Поверженный дисбат дал показания. В суде

БАТАЛЬОН ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ И ПЫТОК

В Киеве судят мальчиков с характерами. Кажется, именно так отозвалась о своих подзащитных адвокат Татьяна Поповская.

Мальчики с характерами – это Царенко и Фролов. На скамью подсудимых они попали прямиком из солдатской зоны, именуемой дисциплинарным батальоном. 17 июня с. г. осужденные Царенко и Фролов поставили на колени киевский дисбат, устроив здесь вечер издевательств и пыток.

Адвокат Поповская говорит, что шокирована армейской действительностью. И поясняет:

– Юношу призвали выполнять священный долг – защищать Родину. Он был хорошим, нормальным парнем. А кем теперь стал? Кого воспитала армия?

– Уголовника! (Это уже из уст корреспондента "Обозревателя" слетело нехорошее словцо.)

Хотя в данном случае не стоит пенять исключительно на солдатскую действительность. Казарма – не детсад. И не школа. Здесь нет ни мамы, ни папы. Если задумал совершить преступление, то никакой командир не остановит.

К примеру, рядовой украинской армии Царенко. На его совести – грабеж в Феодоссии. В Симферополе военный суд приговорил молодого грабителя к двум годам дисбата.

Хорош и Фролов. В прошлом году он так отдубасил своего товарища по армейскому строю, что тот оказался в больнице, на операционном столе. А потом были следствие, "искреннее раскаяние" подсудимого и – приговор: два года службы в дисциплинарном батальоне.

Вот так криминальные пути-дороги свели двух бойцов в столице, на территории специфической воинской части Министерства обороны Украины, куда они были направлены для отбывания наказания. Возможно, отцы-командиры надеялись, что таких как Царенко с Фроловым исправит только "батяня-дисбат". Но не тут-то было.

Оказалось, что солдатский дисбат очень скоро стал для этих двоих эдаким лагерем отдыха, шикарной гостиницей со всеми удобствами.Только здесь слуги заправляют твою кровать. Только в этом учреждении стража бегает за пивком для осужденных. И только на этом спецобъекте можно приказать своим начальникам выполнить команду: "Воздух!", а потом еще и поколотить их как следует.

ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ

Таков он сегодня, "батяня-дисбат". Батальон пыток. Батальон моральных издевательств и всяческих унижений. Здесь существуют дичайшие правила взаимоотношений, которые передаются от одного поколения сидельцев к другому.

Если не выполнишь приказ пахана, то тебя могут заставить мыло жрать или до отупения намыливать пол в сортире. А откажешься "отбивать халяву" – не сможешь сесть за стол.

Осужденные не хотят пояснять, по какой причине они не смогут "сесть за стол". Может, стыдно говорить?

"Халява" – жестокая игра в дисбате, суть которой сводится к тому, чтобы сделать ложный замах рукой, сымитировав удар. Если человек испугался, значит – провинился. И за это обязан попросить, чтобы его дважды треснули. По-настоящему. Чтобы грудная клетка прогнулась под кулаком, а сердце едва не выскочило...

Забегая вперед, скажем, что об этой "халяве", о страшном продукте под названием "мыло" и поведал в суде потерпевший Алексей Жуматий. Судья, подполковник юстиции Сергей Дьячук поинтересовался у него, что будет, если кто-то откажется принять правила игры.

Жуматий несказанно удивился:

– Как это откажется? Он не сделает этого.

– Но вас же за такой отказ не расстреляют? – продоложал судья.

– Вы все равно не поймете, – с эдаким огорчением произнес Алексей.

– Конечно, жизнь у вас тяжелая там, – многозначительно резюмировал этот блиц Сергей Иванович.

Сегодня у Дьячука – первое заседание по этому делу. Народу набилось полный зал. И народ весь служивый, изрядно униженный и оскорбленный. Подумать только: восемь потерпевших! Солдаты, сержанты, осужденные. То есть и стража, и арестанты оказались в одной лодке. Это и есть поверженный дисбат.

В военный местный суд Киевского гарнизона приехали родители подсудимых – мама Андрея Царенко и отец Руслана Фролова. Видать, примчались сюда прямиком с вокзала, потому что рядом с ними стоят большие сумки, в которых, возможно, – теплые вещи для сыновей, харчи.

Коридор заполнили мундиры цвета хаки, и вдруг заплакала какая-то женщина. Увидев солдат в наручниках, она зашлась в рыданиях. Сердце-то, понятное дело, не камень. Вероятно, еще кто-то из солдатских матерей пожаловал сюда.

