УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Про то, как Ахметов с женихами меня знакомил

Про то, как Ахметов с женихами меня знакомил

Мини-металлургический завод «Истил»

В четверг в Донецке народные депутаты – члены комитета ВР по вопросам экономической политик - пытались разобраться: нужны ли стране Специальные экономические зоны и Территории приоритетного развития. В качестве наглядных примеров выбрали три предприятия – шахту им.Засядько, мини-металлургический завод «Истил» и завод «Норд», функционировавшие ранее в режиме льготного налогообложения. Отобедав в «Донбасс-Паласе», окончательное решение комитетчики попытались принять на итоговом заседании.

К консенсусу пришли не сразу – дискуссия о соотношении вреда и пользы СЭЗ и ТПР достаточно давняя. В прежние времена их называли чуть ли не главным двигателем экономического прогресса, а первый оранжевый Премьер Тимошенко, напротив, окрестила «черной дырой, поглощающей миллионы». Споры не прекратились даже после того, как Президент своим спецуказом вовсе их отменил. Не прекратились потому, что правительство Януковича вскоре попыталось инициировать возобновление СЭЗ и ТПР.

«Думай о качестве ежеминутно!»

- Это катастрофа! 80% нашего производства идет на экспорт! Трагедия! Что у нас продают? LG всякие и «Самсунги», которые в Китае сделаны! Понимаете, в Китае?! – трубил хозяин «Норда» нардеп Валентин Ландык, начиная экскурсию по своему заводу. – Тут есть министр экономики, пусть он услышит! Пусть выводы сделает!

Из дальнего левого угла зала на министра Владимира Макуху с издевкой взирал огромный деревянный медведь, изображенный официантом – через лапу перекинуто полотенце.

На подносе вместо яств – маленькая моделька пузатого холодильника. Господин Макуха удрученно вздохнул – еще и обеденный час не наступил, а всяческих конструктивных предложений он уже наслушался немало. Утром на шахте имени Засядько Ефим Звягильский, повествовавший о внедрении многоступенчатой системы по отводу из забоя опасного метана, упрекал:

- Мы все делаем за собственные деньги! Ни копейки у государства не берем. А это ж миллионные затраты, миллионные! Стране надо это? Нет, это нашим людям надо – чтоб трудиться в безопасности. И мы постепенно прокладываем пути отвода газа метана, везем из-за границы дорогое оборудование, НДС при этом платим, ввозные пошлины платим! Без пошлин-то хоть можно было обойтись?

На заводе «Истил» Макухе удалось немного перевести дух – из-за шума производства рассуждать о высоких экономических материях не очень-то получалось. Тем более – под прикрытием защитной белой каски.

В довольно компактном цеху лили металл. Особо интересно было наблюдать за процессом со смотровой площадки диспетчерской, размещенной где-то на уровне третьего этажа. «Качество определяет работу предприятия!», «Думай о качестве ежеминутно!», - гласили надписи в лестничных пролетах. Под самым потолком скользили огромные чаны с раскаленной лавой. Опрокидываясь, их содержимое совершало извилистый путь, прежде чем в виде длинных металлических балок  затем складывалось стопками на выезде из цеха.

Инвестор «Истила» - компания с Виргинских островов. Попросту – оффшорка, принадлежащая некоему иранцу Фаруку Сиддики, который заканчивал в свое время донецкий  политех. После института он стажировался на заводе, а потом просто выкупил малую его часть.

«Оранжевых холодильников больше не делаем»

«В наш век глобальных изменений не жди хороших перспектив без постоянных улучшений» - цитатой из Петра Калиты, выведенной на громадном бело-голубом транспаранте, встретил Макуху, иже с ним – прочих делегатов, первый цех «Норда».

- Оранжевых холодильников мы больше не делаем – из моды вышли, - пояснил «Обозу» молодой работник.

- Из политической?

- Нет, вообще из моды, - несколько изумился мужчина.

- О чем вы говорите, какие «Самсунги»? Там разве качество? Это ж смешно? Китай! – все гнул свою линию Валентин Ландык. Привыкший уже водить на предприятие политических экскурсантов (посещение образцово-показательного «Норда» - почти традиционный пункт программы всяческих официальных визитов в Донецк – С.К.), он выучился говорить громко. Едва заслышав его трубный зов, заблудиться в узких лабиринтах из кип дверей, стенок, поддонов, ящиков с компрессорами было уже невозможно.

- Не нужны мне ваши льготы! Я прошу равных условий! Равных! Для всех одинаковых! – заявил он, с силой швырнув об земь готовую «коробку» новенького холодильника, демонстрируя, тем самым, ее прочность. Прием получился зрелищный – публика даже замерла на мгновение от неожиданности, также – от произведенного шумового эффекта.

