Семь миллионов за мандат БЮТ
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Провозгласив борьбу с политической коррупцией основным приоритетом, БЮТ явно погорячился. Сейчас они наступили на собственные грабли. Двое из трех руководителей блока - Винский с Турчиновым - своим же соратником уличены в сомнительных махинациях. К «разборке» подключились соответствующие органы. Коммунисты, готовясь создать в Раде специальную следственную комиссию, ехидно потирают руки.
Семь пропавших миллионов
20 декабря на имя Главы СБУ, Генерального прокурора, Премьер-министра и Президента поступили письма идентичного содержания. Автор – нардеп-БЮТовец Григорий Омельченко, сочинивший послания на основе обращения к нему некого гражданина Собченко.
Этот Собченко мог бы быть сейчас народным избранником – на досрочных выборах в «сердечном» списке за ним закрепили 113-е место. 17 сентября ЦИК, однако, из списка его исключил. Почему – версии разнятся. ЦИК говорит – на основе собственноручно написанного заявления о «самоотводе». БЮТ добавляет: из-за того, что кандидат не работал на результат кампании, игнорируя необходимость вкалывать на вверенном ему округе. Сам Собченко утверждает: причина – частичная, а не полная, «предоплата» за мандат.
Сделку купли-продажи Собченко якобы заключил с Йосифом Винским. Вторым «покупателем» выступал Андрей Волик – ему впоследствии выделили 119-е место.
И Волика, и Собченко Винский в список рекомендовал лично – знал их еще с «социалистических времен».
Собченко на сей счет другого мнения. Во-первых, их знакомство с Винским базируется на том, что они с Воликом якобы строили ему дома, которые тот потом успешно продавал. Во-вторых, за вхождение в список предлагалось уплатить по семь миллионов долларов – за места от 100-го до 120-го. Причем предложения озвучивал непосредственно Турчинов. Так, по крайней мере, излагает в обращениях Омельченко (со ссылкой на Собченко).
После этого, летом 2007-го, от Руслана Лукьянчука (ныне – нардепа, будто бы имеющего отношение к курированию финансовых потоков блока) Собченко получил реквизиты фирмы, на счет которой требовалось перечислить деньги. Речь шла о берлинской структуре под названием «Rosgar G mbH», которую позже сменили на кипрскую офшорку «WELDWOOD LTD». Последняя, не исключено, имеет отношение к Богдану Губскому. На это указывает сумма косвенных факторов, обнаруженных нами в процессе разбирательств данной истории. Прямых, «железобетонных» подтверждений найти, однако, не удалось.
Так или иначе 13 сентября Собченко перечислил туда семь миллионов. Вот копия платежек. Фиктивный договор, сочиненный для «прикрытия» сделки, также имеется в распоряжении редакции, но поскольку объем его немаленький, а содержание особого значения не имеет, мы его тут не приводим.
Всей суммы, кратной 14 миллионам, Собченко сразу отыскать не удалось. 17-го сентября из списка БЮТ решением Центризбиркома его исключили. Денег, разумеется, не вернули.
Разобраться во всем этом, в том числе – проверить принадлежность берлинской и кипрской структур, Омельченко просит СБУ и ГПУ. Последняя строчка его письма указывает: «С содержанием заявлений В. Собченко я лично ознакомил Ю.Тимошенко».
По пути в отказ
Тут начинается самое интересное. Омельченко в блоке не первый год. Образ главного борца с коррупцией – основная фишка Григория Емельяновича. Если он указывает на нарушения внутри собственной политсилы, да еще кивает на Винского с Турчиновым, логично предположить: коррупционнее процессы в БЮТ настолько сильно «запущены», что далее утаивать их нет никакой возможности.
Кого-кого, а Омельченко заподозрить в предвзятости сложно. «По ту сторону баррикад» утверждают: возможно. Внутренняя служба безопасности не единожды якобы ловила его на всяких досадных «мелочах», имевших материальную подоплеку. Более того – приуроченных к важным политическим событиям.
- Это чистая провокация, я не сомневаюсь, что она срежиссирована нашими политическими оппонентами. Не случайно все эти заявления и обращения пошли накануне голосования за премьерство Тимошенко, – говорит «Обозу» Александр Турчинов. - То есть я хочу сказать, что действиями Собченко руководят из противоположного лагеря. Вы ведь знаете о намерении коммунистов создать, по мотивам заявлений Омельченко, следственную комиссию в парламенте, - добавляет он после паузы.
Открыто, однако, «наехать» на Григория Емельяновича, ответив, тем самым, за его демарш, никто не решается. В БЮТ избрали хитрый способ минимизации репутационного ущерба: вся сила противодействия концентрируется на Собченко, а Омельченко … «хвалят» за выявление «паршивой овцы».
- Он поступил так, как должен был бы поступить на его месте любой народный депутат – отреагировал на обращение гражданина Украины. Зато теперь точно никто не обвинит нас в казарменной демократии, - нехотя продолжает Турчинов.
На выборах, как известно, нынешний вице-премьер возглавлял избирательный штаб блока – подобные вещи не могли пройти мимо него незамеченными.
Единственный, кто не приемлет подобной логики, – Йосиф Винский.
- Мы с Омельченко – члены одной политсилы. Если возникли какие-то вопросы, неужели нельзя было задать их мне напрямую? Подойти, объясниться… - возмущается он.
