Тимошенко дала маху с обещаниями? - Обозреватель
Срочная новость РФ в панике: цены на нефть катастрофически упали

Тимошенко дала маху с обещаниями?

фото Алена Владыко/ОБОЗ

С одной стороны, не может не вызвать похвалы решимость лидеров БЮТ выполнить обещания, данные ими народу перед выборами. А два наиболее резонансных из них и, наверняка, принесших немалые электоральные дивиденды Юлии Тимошенко и ее политической силе — это отмена призыва на срочную службу в армии уже с 2008 года и компенсация в течение двух лет «сгоревших» за счет инфляции банковских вкладов в Сбербанке СССР (также сбережений в «Укргосстрахе» и других).

С другой же стороны, после того как из предвыборных лозунгов определенные положения начинают трансформироваться в конкретные пункты программы будущего правительства, становятся более понятными их истинные масштабы. А также всплывает целый ряд сложностей и противоречий, связанных с выполнением этих обещаний.

В вопросе окончательного перехода украинской армии на профессиональную основу не с 2010 года, как это планируется министерством обороны, а уже с 2008, огромных трудностей, в принципе, нет. Все упирается, по сути, в дополнительное финансирование в размере нескольких миллиардов гривен в год. И чем больше окажется прибавка в бюджете следующего года на нужды армии по сравнению с цифрами, закладываемыми теперешним правительством, тем быстрее министр обороны Анатолий Гриценко согласится с доводами БЮТ.

Гораздо сложней ситуация с возвратом в течение двух лет утерянных вкладов. Скорее всего, руководство БЮТ не посчитало в свое время нужным вникнуть в подробности данной проблемы. Причем, не только ее финансовой стороны. Лишь теперь эксперты начнут досконально ее изучать и оценивать возможные варианты. И вот в процессе детальной проработки данного вопроса и обнаружатся, возможно, неподъемные подводные камни.

Во время последней избирательной кампании проблему компенсации обесцененных вкладов затрагивали, практически, все политики. Соответствующие телодвижения делали и министры нынешнего правительства, подыгрывая, понятно, Партии регионов. И при этом выяснилось, что многие из них даже не ведают и приблизительно о суммах, которые государство задолжало своим гражданам.

К примеру, и в теле- и в радиоэфире господин Сирота (из Блока Литвина) несколько раз повторил, что возврату подлежат 150 млрд. долл. или 750 млрд. грн. А теперешнее правительство включило в проект госбюджета-2008 на данные компенсации 750 млн. грн., заявляя со ссылкой на Минфин, что это даст возможность сократить долг до 126,5 млрд. грн. И, по-видимому, БЮТ тоже ориентировался на последний показатель.

Михаил Сирота

Как видим, две, очень отличающиеся между собой (почти в 6 раз), цифры. Но самое интересное состоит в том, что ни одна из них не является правильной. Следует вспомнить историю вопроса.

В 1992 году деньги в Украине обесценились примерно в 20 раз, в 1993 году — в 100 с лишим раз, в 1994 году — еще в 5 раз. Эти годы назвали затем периодом галопирующей инфляции (или гиперинфляции).

21 ноября 1996 года Президентом Кучмой был подписан Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины». В нем было предусмотрено, что «сбережения граждан восстанавливаются в соотношении 1 рубль сбережений на 1,05 гривны по состоянию на 1 октября 1996 года». Сумма компенсации, подлежащая компенсации по вкладам на 1 января 1992 года получилась в размере 131,96 млрд. грн.

Правительство начало выплачивать небольшие суммы, начиная с 1997 года. До 2002 года частичные выплаты предназначались только для инвалидов, стариков и их наследников. Затем компенсации коснулись уже всех граждан, но только по 50 грн. с одного банковского счета. А в 2005 и 2006 годах действовала еще и форма компенсации, связанная со списанием за счет вкладов в Сбербанке задолженности граждан по коммунальным платежам. В результате всех выплат и взаимозачетов общий долг, вроде бы, должен несколько сократиться.

