УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Война за Балаклавскую бухту

Война за Балаклавскую бухту

В февральские морозные дни украинские СМИ сообщили о неприятном инциденте – десантный корабль «Ровно» потерпел крушение прямо в керченском порту. По мнению очевидцев, скорее всего, корпус корабля проржавел, и его просто-напросто пробила льдина.

Буквально месяцем ранее пошел на дно плавпричал на территории усиленно охраняемого объекта – месте дислокации морского пограничного отряда в Балаклавской бухте. Стоит ли говорить, что эти два события не были случайными – это уже становится тенденцией…

Впервые оказавшись в районе Балаклавской бухты, начинаешь удивляться рациональности природы, создавшей такое уникальное место. Бухта закрыта от моря и от непогоды, что позволяет круглый год обеспечивать хорошую защиту для кораблей. На склонах – развалины старинной крепости. Вид – красивейший. Достопримечательностью мирового уровня является уникальный сверхсекретный подземный завод для ремонта подводных лодок, который сейчас превращен в не менее уникальный военно-морской музей.

В окрестных ресторанах и кафе – возможности для отдыха на любой вкус. У причалов пришвартованы шикарные яхты. Мой приезд в Балаклаву совпал с летним отдыхом украинской политической элиты. Местные жители с гордостью показали пришвартованную у причала яхту, якобы имеющую непосредственное отношение к известному господину по фамилии Порошенко, который на тот момент был секретарем СНБО. Рядом «случайно» оказались яхты других лиц с не менее популярными фамилиями. Здесь же под охраной наряда милиции ожидал «хозяина» красивый новый катер в милицейской раскраске, способный составить конкуренцию указанным яхтам – якобы для министра внутренних дел.

Но фоне такого шикарного и перспективного места как-то неуклюже смотрится военный объект - Балаклавский филиал "Феодосийского судомеханического завода", который имеет статус Государственного предприятия Министерства обороны Украины. У причала завода пришвартован корабль военно-морских сил Украины «Симферополь». Раньше он назывался разведывательным кораблем. Наш миролюбивый курс и боязнь кого-то обидеть привела к новой боязни – называть вещи своими именами. Поэтому теперь «Симферополь» называется кораблем управления. Угрозы он, естественно, никакой не представляет, так как уже больше трех лет находится в ремонте, окончание которого пока прогнозировать трудно. На нем копошится команда – офицеры и матросы, которые из-за ремонта корабля уже очень давно, а некоторые и вообще никогда не выходили в море. Рядом пришвартован еще один боевой корабль – «сторожевик» под грузинским флагом. Наш стратегический партнер и союзник в деньгах также ограничен, поэтому вид у сторожевого корабля еще более плачевный, а единственная на нем некогда грозная пушка уже давно покрылась ржавчиной.

Рядом с заводом дислоцируется морской пограничный отряд Государственной пограничной службы Украины. Внешне он производит достаточно благоприятное впечатление. Пограничные сторожевые корабли блестят свежевыкрашенными бортами. Не менее ухоженные и подтянутые моряки-пограничники занимаются боевой подготовкой. Оказывается, даже в условиях нашей бедности может быть порядок в воинской части и люди могут заниматься делом, причем место дислокации не имеет к этому никакого отношения.

Сейчас мало кто помнит подробности события трехлетней давности, когда теперь уже бывший президент Леонид Кучма освободил от обязанностей главнокомандующего военно-морских сил Украины Михаила Ежеля. Тогда же Кучма поручил Генеральной прокуратуре и Совету национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) провести проверку использования государственных средств, военного имущества, недвижимости и земельных участков частей военно-морских сил, дислоцирующихся на территории Крыма. Это было сделано после его поездки в Крым, когда Кучме специально показали объекты Балаклавской бухты, в частности, завод по ремонту подводных лодок, военные городки, намекнув, что деньги в таком престижном месте валяются под ногами, осталось их лишь «поднять».

Прошел год. В 2004 году год в министерстве обороны Украины началась активная борьба за контроль над активами военного ведомства. Как известно, армия является неиссякаемым источником «дерибана» для многих сноровистых бизнесменов от политики. Не секрет, что реализация военной техники, зданий и земельных площадей многократно умножает стартовый капитал целого ряда финансово-политических группировок.

Тогдашний министр обороны Евгений Марчук поговаривают, даже схлопотал выговор от президента Кучмы, поскольку поссорился с Бакаем. Евгений Кириллович и Игорь Михайлович по-разному смотрели на то, как должны распределиться земельные площади в Балаклаве, которые имеют очень высокую ликвидность для курортного строительства. Кучма поддержал Бакая. Как говорят, управление делами получило за 2004 год целый ряд перспективных объектов — заводов, санаториев, земельных участков — якобы на основании одних лишь президентских распоряжений.

