Франкенштейн оживает: «коалиция трех» – почти реальность
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Как стало известно «Обозревателю» из информированных источников в окружении Юлии Тимошенко, Блок БЮТ возобновил переговоры о коалиции с Партией регионов. Вновь созданы переговорные группы, ожидается «коалиция трех»: БЮТ, Партия регионов и Блок Литвина.
Во многом нынешнее соглашение копирует предыдущее: обсуждается нейтральный статус Украины, статус-кво по русскому языку и Черноморскому флоту, членство в СНГ, членство в ГУАМе. Раздел постов предусматривается такой же, как в предыдущем соглашении: на паритетной основе между БЮТ и ПР, три первых вице-премьера – Партии регионов, весь экономический блок – Партии регионов, социальные и гуманитарные министерства – блоку Юлии Тимошенко. Таможня и налоговая администрация отойдут Партии регионов, Антимонопольный комитет, Госказначейство и Госкомрезерв – Блоку Юлии Тимошенко. Блок Литвина по новому соглашению должен получить контроль над Министерством транспорта, Нацбанком, Фондом госимущества и еще несколькими второстепенными ведомствами.
Но самое главное – высокие договаривающиеся стороны практически согласились на конституционную реформу Украины. Они готовы превратить Украину в парламентскую республику, изменив соответствующим образом Конституцию. По соглашению, Президент будет избран парламентом, причем первый раз это произойдет сразу же после импичмента нынешнего Президента. Как нам стало известно, договорено, что в зале ВР президентом будет избран Виктор Янукович. Премьер-министром – с почти неограниченными полномочиями – останется Юлия Тимошенко, а спикером продолжит быть Владимир Литвин. Кроме этого, будет введен мораторий на всеукраинские выборы до 2015 года. Таким образом, нынешний парламент продлит свое существование еще на 3 года сверх нынешней конституционной нормы. По сути, это означает узурпацию власти, так как исходя из международной практики, законы и изменения в Конституцию, принятые одним составом парламента, вступают в силу только после выборов следующего состава парламента. В обсуждаемом соглашении эта норма отсутствует.
В настоящее время уровень готовности соглашения между БЮТ, ПР и БЛ оценивается примерно на 85%. Главная проблема – это недоверие, которое Виктор Янукович испытывает к Юлии Тимошенко и ее окружению. Они боятся, что, поддержав импичмент и проголосовав за изменения в Конституцию, они в итоге смогут столкнуться с каким-то неожиданным сюрпризом от Юлии Тимошенко, как, например, инициирование интриги о том что Президентом от Партии регионов может быть и не только Виктор Янукович. Ситуация, когда ПР вынуждают поддержать импичмент и столь серьезные изменения в Конституцию, может вызвать ее окончательный раскол, что, в свою очередь, может привести к ситуации, сходной с тем, что сейчас наблюдается в блоке НУ-НС, где взбунтовавшееся большинство фракции по сути игнорирует реального патрона этого блока Виктора Ющенко. Именно этого больше всего боятся у Януковича. Гарантий того, что это не произойдет, от блока Юлии Тимошенко он получить не может.
Главным мотором нынешнего соглашения выступает Владимир Литвин; и о том, что это соглашение – практически уже реальность, свидетельствует и одно из его последних интервью, где он обрисовывает контуры будущей парламентской республики. Литвин, таким образом, продляет свою политическую жизнь в качестве третьего лица в государстве до 2015 года, но только в том случае, если ему не предложат ответить перед судом за его зловещую роль в деле Гонгадзе. Может быть, поэтому Литвин так активно борется за создание «коалиции трех», где ему обещаны не только место спикера до 2015 года, но и иммунитет от всего того, что он совершил в период правления Кучмы. Хотелось бы напомнить Владимиру Литвину, что Юлия Тимошенко легко обещает, но почти никогда не воспринимает всерьез свои обещания. Павел Лазаренко, Виктор Ющенко и Виктор Янукович – тому живые свидетели. Но Литвин, как обычно, пытается всех обхитрить. На коротких дистанциях ему это удавалось, теперь остается понаблюдать, сможет ли он это реализовать на длинном забеге.