УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Скифское золото» для Президента

«Скифское золото» для Президента

Сегодня в Украине действует более 5000 «черных» археологов, которые поставляют на рынок более 1500 археологических артефактов в год. Но некоторых торговцев стариной жажда нажива привела к мысли «грабануть» не старые курганы, а бюджет Украины…

Как украинцы Лувр надули

Все больше убеждаюсь, что замечательные сатирики Ильф и Петров смогли выписать типажи, прошедшие через десятилетия. Скоро как 100 лет исполнится Остапу Бендеру, Михаилу Паниковскому и Шуре Балаганову, а до сих пор «живее всех живых». Другие личины, другие фамилии, но те же мысли, те же действия, те же приемчики.

Украина стала мамой тысячам авантюристов и проходимцев. Их жертвами были купцы, промышленники, дворяне, богатеи. А иногда и целые государства. Но кое-что изменилось. Раньше пытались обвести вокруг пальца чужие правительства. Сейчас все больше пытаются залезть в карман родному государству.

Но почерк остался прежним.

Сначала предыстория. Вото, что пишет об этой истории Кость Бондаренко. «В 1895 году в Вене появился некто Шепсель Гохман, купец из города Очакова. Он встретился с директорами Императорского музея Гуго Лейшингом и Бруно Бухером. С собой Гохман привез нечто необычное. А именно чудесно сохранившуюся золотую корону-тиару с надписью на греческом языке, гласившей, что граждане города Ольвия дарят эту корону в знак мира и с наилучшими пожеланиями царю скифов Сайтоферну. Корона представляла собою остроконечный шлем весом более килограмма, из золота – явно античного (к тому времени секрет античного золотого сплава считался утерянным). На короне в три яруса были изображены сцены из «Илиады» и «Одиссеи», различные древнегреческие боги, а также бытовые сценки. Такой артефакт не мог не вызывать трепета у коллекционеров. Когда Гохман назвал цену, у директоров музея перехватило дух – увы, таких денег у них не было. И ожидать их было неоткуда. Гофман не унывал, в 1896 году он с короной Сайтоферна оказался в Париже. Представил «находку» директору Лувра месье Кемпфену. Была озвучена цена, за которую Гохман был готов продать Лувру корону – 200 тыс. франков. Это сумма, эквивалентная 60 кг чистого золота! У Лувра таких средств не оказалось, необходимо было постановление парламента Франции о выделении подобной суммы из государственного бюджета. Но Кемпфен обратился к бизнесменам и собрал необходимую сумму. Позже французский парламент практически единогласно проголосовал за то, чтобы эта сумма была погашена за счет бюджета. Корона была приобретена, и толпы народа потянулись в Лувр, чтобы лицезреть произведение искусства.» Ну а затем выяснилось, что все это искусная фальшивка. Скандал разразился невероятный. Парижане были шокированы. В газетах несколько месяцев тема фальшивой короны была топ-новостью. Во всех кабаре пели куплеты о том, как политики и ученые опростоволосились и как их обвел вокруг пальца украинский аферист.

Черные археологи жаждут славы

Перенесемся в наши дни. Тот же сюжет. Но вместо Лувра - «Мистецкий арсенал», а вместо французского парламента – украинский Нацбанк. Итак, по порядку.

Известный в узких кругах археолог Орест Корчинский, исследователь скифских курганов и древних городищ,  стал скандально известным благодаря тому, что откопал Стильское городище – мегаполис, который в конце десятого века превышал площадь тогдашнего Киева. Вместо академической мантии Корчинский получил презрение коллег, его отстранили от раскопок в 2006 году. Находка его, безусловно, очень важна, так как скорее всего ему удалось найти летописную столицу белых хорватов, упоминаемую в «Повести временных лет». Корчинский всеми силами добивался того, чтобы Стильскому городищу присвоили не только статус достопримечательности, но и статус исторического заповедника. Это позволило бы контролировать немалую территорию, особенно это важно, так как вокруг городища сохранилось множество курганов и могильников. А именно они интересовали Корчинского в первую очередь. По слухам, этот титулованный археолог – один из самых больших специалистов по, как бы это помягче выразиться, пристальному изучению экспонатов. С их последующим исчезновением. Он и понятно. Вещи старые. Прямо рассыпаются в руках. Исчезают на глазах…

Но в НАНУ не поверили в сказки о тленности артефактов. Комиссия отстранила Корчинского от раскопок, так как тот занимался, по их словам, «не изучением, а уничтожением памятников». Несколько лет назад во время очередного заседания полевого комитета археологии Академии наук, было принято решение лишить его открытого листа (разрешения заниматься профессиональной научной деятельностью). Решение было принято на основе того, что отчеты, которые Корчинский сдавал по результатам раскопок имеют ничтожную научную ценность, а кроме того он не сдал в музей ни одного из якобы найденных им в Стильском 80 тысяч ценных исторических предметов. Зато в Стильском Орест Корчинский создал так называемую «Верхнеднестровскую спасательную экспедицию», которая действовала якобы от лица НАНУ, но на самом деле являлась личным предприятием Корчинского. Узнав об этом, НАНУ ликвидировала предприятие, после чего Орест Корчинский подал на Академию наук в суд, но дело проиграл.

