УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В гостях у Януковича. Журналисты пообщались с тещей Премьера

В гостях у Януковича. Журналисты пообщались с тещей Премьера

Премьер живет на госдаче близ Вышгорода. Дом не особо шикарный, но все есть. Даже гитара с синтезатором, песни Челентано и клюшка для гольфа.

Территория, на которой на­ходится дом премьера, ог­раждена высоким «непроницаемым» забором, на ней располо­жено еще несколько строений, видимо — соседей. Сам дом построили в 60-е годы как госда­чу. Янукович получил ее в веч­ное пользование в конце декаб­ря 2004 года как премьер-ми­нистр, а в 2006 году Виктор Ющенко подтвердил это право. Площадь здания — где-то 150 кв. м. Ремонт в нем премьер по­ка не делал. Говорит, нет време­ни. В своем кабинете он показал трещину около подоконника. «Дом трещит. В подвале особен­но видно. Это из-за местности. Тут плавуны, — посетовал премьер. — Но ничего, отремон­тируем».

Сам премьерский участок опоясан забором из железных прутьев. Сквозь него видно, что примерно в километре находит­ся Киевское море.

Дом. Хозяин, одетый в темно-синие брюки, такого же цвета вя­заную шерстяную жилетку и светлую рубашку в мелкую тем­ную полоску, радушно встречает нас у входа. Из просторного хол­ла можно попасть в гостиную, кабинет и спальню, в которой останавливается старший сын Александр вместе с внуком Вик­тором. Спальня самого Януковича находится на втором этаже. В доме он квартирует вместе с же­ной Людмилой Александровной (в момент нашего визита она от­сутствовала — была в Донецке). А само хозяйство ведет экономка.

Кабинет. Его площадь где-то около 25 кв. м. У окна в углу сто­ит большой письменный стол. Еще два небольших столика — один для посетителей пристав­лен перпендикулярно (по бокам два кожаных кресла), а у торца ближе к окну расположился вто­рой. На нем в рамках стоят фотографии: с женой, сыновьями и, естественно, внук. На самом письменном столе: металличес­кий трезуб, небольшой глобус, миниатюрный танк и небольшая скульптурная композиция в виде штангового насоса, качающего нефть, церковный календарь на 2007 год, книга, посвященная футбольной команде «Шахтер», книга Виталия Коротича, еще одна под названием «Мудрость тысячелетия» (это энциклопедия афоризмов), предвыборная программа Партии регионов.

Гостиная. В центре — обеден­ный стол. Большой кожаный диван в виде уголка, музыкаль­ный центр, телевизор «Сони», синтезатор «Ямаха», гитара. Стойка с компакт-диска­ми. Среди них Игорь Крутой, Иво Бобул, Иосиф Кобзон, Че­лентано, группа «Любэ», Ирина Аллегрова, Николай Басков.

Быт. Янукович встает в 6 утра каждый день. Прежде всего, дела­ет зарядку. Тренажерный зал на­ходится в подвале, где-то неда­леко есть теннисный корт. О теннисе премьер рассказывает пространно: «У меня есть парень один. Моего старого друга сын. Он у меня бывает раз в неде­лю-две. Выигрываем мы друг у друга по очереди. А так постоян­но играю со своим охранником и с Шелудченко, бывшим руково­дителем «Нафтогаза».

Говорят, вы член Лондонско­го королевского теннисного клуба.

— Не теннисного, а гольфклуба «Астория».

После идем в холл, где под лестницей стоит большая сумка с клюшками для гольфа. Януко­вич расстегивает его и демон­стрирует клюшку номер один, показывает, как нужно с нею уп­равляться.

— Играю на Оболони. Парт­неров постоянных нет. Играю с моим товарищем Антоном Пригодским (бизнесмен, депутат-«регионал». — Авт.).Старший сын также в гольф играет. Могу попадать в лунку с 20—30 мет­ров.

Гонщик. В молодости Виктор Федорович был страстным гон­щиком. Даже сейчас патрониру­ет автоклуб в Донецке под назва­нием «Циклон».

— В аварии попадал много раз. И на тренировках, и на со­ревнованиях. Переворачивался на машине, но она защищена, и сам гонщик защищен. Сейчас сам не вожу — охрана запреща­ет. Иногда, правда, вожу, когда есть возможность. Охрана меня сопровождает на расстоянии.

А любимый автомобиль ка­кой?

— Из тех спортивных автомо­билей, которые у меня были, мне больше всего понравился «Форд-Эскорт». Двигатель в нем был трехлитровый, форсирован­ный. Но это был клубный, а не мой автомобиль.

