В борьбе за власть конституция только помеха

Смотрите
В борьбе за власть конституция только помеха

Ожесточенная борьба за власть, которой так увлечены ведущие украинские политики, не располагает к сантиментам. Эта беспощадная и бескомпромиссная борьба заставляет их выдумывать все новые и новые способы для того, чтобы дать юридическое обоснование своим действиям и в то же время представить противоправными действия своих оппонентов. При этом самым излюбленным развлечением, которому предаются все без исключения политические лидеры Украины, - это защита Конституции. У нас столько радетелей и защитников Конституции, что любому государственному деятелю нарушить конституционные нормы и не вызвать шквал обвинений и упреков со стороны своих политических противников практически невозможно.

Да вот какая незадача: большинство этих защитников Конституции, видя соринку в глазу своего оппонента, никогда не замечают огромного бревна правового нигилизма в глазу собственном. Взять, например, Верховную Раду и все входящие в нее фракции политических партий. Не проходит ни одной недели, чтобы наши парламентарии не обвинили друг друга, Президента или премьер-министра в нарушении Конституции или в попытках изменить ее в угоду собственным политическим интересам. Но как только требования Основного Закона вступают в противоречие с интересами самих народных избранников, они моментально демонстрируют полное единодушие в своем наплевательском отношении к конституционным нормам. При этом в такой момент полностью исчезают политические разногласия, нардепы единогласно принимают выгодные им законодательные акты и абсолютно не заботятся об их конституционности.

Достаточно показательна в этом плане долгоиграющая история с принятием Регламента Верховной Рады Украины. По своей сути Регламент является своего рода «Библией» Верховной Рады. Именно Регламентом устанавливается порядок подготовки и проведения сессий Верховной Рады, ее заседаний, формирования государственных органов, определяется законодательная процедура, процедура рассмотрения других вопросов, отнесенных к ее полномочиям, и порядок осуществления контрольных функций парламента. Поэтому не вызывает удивления, что при подготовке и принятии такого важного законодательного акта любой действующий президент считает необходимым внести в этот законопроект свои предложения. Эти предложения, как правило, направлены на соблюдение интересов президентской ветви власти. Однако также вполне логично то, что сами народные избранники отнюдь не заинтересованы в том, чтобы принимать законопроект, ущемляющий их права. И также они не согласны позволить Президенту в той или иной мере влиять на работу ВР. При всем при этом Конституцией предусматривается, что деятельность ВР регулируется исключительно законами Украины. А как известно, законы, принятые Верховной Радой, в обязательном порядке заверяются подписью Президента. Дальше - замкнутый круг: Рада не учитывает пожелания Президента, ну а Президент налагает вето на Регламент, принятый Верховной Радой.

В любой цивилизованной стране разногласия между президентом и парламентом при решении таких важных вопросов решаются путем переговоров и нахождения политического консенсуса. Но в украинском политикуме цивилизованные методы, как мы знаем, не в чести. И вот 16 марта 2006 года украинские парламентарии четвертого созыва, со свойственной им простотой и наплевательским отношением к Конституции, решили не утруждать себя переговорами и постановлением ВР приняли Регламент, который вполне удовлетворял их и не учитывал предложений Президента. Неискушенный читатель спросит: ну и что в этом неконституционного? А дело в том, что постановление ВР - это подзаконный акт, и в утверждении Президентом этот акт не нуждается. Постановление вступает в силу после того, как его подпишет председатель Верховной Рады. Про требования Конституции депутаты, принимая этот Регламент, предпочли не вспоминать.

Не стоит удивляться, что Президент обжаловал принятие Радой этого постановления в Конституционном Суде. И вот после длительного разбирательства 7 апреля 2008 года Конституционный Суд признал неконституционным постановление парламента "О регламенте Верховной Рады" от 16 марта 2006 года в целом. В решении КС отмечается, что вопрос об организации и порядке деятельности Верховной рады, а также статусе народных депутатов должен решаться исключительно законом.
Конечно, можно говорить о том, что большинство в Раде четвертого созыва состояло из «кучмистов», и этим объяснять их пренебрежение к Конституции. Но уже 8 апреля 2008 года Верховная Рада шестого созыва, большинство в которой составляла «Демократическая коалиция», своим постановлением утвердила временный регламент ВР. Причем этот временный регламент ничем не отличался от регламента, признанного неконституционным.

История пошла по кругу, Президент снова обратился в КС. И 17 сентября Конституционный Суд признал неконституционным временный регламент Верховной Рады, который был утвержден постановлением парламента от 8 апреля с момента его вступления в силу. Но уже 19 сентбря парламент вновь принял Акт о Регламенте Верховной Рады Украины. За это решение проголосовали 396 депутатов из всех фракций, представленных в парламенте. Авторами очередного проекта выступили: Александр Ефремов (ПР), Сергей Сас (БЮТ), Вячеслав Коваль (НУ-НС) и Юрий Литвин (Блок Литвина). И также как и в прошлый раз, текст регламента практически не изменился.

