УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Винский: В Тимошенко сочетаются анархизм с авторитаризмом

Винский: В Тимошенко сочетаются анархизм с авторитаризмом

Продолжение интервью с экс-министром транспорта Иосифом Винским. Начало читайте здесь: Иосиф Винский: Самым эффективным премьером мог бы быть я

«Каневская четверка». «Доступ к СМИ ограничивается»

- Сейчас многие эксперты утверждают, что рейтинги кандидатов до выборов могут еще значительно измениться. И 20-25% голосов, которые, по Вашим словам, может получить объединение Яценюка, Тигипко, Гриценко, Богословской и других кандидатов, может в итоге дать 40% с учетом тех, кто еще не определился...

- Однозначно.Я твердо убежден, что модель «каневской четверки», за которую меня критиковали в свое время, на этих выборах весьма актуальна. Я твердо убежден, что именно эта модель может дать Украине новое качество власти, открыть перспективу и дать возможность трансформации власти на конституционной, демократической основе. Этим надо бы воспользоваться. Мой призыв к этим людям, которых я назвал, которые могут быть альтернативой Януковичу и Тимошенко, заключается именно в этом.

Я не говорю, что они идеальные люди. Но лучше новый человек, который даст шанс перезапустить политическую систему в государстве, чем продолжение этого безобразия, еще на 5, а возможно и на 10 лет.

В последнее время даже от тех мизерных политических завоеваний, которые еще остаются в Украине, происходит серьезный откат - и с точки зрения демократических процессов в государстве, и особенно с точки зрения свободы слова. Какая мне разница, если раньше доступ к СМИ посредством «темников» ограничивала администрация президента, а сегодня это делают собственники, с которыми один или другой кандидат в президенты договорились?

- Что будет, если Тимошенко станет лидером в президентской гонке? Придем к тоталитаризму?

- Тимошенко – однозначно авторитарный лидер. В ней соединяются анархо-синдикализм и авторитарные тенденции – такое странное сочетание. Оно меня очень беспокоит. Но в этом отношении я спокоен, потому что имею твердое убеждение: Тимошенко президентом не будет.

«Кланово-олигархический режим, который создал Леонид Кучма, сегодня усилился»

- Какие основные задачи Вы ставите перед Вашей новой (еще не зарегистрированной) партией? С чем будете баллотироваться в местные советы? В чем будет заключаться Ваша политика и какие у вас цели?

- Безусловно, Украина должна внедрять европейские ценности, которые нам ментально очень близки. Это - справедливость, порядочность, демократические основы общества, поддержка бедных, справедливое распределение национального богатства и т.д. То есть нам ментально близки левоцентристские подходы к организации общественной жизни. Это – факт, имеющий место еще с казацкой республики.

Сегодня, я уверен: если у населения спросить, то 90% людей ответят, что хотят жить так, как в Европе – по зарплате, по пенсии, по социальному обеспечению, по правам и свободам и т.д. Это – факт, который подтверждают социологи.

Но к этому надо идти всем вместе. Нужно понимать, что у нас есть очень серьезный тормоз – кланово-олигархический режим, который создал Леонид Кучма. Он сегодня усилился, к сожалению. Он сегодня диктует правила игры. Через этот механизм сегодня идет абсолютное разорение и обнищание населения. Через этот механизм идет перераспределение государственной власти. Через этот механизм работает вся система государственной коррупции. Этот механизм ограничивает права и свободы людей. Ключевая позиция заключается в том, что происходит несправедливое распределение национального богатства. То есть кланы, наши олигархи, создали абсолютно неевропейский механизм распределения национального богатства при помощи государственной власти.

Нет ни одной страны в Евросоюзе, в которой бы перераспределение ВВП на зарплату и пенсию было таким, как в Украине. Если в Украине в 1991 году 59% ВВП шло на зарплаты и пенсии, то сейчас только 32%. Люди стали получать меньше практически в два раза. И это ключевая проблема социальной несправедливости. Из этого проистекает вопрос роста минимальных зарплат и пенсий, средней заработной платы. Из этого проистекает вопрос трудовых прав граждан. Из этого вопроса проистекает формирование пенсионного фонда. Из этого вопроса проистекает бюджет. Все начинается с этой ключевой позиции.

