УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бакай:"Мы с Ющенко вели переговоры по газу - я звонил ему"

Бакай:'Мы с Ющенко вели переговоры по газу - я звонил ему'

Большинство постреволюционных политэмигрантов, покинув Украину, словно в воду канули. О Владимире Сацюке вспоминают исключительно в контексте «дела об отравлении». «Ответной реакции» с его стороны при этом не следует.

Боделан с Билоконем – особенно, после того как, пообщавшись с «Обозом», сами расставили в своих историях знаки препинания, забыты окончательно. Оставили в покое Варцабу, Засуху, Сало.

Единственное исключение – Игорь Бакай. Имя бывшего руководителя Госуправделами, одного из ближайших соратников Леонида Кучмы, видного газового олигарха, славившегося широтой натуры, на слуху постоянно. По крайней мере, на исторической Родине. Понятно, его новым соседям – обитателям элитной подмосковной Рублевки, его «старые счеты» малоинтересны. Тут он начал с «чистого листа».

Без малого три года тому назад, в разговоре с «Интером» он не только продемонстрировал свой новый российский паспорт, но и приоткрыл завесу газовых переговоров. При этом от интервью, вышедшего в свет в канун мартовских выборов, ожидали еще более сенсационных разоблачений. Вплоть до раскрытия структуры собственников «РосУкрЭнерго» и подтверждения связи «Петрогаза» с персоной Петра Ющенко.

Однако Бакай сказал тогда ровно столько, сколько сам хотел. Ни больше, ни меньше. Пообещав новую порцию откровений «когда время придет».

Пришло оно лишь в декабре 2008-го. В предыдущие одиннадцать месяцев, Игорь Михайлович на контакт шел весьма неохотно. Мотивировал: меня, мол, не трогают, зачем давать повод. Согласиться на полноценное интервью вынудили обстоятельства. Именно – решение ВСУ о пересмотре его дела. Грянувшее, как гром средь бела дня.

Забавное совпадение: с Бакаем «Обоз» свиделся в том же самом месте, где в начале 2007-го с Билоконем.

За время вынужденной эмиграции Игорь Михайлович внешне порядком изменился. В лучшую причем сторону – похудел и выглядит моложе. Свойственная ему шумная веселость превратилась в спокойный, тщательно обоснованный оптимизм.

Не знавший его прежде, пожалуй, не сразу угадает в Бакае бывшего украинского гражданина. Сегодня он мыслит и рассуждает как гражданин РФ. И часто по здешнему негласному правилу говорит «на Украине» вместо «в Украине». Однако подменяя по старинке «что» на «шо».

Впрочем, сути сказанного речевые обороты ничуть не исказили. И суть эта не менее скандальна, чем упоминавшиеся уже откровения бывшего главы МВД. «Всем желающим» Бакай тем самым напомнил: его таки лучше не трогать.

Тимошенко сказала: «Оставьте Бакая в покое»

Ваше имя вновь на слуху - «дело Бакая» пошло «по второму кругу». Ранее вы списывали произошедшее на «политический заказ». Что по этому поводу думают ваши адвокаты? Каковы перспективы возобновленного дела?

Юридических оснований возобновлять его не было никаких. Это вообще нонсенс. Как я сам для себя объясняю - кто-то захотел, чтобы мое имя вновь звучало в негативном контексте.

Кто именно? Премьер Тимошенко? Вряд ли. Год назад в Ровно, отвечая на вопросы журналистов обо мне, она сказала: оставьте Бакая в покое, он уехал из страны, пусть живет как хочет.

Кто-либо из ПР? Не думаю. Там у меня больше друзей, чем недругов.

Из крупных политических игроков остается толька одна сила, которую мы не назвали. Конечно, я сужу по косвенным признакам.

…Логика такая: недружественное отношение Украины к России проецируется на конкретные личности. Вот Россия обвиняет Украину в том, что украинские военные воевали на стороне Грузии. Украина ничего умнее не нашла как сказать: а вы против нас тоже делали то-то и то-то. Теперь получайте в ответ. Так опять возникают вопросы о том, как получил гражданство РФ Бакай, остальные – вы знаете, о ком я говорю.

Две недели тому назад в комментарии «Обозу» вы прямо указали на «заказчика» наезда – Виктора Балогу. С чего ему вас не любить? Когда вы газом торговали, он – стаканами.

Неважно, кто где был и чем занимался сколько-то лет тому назад. Важно, что в Украине скоро выборы.

Все дела против Бакая были закрыты. Меня оправдал Верховный суд. Теперь, не отменив собственного предыдущего решения, он выносит по тому же вопросу новое. Это нормально!? Даже если, допустить: суд был неправ и хочет ошибку исправить – нужно же процедуру элементарную соблюдать!

