Почему в Украине невозможны демократические выборы? - Обозреватель

Почему в Украине невозможны демократические выборы?

Партия вольных демократов намеренно приняла участие в своеобразном эксперименте, который носил условное название «досрочные выборы 2007 года». Нам хотелось выяснить, насколько «выборы по-украински» соответствуют общепринятым в демократическом мире выборным процедурам. Насколько наши выборы реально позволяют реализовать права и свободы граждан на представление своих интересов в органах представительной власти. Чтобы это понять, мы не пожалели денег, времени и собственных имен. В противном случае, мы бы располагали только теоретическими познаниями в этой области, ведь узнать, что такое «украинские выборы», можно только изнутри, самостоятельно почувствовав все прелести справедливой и несправедливой игры, навязанной нам государством и его представителями в ЦИКе, судебных органах, государственных администрациях. Если кратко резюмировать весь наш опыт, то придется сделать неутешительный вывод: в стране действует организованная административная группа, которая крайне заинтересована в нарушении избирательных правил и процедур, консервации незрелых механизмов проведения выборов и отсечения от представительства в органах власти реальных представителей общественности, а не крупного капитала.

Сразу оговоримся, мы не ведем речь о том, что кто-то украл чьи-то голоса. Нет! БЮТ действительно выиграл. Партия регионов действительно потеряла часть голосов. Ющенко действительно проиграл. СПУ — провалилась. Так проголосовали люди. Но «так» — это еще не значит, что у них был объективный выбор, было право на действительно свободное волеизъявление. Результаты 2007 года справедливы, но только для несправедливых условий проведения выборных кампаний. Вот суть проблемы. Можно ли считать справедливым то, что получено несправедливым путем? Ответ очевиден.

Как следует изучив опыт своего участия в избирательной кампании, мы поняли — фундаментальная проблема кроется не в том, что кто-то что-то фальсифицирует, умышленно искажает подсчет голосов на конкретных участках, организовывает «карусели», «голосования мертвых душ» и т.п. Это делают и делали все и всегда — такова природа украинской ментальности. Наши чиновники на местах считают, что они имеют полное право искажать реальные результаты выборов по своему разумению и не считают это уголовно-наказуемым действием (как считают во всем прочем цивилизованном мире). И все-таки нынешняя проблема намного глобальнее и скорее ее можно назвать так: «заведомая предопределенность конечных результатов выборов вне зависимости от реального волеизъявления, откровенная покупка конечного результата выборов, максимальное ограничение права избирателей влиять на итоговый результат».

Именно поэтому Партия вольных демократов инициирует публичное судебное разбирательство против системы, против государства, против отдельных государственных инстанций, намеренно препятствующих проведению полноценных выборов и установлению реального народного волеизъявления. Наше нынешнее исковое заявление касается не столько результатов выборов — мы прекрасно понимаем, что в неразвитой демократии не существует свободной и неангажированной судебной системы — а потому не рассчитываем на справедливый юридический вердикт и даже юридически не можем претендовать на абсолютную отмену изначально сфальсифицированных результатов выборов. Тем не менее, мы готовы тратить время и ресурсы на обеспечение длительной юридической процедуры. Потому что наше исковое заявление намного объемнее и фундаментальнее, чем отмена результатов и потому что мы не воюем против какой-то конкретной партии или блока. Это иск против несправедливых условий проведения выборных кампаний, которые априори не позволяют рассчитывать кому бы то ни было на безоговорочную возможность реализации своих выборных прав и получение объективного и достоверного результата выборов. Мы инициируем кампанию по изменению принятых у нас правил проведения выборов, формированию новых, прозрачных правил. Эта кампания, несомненно, растянется на долгие годы, так как мы обязательно столкнемся с мощным сопротивлением государства и партий-олигархов, выпестовавших эту систему и категорически не заинтересованных в ее сломе. Для чего мобилизуют все свои ресурсы — денежные, бюрократические, репрессивные, компроматные. Т.е. против нас — ПВД — будут воевать жестко и даже жестоко. Без жалости и пренебрегая любыми правилами. Почему? Потому что мы покушаемся на основу их неистребимой коррумпированной системы, позволяющей насыщать свои группы деньгами, перераспределять влияние и напрочь отсекать любой общественный контроль. Мы покушаемся на основы их могущества. А ведь их порочная система уже долгие годы идеально обслуживает интересы известных политико-олигархических групп, периодически именующих себя тем или иным партийным именем, массово скупающих чиновников и игнорирующих потребности базовых социальных групп Украины. По сути, сегодня можно говорить о том, что выборы у нас служат только для перераспределения влияния между традиционными клановыми группировками и совершено не откликаются на многочисленные вызовы, стоящие перед обществом. Выборы никогда ничего не меняют, так как в Украине уже давно существуют две системы — мы (общество) и они (власть). Выборы — это игра для «них», в которой мы принимаем фиктивное участие.

