«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»

В последнее время уже стало традицией перекрёстно-отВЕТное общение Президента и парламента: Верховная Рада принимает закон, Президент налагает на него вето, а парламент успешно президентское вето преодолевает. Такой себе «законодательный пинг-понг». Традицию открыло преодоление вето на Закон, предусматривавший отмену моратория на продажу земли. Тогда многие говорили: «Голосование было ситуативным, интересы парламентского большинства совпали с интересами оппозиции, Президент был обречён на проигрыш». Да и ситуация в стране такова, что народ в своём большинстве готов к товарно-денежным отношениям на селе. Но когда в парламенте было преодолено вето Президента на жизненно важный для него и для самого института Президента вето на закон «О Кабинете Министров Украины» - разразился настоящий скандал. И дело даже не в том, что Президент – согласно Закону – теряет часть полномочий. Дело в том, что Президент вдруг увидел, как его бывшая соратница по Оранжевому лагерю Юлия Тимошенко слаженно и организованно голосует совместно с депутатами из Антикризисной коалиции.

«И ты, Брут???» - восклицал в подобных случаях Цезарь. «И я, Цезарь…» - лукаво отвечал Брут. - «Не ожидал…» - «Сюрприз!!!».

Сюрприз от Юлии Тимошенко не слишком пришёлся по вкусу Президенту и его ближайшему окружению. Что же мы имеем на сегодняшний день в отношениях между Президентом и Верховной Радой по вопросам формирования правительства? Не будем вдаваться в анализ всех 42 поправок, предложенных Президентом и отклонённых парламентом. Но есть очень интересные моменты, свидетельствующие о тотальном проигрыше Президента в войне между институтами власти.

Итак, Президент пытался исключить статью 8 Закона: «В случае невнесения Президентом Украины в Верховную Раду Украины представления о назначении на должность Премьер-министра Украины в срок, определённый Конституцией Украины, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду Украины коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины. Решение коалиции о внесении в Верховную Раду Украины представления о назначении Премьер-министра Украины принимается на общем собрании коалиции и подписывается руководителями депутатских фракций, входящих в состав коалиции». Помните события лета 2006 года. Тогда Президент – де-юре – имел право не вносить на рассмотрение парламента кандидатуру В.Януковича в качестве премьер-министра, искусственно создать ситуацию цейтнота и на этом основании распустить Верховную Раду. Именно этот ход предлагался Президенту радикалами из Оранжевого лагеря. Сейчас представители Антикризисной коалиции решили перестраховаться – дабы в будущем не было подобных неприятных моментов. Президент теперь не может радикально повлиять на волю парламентского большинства и – по большому счёту – он теряет возможность влиять на процесс утверждения премьер-министра. Он может только послушно подписать представление на назначение премьера – либо же объявить бойкот премьеру, что, по сути, ничего не меняет.

Парламент даже отказал Президенту в праве представлять кандидатуру премьер-министра в момент голосования по его назначению! Президента обязали любое кадровое решение, зависящее от него, рассматривать в 15-дневный срок (ранее Президент формально мог тянуть с решением «до Греческих календ»). Президент настаивал, чтобы в информации о кандидатах на должности в правительстве обязательно фигурировали данные о судимостях и чтобы вся информация подавалась на государственном языке. Парламент отклонил предложения Президента. Ещё бы!

Парламент отклонил предложение Президента относительно внесения в закон положения о том, что: «Программа деятельности Кабинета Министров в части внешней, оборонной политики и политики безопасности должна соответствовать актам Президента Украины и посланиям Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины». Теперь – теоретически – Кабинет Министров может иметь своё, отличное от мнения Президента видение путей внешнеполитической и оборонной деятельности страны. Даже не смотря на то, что на профильных министерских должностях будут находиться ставленники Президента.

Парламент также отклонил предложение Президента относительно порядка отставки министров, назначенных по квоте Президента: «Полномочия члена Кабинета Министров прекращаются Верховной Радой Украины в случае освобождения его с должности по представлению Премьер-министра Украины, а Министра обороны Украины и Министра иностранных дел Украины – по представлению Президента Украины». Вместо этого положения введена норма, согласно которой любой министр может быть уволен с должности Верховной Радой по представлению Премьер-министра. То есть, ситуация с Борисом Тарасюком теперь окончательно проясняется.

Но наибольшей потерей для Президента становится утрата контроля над Государственным управлением делами (так называемой ДУС-ей).

После всего этого Президента не стоит считать ограниченным в своих полномочиях – его полномочия определяются Конституцией, и Закон о Кабинете Министров их не нарушил. Но вот в действиях он связан по рукам и ногам. Закон о Кабмине лишает его целого ряда возможных маневров и блокирует некоторые рычаги власти, остающиеся в руках Президента.