Поэтому мы должны применить радикальные меры системного характера, которые бы ослабили экономическое, политическое, информационное влияние олигархов на сегодняшнюю ситуацию в государстве. Если этого не произойдет, то мы не будем иметь никакой перспективы.

- Вы формируете региональные организации? Как выглядит структура Вашей партии?

- Мы сегодня имеем структурные подразделения, в 500 районах и городах Украины. Процесс формирования продолжается каждый день. Я думаю, что до конца года мы будем иметь около 600 этих структур, а возможно и больше. И этот процесс будет продолжаться. Это – количественные показатели, но для нас важно, чтобы к нам приходили люди, которые, прежде всего, ориентируются на определенные идеологические основы и на определенные политические принципы. Это процесс непростой. Для этого нужно, чтобы люди понимали, чего мы хотим. Мы, безусловно, ограничены в информационном плане, и вы это видите. Мы не можем использовать в полном объеме радио и телевидение, поскольку это требует очень серьезных финансовых ресурсов. Честно говорю – мы ими не владеем.

Есть еще один вопрос к премьер-министру. Помните, когда у нас с ней был политический конфликт, она на одном из каналов обвинила меня в том, что я для того, чтобы баллотироваться на должность президента, совершаю какие-то коррупционные деяния в отношении «Укрпочты». Как оказалось, никакой коррупции не было. И как оказалось, я и в президенты не баллотируюсь. Может ли быть президентом Украины человек, который откровенно, на всю страну, просто оболгал другого человека?

Она же точно знала, что я не буду баллотироваться. Все это знали, потому что я об этом много раз говорил.

«У нее негосударственная позиция в походах к организации государственной власти»

- Юлия Тимошенко как премьер-министр мешала Вам работать на должности министра транспорта? Известно, что у Вас был конфликт с «Укрзализныцей»…

- Министр может реализовать определенные реформы только тогда, когда есть поддержка премьер-министра и правительства. Потому что есть вопросы, которые связаны с технической работой министра, а есть вопросы, связанные с нормативной базой в виде постановлений правительства или законов Украины. Без этого не может развиваться ни одна отрасль, тем более такая, как Минтранс.

Минтранс не был реформирован. Мы практически по всем направлениям транспорта и связи подготовили реформы. Безусловно, эти реформы серьезно били по карманам тех людей, которые наживались на системе, по сути, на ней паразитировали. Чтобы вы понимали, я назову цифры. За 2007 год доходная база государственных предприятий Министерства транспорта и связи составляла 42 млрд За 2008 год - 57 млрд. То есть мы на 35%, или на 15 млрд грн., за год увеличили доходы государственных предприятий в мою бытность министром транспорта.

Задаю вопрос: есть ли еще хоть одно министерство, которое сделало что-то подобное? Это все ведь не само пришло, это была система. Мы отменили скидки, на которых наживался крупный бизнес. Мы сформировали правила игры. Мы заставили, чтобы все деньги заходили на баланс государственных предприятий. За эти деньги мы подняли заработную плату на треть. На треть мы заплатили больше налогов в городской и местный бюджеты, а также в социальные фонды. Все благодаря этим 15 млрд дополнительного ресурса.

Этот ресурс пошел на внутренние инвестиции, которые выросли почти в два раза. Часть пошла на зарплату, а остальное - в бюджет Украины. Я задаю вопрос: как премьер-министр могла этого не поддерживать? А ведь она не поддерживала. Ей это было не нужно.

Могу привести другой пример. Если я вижу, что руководитель государственного предприятия, которое работает в моей сфере ответственности, злоупотребляет, о чем есть соответствующий акт КРУ и даже комиссии Кабинета Министров, я ставлю вопрос о его увольнении. А Юлия Тимошенко, имея на руках все документы, подтверждающие такие злоупотребления, говорит, что он должен работать дальше... Так было, к примеру, с начальником Ильичевского морского порта. Очевидно, нашлись у этого начальника порта такие аргументы, что премьер-министр встала на его защиту и оставила на работе.

