УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Истерика феодала Т.

Истерика феодала Т.

Неформальный многолетний «барон» Луганщины Виктор Тихонов неожиданно жестко атаковал группу Рината Ахметова, чем сильно смутил не только однопартийцев-регионалов, но и широкое экспертное сообщество. Дело в том, что Тихонов и Ахметов, мягко говоря, находятся в разных весовых категориях, и сам Виктор Николаевич это прекрасно понимает. Я не готов говорить, кто из них (Ахметов или Тихонов) лучше, а кто хуже, но Ахметов всегда платит, тогда как Тихонов только берет плату за свое соучастие в чем-либо. Исходя из этого и определялись их роли (в партии и в глобальных политических проектах) – голос Ахметова решающий, голос Тихонова совещательный и только. Более того, Виктор Николаевич до середины весны 2009 года прекрасно представлял себе субординацию, а потому без серьезной причины в подобную перепалку вряд ли бы полез. Что же случилось в апреле/мае? Почему у терпеливого луганского регионального «барона» так неожиданно сдали нервы? Он ведь не случайный персонаж в большой политике – понимает, что махать незаостренной шашкой могут только те, кто находится на чьем-либо содержании. Либо те, у кого в голове гуляет анархистский ветер. Либо те, кто выполняет технологические «заказняки» и кого нанимают для конкретной атаки «здесь и сейчас» на конкретного оппонента. Либо, наконец, те, кто хочет продать себя подороже в качестве «готового на все агента» накануне крупной избырательной кампании. Ни под одну из этих замечательных категорий матерый Тихонов явно не попадает. А зря! Лучше бы попадал, так как в этом случае его бы аккуратненько пожурили как провинившегося и зарвавшегося наемника, временно вышедшего из подчинения, пригрозили пальчиком на внутрипартийной планерке, посадили бы временно на относительно голодный паек, а потом спустили бы неприятную историю на тормозах.

Тихонов же, сам того вначале не подозревая, ввязался в большую драку, участие в которой избегал на протяжении всей своей жизни. И разухабисто поставил на кон свой взлелеянный «барский» образ жизни. Опять вопрос – стоило ли Виктору Николаевичу бросаться в драку, не имея на руках абсолютно никаких козырей?

Кто такой Тихонов? Давайте откровенно и без традиционных дипломатичных выражений. Формально – экс-глава Луганского областного совета, дейтсвующий депутат-регионал. А по большому счету, это типичный (для современной Украины) местный феодал, который в течение долгого времени профессионально «нагибал» Луганскую область, обкладывал неформальной данью местных политиков, бизнесменов и… даже посредников, которые ездили в Киев и выбивали деньги, преференции для Луганской области. Между прочим, Виктор Николаевич - едва ли не единственный из местных (региональных) феодалов, кто действительно почти в одиночку контролировал мощный промышленный регион. Его слово было решающим. В какой-то момент Тихонов по своим повадкам и по своему типу влияния больше напоминал классического «авторитета», который единолично решает неподсудные и прочие теневые споры, а также выносит «справедливое» и не подлежащее опротестованию решение, «кто прав, а кто виноват». Он не просто «нагибал» область, он безапелляционно устанавливал там «криминальные правила» и требовал неукоснительного их соблюдения. Понятно, что у многих нынешних топ-политиков в прошлом есть очень темные и очень странные пятна. Но сегодня немного другое время. Немного другие принципы. Немного другие правила. Люди меняются, пытаются играть чуть более предсказуемо и чуть более цивилизованно. Тихонов категорически не хочет меняться. Он не хочет никаких фундаментальных перемен. Он желает только, чтобы был некий «большой крестный папа» (Кучма-2), был его первый визирь-фаворит (Пинчук-2), которые выпишут Тихонову «откупную» на беспредел в Луганской области. Подобная система Виктору Николаевичу абсолютно понятна. Все остальное – нет. Он так и остался в позднекучмовской эре. И его не сложно понять – ведь именно тогда он добился полной автономии в качестве «смотрящего от папы» по Луганской области.

О местных князьках (феодалах, баронах etc.), которые практически превращают целые области и регионы в собственные вотчины, где не действуют законы государства Украина, не принято говорить вслух. По той простой причине, что они (князьки) добровольно приходят в ту или иную политическую группу и предлагают циничный размен – «я вам гарантирую политическую поддержку в регионе, голоса всех избирателей, лояльность административной вертикали; вы мне гарантируете полное невмешательство в специфические региональные дела». Крупные политические группы (мягко говоря, это чрезвычайно плохо, но речь сегодня не об этом) вынуждены идти на подобные размены. Тем временем, феодал Тихонов продолжает активно эксплуатировать область, расставляя собственных людей на ключевых должностях, периодически тасуя их с места на место и зарабатывая на любых местных бизнесах. Сломать такого феодала практически невозможно. Пока невозможно. Центр (Киев) предпочитает полюбовно договариваться, чтобы худо-бедно иметь поддержку своим сумбурным инициативам на местах. А потому и закрывает глаза на произвол местного князька, если тот исправно платит в общую казну (налоги) и еще что-то передает с посыльными в качестве «особого подарка». Тихонов прекрасно знал, как нужно вести себя в кулуарах, торгуясь с центром по поводу Луганской области – с кем лучше торговаться, сколько платить, сколько брать себе.