Продолжить легально кропотливое дело сбора древних артефактов Корчинский потерял. Но разве это может остановить? Он продолжил свою «старательскую» деятельность. За годы научной карьеры он изучил немало курганов, и мог на глаз отличить разграбленные до него от нетронутых. Собирая по крупицам, он смог создать немаленькую коллекцию экспонатов относящихся к самым разным эпохам. Но самым ценным в ней было собрание предметов, которые объединяют под термином «Скифское золото». Было их немного, но ценность они представляли огромную. И тогда Корчинский понял, что для того чтобы обеспечить себя, своих, детей и внуков надо пойти по пути Шепселя Гохмана. И то, что не отдает земля-матушка можно создать на тиглях Малой Арнаутской. Старого золотого лома у деятельного археолога накопилось достаточно… Переплавить его и сваять довольно грубые золотые поделки скифских предков оказалось совсем не сложно. Несколько прикормленных ювелиров… рисунки коллег-археологов, немного времени. И вот в руках видного исследователя старины появляется уникальная коллекция древних золотых украшений.

«Меняем золото на деньги…»

Продать такой, в прямом смысле этого слова, клад коллекционерам, даже не оптом, а поштучно, означало привлечь к себе внимание правоохранительных органов, а то и службы безопасности Украины. Но разве это может остановить? Корчинский хорошо изучил историю старого Шепселя. То, что нельзя продать из под полы, можно продать с большим шумом. И тут возникает план. Корчинский обращается за помощью к Игорю Дидковскому, директору «Мистецького арсенала», вокруг которого, кстати, в последнее время вспыхивает скандал за скандалом. Археолог-коллекционер предложил выставить свою коллекцию в галерее. Дидковский, презрев все опасности, соглашается и включается в реализацию этой грандиозной аферы.

Опыт у него в подобных делах был немалый. Больше всего прославился этот деятель созданием «музейной пирамиды». 5 лет назад эта история наделал немало шума. Тогда именно Дидковский привлек на тот момент малоизвестную акционерную компании «МИР» (ныне группа компаний «Родовід») к созданию грандиозного проекта на улице Январского восстания. А сам Игорь Дидковский тогда был председателем наблюдательного совета ОАО «МИР». (Это в «девичестве», а ныне почти обанкротившийся «Родовид»).

Словно Остап Бендер (снова герои Ильфа и Петрова), Дидковский нарисовал почти Новые Васюки на месте старого Арсенала. Пересказывать не имеет смысла, но пару идей из того проекта надо привести. «По словам Игоря Дидковского, проект «Родовід-центр» будет реализован в три этапа, — писало интернет-издание «Недвижимость». — Первым этапом станет создание общественного центра «Храм примирения». Второй очередью, согласно планам компании, будет создание музейного комплекса. Третий этап — создание общественной инфраструктуры в виде коммерческих предприятий, чтобы поддерживать на плаву всю эту махину и окупать текущие расходы: зал официальных делегаций и приемов, типографии, галереи, концертный зал на 20 тысяч мест, в составе комплекса «Родовід-центр» планируется построить пятизвездочный отель и 100 тысяч квадратных метров жилья, которые разместятся на земельном участке площадью около 10 га. «Это будет фактически город в городе». Нью-Васюки в центре Киева.

Кончилось, конечно, громким пшиком. До избиения шахматными досками не дошло, но попотеть пришлось. Тут Дидковский оказался хитрее Бендера. Параллельно он вел работу по созданию под крылом Минкульта государственного предприятия, которое в перспективе и должно было заняться непосредственной реализацией замысла. Замысел же представлялся организаторам, как чисто коммерческий проект, где бизнес готов вложить средства, как в музей, так и в 100 тысяч квадратных метров жилья в… заповедной охранной зоне. Т.е. можно было в одном кармане держать бюджетные средства, а в другом гранты меценатов.

Ну а потом появился и третий карман. Проектом заинтересовался тогдашний городской голова Киева Александр Омельченко. На «Мистецкий Арсенал» пролилась манна в виде субвенций столичной администрации.

