УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Выпьем за победу. До дна!!!

Выпьем за победу. До дна!!!

Мучительное похмелье всегда следует за тяжелой пьянкой. Бодун многолик, мучителен и редко поддается терапии. Заядлые выпивохи знают это. Для них это данность, и они готовы страдать, чтобы до этого опьянеть. При этом платят за все совсем не те органы, что пьют. Пьет рот и руки. А платят мозг, печень и сердце. Такая вот анатомия.

Но вот незадача. В масштабах страны то же самое. У всей России наступает тяжелое похмелье. После краткого опьянения от собственного могущества. От тяжелого перехлеба грузинской бражки наступает жутчайший бодун финансовой системы. Биржи рухнули. Банкиры в панике. Аналитики испуганно выдыхают – «снова дефолт». Как 10 лет назад.

Обыватели готовятся к очередям в банковские кассы и закрытым банкоматам. Экономические обозреватели мировых СМИ сообщают, что во вторник на российском фондовом рынке произошел резкий обвал – котировки акций упали примерно на 20%. Обещаниям правительства стабилизировать ситуацию уже никто не верит. Рантье, опасаясь банковского краха, ликвидируют свои активы. А инвесторы в спешном порядке сбывают ценные бумаги. Такого не случалось со времени дефолта 1998 года, отмечает зарубежная пресса. Котировки акций российских компаний упали до самого низкого уровня за последние пять лет. В условиях резкого падения курса акций обе крупнейшие российские фондовые биржи приостановили торги до особого распоряжения надзорных органов. И опять ау из 1998 года. Именно тогда они делали это одновременно в последний раз. Ну, и в довершение индекс ММВБ, исчисляемый в рублях, упал на 17,5%, а РТС, исчисляемый в долларах, – на 11,5% - это за один день, а на следующий день еще на 15-17%. Капитализация рынка снизилась на 87 млрд долларов. Самый крупный финансовый институт России – Сбербанк – за 24 часа подешевел более чем на четверть (26%). Среди компаний, чьи акции резко упали в цене, оказались гранды российской экономики: «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», ВТБ и другие. Эксперты полагают, что вскоре могут обанкротиться многие российские компании. Российские ценные бумаги показали самое резкое падение за десять с лишним лет, потеряв за один день пятую часть своей стоимости, что особенно катастрофично на фоне быстрого снижения цен на нефть и сложной обстановки на валютных рынках.

Правительство ищет пути спасения. Минфин объявил, что удваивает сумму, которую предложит сегодня банкам к размещению. Центробанк сделал однодневное вложение в валютный рынок на рекордную сумму в 14,6 млрд долларов, а на следующий день повторил интервенцию. Но финансовые рынки – это не грузинские долины. Тут блицкриги не помогают. Специалисты характеризуют ситуацию на рынке как панику. Эксперты считают, что появление государственных средств на рынке может нанести ему непоправимый ущерб. Это может еще больше напугать частных инвесторов. Инвесторы не поверили заверениям чиновников о быстрой стабилизации обстановки и начали еще более поспешно сбывать акции. Правительство из последних сил пытается успокоить местные рынки. Как всегда изображая сфинкса, премьер Владимир Путин выразил полную уверенность в том, что России удастся спокойно пройти через трудные моменты. Однако в кулуарах власти проявляется значительная обеспокоенность. Вечером во вторник верхушка правительства и руководство Центробанка обсудили кризис на чрезвычайном совещании. Совещание было закрыто для прессы. Но такими обескураженными и расстроенными российских топ-бюрократов давно никто не видел. По словам бизнесменов и аналитиков, разворачивающийся коллапс полностью преобразит российский бизнес и «не оставит камня на камне» ни от амбициозных планов роста, которые лелеет Кремль, ни от того задела, который был создан за время президентства Путина.

