Юбилей одной партии
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
«Серьезного и откровенного разговора», обещанного Томенко, на праздновании десятилетия ВО «Батьківщина» не получилось. Получился полуторачасовой бенефис Премьер-министра, которая больше озабочена экономикой, чем собственной политсилой. Что, вообще-то, логично. Как логично подходит к тексту эпиграфом крылатое Евгения Евтушенко – «Тоска по Родине на Родине». Точнее, по ВО «Родина» на юбилее ВО «Родина».
Динозавры Медведчука на празднике у Тимошенко
Гуляли с размахом. В здание выставочного центра на Броварском проспекте столицы набилось шесть тысяч «сердечного» народу. В отличии от предыдущих форумов, дресс-кодом народ не обязывали. БЮТовцы его и без напоминаний соблюли – каждый второй пришел в белом, каждый третий – в вышиванке, каждый пятый – в футболке с надписью «10 лет «Батьківщине». Хотя членов партии, являющихся таковыми с первого дня, набралось не так уж много. Когда Тимошенко, чествовала ветеранов, с мест поднялись человек 150-200. Почти все, почему-то, довольно пожилые.
В ожидании действа, делегаты фотографировались друг с другом и с узнаваемыми политперсонажами. Средь последних попадались весьма любопытные экземпляры. Так, по левую сторону от президиума расположились «гости съезда»: Мартыненко, Стретович, Тарасюк, Каськив, Драч, Москаль… Ум, честь и гордость «оранжевого лагеря». Не говоря о доброй половине Кабмина, включительно с министрами «президентской» квоты – тем же Кучеренко.
Всю эту околотимошенковскую братию Юлия Владимировна именовала скромно, но гордо – «наша команда». Касалось это и Леонида Кравчука, появление которого, признаться, ошарашило. Не потому, что было неожиданным, скорее – слишком уж демонстративным «актом поддержки». Удивлялась я недолго – до момента обнаружения в зале динозавра кучмовских времен, одного из идеологов «темников» и гнусной информационной политики АП позднего периода, ярого экс-противника Тимошенко и мелкого, но невероятно мнительного приспешника Медвудчука, Василия Базива. Внимая Юлии Владимировне, он не отводил от нее влюбленных глаз.
Прежде «Обоз» испытывал подобный шок четыре года тому назад – по факту попадания в СП прежнего министра образования Василия Кременя. В начале 2005-го, назначение спровоцировало такой скандал, что бедняга, не выдержав всеобщего осуждения, вынужден был уволиться буквально через несколько дней. К середине 2009-го к подобным кадровым «перекосам» все давно привыкли – не обращали уже внимания, но… Кравчук и Базив возле Тимошенко, это, все-таки, слишком. С таким подходом, можно было б и Медведчука в президиум посадить. А, что такого?! Дух Виктора Владимировича, релаксирующего ныне в Крыму, все равно перманентно витал над залом.
- Вы тут в каком статусе, гость? – справился «Обоз» у Мартыненко.
- Как гость.
- Сочувствующий. По-вашему: быть ЮВТ Президентом?
- Быть, - кивнул глава парламентской фракции НСНУ.
- Кто ее главный конкурент – Янукович или Яценюк?
- Янукович, конечно, они во второй тур выйдут. Только проценты я прогнозировать не берусь.
- Может, еще Ющенко поддержите?
- Исключено! – сказал, как отрезал, - Две недели тому назад мы всей нашей киевской организацией из состава партии вышли.
- У вас в городе штабы, ресурсы… - не за «спасибо» же это Тимошенко в кампанию отдавать. На что вы рассчитываете?
- Не думали еще, - пожал плечами Мартыненко, - Осенью, наверное, определимся. Официального решения о том, что мы, наша организация, ее поддерживает, еще нет. Да, и в БЮТ мы вступать пока не намерены…
Учитывая, что столица – слабое место БЮТ, а у Мартыненко тут «все схвачено, за все заплачено», рассчитывать Николай Владимирович может на преференции отнюдь немалые. Хотя б в свете муниципальных выборов…
Тем более, если верно акцентирует на собственных заслугах по «цементированию» нынешней демкоалиции. Кстати, третий ее субъект – блок Литвина, гостей на съезд почему-то не прислал. С чего бы это, в самом деле?!