Янукович рассказывает исто­рию, как он пристрастился к ав­томобилям. Впервые сел за руль в 7 лет. Для этого ему приходи­лось мыть машину, на которой развозили работников совхоза, своего соседа по поселку в Енакиево Павла Горохова по проз­вищу Горох. За это последний разрешал ребятам проехать по улице на первой скорости мет­ров 100. Однажды, когда Горох «плотно поужинал», мальчишки сами сели за руль и поехали ка­таться по поселку. Проехав мет­ров 300—400, они застряли в по­ле и не могли выехать, даже пы­тались попросить трактор в по­селке.

В 2005-М ДЕТИ уехали из Украины

Янукович много говорил о своих де­тях, причем рассказал нам немало но­вого. «Старший закончил медицин­ский институт. Неплохим был врачом. Когда его товарищ стал заниматься бизнесом, и его пригласил. Он еще не женат был, когда сказал: «Я не хочу, папа, от тебя зависеть, хочу зарабаты­вать самостоятельно». В политику он идти не хочет. У него была возмож­ность войти в список народных депу­татов, но он отказался наотрез. Ска­зал: «Я не люблю политику. Я ее нена­вижу, глядя на тебя» (смеется-авт.). Он знает, что я ее тоже не люблю. А млад­ший, наоборот, сказал, что меня дос­тали, и пошел. Их же гоняли и одного, и другого в 2005 году, как собак. Вся­кие были моменты. Они не жили оба в Украине. Старший уехал с семьей, а младший был все это время со мной. На меня насмотрелся, как меня вызы­вали на допросы. Он это видел — уго­ловные дела и все остальное. Они-то знали, что я в своей жизни, кроме ра­боты, ничем не занимался. Мы всегда были законопослушными, и семья была такая. Теща — юрист, ее брат был председателем суда в городе Енакиево. Привыкли жить строго, соб­людая законы, поэтому то, что было в 2005 году... Невозможно было вклю­чать телевизор, потому что с экрана звучали приглашения на допросы».

Очень любит Виктор Федорович и свою невестку Лену, очень рад, что она замужем за его старшим сыном. Вспомнил, как однажды в субботу ему на работу позвонила жена и поп­росила пораньше приехать, так как нужно решить важный вопрос. По возвращении домой она предложила ему ехать к родителям невесты. Яну­кович был этим огорошен, потому что не знал, что у сына она уже есть. Родители Лены, простые люди, ро­дом из Мариуполя, были сначала смущены, что к ним в гости приехал сам губернатор, но после нескольких рюмок, выпитых с гостями, отноше­ния сразу наладились.

«С бабушкой - на 12 рублей пенсии»

Спрашиваем, что премьер любит есть.

— Люблю все овощное, по­тому что бедно жили. У ба­бушки была пенсия 12 руб­лей. Она до войны работала на шахте, а во время войны документы были потеряны, так как ее угнали в Германию. В итоге — 12 рублей пенсии. И вот мы с ней вдвоем на эти деньги и жили. Был у нас не­большой огородик. Еще она держала кур, уточек и всего понемножку. Картошку заго­тавливали на зиму. В основ­ном пища, как говорится, бы­ла с огорода. У нее была коля­сочка, с которой она ходила за 15 км на мясокомбинат раз в неделю. Покупала кости. Готовила бульон, борщ. Луч­ший бутерброд был — хлеб, вода и сахар. Иногда — кусок черного хлеба (он дешевле всего стоил) с постным мас­лом и солью. Мне тогда каза­лось, что он вкуснее.

Чтобы им с бабушкой сво­дить концы с концами, Виктор Федорович подрабатывал — вскапывал огород у сосе­дей и помогал им по хозяй­ству. «Честно говоря, это не­приятно вспоминать. Унизи­тельное положение, когда че­ловек бедный, зависимый. Неприятно это ощущать». Кстати, отец Януковича, по его словам, во время войны попал в плен.

Береговой. Вспомнил Виктор Федорович и летчи­ка-космонавта Георгия Бере­гового, который также ро­дился в Енакиево. Именно он помог Януковичу доказать свою невиновность (то бишь, что был два раза осужден за преступления, которых не совершал). Однажды Виктор Федорович, будучи секрета­рем комсомольской органи­зации, выступил на партхоз­активе с разоблачительной речью. Рассказал, как шахте­ры после получки, чтобы не ехать на работу на следу­ющий день, попросту платят шоферу, который их забирает из разных поселков, деньги, чтобы он сломал машину, и они могли прогулять работу. Вот Виктор Федорович их и разоблачил. Начальство чуть инфаркт не хватил. Берего­вой, бывший тогда депутатом Верховного Совета СССР, присутствовал на этом собра­нии. После него он пригла­шает молодого человека к се­бе в кабинет и предлагает ему стать своим помощником. Но последний отвечает, что биография у него не та и рассказывает, как все было на самом деле. Космонавт инте­ресуется, почему же он не пытается доказать свою не­виновность. Янукович отве­чает, что пытается, но у него не получается, да и адвокат стоит дорого. В общем, с по­мощью Берегового Янукович доказывает в суде свою неви­новность в 1977 году.

