УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Из-за борьбы с пьянством Россия переходит на одеколон

1,7 т.
Из-за борьбы с пьянством Россия переходит на одеколон

Эксперты: государственная борьба с пьянством приведет к «одеколонизации» четверти страны

Борьба с алкоголизмом, инициированная президентом Медведевым и направленная на повышение стоимости легального алкоголя и ограничение продаж по возрастным категориям и времени суток, только усугубит злоупотребление суррогатами, считают эксперты. Производители лекарств сами составили приблизительный каталог средств, популярных у «маргинальных» 30 миллионов населения: уже сейчас в одном крупном городе в среднем за год выпивают «защитных жидкостей» эквивалентно 4 миллионам бутылок водки. И эта цифра обещает в дальнейшем многократно вырасти.

Отраслевой «Союз производителей галеновых лекарственных препаратов» (СПГЛП) обнародовал результаты собственного мониторинга различных парфюмерных и технических средств, сделанных на основе смесей спирта и воды. Члены Союза опасаются, что государство, готовое защитить население от легальной водки и алкококтейлей, не пытается бороться с неподакцизным «пойлом», у которого нет ограничений по возрасту продажи или по химсоставу.

В СПГЛП провели мониторинг 19-ти городов России, включая Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Пока данные еще обрабатываются, но, например, уже известны объемы потребления спиртосодержащих жидкостей в Питере – за месяц жители культурной столицы выпивают около 100 000 л суррогатов.

То, что выпили в октябре в Петербурге в виде спиртосодержащих жидкостей, эквивалентно 350 000 пол-литровых бутылок водки. А в год это эквивалентно больше чем 4 млн бутылок водки, – заметил директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Но Питер – далеко не столица дешевой квазиводки. Здесь ее выпивают по 20 мл на человека в месяц; среди охваченных мониторингом городов лидер – Ульяновск (95 мл на каждого жителя в месяц). Дальше Ижевск (82 мл), Воронеж (65 мл), Тольятти (61 мл), Волгоград (51 мл). Чем беднее город, тем выше уровень потребления суррогатов.

По мнению Дробиза, государственные меры по борьбе неэффективны в применении к таким рынкам, как спиртосодержащие жидкости, самогон.

По данным Росстата, с января по июль 2009 года число граждан России с доходом ниже прожиточного минимума составило около 30 млн или около 17-18% от всего населения страны. Только за 2009 год численность тех, кто живет на меньше чем 5 тысяч рублей в месяц увеличилась примерно на 30%.

По словам директора центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, все те, кто живет на прожиточный минимум, совершенно точно употребляют суррогатный алкоголь либо самую дешевую нелегальную водку, которая «разливается» преимущественно в гаражах. «Маловероятно, что эти люди выделяют деньги на покупку нелегальной, но хотя бы качественной заводской водки, которая стоит около 50 рублей», – таково мнение эксперта. Эти 30 миллионов граждан и выпивают ровно половину всего алкоголя в России, если его перевести в абсолютный спирт. «Маргиналы пьют на душу населения в четыре раза больше, чем умеренно пьющее население. И, естественно, алкоголь приобретают они не в магазинах. Мы – единственная страна среди цивилизованного мира, где нет легального алкоголя для малоимущих. Если в Америке есть виски по $1 – 2, там не пьют суррогаты и аптечные настойки», – отметил один из ведущих экспертов алкорынка.

Аналитики отмечают, что мониторинг СПГЛП адекватно отражает ситуацию со спиртосодержащей химпродукцией: проверенные препараты и средства действительно производятся в первую очередь для алкоголезависимых людей из маргинальных групп. Их производители стараются минимизировать использование парфюмерных отдушек, денатурирующих добавок, красителей. Разливают продукт в склянки с широким горлышком. Делают этикетки максимально похожими на водочные. То есть вовсю сигнализируют целевой аудитории: это – для употребления внутрь.

К примеру, по данным исследования, популярный в маргинальной среде «Концентрат для принятия ванн жидкий «Боярышник», производства петербургского предприятия ООО «Легат», на деле не содержит заявленных на этикетке диэтифталата, экстракта боярышника и других веществ. Его состав – пищевой спирт, глицерин, вода. Почти также обстоит дело еще с десятком наименований парфюмерных или технических средств, произведенных на петербургских, владикавказских и самарских химпредприятиях: лосьоны, одеколоны, «душистая вода», и дезинфицирующие средства представляют собой спирт с незначительными химдобавками, продающийся по рекордно низкой цене – до 275 рублей за 5 литров.

Производители спиртосодержащих лекарств даже не берутся мониторить еще один смежный сектор рынка – производство нелегальной водки, которой в России выпивают намного больше, чем суррогатов, отмечает Новый Регион.

Из-за борьбы с пьянством Россия переходит на одеколон