- Вы теперь с Тимошенко? – подсела я к Леониду Макаровичу, и ранее не гнушавшемуся выступать в пользу Премьер-министра.
- Поддерживаю, - кивнул первый президент.
- Почему?
- Потому, что она работает.
- А остальные?
- А остальные ей мешают.
- Проголосуете за нее на выборах?
- Если б выборы были завтра – проголосовал бы за Тимошенко. Сто процентов. Но, время-то еще есть, посмотрим, какую программу она представит.
- Что же должен сделать Янукович, чтоб вы снова приняли его сторону? Это возможно вообще?
Кравчук ненадолго призадумался.
- Янукович? Стать лидером партии!
- Он и так лидер.
- Формально. Не просто лидером – руководителем партии стать. Разве он руководит ПР? Я уж не знаю, кто там у них сегодня руководит, то Колесников, то Ефремов…
Грянули фанфары. Присутствовавшие, все, как один, повскакивали с мест. По проходу зашагала Тимошенко. На сцене ее встречала Нина Матвиенко и хор, численностью человек в сорок, традиционно уже открывающие БЮТовские форумы «Молитвой за Украину». Духовный и национальный гимны сменили рок-мотивы. Теперь по проходу маршировали представители моложенного крыла «Батьківщини».
Режиссура и постановка от Баграева энд Ко, как всегда, впечатляла.
- Молодежь партии сегодня консолидирована и готова выполнять ваши решения! – бодро рапортовал их предводитель Евгений Суслов, взлетевший на сцену, перепрыгивая через две ступеньки.
Тимошенко одобрительно кивнула. За их с Сусловым спинами – на двух огромных плазмах, размещенных над сценой, транслировали мини-фильм о становлении молодежного крыла партии. В эпизоде, о 2004-м, прозвучало: «Тогда до победы действительно нашего президента оставалось еще шесть лет».
И это был первый, из большого количества прозвучавших позже, намеков на скорое президентство Юлии Владимировны.
Тимошенко: я смотрю в глаза Путину как равная - равному
Поздравления от «молодежки» «Батькіщини» сменили более авторитетные. Правда, спич главы Европейской народной партии Вилфреда Мартенса, анонсированный заранее, озвучил, не он – посланник Национальной ассамблеи Франции Тьери Мариани.
Речь, заготовленную для Мартенса, прочел с листа слово в слово. Основных мэссиджей три:
а) «Тимошенко – яркий пример европейского лидера…»;
б) «…она успешно работает для преодоления вызовов текущего финансового кризиса…»;
в) «…ЕНП будет с вами и в дальнейшем» (на выборах, то есть, - С.К.)
Фактически то же повторил от себя и партии Саркози.
Тимошенко сияла – быть признанным Европой европейским лидером, это тебе не два кряду поздравления с избранием от Путина принимать.
Хотя Путину в глаза она, как признается позже, смотрит как «равная – равному».
Сама Юлия Владимировна, вместо запланированного часа, у микрофона простояла более полутора. При этом в заметки свои глянула лишь пару раз. Пламенная – как всегда у Премьера, речь оставила двойственное впечатление. На десятилетие собственной партии Юлия Владимировна выступала почему-то не как ее глава – как руководитель правительства. Фраз, касавшихся непосредственно «Батьківщини», прозвучало не больше, чем пальцев на одной руке. Более популярный оборот – «наша команда».
- Именно наша команда первой подняла в парламенте вопрос об импичменте президенту. Мы тогда набрали всего 88 голосов…
Теперь плазмы «крутили» хронику «поступу». На первых кадрах Тимошенко – худая и бледная, в безразмерной фуфайке, только-только после СИЗО, препирается с какими-то беркутовцами. Тут она еще жгучая брюнетка. На последних – нынешняя фракция, облепив со всех сторон своего премьера-блондинку, живо что-то дебатирует.
- Именно мы первыми создали демократическое правительство от оппозиции. Это во времена, когда многие знать не знали, что такое оппозиция.