Я консультировался с украинскими юристами, они говорят: у нас такого еще не было. В смысле, чтобы дело пускали по второму кругу. Спрашиваю их: ребята, может ли быть «третий круг? Отвечают: теоретически не должно было быть и второго, но практически возможно все…

То есть это до бесконечности может продолжаться?

Совершенно верно. Каждый раз, с наступлением в украино-российских отношениях очередного кризиса, дело Бакая будет всплывать на поверхность.

Я так от этого устал, не хочу никому ничего доказывать! Да, и нечего доказывать.

Судите сами: абсолютно все украинские СМИ рассказали о том, что Верховный суд возобновил дело. Мою реакцию – комментарий «Обозу» - предпочли не заметить. Понятно, подобную волну можно поднять только если целенаправленно этим заниматься. Рассылку для прессы делать, я не знаю. Что это, по-вашему, если не заказ?

Кроме того, на слушаниях моего дела в Верховном Суде постоянно присутствовал представитель президента во ВСУ. С какой, спрашивается, стати? Что, президент со мной судится? Нет! Откуда же такая заинтересованность?

Самому Президенту подобными вещами заниматься некогда. У него своих дел хватает: Голодомор, отключение российских телеканалов и т.д. Получается, в данной ситуации, кто-то просто прикрывается его именем.

…Теперь что касается самого Ющенко. Он дает обществу такую пощечину – просто ужас. Весь мир думает, как с кризисом справиться, а он о выборах рассуждает, о коалиции. При этом по вашему телевидению все время кресты показывают, о Голодоморе говорят. Люди запуганы, торопятся в банки забирать свои деньги. Они не доверяют такому государству!

Видимо, Президент все-таки должен задуматься о том, что он делает. Да, Голодомор – трагедия, не спорою. Но, не для одного Ющенко это трагедия! Члены моей семьи в те годы тоже погибли. И сколько было таких семей!

Виктор Андреевич страшно обиделся на Дмитрия Медведева за то, что он не приехал в Киев на годовщину Голодомора.

Обиделся? Да на месте Медведева я бы с Ющенко вообще не разговаривал!

?

Из-за Грузии. Потому что украинские инструктора действительно сбивали российские самолеты. Это правда.

Заявления и действия Медведева не направлены на то, чтобы обидеть украинский народ. Тогда как Ющенко делает все для того, чтобы поссорить украинцев и россиян.

Зачем?!

Потому что выборы скоро!

Он действительно хочет на второй срок.

Шансов – ноль. Разве за счет корпоративного соглашения с более сильными, чем он, политиками.

Первым идею об избрании президента в парламента продуцировал еще Кучма.

Знаете, сегодня я уже не настолько хорошо разбираюсь в украинской политике, чтобы анализировать какие-то возможные варианты. Это все их корпоративные штучки.

«Ющенко был отличным главой НБУ, толковым премьером, но Президент из него никудышный»

В дореволюционные времена, насколько я помню, у вас с Ющенко были замечательные отношения. Куда лучше, чем с Тимошенко.

Я был одним из тех, кто ходил к Кучме – просил назначить Ющенко премьером. Только с тех пор Виктор Андреевич очень сильно изменился. Очень сильно. Считаю, эти перемены в Ющенко – последствия его болезни.

То есть?

Болезнь подействовала на его психику.

Это очень серьезное заявление.

У вас есть другие объяснения того, что с ним случилось? Человек буквально за год изменился до неузнаваемости.

Каким он был раньше? Каким вы запомнили его в начале политического пути?

В свое время на Ющенко возлагались большие надежды. Особенно когда стал премьером. Он был практичный, прагматичный, одно слово – вменяемый.

Но очень скоро его начало бросать из крайности в крайность. Он перестал держать слово - для мужчины это, знаете, непростительно.

В какой момент вы поняли, что он надежд точно не оправдает?

В бытность премьером он летал в Штаты несколько раз. Вернувшись из первой поездки, сказал: пока Леонид Данилович от себя этих олигархов не отодвинет, нечего ждать благосклонности от мировой общественности. И озвучил список олигархов.

В котором были вы, да?

Да Только сам он мне об этом слова не сказал – я от других людей узнал.

Еще тогда я понял: Ющенко совершенно несамостоятельный.

…Вот старых олигархов отодвинули, пришли новые, что, жить лучше стало?

Нет, кто раньше был богатым при Ющенко стал богаче, кто был бедным – еще больше обеднел.

Угадывали ли вы в нем будущего главу государства?

Нет. Однозначно!

