УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Внешнее тестирование отсеет гениев

813
Внешнее тестирование отсеет гениев

Формальным поводом для очередного возвращения к теме гениальности стало введение независимого тестирования при поступлении в вузы. Но оставив без внимания силу воздействия тестов на опухоль нашего образования — коррупцию, нервозность грядущей вступительной кампании и предсказываемую неразбериху с заполнением самих тестов, попробуем задуматься над более глубокой и более скрытой проблемой, пишет Зеркало недели.

Опыт выдающихся исторических личностей упрямо свидетельствует о наличии многих общих черт. Ключевым среди них является независимое мышление, жизнь вне жестких рамок, созданных и навязываемых обществом.

Каждый из колоритных персонажей истории психологически был готов к переходу собственного Рубикона. Но для того чтобы перейти Рубикон, в большинстве случаев его еще нужно выдумать, создать. А значит — мыслить панорамно, противоречиво и парадоксально. Почти неизвестный скульптор неожиданно создает ваяние человека со сломанным носом, показав «жизненный сюжет» на фоне привычного поклонения воздушно-эстетическим формам. Заставив обратить на себя внимание, он уже не выпускает аудиторию из плена: скандальный монумент Баль­зака, воспроизведенный обрушивающийся мир Данте — и вот он уже новый мэтр современной скульптуры. Полоумный художник, придумавший странные костыли и растекающиеся часы, рисует мальчика, поедающего крысу. И получает сходный эффект восприятия. Конфликтующий с обществом философ-одиночка откровенно восстает против придуманной людьми морали, причисляет к порокам, «большим, чем грех», обывательщину, волю к власти преподносит почти единственной добродетелью.

Откуда происходят возмутители спокойствия? Действительно, рецептов гениальности нет. Потому что нельзя, например, запрограммировать раннюю смерть матерей у Бетховена, Ницше, Марии Склодовс­кой-Кюри, Елены Блаватской, Ко­ко Шанель, что создало преце­дент глубокой ранней фрустра­ции и сформировало восприимчивую психику.

Опыт выдающихся исторических личностей упрямо свидетельствует о наличии многих общих черт. Ключевым среди них является независимое мышление, жизнь вне жестких рамок, созданных и навязываемых обществом.

Каждый из колоритных персонажей истории психологически был готов к переходу собственного Рубикона. Но для того чтобы перейти Рубикон, в большинстве случаев его еще нужно выдумать, создать. А значит — мыслить панорамно, противоречиво и парадоксально.

Откуда происходят возмутители спокойствия? Действительно, рецептов гениальности нет. Потому что нельзя, например, запрограммировать раннюю смерть матерей у Бетховена, Ницше, Марии Склодовс­кой-Кюри, Елены Блаватской, Ко­ко Шанель, что создало преце­дент глубокой ранней фрустра­ции и сформировало восприимчивую психику. Невозможно предусмотреть «незаконнорожденность» Леонардо, социальное отторжение Наполеона, Жанны д’Арк, Марка Шагала, Джека Лондона, что подтолкнуло к активным поискам новых форм самовыражения. Не каждому повезет с отцом как Александру Маке­донскому или Моцарту, которым они вручили судьбоносные нити великих идей. И все же для всех и каждого есть свой шанс и свой путь. Но если необразованный, склонный к неврастении мальчик из бедного рабочего квартала Сан-Франциско доказал, что упорством можно вырасти до одного из самых читаемых в мире писателей, то разве это не доказательство того, что воля способна породить достойную замену вдохновению?!

Вовсе не случайно Билл Гейтс, сын состоятельных юристов, осознанно отказался от престижного Гарвардского университета, а Джек Лондон, не задумываясь, бросил учебу в университете, когда за три месяца прошел годичный курс. Невероятного прозрения достигали те, кто осознанно стремился покорить одну область знаний. Тяжелая нужда, неистребимое стремление достичь в жизни большего, выразиться колоритнее побуждали к активным действиям. Ньютон, Ломоносов, Сорос, Мария Скло­дов­ская-Кюри, Брюс Ли получили их в учебных заведениях.

Когда молодой человек не скован тисками догм, у него появляется возможность основательно оглядеться и спокойно сориентироваться.

Желание подогнать личность под логотип может породить удобного и комфортного для цивилизации невыразительного человека: серого менеджера с резиновой улыбкой, примитивного инженера со знанием своей маленькой ячейки, схематичного преподавателя, говорящего блоками политика средней руки… Выдающиеся качества личности не выращиваются в пробирке. И не проверяются тестами…