На этот раз Россия стала жертвой самой себя. Бездумные авантюры силовиков. Безмолвие экономистов и страх финансистов привели к тому, что на фоне катастрофической рыночной конъюнктуры, мирового финансового кризиса и падения цен на нефть Россия ввязалась в войну. "Сейчас во всей системе происходит цепная реакция, как во взбесившемся атомном реакторе. Урон, нанесенный России, – это лишь побочный эффект", говорит известный эксперт Роланд Нэш. Но проблема в другом. Обеспокоенные авантюрной политикой Кремля западные толстосумы захлопнули свои кошельки. "Россия теперь практически отрезана от внешних источников финансирования, а от них мы зависим в гораздо большей степени, чем кажется", – поясняет экономист Михаил Дмитриев, советник правительства. "Никто не знает, чем это закончится", – признают экономисты. "Мы оказались в совершенно незнакомой ситуации, господствуют страх и оцепенение, – комментирует Крис Уифер, главный стратег инвестиционного банка "Уралсиб". – Никто не знает, чем это закончится". Аналитики уверены: в ближайшее время обвал российского рынка приведет к цепной реакции, и его последствия начнут проявляться во всех секторах экономики. Вероятно, компании, испытывающие проблемы с привлечением капитала, окажутся в состоянии технического дефолта, не смогут рассчитываться по платежам, обанкротятся сначала сами, а затем и их контрагенты.

Владимир Путин не устает делать акцент на то, что нынешние события связаны с мировым финансовым кризисом. Но это бессмысленно. Российский рынок более уязвим, чем другие развивающиеся рынки, из-за высоких политических рисков. Падение на биржах началось из-за критики Путина в адрес концерна "Мечел", борьбы за ТНК-ВР и войны на Кавказе. С российского рынка, потерявшего за последние 4 месяца около половины своей капитализации, бегут последние иностранные инвесторы, распродавая акции по любым ценам, невзирая на убытки, чтобы спасти хоть что-то. Это плюс к тому, что Россия по-прежнему сырьевой придаток Запада. Около двух третей от всего объема экспорта приходится на нефтегазовый сектор. За 8 «блестящих» лет Путина России так и не удалось перестроиться. А когда растет один сектор экономики, то другие отрасли не могут шагать с ним в ногу и теряют в стоимости. Капитал закачивается, как в губку, в высоколиквидные отрасли. А в других не происходит ни накопления капитала, ни модернизации.

Сейчас Россия заплатит за это сполна. Наметившаяся в последнее время тенденция к снижению цен на нефть ниже 100 долларов за баррель, при том что раздутые штаты и неэффективная добыча держат себестоимость «черного золота» на уровне 70-75 долларов, и это приведет к тому, что «труба» перестанет кормить. И тогда придется выпускать Ходорковского.

Или тотальная изоляция. Такой вариант тоже рассматривают. Более того, может быть, кто-то путает причины и следствия. Может, так все и задумано… Как написал Максим Блант: «Если говорить об экономических перспективах России, то и «фондовое кровопускание», и даже падение цен на нефть — скорее благо для перегретой экономики. Сгоревшие в топке рынка акций сотни миллиардов долларов стали гораздо более эффективным стерилизатором, чем все госфонды вместе взятые. Это позволяет надеяться на то, что инфляцию денежным властям удастся удерживать в приемлемых рамках. Дешевеющая нефть, безусловно, скажется, хотя и не драматически, на прибылях нефтяных компаний, зато для всей остальной экономики снизятся производственные издержки. Приток иностранных инвестиций для страны сейчас не так необходим, как 10 лет назад, скорее наоборот — давление на рубль снизится, что позволит Центробанку более эффективно бороться с инфляцией без риска слишком сильного укрепления национальной валюты. Внутренних накоплений и государственных резервов, часть которых будет пущена на замещение иностранных кредитов и инвестиций, более чем достаточно».

Вот так! Мол, мы сами с усами и запад нам не нужен. Если раньше Россию называли верхней Вольтой с ракетами, то сейчас она, похоже, готова превратиться в Северную Корею на нефтяной подушке. А можно еще инвестировать часть средств стабилизационного Фонда национального благосостояния в акции и облигации российских компаний. Уже и принципиальное решение Минфина есть. Тогда все снова станет народным. И эпоха так и недостроенного капитализма в России уйдет в прошлое.

Вопрос только, зачем тогда снижать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, если все равно покупать «черное золото» у изолировавшейся России никто не будет? И что делать с триллионами, которые останутся на офшорах и в западных банках. Наверное, на них Запад наконец сможет разработать технологию отказа от нефтегазовых наркотиков и перейти на другие виды топлива. Тогда текущий кризис станет благословением для всего человечества. Но это слишком хорошо, чтобы быть реальностью.

Так что пока берегите ваши денежки, особенно если они в российских активах.

Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!
Выпьем за победу. До дна!!!