половины «народных» (не офицерских) героев обороны Севастополя – украинцы: Петро Кишка, Гнат Шевченко (оба родом из современного Гайсинского района на Виннитчине), боцман Буденко и другие. Кишка прославился тем, что почти каждую ночь в одиночку захватывал в плен вражеских солдат и офицеров, добывал оружие. Во время своих отчаянных вылазок разведчик был неоднократно ранен.

Однако, несмотря на все это, оборона Севастополя была чередой поражений армии и страны, основанной на рабовладельческом крепостническом принципе. Страна имела все преимущества, однако не выдержала боя с экспедиционным корпусом на своей собственной территории, имея в своем распоряжении все средства коммуникации. Именно поражение в Крымской войне вынудило царя отменить крепостнический строй и завести реформы.

Второе поражение под Севастополем произошло в период Второй Мировой войны. Оно было еще более тяжелым по количеству жертв. До прорыва немцев в начале 1942 года Москва запрещала эвакуацию Севастополя, приказывая стоять до конца. Однако контроль немцев над Крымом сделал присутствие советских войск в Севастополе бессмысленным и пагубным для войск.

В июне 1942 года, после наступления немцев в Крыму, Кремлем было принято решение об эвакуации партийного руководства кораблями из Севастополя. 4 июля 1942 года «Совинформбюро» сообщило, что советские войска покинули Севастополь. Однако это была ложь. Город покинуло только командование Черноморского флота и Севастопольского оборонительного района. Солдат, матросов и младших офицеров, фактически, бросили на гибель. Остатки войск Севастопольского оборонного района стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес, где без воды и патронов гибли десятками тысяч под огнем немцев еще целую неделю. Общие потери Красной Армии составили около 200 тысяч.

Во время второй обороны Севастополя украинцы, как и во время обороны 1854-55 годов также проявили себя наилучшим образом. Среди них те, чьими именами названы улицы – герои Советского Союза Иван Богатырь, Мария Байда, Василий Цыбулько, Николай Фильченков и др. Примечательно, что вывезенное из Севастополя руководство армии и флота во время дальнейшей войны ничем себя не проявило.

По сути, вторая оборона Севастополя во время Второй мировой войны была не столько героическим деянием, сколько трагедией сотен тысяч солдат и матросов, покинутых командованием и страной, которых они считали своими, и предельного цинизма партийного, военного и флотского руководства, которое, по сути, позорно бежало вопреки всем военным традициям, да еще и попыталось это скрыть.

Таким образом, город и его жители и защитники дважды стали жертвой удивительно неэффективной и безжалостной по отношению к своим же гражданам имперской государственной машины.

Следует отметить, что гораздо более щадящей к городу оказалась Украинская земля. Первая в истории успешно проведенная осада города была проведена Киевским князем и воинами с украинских земель. Киевляне, в отличие от большинства завоевателей, не разрушали, а строили. Киевский князь Владимир, который покорил город в 988 году, выстроил в Корсуне (бывшее название Севастополя) церковь святого Иоанна Предтечи на горе, которую насыпали жители города во время осады, и палаты для себя.

Владимир взял город осадой. Сначала войско Киевского князя начало насыпать против стен неприступной крепости исполинскую гору, однако корсуньские греки ночью через подкоп выкапывали землю и делали из нее насыпь в центре города.

Действуя по совету лояльного к Киеву корсунянина, Владимир перекопал путь, по котрому к городу шла вода. Уже на следующий день город – одна из наиболее неприступних крепостей Византии – капитулировал. Таким образом, князь Владимир Великий впервые убедительно продемонстрировал потомкам вес воды как рычага киевского влияния в регионе.

После Владимир сказал Византийским императорам (тогда их правило сразу двое): "Вот я взял ваш знаменитый город. Чул я, что имеете сестру, девушку. Если не отдадите за меня замуж, то сделаю вашей столице то же, что и этому городу сделал". Императоры испугались и отдали царевну "варвару", таким образом небывало укрепив международный престиж Киева. Фактически, именно победой над Корсунем знаменуется эпоха международного великоджержавия Руси (так в VIII-XVII веке называлась Центральная Украина, а с 13 – и Западная. Первые попытки Московии притязать на наследие, а позже и имя Киевской Руси начались только в 15 веке, и увенчались временным успехом лишь к началу 18 века).

Таким образом, Великий Киевский князь Владимир первым в истории покорил Корсунь. При этом он не разрушил город. Потому и по праву первого завоевателя, и по праву конструктивного отношения, город, который размещен на месте Корсуня, может и должен принадлежать только Украине.

