УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Форсирование Днепра. Добавлены ФОТО

Форсирование Днепра. Добавлены ФОТО

Днепропетровский облсовет в очередной раз стал ареной глобального конфликта представителей двух региональных элит. «Великих и ужасных» «донов» с одной стороны и местной демкоалиции – с другой. Силы разделись приблизительно поровну, а внутренняя шаткость обеих команд не позволяла ни одной из них заполучить решающий перевес. Элементарно – избрать председателя.

Первые две встречи завершились скандалом с элементами рукоприкладства. Третья попытка, предпринятая на сессии в пятницу, тоже провалилась. Голосование признали действительным, но ни 46 «за» Михаила Разгоняева (выдвинутого от ПР вместо Олега Царева), ни 49 «за» Николая Швеца (от демкоалиции), для празднования победы не хватило.

Набрать больше половины из ста возможных голосов они, очевидно, вновь попробуют на будущей неделе.

Осада Облсовета напоминала ЦИК времен президентских выборов

Наученные горьким опытом срывов сперва договоренностей, а затем - заседаний, стороны, на этот раз, решили быть умнее. В преддверии пятничной сессии, ряды свои они существенно укрепили. «Регионалы» - усиленным «депутатским десантом», прибывшим из столицы, их оппоненты – армией приватной охраны.

Уже в половину восьмого утра Днепропетровская облрада смахивала на наполеоновский форт. По периметру фасада возводили металлические ограждения, фрагменты которых соединяли не цепями, как это обычно бывает, а… сваривали сварочным аппаратом. Вдоль входа в здание, во внутреннем его холле и по бокам от главной лестницы, живой цепью растянулись мрачного вида охранники. Надписи «Грифон Лтд» на спецовках, выдавали их принадлежность к частной структуре.

Позже, этот факт вызовет немало вопросов у нардепов от ПР. Номинального пока еще главу облсовета Николая Швеца они обвинят в том, что он, де, вообще допустил на сессию «частников», да еще и выставил их против неприкосновенных депутатских тел. «Не иначе, Бенины происки!», - ни раз еще пришлось услышать от киевских гостей, обещавших инициировать, по факту своих столкновений с «Грифоном», массу уголовных дел.

Под фамильярным «Беня» имелся в виду господин Коломойский, который, как свято верят «регионалы», «дирижирует» местной демкоалицией.

Хозяева здания присутствие «Грифона» поясняли просто. Мол, памятуя то, как в прошлую среду на сессию пытались «прорваться» неизвестные, предъявляя на входе… фальшивые удостоверения депутатов разных уровней – от сельсовета до Верховной Рады (!), они просто решили «перестраховаться».

«Перестраховка» получилась еще та. Единственное, чего не доставало – так это автоматчиков на крыше здания и БТРов в его внутреннем дворе. В остальном, сходство Днепропетровского облсовета с Центризбиркомом времен первого-второго тура президентских выборов было полным.

Битье стекол, многочисленные драки и выламывание дверей депутатами, желавшими попасть в зал заседаний задолго до начала сессии, только усиливали возникшее де жа-вю. Правда, на сей раз в роли «жертвы» неожиданно очутилась ПР, что придавало ситуации оттенок комичности.

Вижу цель – не вижу препятствий

Первые киевские нардепы, а именно – господа Лукьянов и Щербань-младший появились под облсоветом уже в начале восьмого утра. Заходить вовнутрь, правда, не торопились – ждали подкрепления. А подкрепление, как на зло, задерживалось. Чартеру с двумя десятками «регионалов» в аэропорту города вместо посадки дали «от ворот поворот». Причин никто толком не разъяснил. «Из-за нас они не сажали даже международные рейсы. Перегородили полосу какой-то технической машиной… Они ответят со всей строгостью закона!», - возмущался потом Игорь Шкиря.

Приземляться пришлось аж в Запорожье, оттуда, в презренье к правилам дорожного движения, - «на всех парах» мчаться в Днепр.

Думается, в эти минуты, «доны» сполна ощутили себя «в шкуре» «нашеукраинцев», круживших над Донецком морозным октябрем 2003-го. «Регионалы», тогда, помнится, ерничали в адрес нынешнего Президента: «и Львов открыт, но мне туда не надо». В пятницу у них самих эта фраза вызывала лишь едкую усмешку. Есть все-таки в мире высшая справедливость!

Пробная атака облсовета, предпринятая около половины девятого, закончилась давкой. Проход был слишком узок, из двух дверных створок открыта лишь одна, да и ту блокировал «Грифон». Расчищая путь, «регионалы» особо не мудрствовали, попросту выдавив одно из стекол. Стычка продолжалась в холле и на лестнице, но самое интересное началось непосредственно на подступах к сессионному залу. Сцепившись за руки, «грифоновцы» образовали перед ним настоящую «живую цепь» в два ряда. Весь их внешний вид свидетельствовал о том, что они скорее умрут, чем сдвинутся с места.