фото Gettyimages
Кстати, о судах. В одном из украинских законов прописан удивительный по недемократичности пассаж — никто и ни при каких условиях не может отменить результаты выборов. Даже если доказана тотальная фальсификация результатов выборов. Даже если доказаны массовые нарушения условий и процедур проведения выборов. Более того, у нас нельзя снять с выборных перегонов крупную (синоним по нынешним меркам — олигархическую) политическую партию или блок, если эта партия или блок входит в так называемый пул «неприкасаемых». Неприкасаемые — это те, кто придумал и внедрил недемократические правила и готов дальше коррумпировать выборные процедуры. Но если вы все-таки подаете любой «выборный иск» в суд, не являясь при этом членом клана, ваш иск автоматически не подлежит удовлетворению. Не по юридическим, но только по коррупционным мотивам. Отсюда два вывода. Первый: судебная околовыборная коррупция — это еще одно весомое доказательство ангажированности и крайней финансовой заинтересованности нашего судейского корпуса в поддержке определенного формата государства. Проще говоря, суды не являются независимой ветвью власти, но являются обязательными и «частными» судебными репрессивными органами, обслуживающими кланы. Тем самым, наше общество совершенно не может расчитывать на непредвзятое третейское разбирательство своих споров. Общество всегда будет в проигрыше, независимо от безукоризненности своих юридических аргументов. Полагаем, что вопиющая незрелость судебной системы порождает и прочие проблемы нашего государственного устройства — даже если мы декларируем некие демократические правила и принципы, никто не в состоянии обеспечить их неукоснительное соблюдение. Наш суд всегда принимает сторону партийной олигархии. Второй вывод: запрет на аргументированную судебную отмену некачественных, фальсифицированных результатов выборов — прямое ущемление прав и свобод граждан. Судебное разбирательство по любому поводу — единственный цивилизованный способ решения общественных споров. Результаты выборов — это также общественный спор. Следовательно, любой гражданин, неуверенный в чистоте и правильности организации выборной процедуры, имеет абсолютное право требовать отмены любого выборного результата.

А теперь по сути наши претензий. 24-я статья Конституции Украины недвусмысленно и четко указывает на то, что все граждане нашей страны равны. Везде и всегда. Но так ли это на самом деле? Вопрос действительно риторический. Конечно, нет. Мы — не равны. Законы действуют для разных людей по разному. И нынешние выборы наглядно доказали, что равных условий не будет. Очевидно, что изначальное неравенство порождает сильнейшее искривление итоговых результатов. Это,естественно, не означает, что в парламент не прошла бы Партия регионов или БЮТ. Но точно — результаты, персоналии и ответственность политиков были бы другими. Главное в том, что если бы выборы были ответственными, настоящими и равноправными для всех, то никогда политические элиты (кланы) после выборов не стали бы прибегать к таким хрупким способом урегулирования споров, как теневые договоренности. Теневые договоренности возможны только тогда, когда все клановые партии уверенны, что они фальсифицируют выборы. Все они это знают и потому готовы между собой договариваться — как говорится, шельма шельму метит. Не пора ли нам разорвать порочный круг?

