Поле боя – Украина. Трофей – «Киевстар»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Сasus belli
Конфликт Altimo и Telenor, начавшийся ровно 3 года назад, причиной имел, мягко говоря, различное видение развития совместного сотового бизнеса в Украине. А конкретно - уровень инвестиций и «откатов», которые необходимы для «адекватного» ведения бизнеса в Украине. Так или нет, уже неизвестно. Как и то, что, по слухам, именно крупная взятка одному министру связи вдрызг «разругала» двух монстров мобайла. По тайной информации, оплачивать ее пришлось одной стороне, а именно Altimo. И хотя пользоваться полученными преференциями планировали Altimo и Telenor вместе, норвежцы категорически отказались раскошелиться. За 3 года накопилось такое количество фактуры, что хоть фильм снимай о тяжелых буднях корпоративных спорщиков. При этом стоит отметить, что обе стороны конфликта отметились и в шпионаже, и в сомнительных судебных решениях, и в других нечистоплотных лоббистских технологиях. Так что еще пару лет – и сегодняшний «блокбастер» будет напоминать, скорее, «мыльную оперу».
Вице-президент Telenor Даг Мельгард
Информация для размышления. Из досье «Обозревателя»
Altimo (создана летом 2005 как преемник компании «Альфа-Телеком») - холдинговая компания, входящая в состав «Альфа-групп» и управляющая телекоммуникационным бизнесом «Альфы». Штаб-квартира — в Москве. Генеральный директор — Алексей Резникович. Altimo является крупным инвестором в отрасль мобильной связи в России и странах СНГ. Штаб-квартиры компании расположены в Москве и Лондоне, открыты представительские офисы в Ханое, Джакарте, Стамбуле и Киеве. Altimo принадлежат 32,9 % голосующих акций «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), 25,1 % акций «МегаФона», 29,9 % акций альтернативного оператора фиксированной связи Golden Telecom (GT), 43,5 % акций украинского сотового оператора «Киевстар», 13,22 % акций крупнейшего сотового оператора Турции Turkcell. Стоимость всех своих активов Altimo оценивает в сумму около $22 млрд.
Telenor (основана в 1855 под названием Telegrafverket как провайдер услуг телеграфа) - норвежская телекоммуникационная компания, крупнейшая в стране, один из ведущих международных инвесторов в секторе мобильной связи. Штаб-квартира — в Форнебу, вблизи Осло. Публичная компания; основной её акционер — правительство Норвегии (владеет 54 % акций). Акции компании торгуются на фондовой бирже Осло и NASDAQ. Рыночная капитализация на 6 октября 2006 — $22,8 млрд. В октябре 2000 компания была частично приватизирована и получила листинг на фондовых биржах. Председатель совета директоров компании — Торлейф Энгер (Thorleif Enger). Главный управляющий — Йон Фредрик Баксаас (Jon Fredrik Baksaas). Основным бизнесом компании является оказание услуг сотовой связи. В 1966 компания запустила сеть мобильной телефонной связи с ручной коммутацией, в 1981 заменённую на автоматическую мобильную сеть NMT (Норвегия стала первой страной в Европе с автоматической мобильной связью). С 1993 начато развитие сетей GSM. В 2004 введена в эксплуатацию коммерческая сеть 3G (UMTS). Telenor контролирует GSM-операторов в Дании (Sonofon), Венгрии (Pannon GSM), Малайзии (DiGi.Com), Бангладеш (GrameenPhone), Черногории (ProMonte GSM) и на Украине («Киевстар»). В конце 2004 дочерние сотовые операторы Telenor обслуживали 22,1 млн абонентов.