Не правда ли очень показательное единодушие всех фракций? Как говорится, своя рубашка для народного избранника ближе к телу, чем все требования Конституции, вместе взятые. Более того, в этот раз нардепы решили проявить хитрость. Верховная Рада приняла свой регламент не постановлением и не законом, а отдельным актом для того, чтобы обезопаситься от согласования своих действий с Президентом и усложнить процедуру обжалования своей деятельности в Конституционном Суде. В этой связи очень показательна беседа журналистов с вице-спикером ВР Александром Лавриновичем. Журналисты спросили его, может ли привести принятие регламента актом к осложнению процедуры обжалования прописанных в нем положений в Конституционном Суде? Лавринович ответил: «КС может рассматривать подзаконные акты Верховной Рады, но, согласно Конституции, в которой прописаны положения относительно регламента, КС должен "сначала посмотреть, чтоб перед словом регламент не было написано слово закон». Вот так, не больше и не меньше, нет слова закон - значит и суда нет.

Защищая свои личные интересы, депутаты предпочли не принимать во внимание, что своими действиями они заложили мину огромной разрушительной силы под всю законодательную систему нашего государства. Ведь теперь все решения Верховной Рады, принятые во время действия временного регламента, могут быть обжалованы в Конституционном Суде. Более того, поскольку решение КС вступает в силу именно с момента принятия решения, а оно было принято 17 сентября, то нормативные акты, принятые парламентом 17, 18 и 19 сентября, попросту могут быть признаны нелегитимными. Учитывая большое количество законов, принятых фракциями БЮТ и ПР в последние дни, а также очень неоднозначное отношение к этим законам со стороны Президента, следует ожидать, что он не замедлит воспользоваться этой возможностью в своем противостоянии с парламентом и Тимошенко. Еще с 2007 года мы помним, что наш Президент предпочитает вместо норм Конституции соблюдать ее «дух», следовательно, самое интересное еще впереди. Остается только открытым вопрос, кто же теперь станет выступать защитником и хранителем Конституции?

Николай Дмитриев

В заключение «Обозреватель» предлагает читателям ознакомиться со списком народных депутатов, чье истинное отношение к соблюдению норм Конституции показало голосование по Регламенту ВР 19 сентября 2008 года.

Поіменне голосування про проект Акту Регламент Верховної Ради України (№3193) - за основу і в цілому

Дата голосування : 19/вересень/2008 12:14
За:349 Проти:4 Утрималось:4 Не голосувало:81 Всього:438 Рішення прийнято
Фракція Партії регіонів у Верховній Раді України
Кількість депутатів: 175

За:157  Проти:0  Утрималось:0  Не голосувало:17 Відсутні:1
За:157 Проти:0 Утрималось:0 Не голосувало:17 Відсутні:1

Фракція “Блок Юлії Тимошенко" (політичних партій “Всеукраїнське об’єднання “Батьківщина”, Українська соціал-демократична партія , партія “Реформи і порядок”)
Кількість депутатів: 156

За:145  Проти:0  Утрималось:1  Не голосувало:8 Відсутні:2
За:145 Проти:0 Утрималось:1 Не голосувало:8 Відсутні:2

Фракція Блоку “Наша Україна – Народна самооборона”: Народний Союз “Наша Україна”, Політична партія “Вперед, Україно!”, Народний Рух України, Українська Народна Партія, Українська республіканська партія “Собор” , Партія Християнсько-Демократичний Союз, Європейська партія України, Громадянська партія “ПОРА”, Партія захисників Вітчизни
Кількість депутатів: 72

За:3 Проти:4 Утрималось:1 Не голосувало:55 Відсутні:9

Фракція Комуністичної партії України
Кількість депутатів: 27

За:25  Проти:0  Утрималось:1  Не голосувало:1 Відсутні:0
За:25 Проти:0 Утрималось:1 Не голосувало:1 Відсутні:0

Фракція “Блок Литвина” (Народна Партія, Трудова партія України) у Верховній Раді України
Кількість депутатів: 20

За:19  Проти:0  Утрималось:1  Не голосувало:0 Відсутні:0
За:19 Проти:0 Утрималось:1 Не голосувало:0 Відсутні:0

20 сентября 14:03
:   Средняя оценка: Голосов: 6
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "В борьбе за власть конституция только помеха"
Комментировать  "В борьбе за власть конституция только помеха"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Тарас
23.09.2008 12:37:07
 
Для нашого парламенту народ придумав термін "Верховна зрада". І я кожень день дивуюся як точно в цьому словосполучені описаний наш горезвісний парламент. Парламент зрадників. Країна парадоксів.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Антон
23.09.2008 9:21:01
 
ненавижу украинцев и вашу политику
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
уй
23.09.2008 9:19:42
 
соринка написал/а
Законы и другие акты, имеющие силу, согласно Конституции, принимает Верховная Рада и отвечает за их содержание перед избирателями на выборах. Это конституционное право и ответственость ВРУ.
Если акты ВРУ не противоречат Конституции, то никто безнаказанно не имеет права не признавать эти акты и мешать их безусловному выполнению.
Только КС может давать заключения о конституционости актов ВРУ.
Права называть неконституционными акты ВРУ нет ни у кого больше, в том числу у президента, не говоря уже о чиновниках СП.
Тот, кто пытался и продолжает пытаться любым способом узурпировать власть, показать"неспособность ВРУ" нормально работать, разрушал и разрушает организационные структуры ВРУ (коалиции), заставляет спикера саботировать решения конституционного депутатского большинства ВРУ и дискредитирует ВРУ в СМИ, называя ее акты неконституционными, не может дальше оставаться на своей должности. Кому отставка, кому импичмент.