Вот перечень вопиющих фундаментальных фактов-нарушений, которые позволили заинтересованным «лицам» получить абсолютно искривленные результаты народного волеизъявления. Еще раз почернеем, речь не о какой-то конкретной политической силе, которая фальсифицировала что-то под свои интересы. Речь о разветвленной системе фальсификаций процедуры выборов, в результате которой участвовать во власти могут только те группировки, которые либо безусловно принимают порочные правила, либо создали их и поддерживают на плаву.

Факт №1: тотальное отсутствие равных прав субъектов выборных кампаний для представления своих позиций в средствах массовой информации. Особым негативизмом отличилось наше телевидение, которое демонстративно, нарушая юридические и моральные нормы, играло на стороны олигархических партий. Телевидение выделило в сотни раз больше времени для пропаганды и агитации небольшой группы партий. Недалеко отстали и прочие СМИ. А ведь все это прямое и очевидное нарушение равных прав и возможностей всех субъектов выборной кампании на ведение агитации и привлечение избирателей. Количество фальсифицированной информации, вылитой на избирателя олигархическими партиями, не оставило ему (избирателю) шанса на осмысленный выбор. Т.е. мы имеем дело с навязанной точкой зрения, которая и привела к искривлению результатов выборов. Это продолжается из года в год, от кампании к кампании. Но выборы-2007 оказались рекордными по цинизму. Сами журналисты мотивировали свое манипулятивное поведение тем, что влияние на основные процессы в обществе крупных партий намного значительнее все прочих. Но ведь это наглая ложь! Что это за партии и блоки, которые не прожили еще двух-трех лет? У которых нет идеологии, истории, участия во власти, участия в двух-трех выборных кампания? Их «величина» определяется только количеством вложенных теневых ресурсов. Сплошное лукавство журналистов. Во-первых, партии-олигархи становятся значительными только потому, что о них… много, до отупения много и часто рассказывают СМИ. А если бы, положим, о БЮТ или Партии регионов не упоминали в течение недели в прайм-тайм, кто бы вообще знал об этих партиях? Важно только дно — равные доли участия в медиа всех партий, только тогда выбор будет справедливым и осмысленным. Во-вторых, подавляющее большинство избирательных агитационных материалов размещается в газетах и на ТВ/радио платно. Что в свою очередь означает полное отсутствие объективности. Покупается общественное мнение заведомой ложью (или даже количеством этой лжи) и тем самым нарушается фундаментальное право избирателя на получение всесторонней и правдивой информации. Вывод: СМИ формируют искривленное представление о субъектах выборов и лишают нас права на справедливое состязание идей.

Факт №2: совмещение государственных должностей и личного участия в избирательной кампании. Это парадокс, но часто президент, премьер, министры, спикеры, главы областных администраций до обеда появляются в новостях в качестве «должности»и часами рассказывают о своих личных успехах в этой должности. А после обеда — там же фигурируют уже в качестве частного лица, ведущего агитацию за партию. И при этом «лица» не уходят в отпуска. Хотя бы приличия ради! Использование должности в качестве генератора долгоиграющих «информационных поводов» и за счет этого существенное количественное увеличение собственного присутствия в общественной повестке дня — типичная порочная технология В развитых демократиях «должности» не используются в качестве обязательной функции выборной кампании. У нас же это в порядке вещей. И это не говоря об использовании государственных (должностных) ресурсов в личных (избирательных) целях, что уже тянет на криминальную ответственность. Это еще одна причина, по которой заведомо создаются неравноправные условия для субъектов выборной капании.

Факт №3: категорически нельзя агитировать против, скажем так, формальной политической концепции, именуемой «малые партии». Что такое малые или крупные партии? В чем их отличие? Любая партия — только партия. Не больше, но и не меньше. Размер не играет роли. Это вообще субъективизм. Из малых партий вырастают большие партии, вырастают идеологические партии. Выборы как раз и являются полигоном для созревания партий. Партию растут или умирают. Но это решать только избирателю. Такова аксиома демократии. У нас же представители кланов, партий-олигархов публично призывают огулом не голосовать за малые партии. Нонсенс! Можно призывать не голосовать за какую-то конкретную политическую группу, но не против принципа партийности. Ведь такой призыв, многократно умноженный, как было сказано, на журналистскую ангажированность, явно вводит избирателя в заблуждение. Говоря простым языком, представителям малых партий просто невозможно достучаться до своего избирателя. Просто негде. А ведь такой избиратель есть. И партии призваны структуризировать общество по политическим интересам, но не согнать всех в два-три партийных колхоза.