Генеральный директор Altimo - Алексей Резникович
Покой им только снится
Естественно, что у Telenorа попросту «сорвала планку», и начался бой. За эти годы с обеих сторон были сделаны различные залпы по противнику – из крупнокалиберных орудий (суды) и орудий калибром поменьше (СМИ). И последний аккорд попросту изумил бывалых скандинавов. «Альфа» обвинила норвежцев в промышленном шпионаже. Такой наглости викинги не испытывали со времен изгнания Рюриковичей. Реакцией Telenor стало удовлетворенное ходатайство в нью-йоркском суде, обязывающее Altimo к одному из трех вариантов. Первый - прекратить игнорировать собрания акционеров «Киевстар» и по сути согласиться либо на дополнительные инвестиции, либо на эмиссию акций. Второй - продать свою долю в этом операторе норвежцам по фиксированной цене. Третий - выплатить солидный штраф за неисполнение решения суда (кстати, почти равны искомой сумме инвестиций).
Традиционно, не правда ли? Москвичи бьют традиционным оружием шпионажа, испытанным со времен Ромадановского, а норвежцы парируют по-капиталистически. Ну, и реакции соответственные. «Независимые» аналитики засомневались в доказательной базе обвинений в шпионаже, поскольку если бы доказательство были налицо, то Altimo не преминула бы посудиться еще и по этому поводу. На решение американской Фемиды в Altimo отреагировали сдержанно, указав, что украинский суд давным-давно арестовал акции дочерней компании «Сторм» (43,5% акций «Киевстара»), и поэтому никаких действий российские акционеры предпринимать не могут. Кстати, у Telenor ответ на эту отговорку был готов еще до того, как она прозвучала - в постановлении судьи Нью-Йорка ссылки «Альфы» на решения украинских судов были названы «cимуляцией, псевдозаконным предлогом для «Сторм» и других структур Altimo» для отказа исполнять решения американского суда.
Неподготовленному читателю сложно разобраться во всех тонкостях, векторах и уровнях ведущейся борьбы. Яркий пример: американское правосудие еще в августе 2007 года выдвинуло ультиматум Altimo – дружите или разводитесь. Три месяца спустя суд принял решение о принудительном исполнении этого постановления. Почему в ноябре 2008 года пришлось делать «последнее китайское предупреждение», не очень понятно…
Сегодня мало кто помнит, что еще в 2006 году «дочка» Altimo – кипрский офшор Alpren – выиграл в Хозяйственном суде Киева иск, по которому ни Telenor, ни «Сторм» не имели право судиться с США. Чуть позже глава «Сторм» Вадим Клименко посетил США и выступил в суде для отстаивания чести и достоинства Altimo по очередному иску норвежцев, тем самым спровоцировав «дружественный» офшор подать иск в районный суд Киева и против Клименко, и против Telenor. Скандинавы, как водится, снова нашли правду за океаном – американский суд запретил участникам конфликта исполнять решение Хозяйственного суда Киева. Юристы Altimo над этим решением только посмеялись. Итого счет в запутанном периоде – 1:1.
Далее игра перешла на более серьезный уровень. Высший хозяйственный суд Украины постановил, что «Альфа-групп» с нынешним пакетом акций не может претендовать на равное с Telenor влияние в «Киевстаре». Затем последовала встреча главы «Альфа-групп» Михаила Фридмана с Президентом Виктором Ющенко, после которой решение Высшего хозяйственного суда было отменено. Более того, в отношении судей, принявших решение «в пользу Telenor», Генпрокуратура Украины возбудила уголовное преследование, посчитав, что они вынесли заведомо неправомерное постановление. Руководству Telenor оставалось только обратиться к украинским властям с открытым письмом и предостережением от административного вмешательства в корпоративный конфликт и принятия решений, «которые могут узаконить тотальное пренебрежение правами собственности национальных и иностранных инвесторов и негативно отразиться на инвестиционном климате Украины». Этот период завершился со счетом 2:1 в пользу «Альфы».
Очередной площадкой для противостояния стала Верховная Рада Украины. Осенью 2006 года украинские парламентарии собирались вносить поправки в Закон «О хозяйственных обществах». Суть изменений сводилась к снижению кворума для проведения общего собрания акционеров или участников ООО с 60% до 50%. Принятие закона позволило бы, в частности, облегчить проведение собраний акционеров в ситуациях, подобных сложившейся вокруг «Киевстара».