Задаю вопрос: может ли мириться с этим министр, если он хочет что-то сделать в отрасли? Естественно, нет.

Безусловно, конфликты были связаны с моими серьезными расхождениями по политическим вопросам. Потому что Тимошенко хотела делать коалицию с регионалами, а я был категорически против. Но не только это. Были и экономические вопросы – вместо того, чтобы проводить экономические реформы, она тормозила их, - и кадровые вопросы, когда она мешала выстраивать четкую систему кадров и государственного менеджмента.

Поэтому я в своем заявлении об отставке написал, что у меня с премьер-министром есть расхождения политического, экономического, социального и даже морально-этического характера. То, что было сказано ею в мой адрес, я считаю аморальным поведением премьера.

Я уверен, что придет еще время, когда люди, работающие в Минтрансе, будут вспоминать то, что я сделал для них и для системы Минтранса в целом.

«Дефолт «Укр залізниці » – чистая вина премьер-министра»

- А как Вы оцениваете ситуацию, которая сегодня сложилась вокруг «Укрзалізниці», имею в виду ее фактический дефолт?

- Это – позор. Мною были подготовлены соответствующие документы, позволяющие честно и прозрачно реформировать «Укрзалізницю», сделать из нее нормальную европейскую компанию в государственной собственности. С момента их подготовки прошел уже год и четыре месяца. За это время можно было сделать глубинные реформы в «Укрзалізниці». Но ничего не делается.

«Укрзалізниця» находится в стадии стагнации. Предприятие абсолютно неэффективно. Производительность труда с 1991 года упала более чем в два раза. «Укрзалізниця» сегодня не предоставляет тех услуг и того качества, которые требует современная жизнь. Потому что она должна работать сегодня на уровне четвертого технического поколения, а она работает на уровне второго.

Во многом тому виной волюнтаристские подходы премьер-министра к «Укрзалізниці». В дефолт, о котором сегодня знает вся страна и весь мир, «Укрзалізниця» попала из-за $118 млн. Это вообще не деньги! Ведь доходы предприятия за 10 дней – это миллиард! Для такого предприятия, как «Укрзалізниця», это вообще не вопрос, вернуть такие деньги. Но когда мобилизовали в бюджет авансом практически 1,5 млрд, когда олигархам в виде льгот отдали больше миллиарда на перевозку их продукции ГMK, когда 500 млн забрали у «Укрзалізниці», чтобы возить уголь, – пришли к тому, что имеем на данный момент. То есть забрали у «залізниці» 3 млрд, а дефолт она получила за 1 млрд. Это – чистая вина премьер-министра, ее волюнтаристского подхода к работе «Укрзалізниці».

И теперь, по факту этого дефолта, мы прекрасно понимаем, что если раньше была процентная ставка по кредитам 7-8%, то сейчас она составит 15-16%. Потому что те люди, которые дают кредит, будут себя страховать увеличением процентной ставки. То есть «Укрзалізниця», условно говоря, будет отдавать уже не миллиард, а два миллиарда долларов. Это опять будет грабеж всей системы «залізниці».

Пока я был министром, я сдерживал негативное влияние Тимошенко. «Укрзалізниця», притом что был большой спад в 2009 году, имела доходную базу, работала успешно и платила людям зарплату и платежи в бюджет. Но то, что сегодня сделали с этой компанией, я считаю – преступление. Потому что это ключевая государственная монополия. И те, кто ее уничтожают, совершают преступление пред всем украинским народом.

«Тимошенко осознанно не выделяет финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры. Она осознанно выбрасывает Украину из «Евро-2012»

- Вы сказали, что «Укрзалізниця» пребывает в состоянии стагнации. А у нас не за горами «Евро – 2012», и нужны системные изменения в инфраструктуре самого предприятия. Как Вы оцениваете работу Кабинета Министров и руководства предприятия в этом направлении?

- Будем говорить откровенно: технических проблем в работе «Укрзалізниці» нет. Она, при всех проблемах, обеспечит перевозки. Но качество… Если мы предложим людям, которые едут на «Евро», вагоны в ужасном техническом состоянии, которым уже по 35-40 лет, и в них ветер дует сквозь щели, то это позор для государства. Таких вагонов сегодня нет в Европе. Поэтому я предлагал программу закупки 1000 вагонов. И мы в прошлом году купили 200 вагонов.

