УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

МОРОЗовый закат

МОРОЗовый закат

Спикер парламента пятого созыва Александр Мороз имеет шанс совершить политический подвиг – спасти Верховную Раду от роспуска ценой собственного кресла. Рискнет ли Сан Саныч быть последовательным сторонником парламентаризма до конца, мы узнаем уже в самое ближайшее время.

Заявление Сергея Головатого о том, что предметом торга между Ющенко и Януковичем является замена в спикерском кресле Александра Мороза координатором коалиции Раисой Богатыревой, возможно, имеет под собой основания. Сам Сергей Петрович, словно испугавшись собственной смелости, сразу после выступления принял 50 грамм коньяку в парламентском буфете. В то же время нельзя не отметить, что в межвикторианском пространстве установилось информационное затишье, которое обычно бывает  перед политической  бурей. Да и Раиса Богатырева, считающаяся у «регионалов» «голубем», не вызывает у Ющенко особенного раздражения, к тому же ее принято считать «человеком Ахметова», что тоже на руку президенту.

Удаление спикера Мороза может стать частью операции по формированию нового имиджа президента, стартовавшей вечером 2 апреля. Виктор Андреевич, похоже, чувствует себя серьезно обманутым Сан Санычем, и в лучших традициях латиноамериканских сериалов хочет отомстить тому хладнокровно – чужими руками. При этом Ющенко может руководствоваться пресловутым общественным интересом и компромиссом в интересах государства. Если Мороз таки будет отправлен в отставку с поста председателя Верховной Рады (а без участия «регионалов» здесь не обойтись), может наступить целый ряд новых обстоятельств, формирующих новую политическую реальность.

Потеря лидером социалистов спикерского кресла может стать если не смертельным приговором, то черной меткой для СПУ, и без того не блещущей рейтинговыми успехами. Александр Мороз в свое время слишком легко разменял имидж «морального политика» на возможность стать спикером парламента. Оказалось, что это чревато серьезными проблемами с политической карьерой. Сегодня  Мороз рискует войти в историю отечественного  парламентаризма как самый краткосрочный спикер. Зато это увольнение может спасти 449 депутатов от досрочного прекращения полномочий, ведь если спикер будет упорствовать, то на кону неминуемо возникнет ультимативное предложение по  форсированному роспуску законодательного органа. Интрига президентского секретариата становится все более прозрачной: между двумя облеченными властью Викторами не должно быть посредников, и поэтому политический скальп Сан Саныча должен стать предметом интерьера президентского кабинета, куда его занесет премьер. Сделать это Виктору Федоровичу будет, вероятно, куда проще и приятнее, чем соглашаться на досрочные выборы, удовлетворять кадровые аппетиты Рината Ахметова и думать, кого из влиятельных «донецких» включать в список на новые выборы, а кому отказать.

При этом самому Морозу придется разбираться с социалистическими неофитами. В список СПУ весной 2006 года попало немало людей небедных, которые определенно не рассчитывают быстро потерять возможность «решать вопросы» с любой действующей властью. Ничего личного, просто своя рубашка ближе к телу. Действительно, 2 апреля Александр Александрович практически возглавил сопротивление процессу роспуска парламента, но при этом до того он сделал немало, чтобы злополучный президентский указ появился. Напомню, что Мороз был одним из инициаторов политической реформы, которую называют виновницей многих сегодняшних украинских бед. Завершение второго этапа конституционных изменений и было официальной причиной мобилизации конституционного большинства в парламенте пятого созыва. Этот процесс зацепил Виктора Ющенко до глубины души,  и он отреагировал, как и следует загнанному в угол рефлексирующему интеллигенту – наотмашь.

Во время борьбы с «узурпатором» Ющенко социалисты проявили себя не с лучшей стороны. Сказалась многолетняя привычка Александра Александровича зачищать пространство вокруг себя, заменяя  способных политиков лично преданными активистами. Поэтому СПУ отметилась за последние три кризисные недели  не самыми приятными вещами: истериками Ивана Бокия с парламентской трибуны, расчетливо-циничными выступлениями «серого кардинала» социалистов Ярослава Мендуся да самодеятельным диджейством министра транспорта и связи Николая Рудьковского на коалиционном Майдане. Министру науки и образования Станиславу Николаенко и вовсе следовало подать в отставку, после того как в рядах свезенных в столицу сторонников коалиции мелькали десятки и сотни подростков. СПУ оказалась слабым звеном в коалиции, и это одна из причин, по которой Мороз может расстаться со спикерским креслом.

Кстати, увольнение Сан Саныча может несколько приободрить Юлию Тимошенко, заметно огорченную пробуксовкой затеи с проведением досрочных парламентских выборов. Политическая девальвация Мороза открывает БЮТ дорогу не только в левоцентристский сегмент украинского политикума (СДПУ(о) и СПУ в нынешнем состоянии вряд ли смогут конкурировать с проектом леди Ю), но и дает  надежду на прорыв в Социнтерн с лозунгами солидаризма. В условиях   возможного сближения Ющенко и Януковича левоцентристская ниша будет оппозиционной, и в ней Юлии Владимировне будет довольно уютно.

Но не будем забывать, что Александр Александрович – слишком опытный и искушенный политик, чтобы капитулировать перед трудностями. Проектом Меморандума примирения и сотрудничества Мороз уже попытался внести собственную лепту в достижение политического компромисса. Однако предложенная в нем идея минимализации вероятности проведения досрочных выборов вряд ли будет на ура воспринята Банковой. В отечественной политике кажущихся непоколебимыми  политиков принято додавливать совместными усилиями, и это хорошо понимают и союзники, и противники спикера парламента.

Единственный джокер, которым может сыграть Мороз – майор Мельниченко, разгуливающий по Киеву в сопровождении двух охранников. Многократно прокрученные записи бывшего охранника Кучмы помогли Сан Санычу восстать из пепла безнадежной оппозиционности осенью 2000-го. Но сегодня общественно-политическая ситуация иная: общество никому не верит и, объективно говоря, ожидает, по чьей же политической судьбе железной пятой пройдет компромисс власти и оппозиции? Лидер СПУ же, похоже, на этот раз перехитрил сам себя, недальновидно демонстрируя политико-методологическое превосходство над другими субъектами власти.

Евгений МАГДА, для «Обозревателя»