Первым конвоиры повели в клетку, высоко заломив руки за спину, Андрея Царенко. За ним такой же путь проделал и Фролов. Дисбатовцы одеты в воинскую форму. Правда, их мундиры отличаются от обычных только надписями. Так, слева, над карманами белой краской выведено: "1 Д рота". Цифра "1" значится и на рукавах. Меченые солдатики.

А потом зазвенели "браслеты" на руках еще двоих – осужденных Жуматия и Плахотнюка. Они – потерпевшие, тем не менее их все равно доставили в суд под конвоем.

Мундиры цвета хаки ловят каждое слово человека в судейской мантии. Вот он поставил вопрос ребром: простили ли они подсудимых? И все дружно дали утвердительный ответ.

– Всем надо прощать, – изъяснил суть своей жизненной философии Алексей Жуматий и рассказал, как глумился над ним в тот июньский вечер Царенко.

А тот все отрицал. В какой-то момент он даже выдал свою правду об Алексее:

– Да Жуматий прыгнул на колючую проволоку! Это – плохой знак для дисбата.

А может, он прыгнул от безысходности, от того, что парня надломила изуверская дедовщина? Может, этим поступком ему хотелось разрушить мир тюремного, гробового безмолвия, в котором есть только власть "мордатых"?

ЖИЛИ В СТРАХЕ

"Мордатый" – так называется должность смотрящего в дисбате. На зэковский трон все сидельцы дисбата, в том числе и Жуматий, "короновали" Андрея Царенко.

17 июня Жуматий работал в столовой. Вдруг после ужина к нему прибежал испуганный посыльный и передал приказ: "Тебя зовет Царенко!". Жуматию даже в голову не приходило, чтобы ослушаться "мордатого".

Когда Жуматий пришел в казарму, то услышал звуки музыки, шум, гам… Да, весело, видать, сидеть в такой тюрьме. Вольница. Профилакторий. К услугам сидельцев – и видик, и бильярд. И пивком можно побаловаться. Пожалуй, только девочек нет.

– На ступеньках меня встретил Царенко, – вспоминает Жуматий. – И трижды ударил.

После этого разбор полетов начался уже в помещении 1-й роты, куда забежал избитый Жуматий. Вырваться из этого ада назад, на улицу не было никакой возможности, потому что сразу за Жуматием кто-то закрыл решетчатую дверь и забрал ключ.

– Я увидел, что возле тумбочки дневального стояли сержанты, – продолжает свое повествование Алексей. – Они были напуганы.

Вмсто того, чтобы пресечь беспредел, связать хулиганов, сержанты и солдаты предпочли не высовываться. Ведь они тоже получили свое… от Фролова.

Да, да, Нестеров, Котов и Угловенко испытали на себе силу рук и ног Фролова. А Фролов свою агрессию пояснял довольно просто: мол, в свою сторону услышал обидное слово – "зэк". Подошел к сержантам и – врезал…

Но вернемся к предыдущему эпизоду. Жуматий метался по казарме как затравленный зверь. Решил спрятаться в светлице. Но и здесь его настиг Царенко. По словам Алексея, тот оскорблял его, унижал, бил. А потом дважды запустил в него табуреткой.

С горем пополам Жуматий вырвался из этой проклятой светлицы. Но тут начался второй акт "концерта по заявке" именитого арестанта. Царенко рявкнул: "Воздух!".

– И все рухнули на пол,– комментирует потерпевший Жуматий. – Сержанты тоже упали. А Царенко ходил и бил лежащих.

– Команда: "Воздух!" Фролова не касалась? – прозвучал вопрос судьи.

– Нет, – ответствовал потерпевший. И вспомнил, что вместе с Царенко удары наносил и Фролов. (Хотя, как выяснилось в суде, во время предварительного следствия Жуматий об этом эпизоде с Фроловым не сообщил. Пояснил это тем, что, дескать, растерялся…)

В суде Жуматий несколько раз повторил, что боялся Царенко. Да весь дисбат не смел пикнуть.

Как пояснял на предварительном следствии потерпевший Плахотнюк, Царенко устроил разборки из-за того, что его, видите ли, никто (ни дежурный по роте, ни дневальный) не предупредил о визите офицера. По словам, Плахотнюка, Царенко стал кричать, чтобы все собрались на центральном проходе.