Так или иначе Тихонов многим казался отличным «крестным папой» Луганской области, устанавливал специфические правила, и сам их охотно соблюдал. Он демонстрирует лояльность более сильным игрокам и не вмешивается в серьезные (глобальные) темы. И тихонько нажимает на местных. Но неожиданно луганского «крестного папу» что-то переклинило, и Виктор Николаевич впервые сделал крайне опрометчивый шаг. Он решил начать масштабную войну против… собственных же коллег. Что же спровоцировало «крестного папу» Луганска? Что вынудило его снять свою блестящую маскировку и обнажить некрасивые хищные зубы? Поначалу показалось, что всему причиной неспособность футбольного клуба «Заря», гордости Луганщины, чемпиона СССР 1972 года, содержать свои структуры и выплачивать зарплату футболистам. Понятно, что «крестному папе» региона было бы стыдно наблюдать за тем, как легендарная «Заря» стремительно идет ко дну. У многих луганчан (да и не только) непроизвольно возникло бы желание задать Тихонову простой вопрос – «ты же полностью контролируешь область, почему не можешь удержать на плаву ФК?». И Тихонов истерически запаниковал. В любое иное время (некризисное) он просто вызвал бы к себе какого-нибудь местного «олигархаченка» и мягко «попросил бы» его взять команду на довольствие. И никто бы не посмел отказать. Но сегодня в Луганске нет бизнесменов, способных потянуть расходы на «Зарю». Собрать пул тоже не получается. И тогда Тихонов попытался приказать сделать это… донецким бизнесменам. В частности, Ринату Ахметову. Тот поначалу резонно (а главное – непублично) заметил, что, во-первых, у него есть только одна футбольная страсть – «Шахтер». А во-вторых, финансировать два клуба, претендующих на участие в европейских турнирах, бессмысленно, так как это типичный конфликт интересов, который сразу же вызовет соответствующую реакцию у сторожевых псов УЕФА. Тихонов намека не понял. Или сделал вид, что не понял. Или «крестному папе» Луганска просто не хватило элементарного понимания того простого факта, что «нагибать» он может только луганский бизгнес. И конфликт пошел на новый виток. Глупо, конечно, об этом говорить, но у Тихонова, между прочим, достаточно денег, чтобы самостоятельно и в полном объеме финансировать футбольный клуб. Пусть на протяжении кого-то конкретного промежутка времени. Пока кризис чуток не стихнет и пока не найдется «луганский желающий». Но Виктору Николаевичу просто и откровенно жалко тратить собственные деньги. Такова, увы, психология Тихонова (классического местного феодала) – только брать и ничего не отдавать, и обязательно «надуваться» за чужой счет. Кто-то платит за все, а после Тихонов выдает успешный результат за собственную заслугу. Надувание щек за чужой счет – еще одна родовая метка наших местных князьков.

Впрочем, после некоторых раздумий, начинаешь понимать, что перепалка вокруг ФК «Заря» – всего лишь мелкая деталь, случайно выползшая наружу, нехотя прокравшаяся в медиа. Подлинная причина типичной женской истерики Тихонова – когда делаются необдуманные оскорбительные заявления, надуваются губки и разбивается семейная посуда – кроется намного глубже. По мере того, как иссякали местные платежи местных "благодарных" бизнесменов "крестному папе", Тихонов вдруг понял, что он – никто. Что его сладкое время заканчивается. Что его просто терпят в большой политике, пока пытаются нащупать новую формулу общения с регионами, и в частности с Луганской областью. Те же регионалы пытаются в своих базовых регионах формировать новые управленческие команды, понемножку разбавляя местные элиты варягами-профессионалами, способными писать бизнес-планы развития региона. А это значит, что власть местных феодалов начинает скукоживаться. Они паникуют, ищут варианты, нанимают лоббистов, платят отступные, пытаясь оставить, все как есть. Но Тихонов, судя по всему, больше не в состоянии защищать свои теневые позиции в Луганске. И потому выдал нечто несуразное. Ему очень не хочется терять свое насиженное место. Виктор Николаевич, надо признать, чрезвычайно привык к барству. И как обыкновенный барин хочет, чтобы ему все вокруг безусловно и безропотно прислуживали. Однако время феодала Тихонова в любом случае уже прошло.

PS. Мы решили выяснить, откуда все-таки у не/бизнесмена Виктора Тихонова немалые деньги, а также, почему он не хочет вкладывать собственные ресурсы в поддержку ФК «Заря». Читайте продолжение темы…

Истерика феодала Т.