Факт №4: пора открыто сказать о том, кто и как платит за выборы. Это фундаментальный вопрос. Потому что именно прозрачность финансовых отношений определяет равный доступ всех субъектов к инструментам ведения кампании, к информационным носителям. У нас все наоборот — крупные кланы аккумулируют в разы больше денег и банально скупают все носители. Скупают гласно и негласно. Скупают оптом и в розницу. Скупают по завышенным расценкам и по демпингу. Скупают в Киеве и в регионах. Главное, чтобы ни одной альтернативной точки зрения не прозвучало. Накапливая гигантские теневые суммы, они уничтожают равную финансовую состязательность. Но парадокс — партии не сообщают о реальных объемах денежных ресурсов, потраченных на выборы. Так, в официальных отчетах, которые уже сданы в ЦИК, крупные партии показывают только малую часть своих расходов. Показывают ровно столько, сколько можно и нужно показать. Регионалы — 218 млн гривен. НУНС — 114 млн. БЮТ — 107 млн. СПУ — 41 млн. Но разве это правдивые цифры? Эксперты оценивают реальные затраты этих же партий в 10-15 раз больше, и открыто публикуют свои экспертные оценки с безукоризненными доказательствами. Общество знает правду, но продолжает делать вид, что так и должно быть. А вот еще две забавные ремарки по этому поводу. В официальных отчетных цифрах не учтена... оплата труда членов избирательных комиссий всех уровней и наблюдателей на участках, штабных сотрудников. Как будто никто и не работает, но только реклама по всей стране развешана. А ведь это гигантские суммы — одна партия на все эти услуги тратит порядка 300 млн долларов. Еще одна деталь — мы совершенно не знаем, кто финансирует избирательные кампании. Потому что партии используют весьма хитрый способ утаивания этой важной информации. По закону, любое частное лицо или юридическая фирма может перечислить на расчетный счет избирательного блока не более 50 тысяч гривен. А вот партии, составляющие основу избирательных блоков, могут перечислять на нужды кампании сотни миллионов долларов. При этом взносы на счет самой партии никем и никогда не проверяются. В демократических странах подобное невозможно. Потому что выборы должны быть равными в том числе и в финансовом плане. Поэтому государство четко лимитирует потолок затрат и каждую копейку обязывает указывать в отчете. С другой стороны, полноценное государство, заинтересованное в реальном выборе народа, делает невозможным анонимное финансирование партий. Это и есть более/менее равные финансовые условия,когда состязаются не теневые бюджеты, но идеи, технологии, лидеры.

Факт №5: закрытые списки. У общества нет реальной и объективной информации о тех кандидатах, которые записаны в списки партии. Эти люди не привязаны к конкретным округам, где избиратели могли бы их детально «просветить» своими каверзными вопросами. Нет механизмов прямой связи избиратель-кандидат. У нас идет голосование за лидеров. Но это не формула партийных списков, это, скорее, формула президентских, авторитарных выборов. Опять ж, неравноправие достигается за счет того, что лидер лидеру рознь. Один более харизматичен, другой менее. Но такое возможно только на президентских выборах, причем здесь выборы по партийным спискам.

Факт№ 6: не включение в избирательные комиссии членов не парламентских партий. Что это такое? Почему есть более привилигированные политические группы? И значит ли это, что непарламентские партии — изгои? Ведь партии-олигархи, представленные в парламенте, тихонько организуют процесс выборов под свои интересы и они вряд ли пожелают изменить существующий статус-кво. Кто же у нас добровольно отказывается от привилегий?