"Мордатый" строил дисбат. Он проучил – кулаками! – дежурного по роте. Дошла очередь и до дневального Плахотнюка. Царенко с Фроловым схватили его за руки и потащили по центральному проходу. И этому парню тоже досталось…

– Как вы поясните, что сержанты не остановили Царенко? – допрашивал судья Плахотнюка. – Чего они боялись? Неужто Царенко был с автоматом, имел нож?

Плахотнюк молчал. Да что тут пояснять. Страх сковал всех, кому выпала судьба коротать время в дисбате. Плахотнюк промолчал и тогда, когда судья Сергей Дьячук слегка эмоционально произнес:

– А если бы на улице вам в лицо плюнул хулиган, вы тоже промолчали бы? И позволили дальше себя оплевывать?

СЛУЖБА ПО ПРАВИЛАМ "МОРДАТОГО"

Удивительная зона – дисбат. Этот страшный батальон словно перешел к нам по наследству со старых советских времен. Со своими порядками, с уголовными традициями. Мы автоматически прописали в законодательстве независимого государства такую меру наказания, как направление в дисциплинарный батальон, да еще и гуманно снизили срок отсидки до двух лет. Но при этом ни одна светлая голова не задумалась: почему армия должна заботиться об осужденных?

Много таких "почему"… Куча служивого народу (около 160 человек!) охраняет и опекает маленькую группу дисбатовцев. А порядка нет. Знают ли офицеры, что власть в батальоне захватили "мордатые"? Известно ли им, что здесь царит средневековье, что в спецротах проходят школу будущие воры и насильники?

Вот и получается, что дисбат – это не путь исправления, а дорога… в уголовный мир. Здесь пытки стали нормой жизни. Найдет ли время заглянуть в это учреждение Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева?

А слабо приехать в дисбат верховному главнокомандующему Виктору Ющенко? Ведь это же ЕГО солдат здесь мучают! Это же его бойцов унижают и растаптывают, превращая в стадо. В бессловесное стадо. В рабов! Помнится, накануне последних выборов Ющенко говорил о том, что "быть солдатом – это великая честь".

Жрать мыло – тоже великая честь? Подумалось: наверное, на фронте, в Великую Отечественную, в штрафбате не жрали мыло. А тут…

Много чего позволено в дисбате таким как Царенко. Закралась мысль, что на теле Андрюши Царенко нет типичных воровских наколок, свидетельствующих о принадлежности к высшей уголовной касте – разных там звезд, аксельбантов, орлов и т. д. Да и с виду он совсем не выглядит матерым обитателем тюрьмы, прожженным уркой. Среднего роста, стрижка почти "под ноль", вроде, умное лицо…

Андрей еще и бравирует своим положением:

– В первой роте я был председателем совета громады!

– Так вы являлись активным общественником? – поинтересовался судья Сергей Дьячук и стал выяснять, каким образом Андрея Царенко избрали на этот пост, какие обязанности при этом он выполнял.

Со скамьи подсудимых сразу же прозвучал ответ, суть которого вот в чем: однажды зэки собрались на свою сходку и дружно проголосовали за то, чтобы полномочия "мордатого" дать Андрюше Царенко.

– Я следил за порядком, определял для всех участки ответственности,– со знанием дела твердит Царенко. – Таковы правила. Я жил по этим правилам. И все мы жили!

– А командир воинской части согласился с вами? – удивился судья. – Может, он сказал, что, дескать, отныне мы тоже живем по правилам "мордатого", заместителя "мордатого"?

Царенко стал отрицать… Мол, правила касались только осужденных. Андрей охотно рассказывает, что у него был мобильный телефон (статус позволял?), что зону однажды "подогрели" – бывший сиделец передал пиво.

Две пластмассовые бутылки с пивком были переброшены через тюремный забор. "Мордатый" велел одному из своих опекунов (командиру отделения Орленко) забрать передачу с воли. И тот беспрекословно подчинился. Маленькая деталь, но зато яркая – показывает реальную власть дисбатовского авторитета.

И Царенко, и Фролов частично признали свою вину. Адвокат Татьяна Поповская в беседе с корреспондентом "Обозревателя" говорила о том, что в деле не видит ни одного юридического доказательства, что во время предварительного следствия превалировал обвинительный уклон.

По ее словам, ребят, возможно, поставили в такие условия, что иначе поступить не могли.

– Не спорю и допускаю, что, возможно, в дисбате, и была дедовщина, – рассуждает Татьяна Владимировна. – Но будьте любезны, докажите!