Некоторые адепты Юлии Владимировны Тимошенко уже поспешили обвинить свою бывшую любимицу в предательстве Президента. На самом деле предательства как такового не было. Были собственные интересы. И кто говорит, что Юлия Владимировна должна была беспрекословно выполнять волю Президента? В своём стремлении вернуться в кресло премьера она готова идти на любые шаги – а данное голосование делает желанный пост ещё более привлекательным.

Фактически Юлия Тимошенко убила двух зайцев. По отношению к Президенту – это и утончённая месть, и демонстрация собственной значимости. По отношению к Виктору Януковичу – это элемент торга. Произошёл нормальный для практики парламентаризма размен интересов: БЮТ отдал свои голова за преодоление вето по Закону о Кабинете Министров. Антикризисная коалиция обязалась проголосовать за важные для БЮТ документы – Закон об оппозиции и закон о введении императивных мандатов для депутатов местных советов. Таким образом Юлия Тимошенко получила – с подачи Партии регионов – право на управление оппозицией с чётко прописанными правами и полномочиями и возможностью создания трамплина для возвращения во власть – то ли на должность премьера, то ли на президентский пост. Также Тимошенко «прикрепила к земле» местных депутатов, которые в последнее время стали разбегаться и пытаться покинуть лагерь оппозиции. В обмен на ограничение в действиях Президента матушка-Юлия получила возможность ввести крепостное право для депутатов – по образцу и подобию того права, которое матушка-Екатерина вводила в XVIII веке на украинских землях. Стоит ли напоминать, что в мировой практике парламентаризма императивный мандат считается неким нонсенсом, актом, нарушающим демократические принципы?

Но… Выбор сделан. Теперь Президент будет обращаться в Конституционный суд. Вряд ли он найдёт там понимание и поддержку. Дело в том, что Конституционный суд выносит решение о приостановлении действия того или иного Закона в трёх случаях: закон не соответствует Конституции Украины; Закон нарушает права граждан; Закон несёт в себе угрозу национальной безопасности и целостности Украины. Ни одного, ни другого, ни третьего в законе о Кабмине нет. Президент – согласно Конституции – лишь один из институтов власти в стране – но совсем не главный институт. И не единственный.

А в том, что произошло, виновата не Тимошенко, и не такая-сякая Антикризисная коалиция. Виновато окружение Президента, не умеющее действовать по принципу «если пьянку не удастся предотвратить – её необходимо возглавить». Помните Леонида Даниловича? Он умел действовать по этому принципу. А так Ющенко придётся ещё неоднократно наступать на одни и те же грабли. И неча пенять на отсутствие полномочий у Президента – их у него предостаточно. Главное – уметь ими распорядиться.

Кость Бондаренко,Институт Горшенина

18 января 13:01
:   Средняя оценка: Голосов: 16
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»"
Комментировать  "«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 30    показать все | позитивные
USU
20.01.2007 16:39:34
 
Закон вже спрацював. Міттєво. Вчора ненавмисно спостерігав за типовим гладким "періферійним слугою" (шії немає, але яка гнучкість!), котрий "весь в с. і с." пояснював, хто його "примусив" поміняти уподобання.
Креативної користі з нього може буде небагато (хто зна?), але у конкурентів полонені раби повтікають.
Браво Юля!
Нажаль вето неминуче (хиба гідність зараз відповідає Конституції?).
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
архивариус
20.01.2007 9:54:57
 
(линк в сообщении 21:42 почему-то не пропечатался)
http://postup.brama.com/011016/158_9_2.html
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
евгений
20.01.2007 1:56:13
 
ни в одной стране не перекупают депутатов.А он хочет это оставить?
Он провалил выборы Литвину и это при таких деньгах!Видимо работает на голубых.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
архивариус
19.01.2007 21:42:50
 
Любознательным рекомендую почитать полемику с К.Бондаренко относительно его статьи, опубликованной сразу же после трагедии 2001 г. в Нью Йорке.

