УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Гестапо по-украински

Гестапо по-украински

В начале 2005 года на телеканал «Интер» приехал новый министр внутренних дел Юрий Луценко. Пока готовили студию, мы заварили чаек у меня в кабинете на 8-м этаже. Разговор зашел о том, почему мне нужно оставаться в милиции с приходом новой власти. Луценко говорил о том, как изменится милиция, как будут выдаваться по-честному водительские удостоверения, как будут назначаться профессиональные кадры и многое другое. В том числе речь шла и о пытках.

Я сказал, что категорически против насилия в милиции не только потому, что страдают люди, а еще и потому, что сотрудники, отучаются разрабатывать оперативные комбинации, перестают думать головой. То есть им для карьерного роста достаточно хорошо работать кулаками, а не мозгами. Юрий Витальевич внимательно слушал, лишь временами вспоминая злым словом предыдущего министра Билоконя. При этом искренне считая, что пытают в милиции по личному указанию Николая Васильевича. «Костя, чего же он не навел порядок в райотделах, имея такую армию внутренней безопасности и оперативно-технических подразделений?» - с негодованием вопрошал тогда новый борец с преступностью.

Почему я вспомнил сейчас тот далекий зимний вечер? Да потому, что просто устал ежедневно читать приходящие в адрес телепрограммы жалобы людей о пытках в милиции. И потому что, делая сюжеты о негодяях в погонах, мы окончательно можем создать у зрителя превратное мнение, будто в милиции служат одни подонки...

А ровно год назад из окна третьего этажа райотдела харьковской милиции выбросился мужчина. После продолжительных мучений задержанный разбил своим телом окно служебного кабинета и прямо в наручниках сиганул на землю. В результате падения бизнесмен Глеб Скант сломал позвоночник. Главной причиной попытки суицида подбежавшим людям пострадавший назвал невозможность выносить мучения правоохранителей.

В отношении сотрудников милиции, изуверски истязавших тридцатисемилетнего парня, было возбуждено уголовное дело по статье «превышение служебных полномочий». Однако, как сообщили адвокаты Глеба, прокуратура не нашла в действиях милиционеров состава преступления. И это при том, что есть заключение медиков, в котором они резюмируют - многочисленные ушибы и следы от наручников появились на теле не от падения, а от истязаний.

Однако Глеб Скант не собирается прогибаться под колесами отечественной карательной махины - он отправил заявление в Европейский суд. Правовая практика подразумевает, что рассмотрение этого дела в Страсбурге может затянуться на несколько лет, но пострадавший надеется хотя бы с помощью международного суда восстановить свои права и получить от государства материальную и моральную компенсацию за нанесенные правоохранителями увечья.

Материалы дела Глеба Сканта станут 24 делом, которое находится на рассмотрении в Страсбурге. С 2005 года Европейским судом по правам человека против Украины уже принято 7 решений, в которых наша страна признана виновной в нарушении статьи Конвенции по правам человека о запрещение пыток. При этом даже решение Европейского суда позволит садистам-милиционерам избежать уголовного преследования. В своих вердиктах Страсбургская фемида не называет виновных, а указывает государству на нарушение прав конкретного человека. К сожалению.

Возможно поэтому, ныне правозащитников как прорвало: в СМИ почти каждый день появляются материалы о физическом насилии со стороны сотрудников милиции. Причем подобная информация из-за своей массовости уже не выглядит шокирующе.

В подвале Коминтерновского райотдела милиции Одессы оперативники вешали на местного жителя кражу 3600 гривен. К телу парня после традиционных избиений подключили полевой военный телефон, работающий как магнето, и стали его пытать током. Ни в чем не повинного, как позже выяснилось человека, вынесли из отделения с тяжкими травмами: переломы предплечья и ключицы...

В Орджоникидзевском райотделе Харькова милиции выбивали признание у Светланы Помиляйко и Натальи Леоновой совершенно юные офицеры милиции. Задержанным зрелым женщинам, годившимся им в матери, молодые лейтенанты, плоскогубцами выкручивали соски. Эти плоскогубцы затем и доказали факт пыток: на них остались следы эпителия. Женщины к абсурдной краже оргтехники с предприятия, где они работали, не имели никакого отношения. Милиционеры до сих пор на свободе и пытаются, используя свои связи, повлиять на потерпевших.

В линейном отделе на станции Киев-Пассажирский сотрудники транспортной милиции без всякой причины задержали двух жителей Закарпатья, которые строили в столице дома. Паспорта Олеся Переста и Владимира Вородая сразу же порвали и на уставших после трудового дня работяг попытались повесить все свои давние «глухари». Для этого одного из закарпатцев избили гаечным ключом по голове - пришлось накладывать швы, а в его напарника попросту - интересно было проверить пистолет с резиновыми пулями - разрядили обойму в упор. После такого расстрела мужчину забрала скорая, его прооперировали, он лишился жизненно важного органа и стал инвалидом, который уже никогда не сможет найти работу.

Милиционеры ГСОв Бахмачском районе Черниговской области находясь на службе, жестоко избили тракториста, по их мнению, готовившего кражу. В результате избиения спецсредствами у мужчины закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, разрыв селезенки, множественные ушибы. Селезенку медики удалили, но даже после этого милиционеры утверждали, что у пострадавшего просто было слабое здоровье.

В Дзержинскй райотдел милиции Петра Бушманова доставили, когда он заходил в метро. Правоохранители пригласили проехаться с ними в отделение для выяснения личности. Молодой человек абсолютно спокойно согласился. В результате его в помещении ОВД всю ночь изуверски избивали, душили до полусмерти, одевая на голову пакет. Все это делалось для выбивания показания о распространении наркотиков - с этим показателем в районе были проблемы. Сейчас прокуратура готовится к передаче материалов по «превышению полномочий» милиционерами в суд. Как поступит «самый гуманный» предположить очень сложно...

Вообще же за 2008-2009 года только по инициативе прокуратуры из мест принудительного содержания органов милиции было освобождено 320 человек, которые незаконно удерживались сотрудниками МВД. А из-за нечеловеческих, антисанитарных условий содержания задержанных ГПУ закрыла в «конторе» Луценко 94 помещения, в которых должны были находится доставленные в РОВД люди. Надзорный орган за нарушения условий содержания привлек к ответственности около 3 000 должностных лиц.

По мнению Украинской Хельсинской группы каждый 14-й украинец подвергался насилию со стороны милиционеров, а за нынешний год подобных случаев зафиксировано уже около 100 тысяч. Цифры этой общественной организации основаны на анонимном анкетировании, однако похоже, они соответствуют действительности. По данным ГПУ, в прошлом году сотрудники прокуратуры отменили 3,7 тысячи незаконных постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел, закрыли 221 уголовное дело, ведущееся без законных оснований.

Беспредельное насилие со стороны милиции уже приводит к активным акциям массового неповиновения населения в ответ на действия правоохранителей. Последний произошел в поселке Драгово Хустского района Закарпатья. Доведенные до отчаянья местные жители перевернули милицейский автомобиль и вынесли его за пределы своего населенного пункта. Бунт селян подавили только прибывшие дополнительные силы «Беркута», десятки людей были задержаны.

Гестапо по-украински