Altimo ответила массированной PR-кампанией против и задействованием всего лоббистского потенциала, чтобы убедить Президента Ющенко наложить вето на принятые Верховной Радой поправки в этот закон. Ющенко в итоге вето наложил, Верховная Рада преодолеть его не смогла, а история с инструментарием сторон получила продолжение. Теперь уже Telenor дал залп из всех медийных орудий.
В украинских и российских СМИ прошла серия публикаций, в которых прямо назывались фамилии «проводников» интересов «Альфы» в украинских органах власти – депутаты ВР Третьяков, Бойко, Волков и другие. Связь с Ющенко якобы обеспечивал глава его администрации Виктор Балога. Так или иначе в этой истории оказалась «засвечена» и нынешний премьер Юлия Тимошенко. Дальше всех пошла украинская газета «Труд», которая приписала авторство необходимых «Альфе» поправок непосредственно главе Altimo Резниковичу, а также обозначила сумму, в которую представителям «Альфа-групп» обошлась данная кампания – 500 тысяч долларов США. При этом норвежцы нашли понимание у пророссийских регионалов, которые решили «прижучить» российскую компанию. И по следам публикации в «Труде» группа депутатов Верховной Рады обратилась к тогдашнему премьеру Виктору Януковичу, а также министру транспорта и связи и генеральному прокурору страны с просьбой «тщательно разобраться с действиями «Альфа-групп» и ее структурами в Украине».
Никаких исков к СМИ и разоблачений клеветы, как ни странно, не последовало. Обывателю оставалось лишь гадать о чистоте нравов властей предержащих и чистоте намерений зарубежных инвесторов.
Чуть позже Telenor в очередной раз обратилась в Нью-Йоркский арбитражный суд, сопроводив ходатайство документами, в которых говорится, что ООО «Сторм» проводит масштабную пиар-кампанию, направленную на дискредитацию соинвестора.
Внимания заслуживали бизнес-планы проекта под говорящим названием «Дискредитация оппонента», финансовые отчеты и даже фрагменты электронной переписки PR-специалистов консорциума «Альфа-групп». Все эти документы свидетельствуют о том, что серия статей, теле- и радиорепортажей, «разоблачающих» политику Telenor на территории Украины, могла создаваться по одному щедро оплаченному сценарию.
Вот, например, в одном из СМИ приводилась выдержка из переписки сотрудника одного из украинских PR-агентств Дудкиной Екатерины (возможно, псевдоним) в адрес Жана Лемье (в других письмах он фигурирует как Евгений Думалкин, сотрудник Altimo). Стилистика и орфография сохранены.
«…мы не можем светиться, особенно в свете последних намеков на черный PR кроме того и не имеем права вообще-то. понимаеш в чем проблема... теленор выступает от своего лица и у «общественности» есть к кому обратиться, если что, а с нашей стороны адресата-то нет... кто будет отстаивать, что Тронд это говорил? Журналист, который делал стенограмму?».
Кстати, этот Жан Лемье (или Евгений Думалкин) в другом письме «умоляет» Екатерину Дудкину «не слать всякий криминал» на его офисный адрес ([email protected]).
Среди других интересных документов - «План информационной кампании по дискредитации имиджа Норвегии в Украине». Приведем выдержки из него:
«Цель: дискредитация норвежского бизнеса в Украине.
Срок: 30 января – 30 марта».
Бюджет: 80 тыс. долларов (предварительно).
Методы: размещение публикаций в СМИ»
В другом документе под названием «Прямые расходы» в «шапке» указано: «Клиент – Altimo. Проект: Дискредитация оппонента», а в графе «Аванс» указаны фамилии Думалкина и Клименко (уж не гендиректор ли небезызвестной компании «Сторм»?).
Как такие подробности попали в руки «норвежцев», Altimo тогда не заинтересовало. Если же это не продукт шпионажа, а креатив скандинавский PR-специалистов, то наверняка последовала бы кампания разоблачения. Но и тут обыватель не дождался ответов, а пищи для размышлений о легальности применяемых методов прибавилось.