Теперь Виктор Федорович называет космонавта самым близким ему человеком...

«И тут жена уронила кирпич себе на ножку»

Задают вопрос насчет верности Януковича жене. Мол, мужчины, достигшие определенного возраста и солидного положения, иногда броса­ют своих жен и женятся на молодых девушках, обычно, на своих секре­таршах, политконсультантшах, фото­моделях и певицах...

— У нас в семье все однолюбы. И отец мой, и дед. И, думаю, мои сы­новья. Во всяком случае старший точно, и младший, надеюсь, также. Никак себе невесту не выберет, но говорит, что хочет выбрать один раз. Я, кстати, его начинаю теребить: «Когда ты мне внуков уже родишь?» Познакомились мы с женой на Енакиевском металлургическом заводе. Она работала в тресте «Енакиевметаллургстрой», и весь трест сняли тогда с работы и отправили на завод на разгрузку шамотного (огнеупор­ного) кирпича. Тогда строилась пер­вая доменная печь, это была всесо­юзная стройка. И они с вагона пере­давали друг другу кирпичи по живой цепочке. Это был декабрь 1968 года. Холодно было. У нее замерзли руки, и она уронила кирпич себе на ножку. А я там работал и, естественно, приг­ласил ее оказать первую-помощь, водичкой попоил. Вот так и познако­мились. Вообще я жил без мамы, по­этому всегда не хватало женского тепла и домашнего уюта, хотелось побыстрее создать семью. Одино­чество надоело. После того как мы познакомились в 1970 году, я попал в тюрьму. Она меня ждала. В 1972 году я освободился, и сразу через 2 меся­ца мы поженились. У нас с ней о на­шем знакомстве были приятные вос­поминания. Я бы не сказал, что это была любовь с первого взгляда, но вначале было желание видеть друг друга.

Пост. Напоследок Янукович угостил журналистов чаем с вареньем. Сам же, кроме него, ничего не ел, пос­кольку соблюдает пост.

Как корреспондент «сегодня» с тещей Януковича говорил

Осмотрев фотографии родственников, стоявшие на столике, интересуемся:

А где фотография те­щи?

— В душе, — шутит премьер.

Вспоминаем, что во вре­мя перелета в Америку он в аэропорту Шенона в дьюти-фри купил плед для нее, поэтому спрашиваем, понравился ли он ей.

— Я купил тогда не один плед, а два — и теще Вален­тине Васильевне, и женщи­не по имени Антонина, ко­торая с ней живет и за ней ухаживает. Живут они в До­нецкой области, в селе Красногоровка. Если я что-то покупаю, то для них обеих. Теща — инвалид пер­вой группы. Более 20 лет передвигается в коляске. Когда у меня есть возмож­ность, мы с ней разговари­ваем по телефону. Ее номер у меня есть в мобильном (в нем написано «Красного­ровка»).

А кто еще есть в теле­фонной книжке мобильни­ка?

— Друзья, сыновья, не­вестка. Первым идет стар­ший сын, вторая — Раиса Богатырева, потом — Сер­гей Бубка, младший сын Виктор, дом в Донецке, Клюев, охранник, а за ним «Красногоровка» — вот и теща. Могу нажать...

Мы одобрительно кива­ем. Виктор Федорович нажимает вызов.

— Привет, мам. Ну чем за­нимаешься?.. Телевизор смотришь?.. Молишься. Понятно... Какой сегодня праздник... Угу... Ясно. А я в кабинете. Смотрю церков­ный календарь и тебе зво­ню... Нет, я в Киеве... Ну, конечно... Ну, ладно, мам, я перезвоню позже. Тут у меня журналисты. Потом обращается к нам: — Кто хочет с моей тещей поговорить?

Я вызываюсь. Разговари­ваем. Теща рассказывает, какой у нее замечательный зять. Вспоминает, как с ним познакомились: из-за того, что он был очень высокий, ей приходилось высоко поднимать глаза. Плед ей очень понравился. По ин­тонации и манере говорить чувствуется, что Валентина Васильевна интеллигентная женщина. Она юрист по об­разованию. В село перееха­ла, когда из-за здоровья не смогла подниматься на тре­тий этаж дома в Енакиево, где жили тогда Януковичи. Виктор Федорович купил в 1978 году ей небольшой дом с 15 сотками земли, на ко­тором сажали овощи: поми­доры, огурцы, картошку и другие.

Александр ЧАЛЕНКО, «Сегодня»

Фото: http://www.ya2006.com.ua/

Напомним, корреспондент «Обозревателя» Татьяна Чорновол бывала на даче премьера без приглашения: Януковича «пасуть» за особистим наказом Ющенка