Неплохо зная финансы, банковскую систему, главное, что он, на мой взгляд, должен был дать людям за все это время – улучшение их благосостояния. Вместо этого, он лезет управлять народом. Именно лезет! Как иначе назвать его продвижение в Президенты? Которое само по себе, я считаю, являлось ошибочным.

Ющенко был отличным главой Нацбанка, толковым премьером, да и человек он неплохой, но Президент из него никудышный.

…Такой пример. Когда я числился в розыске Интерпола – пару лет назад, за это время мы с Ющенко раз десять пор телефону разговаривали!

Кто кому звонил?

Он звонил – я брал трубку, я набирал – он отвечал. Что обсуждали, не скажу – это, извините, наше личное. Для понимания достаточно того, что он звал нас с Наташей (супруга Бакая. – С.К.) приезжать в Украину. Говорил: в любое, мол, время, мы с Катериной вас ждем, и двери нашего дома для вас всегда открыты.

Неудивительно. Уникальная скифская баба (подобных на свете с полдесятка), за бесценок выкупленная в свое время в одном из периферийных музеев - та, которую вы ему при премьерстве на день рождения подарили, до сих пор у него во дворе в Безрадичах стоит.

Да? Если честно, я не помню про бабу.

«Я сужусь с Ющенко из-за гражданства»

Три года тому назад вы заявили «Интеру»: «Украина для меня – пройденный этап». Что-то изменилось за это время? Проще говоря, возвращаться не надумали?

Перед этим я тогда сказал, что многого в Украине добился, и что она остается для меня Родиной. Но с точки зрения бизнесмена, стремящегося к дальнейшему росту, это действительно «пройденный этап». Я хотел развиваться дальше как системный менеджер, в том числе антикризисный, и сумел выйти здесь на новый виток.

Вы признавались, что в РФ вас позвали на госслужбу, при этом не скрываете стремления продвигаться по предпринимательской стезе. Несоответствие очевидно.

Ладно, скажем по-другому. Человек амбициозный, целеустремленный, конечно, я мыслю категориями карьеры, престижа, достижения каких-то личных высот. То есть в плане личных предпочтений мне в бизнесе лучше. Однако если мои знания, навыки, умения потребуются для государственной службы - я на нее пойду.

На госслужбу на благо Российской Федерации?

Конечно. Я ведь рассказывал раньше: из-за шумихи, поднявшейся вокруг имени Бакая сразу после отъезда из Украины, должность, на которую меня тут изначально приглашали, я так и не получил.

Сейчас ситуация повторилась. Еще до Нового года я должен был выйти на работу в одну официальную структуру, но теперь, конечно, уже не выйду.

Первоисточники ваших перманентных проблем в несостыковке законодательства двух стран. Имея российский паспорт, вы, тем не менее, по-прежнему считаетесь украинским гражданином. По крайней мере, нашими властями. Кстати, прошли ли вы процедуру выхода из украинского гражданства?

Я ее до сих пор прохожу!

Первое, что я в свое время сделал – подал в посольство все соответствующие документы. Там у меня изъяли паспорт и выдали бумагу, предписывавшую пройти всю процедуру от начала до конца. Подразумевалась необходимость прибыть в Украину, придти в УВД по месту прописки и выписаться там с постоянного жительства. Приехать в Ровно, как вы понимаете, я не мог. Поэтому просто дал доверенность брату – он пошел вместо меня в паспортный стол. Там ему прямо сказали: все равно вас не выпишут – у нас из Киева указание, не приходите больше.

Тогда я начал все сначала, направив пакет документов уже в СП. Оттуда мне их, правда, вернули и теперь дело в суде.

Украинском?

Да, том самом, который Ющенко распустил.

Окружном административном.

Точно Только судьи боятся расписать дело и приступить к рассмотрению – боятся Ющенко. Получается, я сужусь с самим Президентом, поскольку только он специальным указом может лишить меня украинского гражданства. Нонсенс, но тем не менее. Юристы говорят, это может занять до трех лет.

«Я – акционер промышленных предприятий»

Подданство РФ вы получили достаточно быстро – через пару месяцев после переезда. Российский паспорт вам выдали на основании закрытого указа тогдашнего президента Путина – «за особые заслуги». Что за заслуги, объясните.

Заслуги? Их было достаточно много. Вся моя деятельность в Украине очень тесно была связана с Россией. Причем еще с начала 90-х – со времен туркменского газа и корпорации «Республика». Когда работал в Госуправделами, мы постоянно взаимодействовали с коллегами из аппарата президента РФ.

Настолько, что вас переманили в Москву?

На работу в Москву меня пригласил глава российского ГУДа.

Но поскольку должность по приезде вы не получили – вынуждены были идти в бизнес?