Надо признать, что мы только начинаем разговор о пороках нашей выборной системы, которая однозначно не позволяет получать объективные результаты. Наш иск — только первый шаг к изменению несправедливых выборных условий. Пария вольных демократов обещала заставить всех политиков быть честными. И мы это, поверьте, сделаем. Первый иск уже подан. На очереди формирование Общественного трибунала и проведение общественных публичных разбирательств всех недостатков нашей выборной системы. Пора менять правила игры…

18 октября 13:50
:   Средняя оценка: Голосов: 27
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 48    показать все | позитивные
Vadym
31.10.2007 15:59:32
 
Михаил, надеюсь, люди поумнели и не будут голосовать за предвыборные "проекты" типа Виче,ГАКа. Нужно проявлять активность не за месяц до выборов, может, тогда и проценты будут другими. В той же Киевраде что вы хорошего сделали? Ни одной инициативной группы по референдуму не смогли зарегистрировать. Так что лучше вам не бессмысленными судами заниматься, а решать актуальные проблемы, например, помогать людям с незаконными застойками старых микрорайонов. До справедливости и демократии нам далеко. Поддерживаю только факт 5 и 6 - это легче и быстрее всего исправить.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
24.10.2007 2:00:56
 
Киев,и его жители тяжело больны.Майдан,потом поддержка Черновецкого на мэра ,и эта слепая ничем объективным не оправданная любовь к Юле.Пропал хороший город
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
okodon
21.10.2007 20:17:19
 
Вот тут и весь Миша - долой предопределенность - давай неопределенность. В Иерусалиме даже ворота заложили наглухо в которые вошел Иисус - что больше не мог войти какой-нибудь пророк и не раскрывал глаза окружающим на происходящее. Миша - киевляне умнее. Их на мякине не проведеш.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
евгений
21.10.2007 0:00:58
 
не кажется ли Вам что от провала на выборах у Михуила поехала крыша?Неужели он истратил все свои деньги?
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
евгений
20.10.2007 23:55:49
 
Бодливой корове бог рогов не дает.В России Жирик-у нас Мишаня.Клоуны нужны.Это политическая смерть.Или неудачнику непонятно?Мишу задел провал на выборах.Так хочется стать депутатом.Думаю этого не будет НИКОГДА.Даже немцы не любили предателей.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
евгений
20.10.2007 23:53:32
 
цирк был выгоден ПР.Значит они оплатили?Или Мишаня отказался от денег? Может ли быть такое?Но чем больше звериный оскал против БЮТ тем выше у них процент.Как говорят ПИЛИТЕ МИША ПИЛИТЕ.Миша исходит пеной а мировая элита принимаетЮВ на ура(Тэтчер.Меркель .Саркози
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
евгений
20.10.2007 23:44:20
 
Бодливой корове бог рогов не дает.В России Жирик-у нас Мишаня.Клоуны нужны.Это политическая смерть.Или неудачнику непонятно?Мишу задел провал на выборах.Так хочется стать депутатом.Думаю этого не будет НИКОГДА.Даже немцы не любили предателей.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
ПВД
20.10.2007 21:02:08
 
Вибори будуть демократичні, коли ПВД набере 3,00% голосів. Але в силу ряду причин та практичної роботи чл. партії, особливо перших номерів списку, виборів демократичних у найближчі роки не слід сподіватись.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
_metrolog_
20.10.2007 18:00:39
 
Михаил Юрьевичь, как там на счет помощи в установке светофора на ул. Заболотного перед ул. Метрологическая? Или выборы уже прошли и не стоит беспокоиться?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Демос
20.10.2007 17:41:29
 
Это опять я.
Миша, а если демос захочет уничтожить того, кто ему не нравиться, скажем большинство народа захочет прогнать какую-то малую группу ? И сил и средств у него достаточно для этого. Можно ли такую его волю назвать демократической.
Или у каждой группы своя демократия ? Ну, что скажаешь, правдоборец ?
А может действительно демократия -это туфта ? Цинизм, очень мягко говоря ? И именно поэтому там, в большом мире, очень шустрые ребята
помимо долларов еще и штампуют штампы вроде фашизма, солидаризма и пугают ими ошалевших от путани-цы демосов. Трибуналы устраивают регулярно.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Демос
20.10.2007 17:31:18
 
