«Эффекта домино» не будет

Увеличить шрифт  1 2 3
Интересное »

Ну, вот и свершилось... То, чего ждали уже несколько лет, и уж, во всяком случае, несколько последних месяцев – свершилось! Сербский край (теперь уже бывший) Косово провозгласил свою независимость от суверена, и эта независимость была немедленно признана значительной – очень значительной – частью мирового сообщества. То есть стала материей («реальностью, данной нам в ощущениях», если верить марксистскому ее определению). Государство Косово обзавелось флагом и гимном. Правда, сербы тоже готовы были смириться и с флагом, и с гимном для Косово, только оставайтесь такой «суперавтономией». Но косовары не захотели быть «супер».

Россия обвиняет США и Евросоюз в попирании международного права. Возможно, это тот редкий случай, когда русские власти действительно правы с точки зрения буквы. Но таковы уж нравы нынешней реальной политики. Косовский гордиев узел был разрублен не по закону, а «по понятиям». И уж россиянам, превращающим в национальных героев убийц «по понятиям» справедливости - Виталия Калоева и Александра Кузнецова, вряд ли стоит упирать на главенство закона.

Да и с международным правом не все так однозначно. Генеральная ассамблея ООН в 1970 году приняла Декларацию о принципах международного права, которая среди других принципов утверждала знаменитый ленинский – о праве народов на самоопределение (за что Ленина до сих пор свято чтут в Финляндии). Декларация ООН давала право на "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом". Об отмене этой Декларации мне ничего неизвестно. Правда, 1 августа 1975 года в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан Заключительный акт, утверждавший незыблемость европейских границ. Вот и поди разберись - тем более, что карта Европы с тех пор изменилась куда как радикально!

По утверждению России и по опасениям ряда других государств, провозглашение независимости в одностороннем порядке создает прецедент. О, это страшное слово – «пре-це-дент»! Бюрократы всего мира боятся его, как огня: «Да, вообще-то вы правы, но мы не хотим создавать прецедент». После чего следует сакраментальный вопрос: «А если все так начнут?» Этим вопросом Кремль пытался запугать и сторонников провозглашения независимости Косово. Не подействовало. И можете успокоиться, эти самые «все» - не начнут!

На самом деле решение по Косово было вынужденным. После того что Милошевич и сербская армия творили в Косово в середине 90-х и ответной реакции косоваров после свержения белградского диктатора, независимость Косово представляется наименьшим из зол и единственно возможным решением. Впрочем, нет, еще и другой вариант: сделать то, что Россия сделала с чеченскими сепаратистами. Но вряд ли этот вариант решения косовской проблемы приемлем для европейского сообщества. Югославской войной Европа сыта по горло.

Итак, свершилось. Как и предполагалось, большинство государств уже признало или готовится признать новое государство с флагом, на котором изображены очертания страны под звездами, символизирующими якобы народы, живущие в Косово. Один зловредный россиянин уже довольно метко обозвал его «какашкой под звездами». Да, прямо скажем, не шедевр геральдики.

Другие, и таких меньшинство, не намерены признавать Косово. И не потому, что любят сербов или ненавидят косоваров, а потому, что «в стеклянном доме не бросаются камнями». У них самих головная боль от сепаратистов. А ну как и впрямь последует пресловутый «эффект домино», которым так стращают мир рагозины и лавровы? У азербайджанцев это Нагорный Карабах, у грузин – Абхазия и Южная Осетия, у молдаван – Приднестровье, у казахов – русскоязычные северные области, у румын и словаков – области, заселенные венграми, у испанцев – Каталония и Страна басков, у Шри-Ланки – тамилы, у Кипра – турки. А вдруг все это разом обрушится на мир! Картографов не напасешься!

Только без паники! Это, как в анекдоте про слона: «съесть-то он съест, да кто ему даст?» И древнеримский принцип «Что дозволено Юпитеру, не позволено быку» уже пару тысяч лет доминирует над резолюциями ООН и прочими международными конвенциями.

