Историки: боевые потери Германии и СССР сравнимы

Смотрите
Увеличить шрифт  1 2 3
Читайте также »
Интересное »
Российские и немецкие историки оспорили цифры военных потерь гитлеровской коалиции. До сих пор все исследователи опирались на пропагандистскую статистику ведомства Геббельса. При этом, количество известных немецких могил только на территории бывшего СССР вдвое превышает официальные данные.

Данные новых исследований по истории Второй Мировой войны приводит сегодня РБК daily. Несмотря на значительный срок, прошедший после окончания Второй мировой войны, есть страны, которые до сих пор не смогли подсчитать свои демографические потери. И, как это ни странно, в их число входит Германия. В отличие от России, чьи историки, казалось бы, вдоль и поперек испахали тему потерь в Великой Отечественной войне, немцы считают своих погибших только по геббельсовской статистике военной поры. Причем эти данные настолько занижены, что количество известных немецких могил на территории бывшего Советского Союза превышают их почти в полтора раза.

Столь невероятная ситуация сложилась по нескольким причинам, главная из которых – проигрыш Германии в войне и разделение страны на две независимые друг от друга части. Огромное количество архивов было разделено между ФРГ и ГДР, и исследователи долгое время не имели возможности объединить поиски. Кроме того, в рядах вермахта кроме немцев служили представители других стран, на тот момент присоединенных к Третьему рейху и не учитывающихся современными авторами.

«Людей на войне не жалели ни наши, ни немцы, – рассказывает РБК daily ведущий научный сотрудник центра военной истории Института российской истории РАН Татьяна Бушуева. – К примеру, для подсчета советских павших очень тяжелым является 1941 год, потому что это была настоящая катастрофа. Подсчитать тех павших можно приблизительно. Для немцев ситуация еще хуже, потому что такой же катастрофой для них выдался последний период войны – с 1944 по 1945 год».

Информация о потерях в Германии поступала сразу из трех источников. Действующие на Восточном фронте войска не всегда принадлежали только сухопутным силам. Вместе с ними воевали дивизии ВВС и ВМФ, и личный состав инспектировался в них уже другими ведомствами. Затем через генеральные штабы данные складывались и озвучивались официальной пропагандой.

«Не секрет, что они нередко занижались властями, – сообщил РБК daily директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН Андрей Сахаров. – Ими оперировала геббельсовская пропаганда, и вся беда состоит в том, что даже сейчас, после войны, историкам приходится обращаться к этим цифрам, потому что многие архивы были просто уничтожены».

Погибшими гитлеровцы считали чуть больше 2,5 млн своих соотечественников. Хотя только количество известных могил на территории бывшего СССР составляет более 3,2 млн. И в последние годы благодаря деятельности поисковых групп их число значительно выросло и по косвенным оценкам приближается к 4 млн. Кроме того, в число официальных погибших не входят немцы, убитые в 1945 году. А именно за последние четыре месяца войны прошли самые кровавые для сухопутных сил Германии бои, и информация о потерях в них исчисляется лишь косвенно. Так, в трудах историка Буркхарта Мюллера-Гиллебранда, бывшего генерал-майора вермахта, в январе-мае 1945 года на Восточном фронте было потеряно пропавшими без вести или взятыми в плен 1,5 млн человек. По данным советского Генерального штаба, изложенным в работах комиссии Минобороны и Российской академии наук под руководством Григория Кривошеева, за период с 1 января по 9 мая 1945 года было взято в плен 1,94 млн человек. После 9 мая на Восточном фронте капитулировали еще 1,284 млн военнослужащих. Количество убитых немцев описывается в этот период лишь гипотетически.