Михаил !
А что значит "демократические выборы"? Если демос выбирает, то и выборы демократические ?
Лучше скажи "осознанные выборы",
это будет корректнее.
А иначе получается х.йня у тебя какая-то.
И вообще,Миша, вот эта либеральная
мерзость, которая рядится по демократию, уже четко распознает-я. Ты понял, демократия - это одно, а либерализм - это другое.
Демос хочет РАЗНОГО, потому, что
демос состоит из че-ло-ве-ков,
которые думают по-разному и в разное время тоже по-иному.
Какие такие ..... мудрецы придумали, что демос может осуществлять власть?
Ну и как он может ее осуществлять, если один человек хочет кому-то памятник поставить, а другой - этот памятник снести.
Миша, ты парень прямой, ну-ка скажи честно, кто на самом деле осуществляет власть. Не бойся, тебя уж точно не тронут. А то все вокруг да около.




не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Руслан
20.10.2007 16:43:02
 
Миша! Ты же знаешь: мафию победить нельзя, её можно только возглавить. Вряд ли тебе удастся это.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
20.10.2007 0:38:04
 
Йорику!
Треба повертатись до мажоритарної системи, тоді ніякі бар"єри не заважатимуть.
З цього підігрівача високого тиску (ПВД на російській) толку не буде, бо пана Михайла Бродського через його примітивізм викинуло з фарватеру на мілину. Він пускає паперові кораблики, а думає, що керує лінкором, чи принаймі крейсером.
Типовий кіношний ефект: "страшно далеки они от народа".
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Yorick
19.10.2007 22:23:10
 
Очень толково. То, что говорит Бродский - увы, не говорит никто из остальных политлидеров.

Если:
1. удастся убрать дурацкий барьер в 3%,
2. ПВД и после выборов будет продолжать в том же духе
3. ПВД перестанет мочить в основном Юлю, а возьмется за всех поровну, -

то из ПВД может вырасти настоящая демократическая и либеральная партия, и не стыдно будет потом голосовать за нее.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Леха
19.10.2007 13:51:17
 
Не Михаил, писать ты не умеешь, ушла Коробова, скучно небось...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
VALERAZV
19.10.2007 13:29:58
 
ООООчччень длинно и нудно!!
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
valeryR
19.10.2007 10:28:46
 
http://www.byut.com.ua/ukr/news-5032
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Сергей
19.10.2007 10:26:14
 
Михаил Юрьевич, поддерживаю, и не только я один!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Vikont
18.10.2007 23:46:05
 
Миша, не флуди!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
K
18.10.2007 20:21:17
 
Brodskyi davno stal schesterkoi Yanukovicha, neudovotelno,schto on vmeste s kommunistami podal isk, kotoryi im vsem sostavil Kivalov, pozor!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Ъ
18.10.2007 17:04:27
 
Это писал не Бродский...
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
_metrolog_
18.10.2007 15:38:49
 
Я чет не понял, вроде была амнистия, хотя до сих пор не знаю за что был забанен, но комментарии все равно не проходят. Еще ода попытка
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ofeliya
18.10.2007 15:20:53
 
Миша, когда ты уже успокоишься?
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
18.10.2007 13:33:23
 
Дина
Карманники (имею в виду воры) тоже никогда не сидят сложа руки. Вы их тоже уважаете? А может родственные души.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Corsar
18.10.2007 12:51:46
 
2 Fenix Респект - точно, честно и по полочкам. Задрали все эти псевдоотличающиеся лидеры избирательной компании и не отличающиеся умом маргиналы. А ПВД проект типа бей красных пока не побелеют, а белых пока не покраснеют, модифицированный до состояния пока не отмоются - сам лезь вверх, к тому же замешанный на эмоциях лидера, не прорвавшегося к корыту на предыдущей партпочве. Сплошное водозамучивание для упрощения отлова своей рыбки.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 28 августа 23:56
Жёлтые

bigmir)net TOP 100
TOP.proext.com

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.