УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как дают индульгенции ворам в законе

Как дают индульгенции ворам в законе

фото GettyimagesВ послеобеденное время судья Игорь Бондаренко подкатил на белоснежном джипе «Мерседес» к обветшалому деревянному зданьицу Фемиды, которое больше смахивает на избу-читальню 30-х годов прошлого столетия чем на дворец правосудия, затем неспешно вышел, включил автосигнализацию и направился в свой служебный кабинет.

Узнав, что к нему пожаловали журналисты, Игорь Анатолиевич, к приятному удивлению масс-медиа, без лишних проволочек согласился на беседу.

Тема одна: почему Бориспольский горрайонный суд Киевской области 17 сентября выпустил на свободу обвиняемого в тяжком преступлении, который, как утверждают правоохранители, считается вором в законе? С историей этого «законника» в судебном заседании разбирался именно Бондаренко.

А история — криминальная, заметим. И она свидетельствует о чрезмерной гуманности нашего правосудия, которое едва ли не на руках носит обвиняемого в бандитском нападении. Она показывает, как торжествует зло, как разваливается уголовное дело.

Вот почему не могу не удержатся, чтобы не «нарисовать» портретики на фоне явления: неотвратимость наказания в нашей державе — всего лишь филькина грамота.

Открывает «галерею»

Резо-младший, он же вор в законе

В зале Бориспольского суда о воровском статусе Резо-младшего даже не упоминалось. Для служителя Фемиды Игоря Бондаренко он был всего лишь уроженцем Грузии по фамилии Кобулидзе, 1974 года рождения. И, разумеется, подсудимым, который обвиняется в разбойном налете на дом бориспольского предпринимателя Олега Богданова.

Как установило следствие, компанию Кобулидзе в ходе этой бандитской операции составили его родной брат Звиад и некий Тариэл Чухелидзе. И Звиаду, и Тариэлу также было предъявлено обвинение.

А всего пять человек участвовало в нападении на семью Олега Богданова. Двое из этой криминальной бригады еще находятся на свободе (их фамилии устанавливаются). Теперь, как видим, на волю выпорхнул Кобулидзе по прозвищу Резо-младший.

Двери темницы перед Резо открылись потому, что страже была предъявлена официальная бумага за подписью судьи Бондаренко. И там — черным по белому:

«…Принимая во внимание состояние здоровья подсудимого Кобулидзе, с учетом того, что за последние три месяца в условиях СИЗО-13 погибло восемь человек, большинство из которых — из-за непредоставления квалифицированной медицинской помощи, суд считает, что подсудимому необходимо изменить меру пресечения».

Заботливый судья Бондаренко, ох и заботливый! В разговоре с корреспондентом «Обозревателя» он показал глубокую обеспокоенность судьбой Резо. Дескать, если за решеткой с обвиняемым что-то произойдет, то он не хотел бы, чтобы в этом винили суд. В общем, не желает, как высказывается, «брать на себя смерть человека».

Подумалось: да если бы все коллеги Игоря Бондаренко проявили подобную гуманность, то Лукьяновскую тюрьму надо было бы в срочном порядке закрывать по причине отсутствия в ней узников.

По словам Игоря Анатолиевича, подсудимый Кобулидзе — больной человек.

— Да он под конец процесса выглядел как мумия! — восклицает Бондаренко и делает печальные глаза.

Тогда вопрос ребром:

— Какой диагноз поставили врачи Кобулидзе?

— (Десятисекундная пауза). Хронический цистит, хроническая гипертония, — ответствует Бондаренко. — В зале суда ему дважды становилось плохо, поэтому к нему приезжали медики из клиники «Борис», делали уколы…

И вот какой сюжетец получается. Диагнозы, установленные приватной медфирмой, не были подкреплены судебно-медицинской экспертизой. Бондаренко поясняет, что такие исследования не проводились, потому что в них не было надобности.

Сошлемся на мнение заместителя начальника отдела следственного управления ГУ МВД в Киевской области Вадима Приймака:

— После задержания Кобулидзе я осмотрел автомобиль «Мерседес Брабус», на котором ездил подозреваемый, — рассказывает Вадим Анатолиевич. — На заднем сиденье обнаружил два пакета медицинских документов: один из них касался Резо-старшего, другой — Резо-младшего. В этих бумагах речь шла об обследованиях в российских клиниках, о различных рекомендациях медиков, в частности о необходимости соблюдать диету. И там не было никакого упоминания о каких-либо заболеваниях. Кстати, к обвиняемому Кобулидзе в Лукьяновском СИЗО неоднократно вызывали врача. Однако никаких медицинских выводов о том, что Кобулидзе должен покинуть стены изолятора для лечения у нас нет.

