УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В Витренко россияне вложили десять миллионов

В Витренко россияне вложили десять миллионов

Продолжение. Первую часть интервью одиозного российского политтехнолога, работающего в Украине, близкого друга покойного Макса Курочкина, читайте тут.

«Помочь Витренко меня попросил Курочкин»

фото ОБОЗДо того, как наняться к Януковичу, вы пиарили Наталью Витренко на последних парламентских, верно?

Верно. Я разрабатывал стратегию блока ее имени, создавал общий концепт. Особая гордость – рекламные ролики. Резкие, злые, провокационные, они мне до сих пор нравятся. Продюсерская задача стояла просто: каждый сюжет должен быть жизненный, из разряда тех, которые могут произойти с кем угодно и когда угодно.

Кто вас для этого нанимал?

Помочь Витренко меня попросил мой друг, Максим Курочкин.

Зачем ему это понадобилось?

Я дружил с ним, дружу с его первой женой Аней, мой ребенок дружит с Алисой Курочкиной (младшая дочь – С.К.). Однако, в бизнесе его я никогда не участвовал – имею о нем самое смутное понятие.

На сей раз Макс просто попросил придумать, как можно в это сыграть.

«Сыграть» в избирательную кампанию?

Да. Ведь как было... В 2004-м году мы с Павловским придумывали совместную российско-украинскую площадку. Максим, с которым прежде были знакомы около года, вызвался в этом участвовать.

И финансировать?

Только в том, что касалось российской стороны, украинское законодательство ведь не разрешает зарубежных вливаний в электоральный процесс. …Хотя чего-чего, а дефицита средств, чтобы финансировать нечто незаконное, в ту кампанию не наблюдалось.

Максу тогда понравилось. Он решил играть дальше.

Кстати, в какую «копеечку» влетело разворачивание «Российского клуба» в Киеве осенью 2004-го?

Ни в какую. Одни только организационные затраты, но ведь это мелочи! Представьте суммы гипотетических «гонораров» Дмитрия Медведева и Виктора Медведчука, за сам факт их появления на открытии клуба! (смеется).

Почему в 2006-м ставку делали на маргинальную Витренко?

Максим имел огромное желание возродить себя в украинской политике, в том числе – воссоздать "Российский клуб" Партия «Русь», блок Витренко – все это задумывалось как «этапы большого пути».

Расскажите, как именно вы сошлись с Витренко, как это происходило?

Из всех украинских политиков она максимально пророссийская. Честно сказать, даже для меня, гражданина РФ, эти ее порывы иногда кажутся чрезмерными. Восстановление государственности в пределах Киевской Руси, скажем (смеется).

…Однако у нас существовало понимание: радикализм Натальи Михайловны может оказаться востребованным. На этом и строился расчет. Из ПСПУ и партии «Русь» возник блок, включивший в себя многих украинских бизнесменов (кроме прочих, тут были еще господа Варцаба и Сало, усиленно разыскиваемые отечественным Интерполом – С.К.), вполне способных финансировать кампанию. Все они находились с Курочкиным в каких-то отношениях. Максиму действительно было интересно, ведь выборы это, в конце концов, весело!

И как вы восприняли поражение? Сделали ли какие-то предметные выводы?

А разве было поражение? 2, 93% - негативный, по-вашему, результат? Если б мы получили, скажем, 0.8%, тогда, конечно, следовало разбираться, анализировать ошибки. Причина непопадания блока в парламент внешняя, а не внутренняя – нам не хватило каких-то 15 тысяч голосов.

А как же вложенные средства? Тогдашний глава МВД Юрий Луценко даже предлагал Витренко охрану предоставить – дабы Макс Бешеный не порешил ее, часом, за долги.

Глупости! Никаких «разборок» быть не могло в принципе.

Во сколько вам обошлась кампания?

Она была одной из самых дешевых. Главным образом потому, что строилась на личном ресурсе Витренко – ее поездках по регионам, выступлениях на телевидении, тех же рекламных роликах. Ролики, кстати, тоже дешево обошлись – длились они всего пять секунд, а не двадцать, как у большинства конкурентов, да и время на каналах выкупалось заранее. Все вместе это тянуло где-то на «десятку» (миллионов долларов – С.К.).

Неужели ни вас, ни Макса изначально не смутил факт одиозности Витренко?

Ой, у Курочкина своей одиозности хватало!

Руководствуясь такой логикой, в том числе – идеологическими ее составляющими, проще и эффективнее было бы примкнуть к Партии регионов. Кстати, сам Курочкин в нашем октябрьском интервью так и не дал однозначного ответа на сей вопрос. Хоть вы расскажите: почему все-таки Витренко, а не «регионалы»?

Почему? Макс вел себя как провокатор, он просто развлекался! Еще раз: ему было весело!

Хорошенькое развлечение! Ладно, а после фиаско блока Витренко пытался ли он зайти в украинскую политику через другие двери?

Он действительно намеревался реанимировать «Российский клуб», о чем, кстати, рассказывал и вам, насколько я помню. Единственное, что препятствовало - дело про «десятку» (Курочкина судили якобы за вымогательство десяти тысяч долларов – С.К.). Особенно бесила Макса несуразность вменений. Грубо говоря: обвините меня в том, что я украл сто миллионов, но десять тысяч – это ж смешно! Смешно, как для человека, владеющего миллионами!

Полагаете, он приехал в Украину с целью урегулирования данного вопроса?

Честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю мотив его приезда. Со слов Максима знаю: он правда хотел закрытия дела. Причем закрытия, сопровождаемого громкой информационной кампанией. Чтоб не получилось: вопрос тихонько «замяли», а у Курочкина потом бы спрашивали: «ну, как дело про «десятку», за сколько закрыл»?