Турецкая Республика Северный Кипр уже лет тридцать как провозгласила независимость. Ну и что? Кто ее признал, кроме Турции? И кто ее признает сейчас, после Косово? Россия? Мало объявить себя гением или чемпионом. Надо, чтобы тебя таковым считали другие. А без мирового признания ты - как писатель из рассказика Хармса: «не писатель, а г...о»! И даже не на флаге.

И Абхазия, и Приднестровье могут, ссылаясь на посткосовский «принцип домино», провозглашать независимость, сколько им будет угодно. Но если продолжать аналогию с домино, у косоваров «дубль шесть-шесть», а у прочих сепаратистов - «пусто-пусто». Никто, кроме России, да еще батьки Лукашенко, не признает ни Абхазию, ни Приднестровье. Как и присоединение этих «государств» к России ... Да и не верю я, что Кремль так жаждет приключений на свои ягодицы...

Аналогично косовский прецедент не повышает шансы ни басков, ни каталонцев на одностороннее провозглашение независимости от Испании. Сепаратисты там явно в меньшинстве.

Кстати, мало кто сейчас помнит, что есть еще одно «государство», провозгласившее свою независимость аж еще двадцать лет назад, в 1988 году. И оно, в отличие от Приднестровья и турецкой кипрской республики, признано 94 государствами, включая Россию! Это - Государство Палестина. Ну и что? Это же не яхта капитана Врунгеля, которую как назовешь, так она и поплывет. Название есть, даже посольства есть. А между тем даже сам лидер этого самопровозглашенного «государства» именует себя «председателем автономии». Потому что лозунги лозунгами, а реальность не обманешь.

Так что страсти по случаю провозглашения независимости Косово, несмотря на весь театрально-политический пафос, сильно преувеличены. Ничего страшного не произошло и не произойдет. Хотите мой прогноз? Пройдут два-три года, страсти улягутся, и Республику Косово примут в ООН, и те же самые Россия, Испания и Румыния установят с ней дипломатические отношения. Потому что невозможно в сегодняшнем мире слишком долго не признавать реалии.

Случилось то, что случилось, и то, что должно было случиться. И винить сербам некого, кроме себя самих. Точнее, свое бывшее руководство. Кстати, не думаю, что и сами сербы так уж рвутся сохранить Косово. Иначе выбрали бы они себе другого, куда более непримиримого и радикального в этом вопросе, президента. Такая возможность у них была, но они ее отвергли.

26 февраля 11:59
:   Средняя оценка: Голосов: 10
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 7    показать все | позитивные
Юрий
27.02.2008 10:19:16
 
Сербы сами виноваты, только нам от этого не легче.Исламские сообщества не интегрируются в современную цивилизацию.Пока Украина дорастет до ЕС - та уже сгниет изнутри, как и исламокитайская Россия.От цивилизации останутся США(+ Канада,Австралия) да восточная Европа...
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
мимо
26.02.2008 17:48:38
 
Лев Вам лучше про Израиль и Палестину писать.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Александр
26.02.2008 15:51:13
 
Ну откуда "Обоз" таких дураков в авторы набирает?
"После того что Милошевич и сербская армия творили в Косово в середине 90-х и ответной реакции косоваров после свержения белградского диктатора, независимость Косово представляется наименьшим из зол и единственно возможным решением."

Дядя, а ты ничего не перепутал? А, может, это подстрекаемая америкосами террористическая "Армия освобождения Косова" начала резню сербов, а уж потом пошли ответные меры?

"не думаю, что и сами сербы так уж рвутся сохранить Косово. Иначе выбрали бы они себе другого, куда более непримиримого и радикального в этом вопросе, президента. Такая возможность у них была, но они ее отвергли."

