УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Протест против выкупа "Арианы"

Протест против выкупа 'Арианы'

И вновь захвачено судно. И вновь в экипаже – украинцы. Так было вчера, так было третьего дня, так будет и завтра. Создается впечатление, что наши с вами соотечественники стали самыми незаменимыми мореплавателями в мире. Как не обходится мировой футбол без Бразилии, так не обходятся пиратские захваты без украинцев.

Мне надоели сопливые статьи, плаксивые сюжеты и слезливые комментарии людей, не понимающих – о чем речь, и откуда у проблемы растут ноги. Надоел мне алкоголик Войтенко, вновь появившийся на арене цирка под названием «украинские моряки в плену у сомалийцев», надоели правозащитники всех мастей и телевизионные кликуши.

Да простят меня родные и близкие моряков. Эта статья – ради тех, кого еще захватят. Эта статья – повод задуматься тем, кто превозносит деньги выше собственной жизни…

Министерская чепуха

Вначале пару слов о профессионализме отечественных чиновников.

В эфире политического ток-шоу министр иностранных дел Петр Порошенко заявил недавно о том, что украинские суда, проходящие опасные участки, в которых случаются нападения, будет отныне сопровождать спецназ. Сказал, что вопрос финансирования данных мероприятий согласован с Минфином, а в 2010 можно будет приступать. Дословно – «спецназ, работающий на условиях ротации, с собственным вооружением, будет выезжать, чтобы дать пиратам по зубам».

Вот так. Круто. В стиле Рембо, атакующего танки на лошадях.

Этот бред министра вызывает, как минимум, недоумение. Даже несколько «недоумений».

Недоумение номер раз – кто решает такие серьезные вопросы о выделении немалых средств в период кризиса, когда страна набирает все новые и новые кредиты? Вы, ребята, там решаете что-то, а долг каждого украинца растет?

Недоумение номер два – почему такие громкие заявления делаются на шоу? Может быть, стоит министрам рабочие столы в студию принести, и секретарш усадить? Без отрыва от шоу работать.

Самое главное недоумение – какие именно суда будет охранять доблестный украинский спецназ? Сколько, по мнению Порошенко, у нашей страны осталось суден, способных отплыть от берега не на 1000 – хотя бы на 100 миль? Если пан министр не в курсе, пусть заглянет в справочник «Все о торговом флоте Украины». Удивится безмерно.

Еще большее удивление постигнет кума президента, когда он узнает, что ни одно из имеющихся у нашей страны суден за Суэцким каналом замечено не было. Или предполагается, что спецназ будет кататься на буксирах, курсирующих у побережья Одессы?

Также любопытная деталь в свете выделения средств на спецназ, должный охранять украинских граждан от посягательств корсаров – более 50 тысяч украинских моряков ходят на судах, Украине не принадлежащих. Конечно, если бюджет нашей чрезвычайно богатой страны решил проспонсировать охрану частных компаний Мальты, Греции, Франции или Испании, тогда другое дело.

Но в таком случае, министру следовало бы заявить прямо – «мы решили потратить пару сотен миллионов бюджетных гривен на охрану иностранных судов». Люди бы поняли. Государство богатое – не обеднеет.

Морская солидарность

На пикетах, устраиваемых родителями моряков «Арианы», часто присутствуют «сочувствующие».

В частности, некий Ренат в тельняшке заявил журналистам - «Чувство морской солидарности, морского долга — оно в нашей крови».

По всей видимости, именно этим свойством крови моряков можно объяснить тот интересный факт, что украинцы, работающие на других судах компании, отказывающейся сегодня выплачивать выкуп за «Ариану», не устраивают забастовок и не делают никаких заявлений. Они не пикнули даже, не пукнули. Сидят, как мыши – тихо-тихо.

Потому что боятся потерять работу. Потерять деньги. Потерять материальные блага. На своих коллег им начхать. И никто из этих пропитанных морской солидарностью пахарей моря слова кривого не скажет в адрес работодателя. Пока… Пока сам не угодит в руки к пиратам!

Тогда оживает гражданское самосознание, тогда родственники активизируются, тогда звучат призывы к взаимовыручке и морскому братству. Интересный факт – к митингующим родителям моряков присоединился аж… один из бывших узников «Фаины». Да и тот, вполне возможно, просто мимо проходил. Дай, думает, гляну – что тут происходит. Давно на экране не светился, может, опять по телеку покажут.