- Сейчас нашу славную помаранчевую революцию пытаются втоптать, обескровить, унизить и забыть. Потому как, возможно, не очень хорошо мы тогда выбирали руководителей.
Зал взорвался аплодисментами.
Лозинский: а был ли мальчик?
- Возможно, мы и это должны были пережить, набраться опыта, - продолжала Тимошенко, - чтобы понять: сейчас мы не имеем, ни возможности, ни свободы, уступать Украину тем, кто не имеет права вести ее вперед. Пришло время не уступать власть, а крепко брать ее в свои руки!
Овация грянула с утроенной силой.
Пред лицом надвигающихся испытаний – президентских выборов, за ними – парламентских и (с чего вдруг? – С.К.) местных, прозвучал призыв:
- Критически посмотреть на наши ряды, проанализировать каждого человека.
«Просачивание» в политсилу «случайных людей» Юлия Владимировна вынужденно признала:
- К сожалению, подобные случаи были и в этой нашей фракции и в прошлой…
О Лозинском – ни слова. Так, будто любителя палить по живым мишеням в природе не существует. Будто не по списку БЮТ вовсе он избирался в Раду. Будто незачем спрашивать с руководителя региональной организации – хотя б для проформы. Хотя, что с него – маленького функционера, взять при таком-то «хозяине» области?
- Все, что нам нужно выстирать и сдать в химчистку, обновить чистый, белый, яркий цвет наших флагов, мы сделаем!
Если б на месте Тимошенко стоял Янукович, он бы, для пущей убедительности, кулачищем по трибуне шандарахнул, - подумалось. Юлия Владимировна ничего подобного, конечно, делать не стала – ей и так поверили.
Уверенность подкрепило:
- В сложные для страны времена, Господь приводит в страну именно ту команду, которая способна работать.
Премьерствуй сейчас глава ПР, - убеждена ЮВТ, - Украина уже б существовать перестала. В том числе – как географическая единица.
Самое смешное, не она одна так считает. Вспомнилось, давеча один из истинных лидеров ПР говорил «Обозу»: «Будь – при такой-то экономической ситуации, в Кабмине Янукович, у него б рейтинг уже до трех процентов скатился, а Тимошенко – молодец, держится!»
- Что было б со страной, если б не наша команда! – патетично воскликнул ЮВТ.
- При том колоссальном сопротивлении в парламенте, которое мы имеем. Имеем именно потому, что готовимся к выборам!
Подобные откровения явно случились «внепланово». Премьер осеклась. Но, буквально на секунду – так, что мало кто и заметил. В следующее мгновение – переключила внимание аудитории, предложив просмотреть на плазмах запись «живых классиков украинской политики».
Запись состояла из трех фрагментов. Первые два – цитаты Януковича и Ющенко, предрекавших стране коллапс и крах, обусловленные деятельностью «сердечного» правительства. Третий – выступление Ющенко в НБУ, по ходу которого гарант напророчил стране дефолт. Слово «дефолт», под конец ролика, прозвучало несколько раз подряд – по нарастающей.
Нехитрый монтаж сработал – шеститысячная «белая армия» возмущенно загудела.
- Ганьба! – рявкнул депутат Ляшко.
Он сидел на ряд перед «Обозом». Пламенный правдоборец все вертел в руках новенький «Верту» за восемь тысяч у.е. Вертел, боковым зрением поглядывая – «заценят» ли окружающие.
- Мы сильнее, чем все «Спецназы», «Беркуты», «Альфы» и «Морские котики» вместе взятые! Мы – команда, способная тет-а-тет противостоять кризису, глаза в глаза, - донеслось со сцены.
На этом «партийная», точнее – «командная» часть программной речи Тимошенко закончилась. Началась экономическая. За час без малого, Премьер успела рассказать об аграрном комплексе, дефиците бюджета («5-7% дефицита – нормальная золотая середина для всех стран Европы»), Киотском протоколе, самом бюджете («если он не будет принят до выборов, уверена: сама его после выборов подпишу, причем таким, каким он нужен местным советам»), невпопад – об «Интере» («его захватила, по сути дела, мафия и эта мафия, через канал «Интер», промывает мозги людям»), в тему – о пенсиях и соцвыплатах, сокращению не подлежащих.