Но на самом деле это не так. В статье 3 упомянутого Закона сказано еще и следующее: «Дальнейшая компенсация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции». В то же время, все украинские правительства, функционировавшие после ноября 1996 года, включая и нынешнее, дружно не обращают внимания на данный пункт Закона.

Хотя это положение является одним из наиболее важных, и вытекает оно из самого принципа (духа), декларируемого Законом: деньги «пропали» из-за инфляции и при выплате компенсаций через неопределенный срок их также обязательно нужно корректировать на индекс будущей инфляции.

Предположим, каким-то чудом все обесцененные вклады будут компенсированы 1 января 2008 года. Какая же сумма на самом деле подлежит выплате? Это довольно просто высчитать. Округленно берем 130 млрд. гривен (какие-то деньги ведь, все же, людьми уже получены). Потребительские цены с 1 октября 1996 года (дата, оговоренная в Законе) по 1 января 2007 года выросли по данным отечественной статистики в 3,23 раза, а в нынешнем году инфляция составит вряд ли менее 12%. Получается, что за 1 рубль на сберкнижках положено выплатить в начале будущего года 3 гривны 80 копеек. А общий долг по обесцененным вкладам на 1 января 2008 года составит 470 млрд. гривен (в 2009 перевалит за полтриллиона).

фото Алена Владыко/ОБОЗ
Да, даже оппоненты леди Ю. признают, что если она станет премьером, то рост поступлений в государственную казну может существенно превысить плановые показатели теперешнего правительства. «Внезапно» повысится рентабельность крупных предприятий, уменьшится число желающих возместить НДС по фиктивному экспорту, закроются налоговые лазейки по СЭЗ и ТПР, начнет больше собирать денег таможня, станут приходить крупные средства от приватизации (в том числе — повторной) и т.д. — как было в 2005 году.

И это очень хорошо для украинского народа. Но, все равно, дополнительных средств окажется слишком мало для полного погашения этого долга за короткий срок. Ведь нужно будет с учетом крайне высокой нынешней инфляции существенно повышать зарплаты бюджетникам, многочисленные социальные пособия (в том числе — на новорожденных), пенсии, увеличивать расходы на армию, милицию, медицину, народное образование и т.д. А, для сравнения, 470 млрд. грн. — это в 3 с лишним раза больше, чем запланированные на 2007 год доходы Государственного бюджета Украины (менее 148 млрд.).

Так что, ну никак не выходит с выполнением обещания Тимошенко рассчитаться с указанным долгом в течение двух лет. Правда, есть одна задумка времен еще правительства Еханурова и подхваченная затем нынешним Кабмином — о так называемой «актуализации» списков вкладчиков Сбербанка, которая может несколько облегчить задачу.

Идея состоит в том, что владельцев советских сберкнижек попросят явиться в отделения Ощадбанка для подтверждения своих претензий. И, мол, многие не придут, поэтому размер долга заметно сократится. Конечно же, данное «ноу-хау» стало бы, в случае его внедрения, по отношению к старикам очередным издевательством — ездить, нервничать, выстаивать в очередях (отделений Ощадбанка стало намного меньше), не будучи при этом уверенным, что тебя после этого снова не обманут. Возможно, новое правительство решит этот вопрос более гуманно. Например, объявив населению о выплате каждому вкладчику в 2008 году мало-мальски приличной суммы — скажем, по 200 гривен, и предусмотрев в госбюджете на эти цели 4-5 млрд. грн. В таком случае и люди хоть что-то получат, и государство проведет попутно полную инвентаризацию.

И, возможно, долг перед вкладчиками и вправду сократится — пусть, до 250-300 млрд. грн. Но и такую сумму правительство не сможет отдать за два года деньгами. Если же будет принято решение о замене сберкнижек на акции, то сразу после выпуска в обращение стоимость этих ценных бумаг обвалится в несколько раз. Поскольку, в частности, старики наверняка захотят иметь «живые деньги» — пусть и маленькие, но сразу. И, значит, многие люди получат гораздо меньше, чем им было обещано властью.