Реакция Altimo последовала спустя полтора года – в ноябре 2008 года. Функционер Altimo Кирилл Бабаев заявил: «К нам в руки поступили материалы, которые предполагают, что против Altimo была развернута масштабная детективная кампания с использованием нелегальных методов прослушки телефонных переговоров, чтение наших сообщений электронной почты, слежки за некоторыми из наших акционеров, и мы обратились к Telenor с просьбой прокомментировать их возможное участие». Открытыми остаются вопросы: почему же Altimo не отреагировала сразу и что российская сторона может сказать по сути предъявленных обвинений в дискредитации?
Далее война переместилась в кулуары российских органов власти. После свежих заявлений Бабаева последовал сигнал об интересе к ситуации из Государственной думы России. Депутат Чернышенко направил запрос главе Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ Александру Бастрыкину с просьбой разобраться в возможных противоправных действиях норвежцев.
Далее вступили российские депутаты. Госдума стала одним из важных плацдармов битвы телеком-титанов. Все началось с депутата Государственной думы прошлого созыва Шамиля Султанова, который в 2007 году провел ряд круглых столов и пресс-конференций на тему «Использовали ли норвежские спецслужбы телекоммуникационную компанию «Теленор» против России?». Со слов народного избранника получалось, что ряд сотрудников спецслужб заведомо неверно интерпретировали данные о деятельности Telenor в России, результатом чего явилось обращение Федеральной службы безопасности в адрес Федеральной антимонопольной службы, рекомендовавшее не увеличивать долю норвежцев в ОАО «Вымпелком». Якобы Telenor используется как прикрытие для активной работы норвежских спецслужб на территории РФ. Выиграл от этого обращения другой акционер «Вымпелкома» - «Альфа-групп». Этот факт и смутил Султанова.
Депутат-правдолюб попытался выяснить, насколько обоснованы претензии к Telenor. Ответы и разъяснения, поступившие депутату из различных компетентных инстанций, в том числе и под грифом «секретно», как один свидетельствовали о том, что история про норвежских шпионов – не более чем преувеличение. Далее Султанов в одном из интервью упоминал, что у него есть свидетельства бывших сотрудников ФСБ о том, что «письмо по Telenor» писалось с нарушением регламента и под давлением «сверху». Но громкого продолжения история с разоблачением так и не получила.
Весной 2007 года в стенах Думы разразился еще один раунд битвы. Группа депутатов-энтузиастов подготовила проект постановления нижней палаты «О российско-норвежских отношениях». Выдержанный в беспрецедентно жестких тонах документ клеймил норвежцев за препятствия, чинимые российским рыбакам, и за жесткую конкуренцию по части телекоммуникационного бизнеса. Источники в Думе тогда отмечали, что в таком постановлении заинтересована «Альфа-групп», находящаяся в глубоком конфликте с Telenor, а главным лоббистом проекта выступал глава комитета Думы по международным делам и большой приятель руководства «Альфы» Константин Косачев,. На стороне норвежцев тогда выступили тот же Султанов и заместитель Косачева Юрий Квицинский. Постановление так и не было утверждено.
Теперь надо ждать, когда бой будет перенесен на Генеральную ассамблею ООН. Видимо, лоббистких возможностей и у одной, и у другой стороны хватает. Ну, а украинцам, использующим «Киевстар» по прямому назначению, надо напыжиться от гордости, что вокруг их провайдера идет такая «рубка». Такие гиганты бизнеса, политики и СМИ ежедневно и еженощно думают-гадают: «чей он, Киевстар».
Тем временем бои продолжаются, периодически перемежаясь заявлениями с той и с другой стороны о том, что пути выхода из конфликтов найдены, и вот-вот состоится обмен активами. Telenor же постоянно предлагает «Альфе» выкупить долю в «Киевстаре» и закрыть тем самым спор. Но «Альфа» молчит, а до примирительных действий так и не доходит. Видимо, выгоднее и интереснее продолжать войну. Так что обывателя ждет еще не одна серия захватывающего эпоса о текущем моменте в жизни международных телекоммуникационных монстров. Следите за афишей!