Единственное, чего он реально не понимал: зачем это нужно Луценко, ведь они даже знакомы не были!

В последних записках он называл Юрия Витальевича чуть ли не главным виновником происходившего с ним. Какова лично ваша версия гибели Максима?

К счастью, или, к сожалению, но у меня ее нет. Мне ничего неизвестно о бизнесе Максима, но жизнь у него года этак с 1989-го была очень непростая. Теоретически, любой эпизод из этого периода мог стать поводом…

Чем вы объясняете странности его поведения в последние дни? Все эти: «Я – Мессия!» и прочее в том же духе?

Зная Максима…, думаю, он так защищался. От кого – не знаю, скажу почему. Он действительно желал публичности процесса. … Привлекал внимание таким своеобразным методом.

«В Москве свободы всем хватает!»

Давайте поговорим о специфике вашей деятельности. Западные политтехнологи уверены: главное – выбор клиента, адекватная оценка его перспектив и рисков. Учитывая опыт 2004-го, вы давно работаете с Януковичем. Можно ли его назвать вменяемым клиентом?

Дело не во «вменяемости» клиента, а в мастерстве технолога. Что касается перспектив Януковича, то они у него нормальные, вполне здоровые, я бы сказал.

Как вы оцениваете его команду, он ведь окружает себя теми, с кем ему комфортно работать. Фактически – повторяет аналогичную ошибку Ющенко.

Кабмин сформирован из профессионалов. Все министры разные, но каждый из них по-своему успешен. Окружать себя теми, с кем удобно – неправильно даже в бизнесе, иначе он превращается уже в семейный бизнес.

То-то американские технологи, нанятые Ахметовым для обслуживания правительства рекомендуют срочно изъять оттуда Азарова с Клюевым – если, мол, вскроются масштабы их деяний, позапрошлогодний коррупционный скандал покажется мелочью.

Мне об этом ничего неизвестно. Более того: я ни разу не сталкивался в Кабмине с американскими технологами. Все мои познания о них почерпнуты из СМИ.

Вы бы смогли сработаться с Тимошенко?

Смог бы конечно!

А предлагали?

Без комментариев.

Ранее вы говорили, что Януковича и Тимошенко, в отличии от Ющенко, можно просчитать. Так как просчитать Юлию Владимировну?

Она не остановится на достигнутом, это однозначно. Судите сами: разве интересны ей просто перевыборы? Нет, конечно, тем более, существенно парламентского расклада они все равно не изменят.

Что дальше? Не знаю… Отмена реформы, введение прямого президентского правления, чрезвычайного положения… да, что угодно… У нее все просто: кризис – залог счастья.

фото ОБОЗ

Не считаете ли вы нынешнюю политическую ситуацию следствием личностного конфликта двух человек – Премьера и Президента?

Нет. Более того, не думаю, что именно Янукович шел на конфронтацию с Президентом. На эту тему можно долго дискутировать, однако, все происходящее – персональная история Юлии Владимировны Тимошенко.

Что бы вы как технолог ей посоветовали?

Бессмысленно советовать. Она имеет цель и средства ее достижения. В случае, если проигрывает – меняет правила игры.

Украинский кризис выгоден России?

Выгоден силам, которые, в рамках нашей избирательной кампании, начнут этим спекулировать. Я говорю о крайне правых. Гарантирую: сейчас вы услышите от господина Жириновского кучу имперских текстов.

Жириновского, «ручного» для Кремля.

Что ж в этом плохого? Если сейчас приехать в Москву, спросить у любого, абсолютно любого ее жителя: хватает ли ему свободы, ответ однозначно будет «да».

То есть революция вам не грозит?

А на хрен она нам нужна? На концерт и так сходить можно. Ведь вся украинская революция – сплошной концерт. И качество звука, кстати, не лучшее (морщится), да и исполнители…

Киев – замечательный город! Я помню 1993 год в Москве, у меня офис был в гостинице «Украина», это рядом с Белым домом. Стрельба, танки, все такое… А тут мы через митинги на машинах ездим, люди с флагами по тротуарам гуляют… нет столкновений, ОМОНа. Атмосфера качественно иная и в этом, кстати, заслуга Виктора Федоровича.

Его стопроцентно поддерживает Кремль? Или он просто выдает желаемое за действительное?

Россию можно упрекать в чем угодно, но только не за отсутствие четкого курса, соблюдений национального интереса. То, что предлагает Янукович, вписывается в эти рамки, поэтому и поддержкой он пользуется даже не как человек, а как политик, как воплощение определенных позиций.

Чем он платит за эту поддержку?

Внеблоковым статусом Украины! Разве это секрет? Плюс – гармония социокультурного пространства, заметьте – дело даже не в языке. Остальное решается на уровне бизнеса.

Помнится, в 2004-м Кремль для Януковича открывал Медведчук – кум Путина.

Простите, на тот момент Янукович был Премьером! Кроме того, Кремль не есть закрытой системой, там все просто и понятно. Его не надо открывать, ключи подыскивать.

Силовой сценарий разрешения возникшего конфликта возможен, по-вашему? В том числе – с подачи внешних сил?

Любая дестабилизация в Украине приведет к тому, что Россия получит до десяти миллионов беженцев.

Ваша страна сейчас в достаточно сложной ситуации находится. Если события выйдут за рамки правового поля, я вообще не представляю, как их прогнозировать...

У 2004-го года были свою плюсы и минусы, минусы все знают, а плюс один – крови-то не было. В целом, 2007-й и 2004-й меж собой почти не похожи, разве что телевизионной картинкой митинга на площади.

Соня КОШКИНА