До начала сессии оставалось больше часа, но депутатам – обычным и народным, не терпелось поскорее попасть в середину. Со вторыми, собственно и возникли проблемы. С одной стороны, профильный закон действительно закрепляет за ними свободу перемещений, позволяя проникать даже в самые запретные уголки. В сессии облсовета они могут участвовать с правом совещательного голоса. С другой – нигде в законе не записано, что нардепам позволено вторгаться в закрытый зал заседаний, когда там ничего еще не происходит.

Запасись они терпением, конфликта, вероятно, удалось бы избежать. К десяти зал бы все равно открыли.

Громче всех возмущался блокаде совсем еще молодой, с внешностью булгаковского гимназиста, депутат-«регионал». «Это будет рассматриваться в суде!», - голосил он на весь коридор.

«Посмотрите, что творится! Мы прибыли сюда, чтобы обеспечить законность процедур!», - поддержал его кто-то из старших товарищей.

О «законности процедур» у «донов», как известно, понятия специфические. Оперативно посовещавшись, они стали действовать по принципу: «вижу цель – не вижу препятствий». «Препятствием» служили «грифоновцы», обезвредить которых «оптом» у депутатов не получалось. Силы все-таки были не равны.

Сгруппировавшись по двое-трое самые дюжие «регионалы» буквально за шкирки выдергивали из цепи по охраннику, выбрасывая его затем из толпы. И так «поштучно»: одного за другим, одного за другим.

«Суки! Б..ь!», - в сердцах заключил какой-то «грифоновец», форменно шарахнутый депутатами об стенку. Бодигардов хватали за что ни попадя: руки, ноги, одежду и даже уши.

Партийцы, комплекцией помельче, принимали в стычке посильное участие. Вооружившись бутылками с минералкой, они обильно орошали ею всю эту кучку-драчку. Живой клубок из депутатов и охранников шипел и матерился. Под «мочилово» подворачивались, в основном, свои. Так, на Артема Щербаня, судя потом по его внешнему виду, опрокинули минимум пол-литра.

На крики «подтянулись» «нашеукраинцы» и «бютовцы». Обалдев от увиденного, принялись божиться, что к происходящему отношения не имеют.

Опасаясь повредить неприкосновенные депутатские телеса, «грифоновцы» почти не оборонялись, но и позиций старались не сдавать. Впрочем, с каждой минутой, брешь в их рядах увеличивалась.

Следующей преградой стала дверь. Перед ней «штурмовики» растерянно замерли, но тут кто-то смекалистый предложил: «Стол! Столом ее!».

Стол регистрации, стоявший неподалеку, шестеро здоровенных «регионалов» оперативно приспособили под таран. «Ать-два, ребята! Навались!», - трубил их заводила. Взяв разбег, они ринулись на дверь. Полетели щепки. Пыль стояла столбом – народ окрест весь расчихался.

Дверь поддалась уже с третьего удара, но с четвертого обнаружилось: кто-то держит ее изнутри.

«Это личная охрана вот этого человека»! – радостно вопил потом тот самый депутат-гимназист, размахивая над головою каким-то документом.

«Этим человеком» оказался народный депутат от БЮТ Святослав Олейник, подтвердивший, что охрана его, в количестве шести человек, находилась в зале «согласно ранее поданной заявке, для того, чтобы обеспечить мою безопасность в случае возникновения физической угрозы. Ситуация с дверью не имеет к нам никакого отношения», - спокойно сказал Олейник. Позже выяснилось: договор о предоставлении соответствующих услуг он сам отдал Дмитрию Павлову (так, оказалось, зовут молодого «регионала»), который тот теперь торжественно всем демонстрировал.

Вообще, на фоне двух десятков ПРовцев, единственный БЮТовец мало смахивал на злобного провокатора. А в зале, как разобрались позже, находились… сотрудники аппарата обладминистрации. Почти все - женского пола.

Среди кандидатов не хватало только Лазаренко

По взломанной двери, валявшейся теперь на полу, протарабанило с десяток депутатских ног. Сгруппировавшись возле Олега Царева, «регионалы» советовались, что делать дальше.

Вообще, господин Царев, лидер Днепропетровской облячейки ПР, был тут одним из главных ньюсмейкеров. Изначально, именно он должен был выдвигаться на пост главы облсовета от ПР. Преградой стало только постановление суда, усомнившегося в легитимности его депутатских полномочий. По списку ПР он, как известно, избрался также во ВРУ, но присяги там пока не принял. Определяться с местом работы – в Раде Верховной или областной Центризбирком разрешил ему до 25 июля. Впрочем, решение ЦИКа суд проигнорировал и вынес на этот счет свой вердикт. «Регионалы» ему, конечно, громко возмущались. «А что это, если не технология? Есть два основных кандидата на кресло с приблизительно одинаковыми шансами. Приходим на сессию – один из них, оказывается, по суду снят. Ну, не технология?», - говорили они.

Впрочем, от необходимости оперативно подыскать Цареву дублера, ПР это не избавило. «Сменщиком» стал Михаил Разгоняев, прежде прогнозировавшийся на должность первого зампреда. Фигура, как говорили в кулуарах, «техническая» и несамостоятельная.