Линк на оригинал, к сожалению, не нашел, но помнится, что в этой статье он называл Бин Ладена "национальным героем", бомбардировку - справедливым актом возмездия, а позиция относительно США ничем не отличалась от витренковской. (Кстати, это было еще до Ирака).
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Юрий
19.01.2007 13:53:21
 
кость Вы демагог и неудачный юморист.Шел по програме во власть(с получением привелегий) держи слово ,хотя бы для видимости,а нет пошел....
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
гкн
19.01.2007 12:15:57
 
кость ты бы лучше не писал про 19 век и про манда ты - противно читать, а народ (см ниже) правильно разобрался.Мы голосовали не за конкретных людей а за партию , программу которой ОБЯЗАНЫ выполнять ее члены. Теперь объясните как может член партии, который представляет ее программу в качестве ДЕПУТАТА в совете перейти в другую партию и представлять теперь программу другой партии и при этом остаться в депутатах и занимать место?!!
Ведь в таком случае нарушаются мои права как избирателя ,потому- что в такой ситуации партия за которую я голосовал становится в меньшинстве!Что собственно и происходит.В такой ситуации теряется смысл голосовать вообще!
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Александр
19.01.2007 11:24:05
 
Наши "аналитики" понимают свободу слова как и наши чиновники. Ни один из них никогда не читает комментов к своим публикациям и не снисходит до ответа на "СВОЮ МУДРОСТ" всяким "интернет-козлам".
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Александр
19.01.2007 11:13:38
 
Политик - это профессионал или свободный художник? Если я приду к Вам в институт на должность бухгалтера, а потом заявлю, что мне больше нравиться должность аналитика и буду работать по заказам соседнего института, какими будут ваши действия? Человек обязан думать с кем подписывает контракт, а если он не собирается его выполнять, то как можно такого человека подпускать к решению общественнозначимых вопросов. Не стоит играть словами! Плохой лидер - нонсенс, просто такой человек лишиться сторонников и будет одниночкой, как О.Доний.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Муха
19.01.2007 10:23:28
 
Ув. Автор, напомню Вам,
что мы, с легкой руки Регионов, Социков, НУ и прочей мешпухи, принявшей конс. реформу, голосовали не за отдельно взятых депутатов, а за полит. силы. И если какая-то сс..ка пролезла по списку, а потом решила что можно перебежать в другую фракцию, то я с этим категорически не согласен. Я, а не Юля своим голосом прикрепил всех, кто прошел про списку БЮТ именно к этой силе и никакие "демократические принципы" Европы мне не указ, и Я!!! требую наказания предателей моего доверия!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
саметой
19.01.2007 10:04:19
 
Считаю, что украинскому политикуму без закона об императивном мандате НЕЛЬЗЯ. Всем известна продажность наших политиков (судей, избирателей и т.п.). Торговля "оптом и в розницу" мандатами, голосами, уподобаннями и родиной уже давно известна, удивляет и смешит весь мир (но почему-то по-барабану самим украинцам). Так что Юля правильно все сделала - нужно вычистить эту продажную свору из Рад всех уровней. Печально то что все наши потуги внедрить в наше общество демократические принципы приводит к тому, что кучка "шустрых" обдурит окончательно нацию, а основная масса "электората" будет как, стадо баранов, тупо (без адекватной реакции) наблюдать за происходящим. Вобщем, без справедливого и честного диктатора у нас ничего толкового не построить - не та ментальность. Одни только грабят, другие только "...на панщину iдуть i дiточок своiх ведуть..." Наше место - в России, Италии, Чехии и Португалии в качестве чернорабочих!!! К сожалению!
Может Юля что-то изменит???
Точно сказала Коробова "...мы и себе-то нужны не очень, тупым непротивлением просирая даже то, что по Божьей воле сумели добыть". Поэтому ..."Мы - не козлы!" Мы-бараны!
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
пр
18.01.2007 23:45:06
 
не хера себе: автор называет необходимость следовать заявленным во время выборов программмам "крепостным правом" для депутатов...полный писец...
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Читатель
18.01.2007 21:57:36
 
А статья Бурсова "почему-то" не открывается...,кто-то кого-то испугался?
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
USU
18.01.2007 21:25:39
 
Sorry append.
Императизация мандатов д/б пропорциональна олигархизации депутатов и обратно проп. демократизации политикума. О.
На политическом дворе Украины XIX век. Закон адекватен. Пока. Разовьёмся - отменим.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
USofUkraine
18.01.2007 21:03:26
 
"утончённая месть" - улыбнуло.
Не наклИкайте.
Сожалею, что ЮВТ 12 января разошлась словом и делом с декларацией 7 декабря "ни за какую звезду". Социум не в курсе, что 12 декабря БЮТ подал некий законопроект про СНБО.
Иногда ЮВТ заботится о президенте, больше, чем TEFAL обо мне.
Не склалося.
Пришлось действовать исходя из длины рычагов.
Звезду пришлось подорвать.
А КС уже и так похож на пожарную машину, заправленную керосином, а тут ему ещё дров поднесут. Реально.
Уважаемый Кость, у Вас настенный БУНТОМЕТР есть? Что показывает?
Ваше "радикалами из Оранжевого лагеря" - по моему, это были политседативы...
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ХХХ
18.01.2007 18:16:36
 