Александр Палий, историк, для «Обозревателя»
15 февраля 09:30
:   Средняя оценка: Голосов: 4
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 118    показать все | позитивные | негативные
Макс *Постоянный гость Севастополя* Проскуров
07.09.2008 17:25:58
 
Мне кажется, что вступать в полемику с таким "историком" просто самого себя не уважать! Господа, палия в игнор, Севастополь - в состав РФ, Крым - на особом положении в составе Украины, при условии свободного инвестирования сос тороны России.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Владимир
01.09.2008 21:50:05
 
Это не украинец писал,пока закладывали Севастополь,потом обороняли-он уже снаряды и мины буржуинам подносил.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Макс *Постоянный гость Севастополя* Проскуров
23.07.2008 22:41:25
 
Жесть!!!! Неужели это все правда! Я имею ввиду, что есть "историки", которые получают деньги за такие весчи и защищают дессиртации, как тут говорилось?? Я в шоке, до какого маразма способны дойти украинцы!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Дмитрий
21.02.2008 22:22:36
 
Александр Палий, а ты вообще к Крыму какое отношение имеешь?
Приезжай ко мне, в Севастополь, я те расскажу какой это украинский город!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
cc
17.02.2006 18:26:58
 
От меня тоже спасибо одесситу за исчерпывающий ответ
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
гкн
17.02.2006 17:59:00
 
Одесситу спасибо!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
из Одессы
17.02.2006 16:33:43
 
ССу- Это Палий думает в силу своего как тут сказали "хуторского" менталитета что специально и бездарно оставили войска СОР до последнего. Генерал Петров в своих записках писал что пытался обсуждать необходимость вывода после оставления Керчи. Но адмирал Октябрьский ясно и строго следовал доктрине Сталина и цена была его расстрел -это война. так что не только паулюс умный . Кстати Петров один из организаторов эвакуации войск Приморской Армии из Одессы,которая проведена блестяще(это Палию о бездарности генералитета). другой вопрос что немцы летом 42 перли на Сталинград,фронт прорван в нескольких местах и допустимо думать что ради связывания армии Манштейна Сталин не мог дать приказ на вывод и самая страшная правда что вполне по его менталитету было пожертвовать войсками СОР.Подобные ситуации на войне часто норма. Так англичане при обороне Сингапура пожертвовали ,по моему 18-ю дивизию, зимой 42-го.Такие факты многочисленны, потери на тысячи но стратегическая задача решалась.
Палий и его единомышленники искажают историю умышленно вот в чем беда.В истории Советского периода очень тяжело пытаться поднять успехи украинского народа и трагедии отделяя от всего советского народа,но пытаеться. Слава богу что пока его не пускают в серьезную науку с такими пасквилями. А его тема и желание Киевскую Русь увязать только с теперешней Украиной это просто хамство основанное что большинство читателей в интернете не знают истории возникновения Киевской руси и ее развития и гибели. расчет на то мы тут перехамимся только по тому что он пишет эти глупости, что кстати и происходит. ЭТО ЕГО ЦЕЛЬ (Россиянин и др.)
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
пр
17.02.2006 13:33:37
 
классная статья!!!! знай наших!!! Могилянка- сила - всех русских - на мыло!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
варя
17.02.2006 12:10:47
 
Такое впечатление,что этот нехороший россиянен
обкурен в жопу нахрен или идиот однозначно
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
cc
17.02.2006 11:27:03
 
Хочется возразить товарищу из Одессы.Как же так? Гитлер не знал или не хотел знать? Давайте упустим его ошибку,когда он отправил Паулюса одного на Сталинград,а танковую дивизию на Кавказ,но как быть,когда тот же Паулюс неоднократно просил у фюрера свободу действий при выводе 6-й армии, когда еще был шанс ее вывести, а тот вместо этого присвоил ему высшее звание "рейхсмаршала" в надежде что тот застрелится(а тот не застрелился).
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Россиянин
17.02.2006 11:22:38
 
Севастополь - Русский город! Крым - Русская земля! Хахлы - тупые животные, всех хахлов в лагеря, издохнуть на благо России! Малороссия с хахлами в рабстве - вот что вас ждет, салоеды вонючие! Слава России!
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Из Одессы
17.02.2006 11:04:08
 
Шадову- Флот нужен как фактор сдерживания наших "горячих" исламских соседей. Для которых даже карикатуры в заштатной газетенке стали поводом убивать. Состояние флота это другой вопрос.
ССу - есть пословица про солому и падение.История не терпить предложных форм,это к фантастике о альтернативной истории.Гитлер зная итог Сталинграда тоже наверняка вывел бы 6-ю армию. Поэтому этот Палий и "палит" по заказу так что бы принизить фактор России как государства и русских как народа в становлении славян в Причерноморье и Крыму, пытаясь вырывать из контекста истории факты (негативные конечно) и по "националистически" их трактовать.Представь что через 100 лет это будет турецкая территория и "турецкий Палий" будет все делать что бы усилить турецкую значимость в истории Крыма и Причерноморья. То есть хваля 15-18 века и кляня 19-20 ну и украинский 21-й. Это же типичный "большевисткий" подход к истории,типа "семь сталинских ударов" а что между ними было это не важно и тайна.От чего ушли к тому и вернемся благодаря таким Палиям.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Грек
17.02.2006 11:01:02
 