После «Фаины» автор этих строк стал настоящим экспертом по солидарности и «морскому братству» Я участвовал в компании по освобождению моряков судна. Сегодня многое из того, что мы делали, кажется мне детством и абсурдом. Многого не понимал я тогда. На многое смотрел сквозь эмоциональную призму желания сделать добро. Но у нас получилось – подняли крик во всех СМИ, привлекли колоссальное внимание к вопросу. В итоге, через 4 дня после того, как начали раскручивать карусель общественного мнения, получили связь с судном, а еще через две недели выкуп бы передан.

А потом начались странности. Конечно же, как я, так и депутаты, помогавшие в освобождении моряков, были уверены – родные узников, получив своих детей и мужей живыми, других моряков не бросят. То есть, станут наравне с депутатами работать над инициированием изменений законодательства, направленных на то, чтобы обезопасить следующих возможных жертв пиратов.

Знаете, что заменяет корабли конвоя и спецназовцев? Четыре брансбойта с соответствующим уровнем давления и компьютерная (из рубки) система управления ими, дабы снайпер не «снял». Все!

Уже был разработан черновой вариант проекта, разработана схема, позволяющая защитить суда с украинцами. Требовалось только минимальное участие родственников «фаиновцев». Так вот – никто, ни один человек из тех, кто произносил пламенные речи о безразличии властей, не откликнулся. Все забыли и забили.

При этом высокие кабинеты после освобождения посещали исправно. Не затем, чтобы другим морякам помочь. Ради получения «компенсаций».

О выкупе и колодце

У многих журналистов, описывающих скитания родственников «Арианы» вызывает негодование тот факт, что никто из богатейших политиков не предложил тем свою помощь. По всей видимости, это кивок в сторону Виктора Пинчука, выкупившего «Фаину». Зря кивают журналисты в сторону олигарха. Я уверен, что ничего он не выкупал.

Поясню. В нашей стране человек только готовится сделать доброе дело (совсем не факт, что сделает!), а пиар уже летит впереди него. В случае с «Фаиной» четкой информации о том, кто же «дал», не было очень долго, и глашатаи с криками «славьте спасителя!» не помчались. Отчего бы это? Возможно, добряк Пинчук «пожелал остаться неизвестным», возможно, не захотел светить свой чистый благотворительный облик из скромности? Навряд ли.

Деньги заплатило государство. Я знаю это наверняка. У меня даже имеется интересная информация о том, что при покупке долларов за выделенные из бюджета гривны было украдено около 200 тысяч. На обменном курсе. Эта информация прозвучала в глубинах ВР, да сразу же и затихла.

Средства были бюджетные. Потому так долго «думали» - кто же дал выкуп.

Безусловно, Ющенко, пожелавший стать единственным героем в этой истории, сам бы с удовольствием отслюнявил 3,2 миллиона долларов. Да вот только, во-первых, денег жалко. А во-вторых… а во-вторых, зачем тратить свои, если под боком общие? Однако объявить о том, что он продал часть своей коллекции (очень малую часть), и на вырученные деньги выкупил моряков, президент не мог. Слишком многие были «в курсе дела». Потому и отыскали Виктора Пинчука на роль «добряка-олигарха», а сам Ющенко довольствовался ролью встречающего и жмущего руки в аэропорту.

После устроили глупое шоу с награждением премией «Гордость страны». «Героические пленники» искренне, с надрывом поблагодарили Пинчука за освобождение. Организаторы включили песню группы «Любэ» о «туманах» и «береге родном». Зал встал, в партере поплакали гламурные тетки, морякам дали по 7 тысяч гривен, и спектакль закончился.

А проблема осталась. И проблема эта настигла украинцев уже через месяц после того, как моментально забывшие о «солидарности» моряки с «Фаины» и их родные разъехались.

Меня не удивляет вялая позиция имеющих власть и деньги политиков к ситуации с родными моряков «Арианы». В свое время депутат Партии Регионов Эдуард Прутник, увидев в новостях, как матери моряков «Фаины» просят деньги на улице, нашел их и пригласил к себе. А потом они три месяца жили в его киевской квартире, вплоть до освобождения судна.

Не для пиара депутат это делал, но кто-то слышал потом слова признательности в адрес этого неравнодушного человека из уст «фаиновцев»? Никто не слышал. Такая кричащая неблагодарность тоже cослужила дурную славу сегодняшним протестующим против «безразличия властей».

Не плюй в колодец, как говорится. Плюнули одни, а вторым воды не досталось…

Кого винить?

«Все мы можем пройти этим Аденским заливом, все мы можем оказаться возле берегов Сомали и, в принципе, никто не застрахован от того, чтобы быть захваченным пиратом». Это слова одного из «солидарных» с родителями узников «Арианы» моряка.

Данная фраза является настолько же правдивой, насколько и циничной. «В принципе, никто не застрахован». А почему не застрахован?