в принципе да. Всё законно, никакого криминала в действиях ВР
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Ло
23.09.2008 9:19:01
 
мешает Конституция? Изменим!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
мда....
22.09.2008 19:20:31
 
хм
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
мда....
22.09.2008 19:20:30
 
хм
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
мда....
22.09.2008 19:20:29
 
хм
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
русин
22.09.2008 19:16:52
 
почему комментарии не добавляются, вашу мать???
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Сэм
22.09.2008 19:15:49
 
поучительная статьишка
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
!!!
22.09.2008 19:14:48
 
Я написал/а
Правдолюб ты наш.
Было бы неплохо знать- раз ты претендуешь на критику и признаешь неправильной работу парламента ,то ты знаешь кто ,когда и где на Украине правильно работал в парламенте?
Понимаю вопрос риторический, но и нам надоело ВАМ всем объяснять,что
эти вопросы нам ДО ЛАМПОЧКИ.
И что мы по твоему после такой "критической" статьи должны делать?
А я знаю сесть и плакать!!!!!!!!!!!!!!!

если тебе неинтересна политика - что ты делаешь на этом сайте? а сайт о политике вот он - с руганиями и увещеваниями. Иначе люди не поймут
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
жук
22.09.2008 19:12:35
 
Voshka написал/а
Таких статей мона писати нэмэряно. Тому що в нас вже давно все робиться по духу, чий Дух при владі так і приймаємо, читаємо, розуміємо. І немає на те ради. Тільки час лікує.
Жаль, що тільки тобі і мені не прідьотся жіть в ето счастливоє время.

в лужу пукнул...
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
жора
22.09.2008 19:07:04
 
всплыло гавнецо-то....
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
корей
22.09.2008 19:05:50
 
список героев прилагается. И всё верно! Прозрачность должна быть!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
корей
22.09.2008 19:05:49
 
список героев прилагается. И всё верно! Прозрачность должна быть!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
111
22.09.2008 19:04:25
 
вот нравится мне Обоз своими статьями - прижимают к стенке этих уродов
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
111
22.09.2008 19:04:24
 
вот нравится мне Обоз своими статьями - прижимают к стенке этих уродов
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
111
22.09.2008 19:04:23
 
вот нравится мне Обоз своими статьями - прижимают к стенке этих уродов
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Я
21.09.2008 22:57:07
 
Правдолюб ты наш.
Было бы неплохо знать- раз ты претендуешь на критику и признаешь неправильной работу парламента ,то ты знаешь кто ,когда и где на Украине правильно работал в парламенте?
Понимаю вопрос риторический, но и нам надоело ВАМ всем объяснять,что
эти вопросы нам ДО ЛАМПОЧКИ.
И что мы по твоему после такой "критической" статьи должны делать?
А я знаю сесть и плакать!!!!!!!!!!!!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
rthgtf
21.09.2008 21:35:06
 
автор урроод
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
соринка
21.09.2008 13:03:21
 
Законы и другие акты, имеющие силу, согласно Конституции, принимает Верховная Рада и отвечает за их содержание перед избирателями на выборах. Это конституционное право и ответственость ВРУ.
Если акты ВРУ не противоречат Конституции, то никто безнаказанно не имеет права не признавать эти акты и мешать их безусловному выполнению.
Только КС может давать заключения о конституционости актов ВРУ.
Права называть неконституционными акты ВРУ нет ни у кого больше, в том числу у президента, не говоря уже о чиновниках СП.
Тот, кто пытался и продолжает пытаться любым способом узурпировать власть, показать"неспособность ВРУ" нормально работать, разрушал и разрушает организационные структуры ВРУ (коалиции), заставляет спикера саботировать решения конституционного депутатского большинства ВРУ и дискредитирует ВРУ в СМИ, называя ее акты неконституционными, не может дальше оставаться на своей должности. Кому отставка, кому импичмент.
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
Voshka
20.09.2008 18:19:27
 
Таких статей мона писати нэмэряно. Тому що в нас вже давно все робиться по духу, чий Дух при владі так і приймаємо, читаємо, розуміємо. І немає на те ради. Тільки час лікує.
Жаль, що тільки тобі і мені не прідьотся жіть в ето счастливоє время.
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Комментировать  "В борьбе за власть конституция только помеха"
Комментировать  "В борьбе за власть конституция только помеха"
Обновлено: 06 июля 00:33
Жёлтые

Интернет магазин загрузка...
weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2009 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.