Публика заскучала, но виду старалась не подавать. Почему на праздновании десятилетия партии Юлия Владимировна рассказывает о газе, электроэнергии и отставках в КМУ, а не о количестве ячеек, программных положениях, планах и задачах, тем более – о выводах после Тернополя, о судах по Рыбакову, о сатисфакциях за Лозинского, большинство рядовых делегатов не поняли. Нерядовые шепотом напоминали о давнем «конфликте интересов» между Тимошенко – Премьером и лидером «Батьківщини». У всецело поглощенной правительственной рутиной, на партию у Юлии Владимировны не остается ни сил, ни времени. У Турчинова – тоже. А больше, пардон, некому. Потому-то и держится она, на честном слове, временно статусе «партии власти», да харизме ЮВТ.
«Наша команда всех способна растворить…»
- Первое, что нам нужно сделать, придя к власти – общественное телевидение, чтобы редакционная политика стала для журналистов действительно законом… - грузный делегат, судя по виду – высокий провинциальный чин (дорогой костюм сидел на нем так же нелепо, как балетная пачка на Ефиме Звягильском, если б, конечно, он вздумал ее надеть, - С.К.) клевал носом.
Как приходить к власти – ЮВТ еще не сказала, дальнейшие планы - уже анонсировала.
- На данном этапе мы еще не имеем реальной власти, но уже меняем страну!
Зал поддержал аплодисментами. Ее слова вообще часто перемежевывали овациями. Как ни крути, есть у Юлии Владимировны ядерный электорат – фанаты, готовые проголосовать за нее, даже если выясниться, что Тимошенко – вовсе не Тимошенко, а переодетый Ющенко.
- Ну, и о политике, - голос Юлии Владимировны зазвучал повеселее. Аудитория встрепенулась, - с 2004-го у нас появилось ощущение: возможно, мы не то, точнее – не того, выбрали…
- Да! – загудели ряды.
- Так мы свои ошибки исправим! – утешила сцена.
Турчинов, кимаривший в президиуме, закрыл лицо ладонями.
По ее собственному признанию, Тимошенко решила «Ющенко не трогать». Он, мол, того не стоит. Тем более – теперь. Зато «потрогала», по полной программе, Яценюка («третья сила – большой обман, это как третья нога – вроде есть, на самом деле – мешает двигаться»). Повысив, тем самым, котировку его акций. Зачем, спрашивается?!
Заговорив о «ширке», Юлия Владимировна сполна проявила свои ораторские таланты.
- Когда начался кризис – я призвала всех к консолидации… (в сентябре, то бишь, когда, из-за совместных голосований БЮТ с ПР, НСНУ вышла из коалиции, - С.К.). Силы, избранные в Раду… возможно, кое-кто из них выглядит несимпатично, но, ради страны…
Еще:
- Конституцию необходимо менять ради народа, а не под ситуативные договоренности… Никогда наша команда ни с кем не объединиться на базе антиукраинских ценностей…, - заявила та, которая никаких конституционных дел с Медведчуком никогда не имела.
Более того:
- Наша команда всех способна растворить… - повисла гнетущая тишина, - любовью к Украине! – быстро нашлась Премьер.
Провал «ширки», следуя ее логике, - не благо – катастрофа вселенского масштаба:
- К сожалению, мы не лишили Украину от риска игры в джек-пот – «кто станет Президентом». Это очень опасно…
Конечно, опасно, если рейтинг падает – особенно.
- Нам был брошен такой вызов и мы – наша команда, его принимает!
В зале началось нечто невероятное.
Именно эти слова стали лейтмотивом официальной резолюции, принятой по итогам сборища. Резолюции, провозглашающей: «сердечные» твердо намерены участвовать в президентской кампании. О выдвижении Тимошенко там не написали только потому, что кампания еще не началась. Но, не Турчинова же, в самом деле, БЮТ выдвинет!
Посему, ЮВТ считает необходимым уже сейчас решить: что делать с парламентом после победы? Своей, разумеется.