Очередное фуфло.....
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
NVC
18.01.2007 17:14:27
 
Кость Бондаренко, иди Вы в "Виче"...
Страшно далеки Вы от народа, народ, как я вижу, разбирается в ситуации в Украине гораздо лучше, чем Вы и Ваши коллеги-политологи.
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
C
18.01.2007 16:50:34
 
Ох уж эти политические проститутки
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
18.01.2007 16:38:33
 
Откройте статью Бурсова.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
АНДРЕЙ МАМИН
18.01.2007 15:48:59
 
"НУжники" набрав 8% на выборах дожны были понять что уже почти в ЖОПЕ......должны(Обязаны) были бы склонить колено перед Юлией которая вытащила этот необузданый и инфатильный сброд на политическую арену..А нет начали показывать свои амбиции.....ЖАЛКОЕ ЗРЕЛИЩЕ..ЧЕССС СЛОВО....
Юлю ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Уверенно идет к своей ЦЕЛИ!!ГРАМОТНО!!!
ЮЛЯ FOREVER!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 11
 
akondr
18.01.2007 15:42:35
 
Автор!
Какой торг Тимошенко с Януковичем? Позорная продажа.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
18.01.2007 15:36:30
 
Сегодня на "ОБОЗЕ" надо следить за словами! Это обидно :0(
Коробовой с новой жопой можно народ поздравить,а простым гражданам и один матюк нельзя вставить:0(
Буду подругому излагаться:
ПРОФУКАЛ БАЛАБОЛ СТРАНУ СВОИМУ КРУГЛЫМИ СТОЛАМИ И ПОДЕЛОМ.
КРАСНЫЕ ЛАМПАСЫ
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
UN
18.01.2007 15:31:23
 
Автор, такая херня.

не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
i
18.01.2007 15:09:25
 
А как насчет цензуры на обозе? Эээээй модератор! Статьи Бурсова под запретом? Начальству правда не понравилась? Поздравляю! Свабода, гля, слова!
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
18.01.2007 15:08:21
 
"ОБОЗ" огромная просьба!!!
Включите мне ТЕЛЕПТИЧКУ.
Я там не договорил:0(
КРАСНЫЕ ЛАМПАСЫ

PS Всем сдешним доброго вечера :0)
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Анатолий
18.01.2007 15:03:25
 
Интересно, кто автора ограничил в действиях в отношении ЮВТ?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Лихой
18.01.2007 14:35:36
 
Как запарили эти псевдо-политологи и АНАЛитики. Все они гадят (кто открыто, кто из подтишка) на Юлю... Ну не могут они. Вот теперь к императивному мандату пристебались... Боятся сердешные "как это так, нас кто хочет может выкинуть". Никак кньязьями себя возомнили. Не переживайте, Прийдёт Юлька, прийдёт... как бы вы не старались...
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
UAxMan (Donetsk)
18.01.2007 14:14:18
 
Как видно из моего поста ниже, даже после принятия этого закона рычаги у президента есть, для того чтобы поставить на место Януковича. И не нужно все сваливать на БЮТ. А нужно стать наконец-то мужиком, и начать действовать. Призидент ни за что не хочет отвечать и брать на себя ответственность.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Сергей
18.01.2007 14:09:22
 
Все эти рассуждения от лукавого... Президент сам подкинул власть ПР и никто ни чего у него не забирал и не ограничивал... Наличие власти предполагает ответственность и какие-то минимальные усилия для ее удержания... Ни того ни другого наш гарант не любит... Зато теперь он со спокойной душой будет разглагольствовать с экранов, чтобы он сделал если бы у него была власть... при этом ни за что не отвечая... даже за свои слова...
не согласен согласен    Рейтинг: 14
 
UAxMan (Donetsk)
18.01.2007 14:01:25
 
А кто мешает президенту подавать невыгодного коалиции кондидата на должность министра МЗС пока не надест. То есть он подал рада отклонила, он еше раз подал того же и т.д.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Zvir
18.01.2007 13:45:20
 
RКость, зразу видно ВПШ-вський вишкіл- "логічно" обгрунтувати БУДЬ-ЯКЕ рішення, на яке вкаже партія (зараз хазяїн).
Та ти не політолог, а лакуза.
А може це синоніми, поясніть, люди!?
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Комментировать  "«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»"
Комментировать  "«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»"
Обновлено: 04 июля 18:04
Жёлтые

weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2009 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.