Что ж, суд только в самом начале разбирательства. На следующем заседании ему предстоит заслушать других потерпевших. Показания будут давать сержанты. Интересно, что они скажут об особенностях власти "мордатого"?

"Обозреватель" и впредь намерен информировать о всех перипетиях этого процесса.

P. S. До оглашения приговора автор счел нужным изменить фамилии подсудимых и потерпевших. Была учтена также просьба прокуратуры.

Первую часть статьи читайте тут

12 октября 16:45
:   Средняя оценка: Голосов: 8
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "Поверженный дисбат дал показания. В суде"
Комментировать  "Поверженный дисбат дал показания. В суде"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 19    показать все | позитивные
Служивый
11.12.2007 10:51:56
 
Автор сильно преувеличил.Наш дисбат по сути и есть дом отдыха и насобирали туда деток.Закон должен работать.Избил-отвечай.А то сейчас тех сержантиков с хилыми ручками будут мучать вопросом "почему" и офицеров увольнять.Надо виновных наказывать,а не спрашивать остальных,где они были и почему не остановили.Да и сержант должен по своим физическим и моральным качествам выбираться,а не так как у нас.Пока совковые офицеры рулят-армии Ж О П А.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Юра
09.12.2007 17:16:27
 
когда произошло эта история, Я находился непосредсвенно в Дисбате,только в соседжней роте. На самом деле журналистам проще говорить про это не видя жизни которой живут ребята в зоне. Вообщем изза этой истории я чуть было в отпуск не поехал. Я был сержантом в зоне, насамом деле истроия была закручена совсем подругому. Далеко не так как это описали.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
All
15.10.2007 16:28:18
 
Надо менять подход к армии, формировать профессиональную армию. а не цирк. а этих паханов-чмошиков, на реальную зону. там попляшут.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Черномор
15.10.2007 16:13:35
 
Кто-то может рассказать, как сейчас служится в Десне и что стало с фигурантами "Анонимки из Десны"?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Черномор
15.10.2007 16:08:58
 
Возможно, действительно нужно менять советскую армию на украинскую. На деле же происходит совсем противоположное. Старые маразматики в лампасах сокращают молодых выпускников Национальной академии обороны Украины - мол, реформирование, нет должностей. В Киеве, в Генштабе годами остаются вакантными должности только потому, что у грамотных и образованых офицеров с практическим опытом работы в войсках нет квартиры в Киеве (а это главное условие службы в Киевском гарнизоне). Как результат - в столице служат "сынки", и не нарушая "традиций" дослуживаются до генералов. Зачем такому офицеру вникать в службу, в проблемы? А Гриценко действительно засиделся в министрах. Пора валить в Штаты! Хотя и при Петруке жить и служить будет не легче и не лучше - самодур совковой закваски.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
VII пятилетка
15.10.2007 16:05:05
 
призывов не слышно т.к. ваша Витя сухой вышла, а должна была до сих пор лес рубить с коммунистом, помните ?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Sergio
15.10.2007 12:54:53
 
Опять не слышно призывов Ганны_ахметовой отправить слесаря-гинеколога Гриценко в отставку.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
КОНЯЧА ГРИВА
15.10.2007 11:02:55
 
І нащо взагалі потрібен дисбат? Якщо людина злочинець, то вона має сидіти у в"язниці, неважливо, солдат це, чи мєнт. Ну і зовсім неясно, як декілька юних зеків могли так налякати весь гарнізон, в т.ч. і керівництво.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Лука
15.10.2007 10:12:49
 
Очень старанно читать об этом. Я служил в роте охраны Киевского дизеля ( в\ч А-0488) 91-93. В наше время такое трудно даже представить, что бы зеки позволяли себе вольности по отношению к переменному составу, хотя тогда сидели зечары не равня этим сынкам недоразвитым.Там был такой интернационал и чечены и грузины и кто ты хочеш, но командование прекрастно знало как управлять этими процессами.Тогда на территории части была своя губа,и некоторые деятели сидели в одиночке по 6 месяцев до полного просветления в мозгу. А посидеть на гауптвахте с начальником старшим прапорщиком Жилкой Г.Н.-лучьше повеситься сразу. К сержантам обращались на Вы и товарищ сержант и эксцесов среди осужденых не було, потому что был нормальный комбат. Интересно кто сейчас командует частью?
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Stan
15.10.2007 7:43:56
 
