УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вся правда о религиозности украинцев

723
Вся правда о религиозности украинцев

Ура! Социологические исследования показали, что украинцы — одна из самых религиозных наций в мире! Опросы дают удивительные цифры: по разным данным, от 80 до 90% (!) соотечественников — люди верующие и богобоязненные. Если брать христианский мир, то, пожалуй, только некоторые католические страны обошли нас в ревностном почитании Бога. И это, заметьте, при том, что мы ударились в религию не так давно. Однако если задать большинству наших «верующих» более заковыристые вопросы, окажется, что они... сами не знают, во что верят!

Десять заповедей... строителя коммунизма

Еще каких-нибудь четверть века назад добропорядочному гражданину положено было верить в торжество идей коммунизма. Это было довольно просто — нет, не поверить в них на самом деле, но хотя бы внятно рассказать, что это такое и с чем его едят. Существовал, например, «Моральный кодекс строителя коммунизма»: его в 1961 г. ударными темпами (часа за полтора!) написала группа авторов. Курировал работы секретарь ЦК КПСС Борис Пономарев, пишет Новая.

«Кодекс» при всей своей пролетарской простоте был не чужд религиозным идеям. «Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но также и из заповедей Моисея, Христа, — вспоминал один из авторов сего произведения, писатель и политолог Федор Бурлацкий. — Тогда все действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов». Официально освящены эти «заповеди советского человека» были XXII съездом КПСС. Но кончился коммунизм, а с ним канул в Лету и моральный кодекс его строителей.

Понятное дело, свято место пусто не бывает. Годами отлученный от церкви народ принялся верить во всякую чушь собачью: от летающих тарелок до ведьм и колдунов. Многие, здраво полагая, что лучше уж придерживаться старых дедовских традиций, идут в православные церкви. Кстати, особенно актуально это для госчиновников: глядя на то, как первые лица государства истово бьют поклоны перед иконами, они тоже принялись креститься неловкой рукой. Но спроси, во что, собственно, они верят, и ответы будут такими, что обхохочешься…

Чтоб да, так нет

А теперь, собственно, о цифрах: Киевский институт социологии совместно с центром «Социальные индикаторы» и кафедрой социологии Киево-Могилянской академии провел социологическое исследование, целью которого было выяснить, насколько религиозны наши соотечественники. Но чтобы узнать это, недостаточно спрашивать в лоб: «Верите ли вы в Бога?» Поэтому в исследование был включен довольно широкий круг вопросов. Некоторые из них, на первый взгляд, имели к религии довольно косвенное отношение.

«У нас сегодня нет четких исследовательских методик оценивания уровня религиозности, — говорит преподаватель кафедры социологии НаУКМА Елена Богданова. — Люди по-разному понимают такие вопросы, как считаете ли вы себя верующим человеком, относитесь ли к определенному вероисповеданию, принадлежите ли вы к какой-либо церкви. Откуда берутся эти различия? К примеру, человек, крещенный в православной церкви, может приходить туда редко и нерегулярно, посещая разные храмы. На вопрос, относит ли он себя к определенной церкви, этот человек может ответить и «да», и «нет».

Что по ту сторону?

Учитывая эти сложности, исследовательница решила пойти другим путем. Ведь, в конце концов, вера в Бога — это не просто декларация. Если человек считает себя, к примеру, христианином, он должен верить в бессмертие души и существование рая и ада. Буддист верит в цепь перерождений. В общем, если хотите поставить диагноз «верит — не верит», то основной симптом — ответ на вопрос, что будет там, за порогом смерти? Елена Богданова выделяет несколько вероятных «сценариев»:

• полное прекращение существования;

• прекращение существования с возможностью воскресения в Судный день, после которого — либо жизнь вечная, либо окончательная смерть;

• продолжение сознательного существования в другом измерении (возможно, даже в раю или аду) без последующего рождения в нашем мире;

• продолжение существования в другом измерении и дальнейшее перерождение — то ли на Земле, то ли в другом месте.

Опираясь на эти сценарии, исследовательница сформулировала вопрос хитро: «Верите ли вы в жизнь после смерти, рай, ад, реинкарнацию, нирвану?» И что же выяснилось? Да то, что ни один из этих пунктов не поддержали более 20% респондентов. Впрочем, и ответы «безусловно, нет» колеблются в пределах 20—30%. А 15% народу склонилось к нейтральному «трудно сказать».

В общем, если подвести итог, то на вопрос, есть ли жизнь после смерти, «да» или «скорее, да» ответили 49,5% опрошенных. То есть верующими можно назвать не 80—90% украинцев, а не более половины. Другая половина делится примерно на две «четвертушки» — 26,1% мечутся между «трудно сказать» и «скорее, нет», а 24,4% более или менее твердо говорят «нет».

Вот интересно, а сколько таких, которые дисциплинированно прикладываются к иконам? А еще интереснее узнать, что на самом деле думают о бессмертии души первые лица государства, так любящие позировать со свечками в руках перед телекамерами. Так ведь правду все равно не расскажут, как ни проси…

Языком цифр. Какая религия самая массовая?

Больше всего в мире христиан — около 2 млрд, треть населения Земли. Внутри христианского течения самая большая церковь — католическая (1,1 млрд). Последователей ислама в мире 1,2 млрд. И если количество прихожан христианских церквей уменьшилось на 0,4%, то количество мусульман за 30 лет увеличилось на 4,7%.

Причиной тому — более высокая рождаемость в мусульманских странах. На третьем месте — индуизм (более 800 млн), на четвертом — китайские народные верования (около 385 млн последователей — это для миллиардной Поднебесной нормальная цифра!). На пятом месте в мире — буддизм (360 млн).