«Основываясь на этих данных, военные историки сделали вывод, что количество немецких погибших на Восточном фронте переваливает за 4 млн», – продолжает Татьяна Бушуева. «Но результаты эти отнюдь не достоверны, потому как не учитывают очень многие моменты, такие как невозможность доверия официальной пропаганде как советской, так и германской. Многим известны рассказы жителей, что после боев огромное количество немцев хоронили в общих ямах. О каком учете могил можно вести речь, когда местное население, уставшее от зверств нацистов, выказывало свое презрение трупам оккупантов» , – отметила эксперт.

Помимо этого вместе с немцами воевали и дивизии из других стран, и наиболее многочисленные – из Венгрии и Румынии. Вместе с ними, исходя из официальных данных, гитлеровская коалиция на Восточном фронте потеряла более 5 млн человек убитыми. Однако, к примеру, генерал армии доктор исторических наук Махмут Гареев приводит цифру 7 млн. Исчисление проводится достаточно простым, но эффективным способом. Через ряды вооруженных сил Германии за годы войны прошли 21,2 млн человек. Если взять известное количество погибших на Восточном фронте (более 4 млн), прибавить к ним павших на других фронтах (1,4 млн), переданных в промышленность (2 млн), уволенных по ранению, болезни, осужденных, дезертиров и т.д. (2,5 млн) и плененных (около 3 млн), а также оставшихся в вермахте на момент капитуляции (4,8 млн), получим цифру участвовавших в войне немцев 18 млн человек. Неучтенными как раз остаются еще 3 млн человек, и скорее всего эти люди пали в боях с Красной Армией на территориях СССР, Польши и др. государств. Тем самым более-менее правдоподобные демографические потери германской армии составляют более 7 млн человек и около 8 млн вместе с союзниками. Но это лишь косвенные цифры.

«Для сравнения Красная Армия понесла убитыми и умершими в госпиталях 6,1 млн, плюс 2,5 млн пленных были затравлены гитлеровцами в концлагерях. Всего 8,6 млн военнослужащих», – рассказл РБК daily ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Невежин. Остальные потери СССР, составляющее 18 млн человек, приходятся на мирное население оккупированных территорий, пострадавшее в результате массового фашистского геноцида. То есть всего мы потеряли в войне около 27 млн. человек.

08 мая 12:22
:   Средняя оценка: Голосов: 10
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
akela7
22.06.2008 21:12:12
 
o,soldat sovetskij vojeval otli4no,ne smotrja na tupostj vi6estojas4ih komandirov
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Makc
16.05.2008 9:16:20
 
Статья - лоскутки чужих высказываний. Автор не понимает сути написанного, чего стоит пассаж об иностранцах в Вермахте. Люди гибли с обоих сторон, и хвастать кто кого больше погубил - аморально.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
asgarot
13.05.2008 7:56:00
 
ИМХО - уже не критически важно, сколько точно людей погибло во второй мировой... К чему лишний раз топтаться по могилам солдат... Но фактом остается одно - если бы Гитлер не попер на СССР, потерь не было бы ни с той, ни с другой стороны.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Олег
11.05.2008 11:31:26
 
Людей жаль. Однако 7 млн. и 27 млн.,не верю в сопоставимость цифр. Людей жаль, а еще больше жаль тех украинцев которых окупанты заставили воевать на своей стороне (окупанты и русские и немецкие).
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
продмаш
11.05.2008 9:14:24
 
А5, ты продукт секса русиш оккупанта и hohlosuki. Отсюда ненависть к Украине.
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
A5
10.05.2008 23:43:45
 