Однако не только в плоскости финансов видится «узкое место» в деле компенсации вкладчикам Сбербанка СССР. Есть еще, минимум, два важных моральных аспекта.

Во-первых, вклады компенсируются по состоянию на 1 января 1992 года. Тогда население Украины равнялось 52 056,6 тыс. человек. Дети и молодежь, понятно, не имели сбережений — вклады держали, преимущественно, люди средних лет и пожилые. Украинцев, возрастом 45 лет и старше, было в январе 1992 года 18,8 млн. человек, и именно они составляли главный костяк вкладчиков Сбербанка. А за период с 1 января 1992 года по сегодняшний день в стране умерло свыше 12 миллионов человек, большинство из которых были, ясно, людьми немолодыми. Таким образом, более половины бывших вкладчиков уже никогда получат причитающиеся им компенсации и с каждым годом их (умерших) будет прибавляться примерно на 750 тысяч. Следовательно, задачу, поставленную законом от 1996 года, уже можно считать де-факто проваленной.

А во-вторых, нужно понимать, в чем состоит сущность компенсационных выплат. Эти деньги берутся из государственного бюджета, а туда они поступают благодаря тем украинцам, которые сегодня трудятся. Нынешнее же работоспособное поколение ни в чем не виновато перед сейчас уже пожилыми людьми, которые потеряли свои сбережения вследствие галопирующей инфляции первых лет независимости (ответственность лежит на компартии СССР за развал экономики в последние годы правления, и на безграмотных украинских властителях, бездумно запустивших денежный печатный станок в 1992-1994 годы). И если сейчас значительную часть бюджетных средств направлять на компенсации по вкладам, то тем самым не смогут существенно увеличиваться бюджетные расходы на повышение зарплат, бесплатное образование, строительство социального жилья и т.п. То есть, одни (более молодые) украинцы станут в ущерб себе рассчитываться с другими (пожилыми и наследниками умерших) по долгам правителей прошлых лет. Вряд ли это справедливо.

Ну и, наконец, является ли погашение долгов перед бывшими вкладчиками Сбербанка самой важной проблемой в Украине на сегодня? Недавний взрыв многоэтажного дома в Днепропетровске напомнил об еще одной, не менее важной задаче властей, требующей также очень много денег. Эксперты утверждают, что на модернизацию изношенного оборудования и трубопроводных систем в сфере ЖКХ, в том числе — в газовом хозяйстве, Украине требуется около 100 млрд. долл.

В общем, сомнений относительно выполнения обещания БЮТ о компенсации обесцененных вкладов времен Советского Союза очень много. Может быть, Юлии Тимошенко стоит вспомнить, что сила государственного деятеля заключается, кроме всего прочего, также в умении признавать свои ошибки? И согласиться, что без помощи чародея Копперфилда данный посул не выполним действительно?

22 октября 13:15
:   Средняя оценка: Голосов: 43
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 25    показать все | позитивные
evgenia
02.11.2007 11:05:56
 
smesnoi narod-bog s nimi obechanijmi-lich bi jlka prichla k vlasni i rostoptala oligarhov-a ona sama kto?ludi kakie vi naivnie-vas durjt a vi vedetes-nahli Zannu Dark-mohennicu iz mohennic!!!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
олена
02.11.2007 10:50:34
 
а чего вы от нее ожидали-то еще будет ой е ей
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
командор
24.10.2007 18:48:11
 
Юле главное было пообещать и дорваться до власти. Выполнять свои обещания, как и все остальные, она не собирается. Если ее прижмут, она найдет "козлов отпущения" на которых все свалит. Если бы было весе просто то компенсации давно выплатили.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
SergiyM
23.10.2007 16:38:14
 