И снова глупость. Следил бы ты, дяденька, внимательно за выборами в Сербии, может быть, заметил, что Николич слишком уж быстро признал свое "поражение". Признал "по итогам экзит-полов", еще до того, как стали известны предварительные результаты голосования, хотя даже экзит-полы давали минимальный разрыв между кандидатами (следовательно, признавать победу Тадича было явно рано). Результаты выборов в Сербии были сознательно подтасованы по согласию кандидатов. Сербы наивно надеялись, что если президентом останется прозападный политик, то Запад смилостивится и запретит своим косовским холуям отделяться.
И т.д. В общем, автор разбирается в затронутой тематике как баран в апельсинах.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Александр
26.02.2008 15:49:11
 
Ну откуда "Обоз" таких дураков в авторы набирает?
"После того что Милошевич и сербская армия творили в Косово в середине 90-х и ответной реакции косоваров после свержения белградского диктатора, независимость Косово представляется наименьшим из зол и единственно возможным решением."

Дядя, а ты ничего не перепутал? А, может, это подстрекаемая америкосами террористическая "Армия освобождения Косова" начала резню сербов, а уж потом пошли ответные меры?

"не думаю, что и сами сербы так уж рвутся сохранить Косово. Иначе выбрали бы они себе другого, куда более непримиримого и радикального в этом вопросе, президента. Такая возможность у них была, но они ее отвергли."

И снова глупость. Следил бы ты, дяденька, внимательно за выборами в Сербии, может быть, заметил, что Николич слишком уж быстро признал свое "поражение". Признал "по итогам экзит-полов", еще до того, как стали известны предварительные результаты голосования, хотя даже экзит-полы давали минимальный разрыв между кандидатами (следовательно, признавать победу Тадича было явно рано). Результаты выборов в Сербии были сознательно подтасованы по согласию кандидатов. Сербы наивно надеялись, что если президентом останется прозападный политик, то Запад смилостивится и запретит своим косовским холуям отделяться.
И т.д. В общем, автор разбирается в затронутой тематике как баран в апельсинах.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
george
26.02.2008 15:39:41
 
история - это период гораздо длиннее чем от нас до Ленина! То,что до сих пор Косово был частью христианского мира, а не турцией - заслуга сербов, а заслуга всех либеральных пустословов послених лет, будет в образовании Европейского Исламского Союза, и будут ваших внуков палками гнать намаз справлять, и мобильники (как в афгане) ночью выключать и прозреет мир, за что христьяне кровь проливали, а поздно!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
top
26.02.2008 13:14:05
 
Г-н Авенайс, неужели Вы считаете, что выбери Сербия своим Президентом Николича, Косово удалось бы удержать в составе Сербии???? И логично ли утверждать, что если сербы избрали Президентом якобы прозападного Тадича, то это означает, что им, на самом деле, начхать на Косово??? В последнем случае - при чем тут одно к другому?????
Странно, ведь Вы же вспомнили Милошевича и иже с ним, и откуда на самом деле растут ноги у сложившейся ситуации с Косово... Вы же должны понимать, что стань Президентом именно Николич, возможнось нового кровопролития в Косово ой как возросла бы!!! Сербский радикализм - страшная штука, уважаемый!!! И она очень тяжело лечится... На самом деле, то, что сербы избрали Тадича, а не Николича, означает, в том числе, что не только Европа устала от балканских воен, но и сами сербы в большинстве своем... А то что недавно происходило на улицах Белграда и в Митровице - повторюсь, радикализм не так просто лечится.
Несмотря ни на что, Косово было и остается культурно и исторически значимым для всех сербов... кто бы впредь ни стал Президентом Сербии.
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
телезритель
26.02.2008 13:03:36
 
нет, ребята, ну так нельзя. Ну что это за "комментарий эксперта" на уровне разговора мужиков после футбола за пивом? Если нечего сказать нового - лучше помолчать. Кстати, насчет "большинства государств", признавших, по словам автора Косово. В мире больше 200 государств. Сколько их признало Косово?
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 03 декабря 05:37
Жёлтые

Интернет магазин загрузка...
bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.