Эту работу надо было продолжить. К сожалению, вследствие той позиции, которую сегодня занимает премьер-министр, фактически развитие пассажирских перевозок остановлено.

Надо выходить на реформу «Укрзалізниці», надо обязательно делать то, что сделала вся Европа - создавать отдельную пассажирскую компанию, делать скоростное пассажирское движение между Киевом и самыми крупными городами. Для этого можно было бы и частный бизнес задействовать. Это обеспечило бы новый технический уровень железной дороги, была бы новая скорость. Не 30 или 40 км/час, а 160 км/час. Не 300, конечно, как во Франции, но это был бы новый скачок.

Что касается других объектов, то это вообще фиаско. Премьер-министр говорит, что у нее стопроцентные поступления в бюджет. Я задаю ей вопрос: если есть 100% поступления в бюджет, то почему нет расходов бюджета на реконструкцию аэропортов?

Есть специальная программа, она утверждена в бюджете Украины. Уже сделано все, все технологические вопросы решены. За то время, что я был министром, мы утвердили проекты, приняли соответствующие решения, собрали в кучу все аэропорты. Теперь надо найти государственные деньги. В этом году дали порядка 25 % от того объема, который должны были дать. Это значит, что Тимошенко осознанно не выделяет финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры. Она осознанно выбрасывает Украину из Евро-2012. Я не знаю, как на это отреагируют инспектора, но они могут отреагировать и радикальным образом. Могут закрыть на это глаза, а могут и не закрыть.

Для государства Евро-2012 - это способ совершить технический прорыв в сфере инфраструктуры. И это был наш шанс. Особенно этот шанс надо было использовать в условиях экономического кризиса. Потому что это был шанс запустить нашу экономику и сделать определенные инвестиции в будущее. Потому что «Евро» - это две недели. А аэропорт, взлетная полоса и терминал строятся раз в 50 лет. Железная дорога также строится раз в 50 лет. Мосты – раз в 100 лет и т.д. И если они сейчас не строятся, это значит, что Украина, украинский народ, украинские пассажиры – все мы будем жить с тем старым, советским багажом. И в очередной раз мы вместо того, чтобы сделать шаг вперед, будем проедать то, что нам осталось от советской власти.

Я предлагал приватизировать «Укртелеком». И когда была нормальная конъюнктура, можно было взять 25 млрд гривен за него. На эти деньги можно было привести в идеальное состояние все наши аэропорты. 8-10 аэропортов можно было привести в идеальное состояние, дать им первоклассные возможности.

«Есть все предпосылки для досрочных выборов парламента»

- Как Вы оцениваете вероятность внеочередных парламентских выборов? Вы и Ваша политическая сила будете принимать в них участие, если таковые состоятся?

- Я вижу большую их вероятность. Практически при любом формате, вне зависимости от того, кто станет президентом, парламент будет досрочно переизбран.

Во-первых, он недееспособен и неэффективен. Это сегодня факт, и мы все это видим. Там происходит чистая политическая борьба, там нет никакого живого прагматизма, нет мысли о державе. Надо поменять персональный состав и поменять те политические силы, которые сегодня есть в парламенте.

Во-вторых, человек, который станет президентом, будет пытаться сформировать под себя большинство в этом парламенте. Надо четко понимать, что когда мы делали политическую реформу, то четко понимали, что парламент, президент и правительство должны работать в единой системе координат. Только тогда одним кулаком можно менять ситуацию в государстве, когда президент, правительство и парламент имеют одну стратегию, одну тактику, одну линию поведения и кадровый потенциал.

Мне кажется, что есть все предпосылки для досрочных выборов в парламенте. И поэтому моя политическая сила непосредственно будет принимать участие в этих выборах, как и в выборах в местные советы. Мы к этому готовимся. Формируем для этого команды. Безусловно, мы будем активными участниками избирательного процесса.

Винский: В Тимошенко сочетаются анархизм с авторитаризмом