Нє, ну хотілося б щоб Глухов пояснив спочатку хто такий Мах? І звідки він (Глухов) знає, що вона йому дала, свічку тримав?
А якщо серйозно, тоя нічого не мав би проти того, щоб Тимошенко за 2 роки повернула борги ощадбанку хоч би пенсіонерам, але тільки тим, що животіють на пенсію в приблизно 500 грн., та інвалідам, котрі не живуть, а існують. І не обов'язково живими грішми, можна товарами, комунальними платежами, путівками до санаторіїв, чи інших здавниць, проплаченим лікуванням... Інші ж, в тому числі і я можуть потерпіти. Голова є, руки є значить і заробляти треба самотужки. Отакі справи малята...
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Анатолий
23.10.2007 15:53:44
 
Если отдавать в год по 200гр. хотя бы ныне живущим, то лет за 5 можно рассчитаться с основной группой вкладчиков, у которых были отложены деньги на "Чёрный день", а у кого были крупные капиталовложения могут получит часть акциями или другими ценными бумагами. Рано или поздно, но платить надо.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Л
23.10.2007 15:44:56
 
Вся проблема в том, что никто и не собирался эти деньги возвращать.
не согласен согласен    Рейтинг: 9
 
DONETSK
23.10.2007 15:27:24
 
Дарю Юле идею (безвозмездно): строить дома(квартиры) ГОСУДАРСТВЕННОЙ организацией (можно в виде тех же СЭЗов - льготно по закупочн ценам стройматериалы и прочие привилегии-чтобы подешевле) и отдавать их в качестве компенсации вкладов
( по более-менее рыночной цене , но не грабительской ) Я думаю очень многие вкладчики смогли бы таким образом купить квартиры детям и были бы очень довольны ВАЖНО ХОТЕТЬ что-то сделать !!
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Наркоман
23.10.2007 14:03:40
 
Этот долг вкладчикам постепенно уменьшается на 5% сам собой. Объясню как государство это делает, фактически ничего не делая. А вернее делая деньги из воздуха. После смерти вкладчика права на вклад переходят наследнику, а затем наследнику приходит приглашение прийти в районную налоговую инспекцию по поводу оформления наследства. И там Вам выдают квитанцию на оплату 5% вклада, полученного по наследству. Из этих виртуальных денег, которые Вы может быть никогда в руках держать не будете, государство получает реальных, Вами заработанных, 5% уже сегодня.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Олег
23.10.2007 13:06:05
 
Автор напевно багато часу витратив на те, аби промоніторити ситуацію з боргом Ощадбанку перед вкладниками... Але я чомусь від жодної, прозомбованої тезою про неможливість виплати вкладникам грошей за два роки, голови так і не почув (прочитав) жодної реальної пропозиції стосовно розв"язання проблеми. А взагалі то є добрих два десятки варіантів вирішення проблеми без суттєвого навантаження на держбюджет.... Просто мізками треба трохи думати, а не слухати кнурів-Єханурів
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Гомер
23.10.2007 12:18:38
 
Госпоже Тимошенко нужно срочно придумать что-то внятное и убедительное. Наверное, сможет
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
AlexLoL
23.10.2007 8:33:21
 
to Бродяга - а якщо якась розумна голова в Росії запропонує виплатити цей "борг" грошима радянського зразку? А що - які брали - такими і повернули. Так і бачу ешелони, завантажені радянськми "дерев"яними"...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Тор
23.10.2007 7:30:49
 
Бродяга
А Вовапутен уже побежал бабки в пачки упаковывать и нам пересылать в почтовых вагонах!Ржунимагу!
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Бродяга
23.10.2007 0:06:16
 
Полная чушь!причем тут бюджет???аффтар либо лжет намеренноЮлибо обкурился чего-то крепенького.
По вполне понятной логике Юля планирует потребовать у России,как у самопровозглашенной правопреемницы,принять на свой счет не только все активы бывшего эсесесера,но и пассивы.Каковыми и является долг вкладчикам сбербанка СССР.И это,мать ее..(РОссии) - справедливо!
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Чужой
22.10.2007 23:01:18
 