Варианта два: Раду распустить или консолидировать. Юлия Владимировна предпочитает второй. Пока.
Следующее мера чрезвычайной важности – принятие новой Конституции. Разумеется – посредством референдума. Конституции, которая, кроме прочего, нивелирует хаос, царящий ныне в судебной системе («а пока наша команда полноценно не придет к власти, этого в Украине не будет).
Алло! Мы ищем Лозинского !
Турчинов, в отличии от Тимошенко, был краток. И хоть речь его – образная, эмоциональная, призванная «вдохновить массы» на борьбу («евреи сорок лет бродили по пустыне. Почему так долго? Синайская пустыня невелика – за 15 суток максимум ее пройти можно. Потому, что когда дошли они до земли обетованной – испугались. Испугались, так как были рабы. Хоть и избавились раньше от рабства, как сейчас бы сказали – победили тоталитарный режим фараона. Испугавшись, повернули назад и скитались, пока не умер последний раб, а новое поколение вошло в землю обетованную…»), звучала звонко и задорно, в голосе самого Александра Валентиновича оптимизма не чувствовалось. Турчинова выдавали глаза. Он устал. Очень устал. Даже, пожалуй, поболее Тимошенко, маскирующей усталость тональным кремом – оружием, в искусных руках гримерши Тамары.
Пожалуй, фраза Юлии Владимировны, венчавшая все ее выступление: «эти выборы станут последним рубежом», адресовалась именно Турчинову.
Очень может быть, для него грядущая битва действительно последняя. Если не по форме, сути – точно. Причем в независимости от ее исхода. Сколько, в самом деле, терпеть? Ради чего? Не ровен час – в очередных внеочередных киевских выборах заставят участвовать.
… Зато Кравчука точно не заставят. Возраст не тот. Выйти на подпевки к человеку, которого вчера сам клеймил позором – «достойное» завершение славного пути. Вопрос не в том: плохая ли, хорошая ли, Тимошенко, в том, что негоже себя разменивать. Впрочем, на депутатство, если так судить, размениваться тоже было негоже.
Как Леонид Макарович избирался в Раду – «Обоз» не помнит, зато как он был ВИП-агитатором у Януковича, я помню очень хорошо.
- На моих глазах в политике формировался клан, - объявил, став боком к залу – лицом к Тимошенко, - Уж думал: не найдется силы, способной его сдвинуть. Если б не ваша энергия, вера, Юлия Владимировна, думаю, не нашлось бы лидера, который бы остановил клан и дал дорогу демократии…
Может ли язык прилипнуть к небу? Может – если сладкой ваты объестся. Или послушать экс-эсдека, восхваляющего автора идеи об императивном мандате.
- В стране два лагеря. Один – власть: правительство и вы. … Второй – тоже власть. Эту вторую силу я для себя называю шумовым шаром власти. Они не знают, что делать, обвиняют премьера, чтоб заявить о себе негативном, так как позитивом не могут. Это опасная сила – народ должен об этом знать!
…Под конец, как водится, на сцену потянулись «представителей народа». Старейший руководитель местной организации, активист проблемной ячейки, непонятно откуда нарисовавшийся меж ними лидер парламентской фракции Кириленко, с тошнотворной лестью – «Тимошенко – княгиня Ольга третьего тысячелетия, заслужившая, чтоб править страной… она выстояла, всем смертям назло… У нас есть наша Юля». Вспомнился фрагмент фильма «ЧП районного масштаба» - о подготовке к юбилейному комсомольскому слету. «Что там у нас с президиумом?». «Из горкома будут, с завода будут, один спортсмен, герой соцтруда…». «Ветеранов бы еще парочку…». «Им уже дозваниваются».
Я вышла на улицу. У обочины – оттесненные милицией, скучали десятка полтора митингующих. Дежурные плакаты (по-моему, перевезенные сюда из-под Кабмина) подпортил дождь. Требования те же: земля, зарплата, счастье в жизни.
Написали б лучше: «Алло! Мы ищем Лозинского», самое место флэш-моб устроить, - подумалось «Обозу».