(Салют)
Видите ли, в отличии от Украины, Германия не нуждается в сочувствии по поводу жертв среди своих военнослужащих, принимавших участие в ВВ2. Ей не нужно опровергать исследования, занижающие, или завышающие количество жертв Вермахта. Ну понимаете, Европа, другой способ жизни, нет нужды столетиями сиротствовать. Это у нас с пеной у рта десятилетиями будут спорить, сколько миллионов человек погибло в годы Голодомора. Один тут писал о сотне миллионов уничтоженных Сталиным украинцев. Прошу обратить внимание, на то, что я не оспаривал приведенные в статье цифры, относительно потерь с той или иной стороны, а всего лишь указал на дебильный камент, в котором соотношение потерь составляло 1 к 10 и выше. Скажите, Вы тоже находили хорошие исследования, в которых количество боевых потерь описывалось таким соотношением? Повторяю, если это так, то бывший СССР должен быть населен потомками бывших дезертиров, предателей, белобилетников, и т.п., потому что просто по другому не выходит при таком соотношении. Но вот закавыка, у меня оба деда воевали почти всю войну. Все в ранениях были и в медалях. И у большинства моих знакомых - тоже. Прадедушка моей жены лежит в шурфе шахты в Донецке, куда европейцы-немцы сбрасывали мирных жителей, сопротивлявшихся оккупации. А за всю жизнь в родном городе я видел только одного предателя, на него все пальцами показывали - вот идет бывший полицай.
Получается некоторая несходимость цифр с реалиями. Поэтому, приходиться усомниться в цифрах. При таких потерях, и таких соотношениях мы должны быть потомками всякой мрази. Но не являемся ими. Или, Вы другого мнения о своих предках? Ведь нет же? Так зачем изображаете их кем угодно, но только не теми, кем они были на самом деле - нормальными солдатами, одержавшими победу в самой кровопролитной в истории человечества войне.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Человек
10.05.2008 19:49:47
 
Всем,кто грязно ругаетстся:у Вас и Вам сочувсвующим нет будующего.Вы несчатные люди.Жаль Вас.Вы не любите никого,даже себя, а только ненавидете.Несчасные Вы люди.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
УкРАїнець
10.05.2008 14:38:58
 
Чого ви чубитесь, шановні? Що за манія кайфувати в обсмоктуванні кількості загиблих у світовій війні ЛЮДЕЙ? Коли вже шановні коментатори зрозуміють, що треба обговорювати не наслідки, а відкопувати ПРИЧИНИ світових боєнь. І ХТО за цим стояв і стоїть. СЛАБО?
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
Салют
09.05.2008 20:44:29
 
A5
Так где же опровержение с немецкой стороны? Почему только российской? И опять же ссылаться на закон Германии о военных захоронениях, даже не читая его, это балабольство. Я читал, и там нет цифр в 3.226 миллионов захороненых немецких солдат. Есть хорошие исследования Оверманса, там указывается на безвозвратные немецкие потери на ВСЕХ ФРОНТах - 5.2 миллиона человек.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Салют
09.05.2008 20:44:26
 
A5
Так где же опровержение с немецкой стороны? Почему только российской? И опять же ссылаться на закон Германии о военных захоронениях, даже не читая его, это балабольство. Я читал, и там нет цифр в 3.226 миллионов захороненых немецких солдат. Есть хорошие исследования Оверманса, там указывается на безвозвратные немецкие потери на ВСЕХ ФРОНТах - 5.2 миллиона человек.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Внук
09.05.2008 19:36:42
 
Оправдывать количество погибших в ВОВ с нашей стороны количеством погибших со стороны Германии - это безнравственно.А гордится этим-это осквернять память погибших.Автор не должен это писать сейчас.Возникла ругань,а не благодарность погибшим.
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Іван-Ивану
09.05.2008 10:23:47
 
Вечная слава солдату, защитившему свободу!!! - Так правильней, ибо не только "русский солдат" воевал и погибал и не "русские выиграли войну". Говорить подобное - тупо и безответственно делить совместный вклад многих народов в общую Победу или даже приватизировать ее. Что печально в путино-медведевской России это становится обычной практикой
не согласен согласен    Рейтинг: 14
 
Иван
09.05.2008 1:06:50
 
Вечная слава солдату русской армии!!! И не важно, царской ли или Советской армии. Солдату слава!!!
не согласен согласен    Рейтинг: -6
 
Roman
08.05.2008 22:38:43
 
Давайте, пишите, шипите. Считайте только солдат, а мирное населени? Куда Вы отнесете?
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
слон
08.05.2008 20:10:30
 