Почему «вынужден»? Знаете, я благодарен Богу за все, что со мной происходит. Значит, так надо было. В Украине многие думают: я поехал в ссылку. Это не так.

В России передо мной открылись качественно иные перспективы – более широкие. Тут все совсем по-другому и даже семье получается уделять больше времени.

Сегодня я многое переоценил: кто я, кто мои друзья, кто просто приятели, случайные попутчики. Это позволило сбросить лишний груз, не дававший полноценно развиваться в Украине.

Кстати, о семье. Супруга ваша, Наталья, певческую карьеру продолжает?

Нет, но хочет. Она детьми занимается – мы недавно второго ребеночка родили. О третьем вот думаем.

Детей-то украинскому учите?

Зачем? Вырастут – выучат, если понадобится. Пусть это будет их личный выбор.

То есть вы не связываете их дальнейшую судьбу с Украиной?

Захотят там жить – сами решат. Лично для себя в настоящее время ни смысла, ни возможности жить в Украине я не вижу.

При том, что остальные члены вашей семьи там остались?

(кивает). Старшая дочь моя в Киеве университет Шевченко заканчивает. Родители, остальные родственники тоже в Украине – не хотят никуда уезжать.

А бизнес-активы какие-то сохранились?

Нет. Абсолютно.

Кто ваши бизнес-партнеры тут, в России?

Не скажу - коммерческая тайна.

Ранее вы говорили, ваша нынешняя деятельность связана с энергетическим сектором. Расскажите поподробнее.

Ну, во-первых, работать в полную силу сейчас не позволяет кризис. Во-вторых, почти все идеи мои так и остались нереализованными. Но системные активы промышленных предприятий я все-таки приобрел.

То есть вы акционер?

Точно. Причем в некоторых предприятиях являюсь председателем наблюдательного совета.

Хоть одно назовите.

Не хочу. Придет время – вы все узнаете. И вас, украинцев, это ошарашит! Гарантирую!

Интригуете. Напрямую с Украиной ваш бизнес связан?

Некоторые предприятия имеют там собственность – выступают акционерами украинских предприятий.

И какие обороты у вас?

Как тут посчитать? (смеется) Год еще не кончился, да, и кризис…

«Газпром» действительно привлекал меня консультантом в газовых переговорах»

Кто помогал вам в Москве первое время? Вы же с семье не на голое место приехали.

На голое. Все сами делали.

Покидая страну еще до третьего тура голосования, вы уже понимали, чем все закончится? Многие называют «точкой невозврата» восьмое декабря 2004-го – день пакетного голосования в ВР.

Вспомните тогдашнее свое настроение. Каким был Кучма когда вы прощались?

Нечасто я об этом думал… (после паузы). Полагаю, в августе-сентябре Леонид Данилович уже предвидел дальнейшее развитие событий…

Почему же ничего не предпринял? Вплоть до сентября «банковал» «единый кандидат» Янукович.

Нет, до августа где-то. С конца лета Кучма допускал, как мне кажется, высокую вероятность президентства Ющенко.

А вы когда в этом убедились?

В сентябре-октябре. Ближе к октябрю.

Силовой вариант предполагали?

Со стороны оранжевых – да, до стороны Кучмы – нет.

К тому моменту отношения с некогда лоббировавшимся вами Ющенко у вас вконец разладились. Кстати, момент знакомства вашего с Виктором Андреевичем помните?

Помню. Он тогда руководил НБУ, а мне по туркменской линии кредит понадобился. Через знакомых я добился встречи. Он меня принял, мы поговорили – так и познакомились. А кредит он мне так и не дал.

Главным коммуникатором между Ющенко и нами была тогда Вера Ивановна (Ульянченко, нынешний губернатор Киевщины. - С.К.). Она всегда поддерживала все новое, передовое, инициативы молодых предпринимателей. Если мы обращались – с удовольствием организовывала нам контакт с Виктором Андреевичем.

Сейчас с ней общаетесь?

Нет.

Ладно, поговорим теперь о газе. «Газпром» ранее привлекал вас в качестве консультанта на украино-российских переговорах.

Было такое.

В каком статусе? В чем заключалась ваша роль?

Я считал и считаю, что полумерами энергетическую проблему, существующую в Украине, преодолеть невозможно. Все вопросы надо решить в комплексе – раз и навсегда.

Кстати, это было предметом моих переговоров с Ющенко. Я звонил ему. Мы долго разговаривали. Я предлагал решить вопрос кардинально и больше к нему не возвращаться.

Как именно решить?

Продолжение следует…

Киев-Москва-Киев

Бакай:"Мы с Ющенко вели переговоры по газу - я звонил ему"