Такая вот хитрая схема, три ручейка сложились в мощную бюджетную речку.

Со временем, правда, все эти ручейки обмелели. Госбюджет попал под контроль враждебных сил, у новых киевских властей были свои идем, как лучше потратить городскую казну, ну а «Родовид» вообще «накрылся медным тазом». Очевидно, Дидковский задумался, что же дальше. И тут как раз появляется Орест Корчинский, со своей богатой идеей реализовать грандиозную коллекцию «скифского золота». Дидковский долго не думал, его следующий шаг был очевиден. На сцене появляется Денис Горбуненко бывший руководитель все того же «Родовид-банка». Он сам уже к этому времени не очень котируется во властной вертикали и предлагает мобилизовать «тяжеловеса». Им оказывается прославленный Сергей Бубка, глава Национального олимпийского комитета и по совместительству (случаются же совпадения) глава «Родовид Банка».

У Бубки тоже последнее время с финансами было не ахти. И он соглашается на примерно такую схему. Он обращается к Президенту Виктору Ющенко, руководителям Нацбанка Владимиру Стельмаху и Анатолию Шаповалову и убеждает их выделить 2,5 миллиарда гривен для приобретения коллекции «скифского золота», которое очень нужно для создания конкурентоспособной музейной экспозиции «Мистецкого Арсенала».

Естественно, все это было подтверждено актами экспертизы и оценки коллекции, которые не высказывали никаких сомнений ни в ее подлинности, ни в ее ценности. По удачному стечениюю обстоятельств все акты были «рождены» все в том же «Мистецком арсенале». Как говорят те, кто видел эти бумаги, оценка коллекции там была определена примерно в 1 миллиард долларов, но владельцы коллекции, якобы, понимая финансовые затруднения Украины, были готовы пойти на 70 процентный дискаунт и согласиться на баснословные 2,5 миллиарда гривен.

Это, говорят, и насторожило Стельмаха и Шаповалова, и рисковать миллиардами, несмотря на давление гаранта и пируэты Бубки, банкирам было боязно. Уж слишко «ветрено» последнее время на Банковой. Но по слухам, Сергей не сдается, он решил взять Нацбанк измором, и продолжает убеждать держателей украинской «кубышки» в том, что ее срочно нужно распечатать. Говорят, за его старания украинский НОК должен получить 20 миллионов долларов. Небольшие деньги, но видимо, очень нужные сейчас в хозяйстве олимпийского чемпиона.

Дорогостоящие игрушки Президента

Пока осторожность банкиров сорвала хитроумную комбинацию. Но Президент не намерен отступать. Возможно это его последняя возможность наполнить «любимую игрушку» – «Мистецкий Арсенал» – хоть каким то смыслом. То, что смысл это может оказать фальшивым во всех смыслах слова, его волнует мало.

Как оказалось, это уже не первый случай потворства Президента нелегальным коллекционерам. В 2008 году, во время визита в Польшу, он вместе с его польским коллегой Лехом Качинским открыли в Варшавском национальном музее выставку "Украина - миру" из частной коллекция "Платар" (Платонов - Тарута). "Платар" раньше принадлежала бизнесмену Сергею Платонову, ушедшему из жизни в 2005 году. Коллекция из тысяч предметов старины (часть ее, 1315 экспонатов из золота, серебра и бронзы в 2001 году Платонов преподнес государству), коллекция, стоимость которой исчисляется десятками миллионов долларов, хранится у украинского предпринимателя Сергея Таруты - председателя совета директоров металлургической компании ИСД, которого журнал Forbes считает миллиардером. В январе 2009 года Тарута выставил свою малолегальную коллекцию в Киеве.

Коллекция «Платар» состоит из археологических древностей от трипольской культуры до Средневековья. Между тем, по мнению экспертов, в коллекции мало предметов трипольской культуры, их стоимость не превышает 15 тысяч долларов, другие артефакты - скифское и античное золото «черного» происхождения.

В 2003 Украина ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия. По этому документу, государство должно ограничить оборот объектов археологического наследия, полученных в результате утаивания или осуществления нелегальных раскопок. Однако, покупая находки черных копателей, коллекционеры продолжают финансировать грабителей.

22 января президент Ющенко наградил Таруту орденом «За заслуги» II степени за «благотворительную деятельность на поприще сохранения исторического наследия украинского народа» и весомый личный вклад в создание национального заповедника «Гетманская столица» в городе Батурин.

Интересно, какой орден получат из рук Президента господа Корчинский, Дидковский и Горбуненко? Наверняка их заслуги не останутся без награды. «Обозреватель» обещает, что будет следить за развитием событий…

«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента
«Скифское золото» для Президента