- А давайте мы целый холодильник на пол кинем! – предложила я Ландыку в другом цеху. Тут уже готовые и запакованные агрегаты, подвешенные на крючки, ехали куда-то вверх по конвейеру. Как выяснилось позже – на упаковку.

- Что ж вы на сборке не сказали? – замешкался нардеп, прикидывая, видимо, какой мороки стоит останавливать сейчас конвейер, стаскивая с него тяжеловесное изделие.

Выручил стоявший подле экс-глава ФГИ Михаил Чечетов, сообщивший: у него дома стоит, конечно, «Норд», и за его надежность, да крепость он ручается лично.

«Все Пинзенык виноват!»

В холле «Донбасс-Паласа» гостей встречали коллеги по комитету - Ринат Ахметов и Борис Колесников.

- Как вы относитесь к тому, что вашего старшего сына причислили к когорте самых завидных женихов Украины? – сразу спросила я у Ахметова.

- Да? – изумился тот.

- Как богатого наследника.

- Мне бы хотелось, чтобы он сам это заслужил. Своими силами, а не моими капиталами – несколько смутившись сказал он и отошел на пару шагов. Многочисленная свита тут же окружила его, увлекая куда-то на противоположную сторону холла.

- Соня, Соня! Иди сюда, с женихами познакомлю! – разнеслось внезапно через несколько секунд. Я обернулась. Ахметов, стоявший метрах в пяти от меня, приветливо махал рукой.

- Какими женихами?

- Самыми лучшими в Украине! – пояснил, увлекая к окнам зимнего сада. Там на застекленной веранде пили чай четверо футболистов «Шахтера».

- Мои ребята – моя гордость!

- А это что за мальчик симпатичненький? – подыграла я, указывая в спину одного из них.

- Так, все, пошли знакомиться! – рассмеялся Ахметов, распахивая двери веранды.

Ничего не подозревавшие футболисты от такого поворота событий, мягко говоря, обалдели. Владелец «Шахтера» расхваливал всех вместе и каждого по отдельности.

- Вот, гол вчера забил! - улыбнулся, кивая на парня в светло-серой футболке.

- Не ругал вас Ринат Леонидович после игры-то? – уточнила на всякий случай у остальных.

- Нет, он не злой вообще! – ответили на ломаном русском.

- Ну, а это уже женатые женихи – резюмировал Ахметов, направляясь здороваться к кому-то за соседний столик.

К теме женихов он в этот день больше не возвращался, но к футбольным аналогиям еще, конечно, прибегал. Кроме них, Ахметов также был замечен в непомерно частом употреблении словосочетания «по большему счету», которое, кажется, стало его «ответом» популярному «я твердо убежден».

- Крупному бизнесу не нужны преференции. Мы выросли из коротких штанишек! По большему счету, нам нужны не свободные экономические зоны, а экономически свободная страна – заявил он, выступая на заседании.

- А Министерство экономики, вместо того, чтобы делать нам тут детские предложения о налоговых каникулах, пусть лучше подготовит к следующему заседанию комитета отчет – почему в Украине самый высокий в Восточной Европе налог на прибыль – поддержал друга Борис Колесников.

- Коллеги, нужно принимать решение. Предлагаю взять за основу несколько главных пунктов обсуждения, с перспективой их дальнейшей доработки – попытался подвести итог почти трехчасовой дискуссии глава комитета Владимир Заплатинский. В зачитанном им проекте постановления предлагалось, в частности: предоставлять льготы только на конкретные виды деятельности, в размере, зависящем от объема инвестиций, выплаты зарплат и т.д.; спорные вопросы, имевшие место прежде, решать в судебном порядке; повысить уровень ответственности государства за предоставление гарантий инвесторам и т.д.

- Сюда приехали представители со всего Востока страны. Люди ждут от нас конкретных решений, а не советов в суд обращаться – эмоционально возразил Валентин Ландык.

- Но мы не можем отменить указ Президента, – ответил Заплатинский.

- Это не указ был, а закон о бюджете, причем незаконно принятый! – зашумели присутствующие.

- Все Пинзенык виноват! – внезапно вставил Ефим Звягильский, сидевший по левую руку от Колесникова.

Постановление таки подкорректировали, а практику «ориентации на местности» - то есть проведения выездных заседаний комитета во всех регионах, пообещали развивать, с тем чтобы, как подчеркнул Заплатинский, «реально оценивать экономические перспективы и проблемы регионов».

Соня КОШКИНА, Киев-Донецк-Киев

фото Дима Богданов / ОБОЗ