"""Саша Палій має прекрасну освіту(закінчив Могилянку у 2002 році-магістр політології), захистив кандидатську дисертацію. Просто смішно читати тут коментарі людей взагалі без освіти,тупих хамів.""""
А, тогда все ясно. Если окончил Могилянку. Это рассадник хуторянства и руссофобии. Только не нормального хуторянства, а злобного, с комплексом неполноценности. Сильпо. Вообще могилянка среди работодателей имеет такую же репутацию, как институт культуры Поплавского.
не согласен согласен    Рейтинг: -3
 
cc
17.02.2006 10:31:48
 
В то время всем командовал тов.Сталин и именно он настаивал стоять до конца,в частности в Киеве,хотя многие генералы (Жуков,например,отказавшийся от командования,видя гибельность ситуации)уговаривали прекратить наступление,но было поздно и образовался "котел" в 700тыс,чел.
Можно было,конечно,и в 1942г.в Севастополе уберечь от гибели Приморскую армию,но опять же
Сталин обещал вместо этого под риском потопления присылал подкрепления и требовал держаться.Кстати,почти все просчеты в начале войны являются непрофессионализмом в военном отношенни тов,Сталина
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Харьков
17.02.2006 9:50:09
 
----Столько много написано тут. И чтоб не писали, а Севастополь гордость РУССКИХ моряков. Был, есть и будет русский город. И тот, кто поднимает эту тему, сам это чувствует и неймется ему. Успокойтесь все.
(Привет из Севастополя),,,, ------
Уважаемый Сева с тополя. Давайте смотреть на вещи трезво. Нравится Вам или не нравиться- Крым это часть Украины. ТОЧКА. Ну а мечтать я Вам запретить ,конечно, не могу.Это Ваше право.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Антон
17.02.2006 9:27:11
 
Модератор,-усердный ученик Суслова. Цензуре у него учился.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Привет из Севастополя
17.02.2006 9:22:50
 
Столько много написано тут. И чтоб не писали, а Севастополь гордость РУССКИХ моряков. Был, есть и будет русский город. И тот, кто поднимает эту тему, сам это чувствует и неймется ему. Успокойтесь все.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
shadow
17.02.2006 8:39:05
 
Кому он нужен тот аквариумный флот? Выйти он никуда не выйдет - через проливы не пустят. Эти медленно ползующие в одной плоскости цели -детский лепет, по сравнению со скоростью и маневренностью самолетов. Но ведь и их сбивают. Флот на Черном море - дорогая игрушка для дядек, не умеющих ничего делать, любящих побрякушки на спинджаках и делающих суровые морды при виде начальства. Какие исторические победы на счету флота? Сколько раз его топили, чтобы враг не прошел? Героические обороны Севостополя происходили на суше и это естественно. Крестьянин умеет в землю вгрызаться, там он и силен. Нигде не вспоминается фамилия командующего флотом вице-адмирала Октябрьского, который должен был погибнуть вместе со своими моряками, как Кривонос под Киевом. Героические обороны сданных городов Киев, Одесса, Севастополь. Героизм рядовых и идиотизм генералов. Если бы сохранили погибших в обороне Севастополя людей, вовремя вывели их из под удара, толку было бы больше, чем от героической обороны без боеприпасов. Киев обороняли, обороняли, а потом сдали Киев и 700 тысяч человек сдалось в плен. Больная тема героизма в войне, больная тема чей то флот гниет в сероводородном море. А может его задачу - охрану границ проще решить с берега, а море - хорошо для пляжников.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Из Одессы
17.02.2006 0:10:35
 
Мало ли дураков что и как кончает (тем более в во времена новейшей истории Украны)!
1.Отождествлять исключительно современную Украину и Киевскую Русь - историческое хамство.(с таким же успехом норвежские историки создание Киевской руси свяжут только с варягами и викингами,более продвинутыми. Палию осталось по моему "черняховскую культуру" привязать к украинскому народови а там и до Рима недалеко.Провокатор и лжеисторик.
2.Королевство Сардиния - марионеточное было и управлялась "ветвями" французкой династии.
3.Цели войны 1854 года со стороны Англии и Франции не менее хищнические, пусть Палий не "палит". Этот факт описан в мировой исторической науке.
4.поражение имело место и главная причина - техотсталость."Левшу" почитайте господин Палий. Не было достаточно казацких "чаек". А вот героизма как раз было достаточно. Как Вы можете нести глупость о 50% "украинских" и неукраинских героях ??!!! Это же идиотизм основанный на национализме.Кто считал это тогда и сколько беззвестных героев полегло.
5.В начале 1942 "благодаря" Козлову и Мехлису (Палий точно бы сказал что он не украинец) советский войска оставили Керчь. Уже в это время не стало технической возможности снабжать и эвакуировать Севастополь. Все побережье стало немецким плюс авиация лишилась возможности сопровождать конвои и вскоре только подлодки могли проходить. Трагедия с большой буквы это война, но как можно "вякать" на героизм Приморскй армии???!!
6.Генерал Петров закончил войну начальником штаба фронта у Конева по-моему и разрабатывал Берлинскую операцию с другими. В 1942 году командуя группой армий не дал немцам Кавказкий хребет и Каспий. В 1943 воглавил операцию по освобождению Кубани и Крыма потом. Привет Палию
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Svitlana
16.02.2006 21:31:29
 