Теперь самое время направить лучик света на деятельность еще одного вора в законе.

Резо-старший, он же Пецо

Ему — 55 лет. В списке кавказских воров в законе занимает 68-ю строчку. Говорят, что проживает в центре Москвы, располагает обширными связями на постсоветском пространстве. В уголовном мире имеет несколько прозвищ, одно из них — Пецо. Хотя в Киеве, в определенных кругах его называют Резо-старший.

Есть сведения, что Резо-старший является своего рода учителем Резо-младшего. В свое время матерый дядюшка Пецо взял под свое крылышко молодого «птенца» и долгие годы вел его по жизни, в соответствии со своими понятиями. Возможно, исходя из таких близких отношений и появились прозвища — Резо-младший и Резо-старший. Кое-кто думал, что эти двое являются даже братьями.

Не исключено, что Резо-старший помог своему молодому другу каким-то образом заиметь воровской титул. Ведь известно, что на Кавказе существует скороспелая технология коронации воров в законе. Там и за деньги покупают воровские «звезды», и делают так, чтобы это звание переходило из поколения в поколение.

Резо-старший живет на широкую ногу. В Киеве арендовал квартиру, причем, как сообщают хорошо информированные источники, снял жилье совершенно легально, подписав с брокерской конторой обстоятельный договор. Его «коморка» была напичкана всевозможной суперэлектронной техникой. А разъезжает московский дядя на шикарном автомобиле марки "Порш".

Да и его ученик, Резо-младший, любит дорогие «колеса», в частности пользуется «Мерседесом Брабус». Любопытно, что когда правоохранители поинтересовались доходами Резо-младшего, то услышали такой пассаж: «Меня друзья содержат. А их у меня много…» Бытует версия, что Резо-младший является смотрящим…

И вот в один прекрасный момент оба Резо очутились в тюремной камере. Их стали допрашивать по делу о разбойном налете на дом бориспольского бизнесмена Богданова. Следствие располагает сведениями, что в тот день, когда было совершено нападение, Резо-старший «засветился» в Борисполе. Есть свидетели, которые видели, как за два дня до разбойного налета по улице, где проживает семья Богданова, проезжал "Порш" редкой модели (на подобном авто ездит Резо-старший).

Однако доказать причастность московского Резо к этому преступлению правоохранителям не удалось, а посему пришлось открыть двери изолятора. И авторитет вышел на свободу.

Но есть вопрос. А не воспользовался ли Резо-младший советами своего опытнейшего учителя в ходе разработки операции против Богданова? Как предполагает сам потерпевший, на его дом кто-то навел группу бандитов. Когда налетчики ворвались в жилище, один из них бросил в адрес Богданова короткую фразу: «Ты вспомни, кому перешел дорогу!»

Незадолго до нападения Богданов взял кредит в банке, планировал приобрести новые автобусы для пассажирских перевозок. Конечно же, об этих планах хорошо были осведомлены его конкуренты. Неужто они «вывели» кавказских воров на семью Богданова?

Звери в доме

5 февраля 2006 года было дело. Около четырех часов ночи в доме Олега Богданова случилась беда. Разбив окно в веранде, в жилище вломились непрошеные гости. Они были в масках, с короткоствольным автоматом, пистолетами.

От этого шума семья проснулась. Хозяева выбежали в коридор. Открыв дверь, увидели, как через окно в прихожую влезают какие-то типы.

Олег Петрович Богданов крикнул дочери, чтобы быстро звонила в милицию, а сам бросился в комнату за ружьем. Однако все попытки как-то помешать нападению, отразить его были тщетны — хозяин не успел собрать ружье (оно находилось в чехле, в разобранном виде), а его дочь не сумела вызвать по телефону подмогу.

Бандиты стали жестоко избивать Богданова, душили его прикладом ружья, которое Олег Петрович так и не смог пустить в ход. От побоев Богданов потерял сознание и уже не видел, как разбойники издевались над его семьей (у него разорвалось легкое, были сломаны ребра).