Наступил 2005 год. Бывшие политические игроки покинули «Олимп власти». Иллюзия того, что Балаклавская бухта стала бесхозной, привела к новым событиям. 28 мая 2005 года была предпринята попытка захвата неизвестными территории Балаклавского филиала «Феодосийского судомеханического завода». Около пятнадцати мужчин проникли на его территорию. Отстранив охрану, они срезали замки на воротах, снесли заводские ворота со стороны моря и разбили 10 палаток на территории предприятия. Еще 2 палатки - перед проходной завода и свыше 20 - на набережной Балаклавской бухты. На палатках была укреплена украинская государственная символика и оранжевые ленты. Акцию провела общественная экологическая организация «Всесвит», которая накануне известила Балаклавскую районную госадминистрацию о своем намерении пикетировать предприятие. Цель акции – «очистка и демилитаризация Балаклавской бухты». Незадолго до этого в бухте Балаклавы также затонул причал завода, оставив на поверхности моря большое маслянистое пятно. Среди участвовавших в захвате все являлись приезжими, никто из севастопольцев и жителей Балаклавы участия в этом не принимал. Правоохранительные органы применили силу, и «захватчики» были выдворены.

В июне 2005 года в Севастополе случилась еще одна акция «Всесвита», участники которой требовали от властей очистить Балаклавскую бухту и демилитаризировать не функционирующий судоремонтный завод «Металлист». Участники акции «напоминали» о затонувшем в Балаклавской бухте понтоне, в трюмах которого находились бытовые отходы кораблей.

Имена меценатов, которые приносили обитателям палаток «крупу для каши» известны. За участие в акциях каждому человеку выплачивали от 50 до 100 гривен в сутки, плюс бесплатное питание из близлежащего ресторана, принадлежащего заказчику акций. К тому же последний одновременно является депутатом Верховного Совета Крыма, а также владельцем одного из крымских телеканалов, поэтому информационная поддержка акций «экологов» и освещение событий сложности не представляли.

Но на арене появились новые политические игроки. И ошибка нападавших была в том, что Балаклавская бухта к этому времени уже успела попасть в поле зрения Петра Порошенко. После его визита в Севастополь военный завод оградили проволокой и стали усиленно охранять военные. Как сообщили СМИ, «Порошенко пообещал разобраться с ситуацией и привлечь к ответственности всех, кто пытался посягать на государственную собственность».

Уход Петра Алексеевича в отставку посеял у желающих новые надежды на возможность захвата престижной территории. Тем болем, что до нового курортного сезона осталось совсем немного времени. Вначале готовились силовые акции, но видимо, усиленная охрана объекта и другие превентивные мерориятия остудили пыл. Потому, вполне возможно, что был избран путь проведения провокации, связанной с затопленим причала. Ведь это позволяет потом поднять серьезный шум о загрязнии бухты отходами производства военного завода и бытовыми отходами пограничного отряда , ухудшениии экологической обстановки и т.п.

Интерес к бухте объясняется очень просто. Владельцы местной недвижимости при минимуме инвестиций в инфраструктуру за короткий срок могут получать приличную прибыль. По рассказам осведомленных людей, стоянка у причальной стенки небольшой яхты в сезон стоит от 100 у.е. в сутки. С увеличением водоизмещения корабля – автоматически увеличивается арендная плата. Местные рестораны и казино также дают возможность своим владельцам заработать на «место под солнцем». Посмотреть на подземный военный музей все чаще приезжают иностранные туристы. Поэтому для местных и приезжих бизнесменов смотреть на стоящие «без дела» причалы какого-то военного завода или морских пограничников – извините, но это «не по понятиям», как-то даже несолидно.

Побережье Крыма является слишком лакомым куском, чтобы долго оставаться «без присмотра». В погоне за «добычей» в ход идут любые аргументы и действия: начиная от попыток повлиять на президента и заканчивая искусственным раздуванием конфликта на национально-религиозной основе. Причем в данном случае в борьбе за «золотого теленка» был создан прецедент, до сих пор не получивший должной правовой оценки: попытка незаконного силового вторжения на военный объект, на котором находятся боевые корабли. Может ли кто-то дать гарантию, что, видя безнаказанность организаторов и исполнителей произошедшего, у кого-то не появится соблазн продолжать в том же духе и захватывать дальше: сегодня Ливадийский дворец под Ялтой, завтра - единственный фрегат ВМС Украины «Гетьман Сагайдачный», послезавтра – престижное кресло на улицах Банковой или Грушевского и т.п.? И второе: пока в стране не будет реально работать цивилизованный и прозрачный механизм приватизации, получения прибыли – до тех пор будут работать подобные «схемы» приобретения и ведения бизнеса.