У членов экипажа «Арианы» имеется голландская страховка от несчастных случаев. То есть, если пакет с макаронами на голову упадет – будет выплата. А вот если пираты захватят – не будет. Ни слова в страховке о корсарах.

Интересно – почему родные сегодняшних узников не устраивали пикетов, когда моряки подписывали контракты банановых фирмочек, когда под страховками, ни от чего не защищающими, подписи ставили? Почему не возмущались, зная, что многие из моряков даже не представляют, как настоящие контракты выглядят?

Родные моряков молчали по тем же причинам, по которым сами моряки, даже имея контракт ITF с пунктом, предоставляющим право списаться с судна за счет судовладельца, не списываются, когда им становится известно, что в следующем рейсе судно будет проходить мимо Сомали.

Это ведь деньги! Деньжищи! Бабло! Это ведь двойная такса за прохождение Аденского залива! Через полгода после освобождения «Фаины» мне позвонил отец одного из моряков, дабы поздравить с днем рождения. В конце разговора сказал – «завтра Аденский залив проходить будем». Я чуть не заорал ему в трубку – «что ж ты делаешь-то?!» Неужели жажда наживы затмевает здравый смысл, неужели даже свои ошибки ничему не учат?!

Когда мне начинают доказывать, что, мол, у моряков нет выбора, я всегда спрашиваю – «то есть, они идут на риск осознанно?» Получается, моряки взвешивают все «за» и «против» перед отправкой к берегам Сомали. Они решают – выгодна ли им «дорогая» страховка, выгодно ли им соваться в опасную зону, и, надеясь на случай, украинские «морские волки» идут-таки навстречу опасности.

Мои предположения подтверждаются словами самих моряков и их родственников. Они знают, на что идут, и идут на риск осознанно. Ради денег. Вот слова капитана компании «Укркрюинг» Игоря Лагойского: «Если европейские моряки зачастую не соглашаются плыть через опасные воды Африки, то украинцы идут на риск даже при относительно невысокой оплате».

Отказаться можно? Конечно же, можно. Отказываются ли от авантюрных рейсов в опасные зоны украинцы? Нет. Так кого морякам следует винить в первую очередь?

Ни копейки из бюджета!

Жена одного из моряков на пресс-конференции в Киеве сказала:

«В Сомали идут межклановые войны, люди там страдают от недостатка воды, еды, жилья, возможно, они пираты не по своей воле. Мы готовы принять их и помочь им, лишь бы они отпустили наших мужей».

Еще более интересное предложение поступило от капитана «Арианы» Геннадия Воронова:

«Мы просим украинскую власть, пусть Национальный банк Украины даст судовладельцу беспроцентный кредит на долгое время, если у него нет денег!»

Апофеозом же стало одно из последних заявлений. Родные и близкие узников выразились в том смысле, что государство должно найти эти «несчастные» несколько миллионов. То бишь, найти в бюджете.

И вот на этом моменте я, как гражданин, ежемесячно отчисляющий в государственный бюджет существенную часть своих доходов, заявляю свой решительный протест. Бюджет – не касса взаимопомощи.

В беду попали граждане Украины? Да. Но эти граждане работали на иностранное государство, не отчисляя ни копейки, ни цента, ни шиллинга в родную казну.

Некоторые особо рьяные правозащитники сравнивают моряков, захваченных пиратами, с туристами. Мол, вот вы поедете в Египет, там на вас нападут, а государство тем временем… Это некорректное сравнение.

Одно дело – человек, отправляющийся в путешествие, и совсем другое – наемник, отправляющийся на заработки. А у наемников заработки, обычно, связаны с риском. Знали ли моряки, чем грозит поездочка в опасную зону? Знали ли они, что без страховки идти в эту зону «не совсем правильно»? Да, они знали и о судах, захваченных корсарами, и о том, чем им грозит такая работа. Более того, моряки работали на иностранное государство, и налогов Украине не платили. Извините, так при чем здесь украинский бюджет?!

Сегодня захватили «Ариану», завтра в плен возьмут «Мариану», послезавтра – «Андриану»… И за всех заплатит щедрый украинский налогоплательщик.

Я отлично понимаю горе родных и близких моряков с «Арианы». Я могу себе представить их состояние. Трудно предугадать, как поведут себя сомалийцы, требующие выкуп. Очень хочется надеяться на лучшее. А еще очень хочется надеяться на то, что голодные до заработков, бездумные в своей дурацкой жажде наживы и надежде на «авось» украинские моряки перестанут, наконец, прыгать в воду, кишащую пираньями в надежде на то, что «пронесет». И тем самым избавят моряки от лишних неприятностей и себя, и своих близких, и всех нас…

Протест против выкупа "Арианы"