Это уже далеко не первая история, где имя Винского замешано не в самом позитивном контексте. Предметных подтверждений ни одна из них, правда, так и не получила, однако сам факт подобных «ассоциаций» многих настораживает:
- У Винского, вроде, безупречная репутация. Тем не менее, к его персоне ведут много «ниточек»… Буквально на самых «подступах» все они резко обрываются. То есть, если что-то и есть, дела делаются предельно осторожно и грамотно, - поделился один из выосокопоставленных БЮТовцев.
Его коллега, нардеп Кожемякин, отвечающий в блоке за «внутреннюю безопасность» (напополам с Турчиновым), в ответ на все тематические расспросы лишь загадочно улыбается.
Наливайченко: «Винский с Турчиновым будут опрошены»
Что касается Собченко с Воликом, то какой-либо политической крыши у них отыскать не удалось – ее попросту нет. Оба они – бизнесмены средней руки, вращающиеся на весьма отдаленных околополитических орбитах в надежде перебраться когда-нибудь поближе к светилам.
То, что он лично рекомендовал их в список, Винский признает:
- В Винницкой области у нас было несколько «свободных» – за которыми никого из кандидатов в нардепы закрепить не успели, округов. Вот мы их туда и отправили, - рассказал он «Обозу».
- Почему потом исключили?
- Потому, что они там не работали – ничего не делали.
В этой связи Турчинов напомнил: съезд БЮТ действительно принимал решение о возможности вычеркивать «бездельников» из предвыборного перечня. А чтоб не возникло юридических сложностей, каждый кандидат в нардепы заблаговременно писал «отказную». Точнее, «болванка» одна на всех, оформлялась на компьютере. В случае необходимости, в таком «заявлении» оставалось поставить лишь дату и подпись.
Не стала исключением и парочка наших героев.
- Свои заявления они отдали еще 10 сентября, - подчеркнул главный БЮТовский юрист Портнов.
Учитывая, что деньги переводились 13-го, получается, действительно, не совсем понятно.
К тому же, Собченко с изгнанием из «семьи» не смирился – пошел судиться. И хотя 17-го сентября Окружной административный суд (постановление №9/68) принял решение в его пользу, обязав ЦИК пересмотреть собственный вердикт об исключении Собченко, желаемого результата «на выходе» это не принесло. Собченко – не первый и, следует полагать, не последний «отщепенец», пытающийся восстановиться в блоке в судебном порядке. Ни у кого это до сих пор не получалось.
Кстати, в ходе расследования «Обозу» удалось выяснить: из перечня будущих счастливых обладателей депутатского мандата Собченко с Воликом изъяли потому, что усомнились в прозрачности их репутации. Михаил Волынец принес руководству свидетельства их неоднозначной бизнес-деятельности, связанной, как поговаривают, с контрабандой.
В отличии от Максима Собченко, Андрей Волик от дальнейших притязаний на депутатство отказался.
- Он пришел ко мне и высказал возмущение в связи с тем, что аферист-Собченко его во все это втягивает, - заявил Винский.
Подтверждение слов Йосифа Викентиевича – собственноручно написанное лидеру БЮТ заявление Волика.
Громкоголосый хор БЮТовцев довольно настойчиво требует органы разобраться в деле и восстановить справедливость. Активность первых лиц подсказывает: они полностью уверены в своей непогрешимости. По крайней мере – на сей раз.
В противовес омельченковскому, Турчинов написал Медведько с Наливайченко собственное письмо. По словам Александра Валентиновича, он просит привлечь «провокатора Собченко» за лжесвидетельство, за дачу взятки, еще – жаждет узнать, откуда у него взялись семь миллионов и кому принадлежат офшорки.
- Наш избирательный фонд составлял 108 миллионов гривен – ЦИК за каждую копейку отчиталась. Но даже если предположить, что потребовались бы какие-то дополнительные средства, глупо их гонять по офшорам – перевод такого количества безнала всегда оставляет заметные следы. Нужны деньги – их просто в кассу вносят, оформляют – расписывают, - отметил Турчинов. – Мы пойдем до конца. У Собченко налицо состав преступления, и он за него ответит!
СБУ его категоричности пока не разделяет.
- У нас действительно есть такие обращения - мы их изучаем. Этим наше главное следственное управление занимается, - рассказал руководитель ведомства Валентин Наливайченко.
- Запросы Омельченко и Турчинова объединены в одно дело? – уточнила я.
- Нет, дела два и они разные. Все фигуранты будут опрошены.
- То есть, допрошены?
- Нет, именно опрошены. Это иная форма коммуникации – ни повесток, ничего такого. Закон говорит: «способом, удобным для граждан Украины». То есть наш следователь договаривается с человеком просто пообщаться – предоставить информацию.
- Винского с Турчиновым опрашивать планируете?
- Планируем. Срок ответа на депутатский запрос – десять дней. Что до требования проверить офшорки, то это больше времени потребует. В том числе – из-за необходимости привлечения Госфинмониторинга.
«Сухой остаток»
Что касается Григория Емельяновича… Сочиняя письма от 20 декабря, он не мог не знать настроя высшего руководства по данному поводу. И если Турчинов с Винским хором утверждают, что их оболгали, почему было не провести сперва внутреннее расследование, не ставя под удар репутацию родной им всем политисилы? Вопросы, как видим, остаются.
Хотя поступок Омельченко многих БЮТовцев поверг буквально в шок, «воспитывать» его за это, как и было сказано, не станут. В демкоалиции, по нынешним временам, каждый депутатский «штык» - на вес золото. Более того, пока СБУ с ГПУ разбираются во всей этой истории, старый борец с коррупцией обдумывает предложение стать заместителем главы СБУ по квоте БЮТ. Предложение ему сделали еще до «демарша» Григория Емельяновича. После – назад «пропозицію» не отзывали.