Предложенный противоположною стороною Николай Швец, занимавший этот пост прежде, тоже, конечно, «не без упрека», но личность – потенциально «компромиссная». «Он свой, с ним уже сработались, всегда можно договориться, найти общий язык, при нем не будет конфронтаций», - поясняли знакомый депутат от «НУ». Приблизительно в таком же контексте, хоть и неохотно, но все же высказывались «бело-голубые».

Однако, утренний казус, приключившийся, по всей видимости, действительно неожиданно и свидетельствовавший о вмешательстве некой «третьей силы», внес свои поправки. Никакого избрания – ни Швеца, ни Разгоняева, не состоялось. Более того, по ходу заседания, в работе которого постоянно объявлялись длительные перерывы, представители противоположных лагерей наговорили друг другу немало обидных слов. «Да кто вы такой вообще?», - кричал Швец Цареву, понимая, что перспектива его повторного лидерства в облсовете, казавшаяся уже такою близкой, отдаляется со скоростью Восточного экспресса.

«Золотых акций», которые, теоретически, могли бы преломить ситуацию, в Раде Днепра три: фракции Народного блока Литвина, блока Павла Лазаренко и блока Натальи Витренко. Де-юре, с коалиционной принадлежностью все они обозначились, но, де-факто стопроцентной уверенностью в их союзничестве потенциальные партнеры не располагали, что еще больше запутывало ситуацию.

«Отсутствие результата – тоже результат. Важно то, что само голосование прошло строго по процедуре», - говорил потом депутат-БЮТовец, вспоминая, с какими муками формировали, в частности, Счетную комиссию.

Иван Лазаренко, брат легендарного экс-преьмера, лидер его именного блока в Днепропетровском облсовете рассудил философично: «Если бы Павел Лазаренко был среди нас, вопрос об избрании председателя вообще бы не стоял. Его бы минимум 70% поддержали».

Прокурорские замашки

«Регионалы» обид так просто не прощают. И за временную дисквалификацию Царева и за утреннее свое унижение они подготовили достойную «отповедь». Во время одного из перерывов в сессионном зале на столах появилась странного вида бумага – ксерокопия «Постановления о проведении выемки» «по материалам криминального дела №70059114» за подписью следователя по особо важным делам прокуратуры Днепропетровской области, некого Гумницкого, датированная 31 мая 2006 года.

В постановлении речь шла о том, что будто бы господин Швец, злостно превышая свои служебные полномочия, в 2001-м году обчистил закрома Родины более, чем на одиннадцать миллионов гривен.

Как удалось выяснить «Обозу» - тематическое дело, по причине его надуманности, закрыли еще при Царе Горохе. Но областной прокурор Шуба, оказавшийся человеком запасливым, «на всякий случай» выделил из него отдельный фрагмент, хранившийся, все эти пять лет, где-то в закромах его сейфов.

«Случай» представился аккурат накануне голосования по кандидатуре Николая Швеца на пост главы облсовета. Таким своеобразным образом гражданин Шуба, видимо, решил пособить «популяризации» Швеца в среде депкорпуса. Несомненно – по своей и только своей инициативе.

Меж тем, время перерывов, нардепы от ПР коротали за дачей показаний следователям. Они подробно и не без удовольствия рассказывали о том, как им немотивированно отказали в посадке в днепропетровском аэропорту, как нанесли телесные повреждения, при попытке проникнуть в здание обладминистрации. В начале одной из таких бесед удалось поприсутствовать и вашей покорной слуге. Сами депутаты были не против, а очень даже «за» максимальную публичности процесса. Правда, у вездесущего Шубы, неожиданно материализовавшегося в комнате, где происходил разговор, на этот счет было свое мнение.

«А ты кто вообще такая!? А ну, вон отсюдова!», - истерично взвизгнул он при виде корреспондента «Обоза». При этом особое ударение Шуба делал на унизительном «тыкании». При ближайшем рассмотрении он вообще оказался малоприятным стареющим типом с ярко выраженными хамскими наклонностями. Никакие резонные аргументы типа: «Я сюда зашла с народным депутатом и с народным депутатом выйду» Шубу не волновали. «Вон! Тут следственные действия! Ишь ты, наглая!», - уже буквально орал он, упиваясь мнимым своим величием. Далее оставаться рядом с таким психически неуравновешенным субъектом было небезопасно. Резкого, но предельно корректного: «Не смейте со мной в таком тоне разговаривать» Шуба явно не ожидал. Получив на этом маленькую моральную сатисфакцию, «Обоз» гордо удалился.

В продолжении темы:

Интервью с Иваном Лазаренко и Олегом Царевым появятся на нашем сайте уже в начале недели.

Фоторепортаж, кадры драки депутатов с «грифоновцами» - в понедельник.

Лента новостей, посвященных пятничной сессии смотрите тут: «Днепропетровская революция: Облсовет остался обезглавленным».

Соня КОШКИНА, Киев-Днепропетровск-Киев

Фото — Ура-Информ