Все чуточку проще, чем кажется. Считать так много не стоило. Гиперинфляция 1992-1994 гг. как раз и была организована тогдашней украинской власти для того, чтобы превратить сбережения в Сбере в обычные цифры, за которыми ничто не стоит. Все активы Сбера СССР отошли к РФ (ибо "покоились" в Госбанке СССР, унаследованном Центробанком РФ). Россиянам отошли советские рубли, нам - книжки с цифирями.

Поскольку указанных в сберкнижках денег у нас в стране фактически не было, и получить их с РФ не представлялось возможным, правительство тогда пошло по пути инфляции. Для того, чтобы покрыть собственную несостоятельность в этом вопросе. Так поступало в аналогичной ситуации любое правительство в любой стране. Всех желающих обращаю к гиперинфляции в Веймарской республике в 1922-1923 гг.

Так что проболема, по сути, решена и закрыта навсегда. Остается поставить точку, реорганизовать Сбер Украины, выпустить под эти долги какие-то кредитные деривативы Сбера, и запустить их в свободную продажу. Те деньги, которые будут выручены от продажи этих деривативов на фондовом рынке (очень маленькие, т.к. продается-то по сути воздух), и можно более-менее пропорционально разделить между владельцами вкладов. И закрыть вопрос.

Правда, когда эти "очень ценные бумаги" надо будет погашать Сберу, то можно считать, что украинского Сбербанка больше нет. В таких случаях обычно выпускают деривативы с длительным сроком погашения (более 5 лет). Пока суть да дело, Сбер можно реорганизовать, наиболее ценные активы оттель вывести, сварганить нечто в этом же духе, но под иной вывеской, - и "ответить" ротшильдам жалкими остатками. И не скоро.

Или, если не хочется вдаваться в такие махинации, - тогда надо честно признать безнадежность этого долга и списать его. Иных вариантов "на сейчас" нет.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
!)Протрезвлятор(!
22.10.2007 22:25:44
 
>>>ЮВТ и БЮТ ставят вопрос пока ТОЛЬКО об отмене обязательного призыва с 1 января 2008 года........ [на это нужно] в 20 раз меньше денег, а именно : 50 миллионов

Пральна, а шобы армия не распалась - тех казлов, шо сейчас там по призыву - задержать до 2010-го!!!
И нифига им не платить - сэкономим 50 лимонафф!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Друг
22.10.2007 21:08:05
 
Ах як праві деякі тут автори. Дійсно, жінка завжди може, але не завжди хоче. Але вже якщо і вона захоче, все здійсниться, Не залежно з ким.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Робин Бэд
22.10.2007 21:04:23
 
"В вопросе окончательного перехода украинской армии на профессиональную основу не с 2010 года, как это планируется министерством обороны, а уже с 2008, огромных трудностей, в принципе, нет. Все упирается, по сути, в дополнительное финансирование в размере нескольких миллиардов гривен в год."
****
Юрий Глухов, это Вы с президентом или министром обороны ставите вопрос об "окончательном переходе украинской армии на профессиональную основу" с 1 января 2008 года, или ЮВТ с БЮТом?

ЮВТ и БЮТ ставят вопрос пока ТОЛЬКО об отмене обязательного призыва с 1 января 2008 года.

А Вы в своей статье повторяете сочиненные неумелыми пропагандистами расхожие нелепости
Зачем?

ЮВТ и БЮТ утверждают, что для отмены обязательного призыва с 1 января 2008 года необходимо не несколько миллиардов, а в 20 раз меньше денег, а именно : 50 миллионов.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
)Протрезвлятор(
22.10.2007 20:45:50
 
>Инфляцию раскрутили коммунисты под руководством Горбачева.