По-видимому при переходе к "профессиональной армии" нужно просто распустить старую украинскую армию, которая и не украинская вовсе, а советская по духу и воспитанию. В своё время на базе разложения и распада русской армии создали новую Красную Армию - армию тоталитарного общества, способную стрелять как во врагов, так и в своих граждан и своих сослуживцев - в кого прикажут. Нужна новая украинская армия на совсем новыцх национальных основаниях. А при попытке возрождения "дедовщины" - засаживать её деятелей на очень долгие тюремные сроки. и дедовщина прекратится сразу. И не производить хозработ - только служба по первоначальному смыслу -военные, ну и спортивые занятия. Тогда у командиров будет и другой рычаг управления и контроля - финансовый. Иначе - воины-рабы.
Станислав Овчаренко
www.svetiteni.com.ua
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Максим
14.10.2007 14:30:28
 
Я вот другого не понимаю: как при весм этом многие голосуют за зека на пост Верховного Главнокомандующего (т.е. Президента) ?
И правильно замечание ОБОЗа: почему Ющенко не заинтересовался все этим лично, ведь в армии страдает поболее народа, чем пострадало в Днепропетровске...
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
13.10.2007 20:31:42
 
Сейчас то и армии нет, комнатно-балетные войска по проматыванию государственных денег... Соответственно и дисбата нет. Вообще у меня, как у человека прослужившего в СА и совсем не в тепличных условиях, в голове не укладывается как может быть дедовщина среди сопляков, которые служат всего год. А стаья слабенькая, про ужасы нужно писать сильнее. Автор сам не служил в армии, это очевидно. Но вообще, в нынешней армии надо чем то заниматься, вот и занимаются ерундой... Давайте будем голосовать за командироов украинской армии.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Черномор
13.10.2007 16:19:59
 
А почему-бы не выбирать в депутаты только тех, кто отслужил в армии? Тогда и армия была-бы у государства и у военных престиж. А то бросили военных на произвол судьбы и Рада и Верховный. Интересно было-бы увидеть статистику о том, кто из депутатов служил в армии и кем.
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
bujhm
13.10.2007 12:54:46
 
Думаю, мы все с большим удовольствием окажем ющерятям и их ближайшим любым друзям великую честь-послужить в армейке.Уважим ющера.А то только в презы его как осла бараны затащили и все.Надо, чтоб все чести испробовал
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
TT
13.10.2007 9:19:38
 
Эта статья - продолжение старой публикации. Кажется, "исходник" был на УК (Украина криминальная).
Всё реально.
И это лишнее подтверждение того, что нужно пепеходить к профессиональной армии.
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Shelifon
13.10.2007 2:04:32
 
То есть это, безусловно, ужасно, но то, что он описывает - такая малая доля...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Shelifon
13.10.2007 2:03:41
 
Я второй раз фигею от этого автора. Это точно не какая-то провокация?
Он как "ужасы дисбата" описывает то, что в общем-то чуть ли не ежедневно творится в достаточно благополучных частях нашей родной армии. Смотреть странно. Это как если сейчас явится кто-то и начнет рассказывать, что в Лукьяновском СИЗО заключенных иногда оскорбляют нехорошими словами.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Fqv
12.10.2007 21:35:08
 
Я думаю, что статья о дисбате и его нравах должна пролиться бальзамом на душу тем, кто ностальгирует о совке. Дисбат - он ведь из той эпохи родом, он есть отражение советского бесправия перед СИСТЕМОЙ, построенной на подавлении страхом. Дисбат - это прямой потомок ГУЛАГа, воспеваемого теми, кто мечтает о "светлом прошлом". Дисбат есть символ дикости и незрелости гражданского общества и гражданского сознания, привыкшего к власти уголовников. Его существование невозможно ни в одной цивилизованной стране мира. Увы, но мы все еще несем в себе сознание восточной деспотии...
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Черномор
12.10.2007 21:25:58
 
Зачем нужны вообще такие дисбаты? Совершая преступление, тем более военное, человек делает это сознательно. Зачем нужно тогда разделять преступников на военных и гражданских? Статистика показывает, что побывавшие в дисбатах совершают и после преступления. Армия - отображение народа. Некоторые считают, что армия воспитает. Не успевает! Но покалечить может.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Комментировать  "Поверженный дисбат дал показания. В суде"
Комментировать  "Поверженный дисбат дал показания. В суде"
Читайте
Обновлено: 05 декабря 18:59
Жёлтые

weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.