Саша Палій має прекрасну освіту(закінчив Могилянку у 2002 році-магістр політології), захистив кандидатську дисертацію. Просто смішно читати тут коментарі людей взагалі без освіти,тупих хамів.
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Вася Пупкин
16.02.2006 20:20:10
 
Пропагандистская демагогия.
Князь Владимир взял Херсонес Таврический только после того, как после нескольких отбитых херсонеситами приступов перерезал водоснабжение и продержал город в блокаде без воды...(Харьковчанин_)
Правильно, Харьковчанин
нужно добавить, что потом подошла Доблесная Российская Армия и приступом за 6 часов взяла Корсунь и отбила его от проклятого князя украинского свой будущий город славы.И начала строить для защиты греков, татар и пр. славных народов от бандитов древних укр. князей морскую твердыню, которую в будущем благословили эти и пр. народы на их собственный геноцид доблесный Российский палач Суворов с благословения Российской императрицы немецкого происхождения Екатерины II кровавой (Как эти немцы по происхождению-Ульянов,Мордехай Леви (К.Маркс) любі сьогочасній владі Імперській Росіі)) .
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
житель Днепропетровска
16.02.2006 16:53:29
 
отличная статья и грамотно подобранные факты,
СПАСИБО АВТОРУ!
У людей отстаивающих миф о городе "русской славы" не остается сильных аргументов, как впрочем и о необходимости держать этот флот вообще в Севастополе.
Если и есть фактор нестабильности и разжигания национальной вражды так это как раз и есть флот России. Не будет флота, меньше будет проблем.
Матросов и офицеров в отставке--депортировать, если не согласны жить и уважать законы Украины!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Grey
16.02.2006 15:33:08
 
Численность армии союзников в Крыму составляла 200 тыс. человек (100 тыс. французов, 25 тыс. англичан и 15 тыс. сардинцев — под Севастополем, 40 тыс. турок — в Евпатории и 20 тыс. англичан и французов — в Керчи). Русские войска в Крыму насчитывали лишь 110 тыс. человек, из которых 70 тыс. составляли гарнизон Севастополя.
Можно отметить , что "экзотическое" государство Сардиния прислало 15 тыс. солдат...
этакий сущий пустяк.
Автор вероятно решил умолчать , что Севастополь не был взят полностью, была занята только его южная часть.
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
Сеня
16.02.2006 11:50:03
 
15.02.06 10:38 Пропагандистская демагогия.
Князь Владимир взял Херсонес Таврический только после того, как после нескольких отбитых херсонеситами приступов перерезал водоснабжение и продержал город в блокаде без воды. Кроме солдат без воды сидели женщины, дети, старики... Защитники сдались просто чтобы спасти детей. Это пример гумманизма?
Какую только муть свидомые не придумают...
(Харьковчанин_)

А как нас без газу маскали хотели оставить, то что - только военных? Кроме солдат без тепла сидели бы женщины, дети, старики... Это верх гуманизма? Кстати защитники Севастополя не просидели без воды и дня, так что недолго мучались.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Serlik
16.02.2006 11:41:32
 
Ну шо, товаріщі москалики. Нема чим крити. Можна, звичайно обзивати автора різними поганими словами - для цього багато розуму не потрібно. Розумію, вас коробить лише від однієї думки, що якийсь там, як ви кажете, "недоучка" насмілився не тільки поставити під сумнів видуманий вашими москальскими істориками міф про "город" так званої "русской славы", але ще й більш-менш ґрунтовно його розвіяв. Але ж ви, "доучки" тільки горлопаните. Жодного, як кажуть на вашій москальській мові, "внятного" спростування того чи іншого історичного факту, виписаного у статті, ви так і не привели. Так що запхніть свої "возмущенія" Путіну та іншим москальським вождям в дупу і вчіть історію. А Севастополь був, є і завжди буде українським. Незважаючи на те, що ви його так довго насильно заселяли своїми москалями.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 05 декабря 08:24
Жёлтые

bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.