Это всё придумал Черчилль в 18-м году!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Cerber
22.10.2007 20:41:38
 
Юрия Глухова, очевидно все устраивает, что обещал Янукович в 2006 и не сдержал. И самая горячая тема теперь для обсуждения, что не сдержит из своих обещаний Тимошенко. Прямо тотализатор какой-то. И так увлекательно "импотентным" мужикам обсуждать, что у женщины не получится, что совершенно не замечают, что у иных мужчин уже не получилось. Парадокс!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
солнышко
22.10.2007 20:19:29
 
Бог с ними, обещаниями. Главное, чтобы она стала премьером и наступила на горло олигархам и прочим бандитам, включая Ющенко и забрала все у них к себе в карман. А мы как- то перебьемся.
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
НК
22.10.2007 20:01:56
 
Умиляет позиция многих спецов: гав-гав! Впервые правителство пообещало финансовую силу государство направить в пользу не богатых (вспомним азаровский бюджет!), а бедных. И тут скулеж: а вот и не справишься, а вот и провалишься! Гы-гы! Пусть не за два, пусть за пять лет выплатят, пусть первоначальную сумму вклада , без компенсации, которая является собственностью казначейства, а не вкладчика... Важна ведь позиция - народная или антинародная. Так нет: гав-гав!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
ТТ
22.10.2007 19:22:38
 
Нет, нужно честно сказать народу, что возврата вкладов не будет. Инфляцию раскрутили коммунисты под руководством Горбачева. Чего это Юлька или кто другой должны сейчас корячиться? А долги Сталина кто будет отдавать? А отнятое у жителей Киевской Руси во время монголо-татрского ига?
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Микола Д.
22.10.2007 18:27:51
 
Повернутись до даного питання так чи інакше необхідно як уряду так і парламенту. Необхідно внести хоч якусь ясність у дане питання. Адже переважна більшість цих вкладів у сумах 1-5 тисяч. ці кілька тисяч для 85 % населення є значною сумою.
Друга сторона, що і в радянські часи були мільйонери. Чи скажімо бухгалтер Ющенко безмумнівно мав вклад на кілька тисяч. Але що для нього є цей вклад, коли тепер у нього місячний оклад складає 35 тис.грн. Я образно, але таких є багато, тобто 15 %, але вони будуть становити 60-80 % загального боргу. Я на свій розсуд поділяю, а тому тим більше необхідний професійний аналіз. Я переконаний, що Тимошенко з командою може це зробити.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Агроном
22.10.2007 18:15:43
 
Автор у багатьох аспектах цього питання прав, але кілька дуже важливих моментів не бере до уваги. Я маю на увазі по-перше диференціацію вкладів по обсягах. То що є одна стаття у законі про індексацію вкладів, але дану суму не віднесено до державного боргу. Ще один аспект полягає в тому, що цю суму 132 млрд. грн складають кілька складових: вклади, державне страхування і товарні чеки. В даному випадку мова іде за вклади.
тАк от якщо взяти вклади, напевне 80-90% населення то це будуть вклади в сумах по кілька тисяч. 10-20% - це вклади наших радянських олігархів: Щербицького, Кравчука, Масола, і подібним посадам. Якби автор виніс до широкого загалу диференціацію по кількостях вкладів і їх розмірах, то можна було б більш предметно оцінити. І,ЗВИЧАЙНО, ЩО ЗА ЦІ 15 РОКІВ ДЕСЬ ІЗ 10 МЛН. ВКДАДНИКІВ ПІШЛИ ІЗ ЖИТТЯ. цЕ ТАКОЖ ТРЕБА ВРАХУВАТИ як у поверненні так і диференціації.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Псиса
22.10.2007 18:11:52
 
Бог с ними, обещаниями. Главное, чтобы она стала премьером и наступила на горло олигархам и прочим бандитам, включая Ющенко
не согласен согласен    Рейтинг: 10
 
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 05 декабря 18:12
Жёлтые

bigmir)net TOP 100
TOP.proext.com

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.