А5....ВСЕ-ТАКИ Я ПРАВ-ПОЛНЫЙ ИДИОТ.
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
A5
08.05.2008 19:50:51
 
(слон)
НКВД-истов в Африке (у союзников, воевавших против Роммеля) не было, а на Восточном фронте слонов вроде не использовали, так что, уважаемое хоботное,к истории Вашего деда мои предки отношения скорее всего не имели.
Что касается моего деда, то он достаточно пострадал и от предков нынешних свидомых (тогда они называли себя комнезаможами), и от НКВД-истов, когда комнезаможи таки выслали семью раскулаченных в Северный Казахстан, прошел всю финскую, и большую часть Великой Отечественной.Относится к своему деду, как к скотине, которую гнали на бойню, я не могу и другим не позволю. Ну, а если Вам угодно относиться так к своим предкам - значит они этого заслужили.
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
слон
08.05.2008 18:50:21
 
гм....А5...?судя по нумерации это недоношенный,кстати по тому,что нацарапал-тоже.сам наверное из рода нквдистов,которые в затылок моему деде на фронте целились.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
A5
08.05.2008 17:03:21
 
Да все логично. Были потери 10 к 1 и выше. Миллионов так, 50-70 мужского населения потеряли. Мужиков не хватало, поэтому значительную часть послевоенной рождаемости составили потомки немецких солдат, от связи с бл...ми, потомки предателей-полицаев, всякой мрази, отсидевшейся в тылу по липовым белым билетам, словом, всякого дерьма.Естественно, они получили от родителей соответствующее воспитание и представление об истории, впоследствии. Именно с представителем этого "генофонда" под ником "волхв" мы и имеем дело. Оно думает, что может поучать, типа с высоты, забывая, что это не высота, это просто - нулевая глубина, ибо ОНО НЕ ТОНЕТ.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ЮМ
08.05.2008 17:01:47
 
Пигмею сложно представить размер обуви великана.
Так и нациками, для которых ратные "подвиги" бандеровцев - венец военного искусства.
не согласен согласен    Рейтинг: -4
 
ЮМ
08.05.2008 16:53:25
 
Пигмею сложно представить размер обуви великана.
Так и нациками, для которых ратные "подвиги" бандеровцев - венец военного искусства.
не согласен согласен    Рейтинг: -6
 
Djui
08.05.2008 15:58:10
 
волхв...дружок, были победители и побежденные и как бы ты не бесился, как бы не тешил свое прыщавое самолюбие выдуманными победами, как бы не оскарблял память людей, которым ты обязан своей жалкой бессмысленной жизнью...ты все равно был и останешься неудачником как твои прежние кумиры мазепы с бандерами так и нынешняя оражевая плесень...
не согласен согласен    Рейтинг: -7
 
волхв
08.05.2008 15:44:42
 
Djui....это ты тупорылый был,есть и будешь удобрением для маленьких фюреров,типа Пукина.,а я называю вещи своими именами .
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Djui
08.05.2008 15:27:54
 
2Волхв
Какой же надо быть гнидой чтобы назвать "совками" людей, победивших в ВОВ...жаль, что твой любимый фюрер не успел, как хотел, найти тебе достойное применение в качестве удобрения для полей...
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
волхв
08.05.2008 14:55:01
 
лепили бабу на морозе-так надо назвать эту статью.давным-давно посчитано,что потери совков составили,как минимум,десять к одному.,а зная зверо-скотское отношение к людям,не говоря уже о солдатах,в сталинском совке,можно не сомневаться в истиности этих цифр.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Сергей
08.05.2008 14:29:24
 
Вранье. Россия продолжает традиции СССР в искажении истории.
Почитайте Бориса Соколова.

не согласен согласен    Рейтинг: 8
 
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 24 июля 00:39
»
Вся лента новостей
Жёлтые

»
В раздел «Желтые новости»
bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.