Он также не видел, как бандит забежал в одну из комнат и кувалдой ударил по голове спящую женщину (это была сестра жены, приехавшая погостить). Олег Петрович не видел, как налетчик сильнейшим ударом в челюсть свалил наземь его жену, а потом принялся душить… Удавкой стала массивная золотая цепочка, которая была на шее у Татьяны Ивановны Богдановой. К счастью, женщина сумела схватиться пальцами за цепочку и та разорвалась. Забегая вперед, скажем: позже эту ювелирную вещицу милиционеры найдут в кармане одежды Резо-младшего.

Бандиты требовали показать тайник, где лежат деньги. А дабы их приказ был выполнен беспрекословно, один из них схватил за ногу полуторагодовалого младенца (внука Олега Богданова) и стал удерживать вниз головой. Затем изверг приставил к голове малыша пистолет и пригрозил нажать на спусковой крючок.

Конечно же, садисты своего добились. Впрочем, деньги Богдановы и не прятали особо — они лежали в дипломате, за комодом, возле телевизора. Взяв добычу, непрошеные гости уехали.

Такова в общих чертах картина той черной февральской ночи.

Вскоре после разбойного налета, благодаря стараниям борцов с оргпреступностью, братья Кобулидзе и Тариэл Чухелидзе были водворены в камеру СИЗО. А потом закончилось предварительное следствие и уголовное дело попало на стол судьи Игоря Бондаренко. Казалось бы, вот-вот прозвучит приговор и наступит законное возмездие.

Но 17 сентября Бондаренко вдруг возвращает дело для проведения дополнительного расследования «по мотивам неполноты и неправильности досудебного следствия, существенного нарушения требований уголовно-процессуального закона». И одновременно выпускает на свободу подсудимого — Резо-младшего, изменив ему меру пресечения.

Судья, зашедший в тупик

Интересно, какие нарушения были допущены в ходе расследования этого уголовного дела? В частности, судья Бондаренко считает, что Тариэлу Чухелидзе было предъявлено «неконкретизированное обвинение», что следователь «по надуманным мотивам распределил роль каждого из членов организованной группы».

Но служитель Фемиды не рискует пока что поставить на уголовном деле жирный крест. Ведь существует много доказательств… Так, дочь Олега Богданова опознала нескольких налетчиков. Это было в тот момент, когда двое визитеров (Резо и Звиад) в коридоре на мгновение сняли свои маски, поскольку в доме было жарко.

К тому же, Тариэл случайно порезал об оконное стекло руку и на полу остались следы крови. Правоохранители провели экспертизу ДНК и доказали, что именно Тариэл в тот день поранился…

Даже начинающий юрист скажет, что это — железные улики. Тем более, что на квартирах, которые арендовали обвиняемые, были обнаружены золотые украшения, украденные в доме Богданова. А еще оперативики там нашли разные отмычки, фомки…

Однако у Бондаренко своя логика. Он указывает, что суд лишен возможности конкретнее допросить потерпевшую, «поскольку все принятые судом меры по обеспечению ее явки в суд ни к чему не приводят».

А знаете, почему потерпевшая обходит десятой дорогой суд? Да потому, что боится… кавказцев! Она не хочет с ними пересекаться даже в судебном зале. И ее понять можно. Ведь семья Богдановых пережила жуткую ночь пыток и издевательств. Этот кошмар запоминается на всю жизнь.

Богдановы просили суд допросить их отдельно, чтобы не присутствовали обвиняемые кавказцы. Увы, Фемида эту просьбу отклонила.

Позвольте, но ведь закон должен оберегать участников уголовного судопроизводства, мы знаем, что существует и программа защиты свидетелей. Но почему этот «защитный арсенал» не применяется по отношению к Богдановым?

— А Богдановы не просили об этом, — говорит судья Бондаренко. —Да и такой вопрос не стоял на повестке дня.

Вот так судебный процесс зашел в тупик. И судья сам об этом говорит, даже с эдаким сожалением произносит. А еще пеняет на то, что дело волокитится, что конвоиры из рук вон плохо доставляют обвиняемых кавказцев в зал суда.

Погодите, а ведь речь идет отнюдь не о краже кошелька в метро, а… о вооруженном нападении!

Да чему тут удивляться?! Ющенковский лозунг: «Бандитам — тюрьмы!» уже давно превратился в пустое обещание.

Ну а что касается судов, то он живут по своим понятиям.

P. S. Имена и фамилии потерпевших, а также обвиняемых изменены.