УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто же все-таки «сожрал» Киевгорстрой?

3,5 т.
Кто же все-таки «сожрал» Киевгорстрой?

Только отобрав у «зятя Черновецкого» холдинговую оболочку, команда Попова осознала, что реальные строительные активы города… выкрал кое-кто иной.

Все прячется в деталях. Деталь первая. Генпрокуратура наконец-то официально заявила, что доля ХК «Киевгорстрой» в целом ряде собственных дочерних компаний (прежде всего, таких как «Домобудівний комбінат-4», «Київвоздоббуд», «Будмеханізація» и «Трест «Київміськбуд-3») была уменьшена незаконно. Правда, пока не назвала истинных участников этого уголовно/наказуемого действа. Деталь вторая: новый генпрокурор Виктор Пшонка на пресс-конференции прямо заявил, что выявление схем разворовывания КГС и поименное обозначение главных «разворовывателей» актива – одно из приоритетных направлений работы его ведомства на ближайшие месяцы. Деталь третья: та же Генпрокуратура еще 8 ноября подала в Госкомиссию по ценным бумагам (ГКЦБФР) протесты на соответствующие свидетельства о регистрации доп/эмиссий. ГКЦБФР, хорошо понимая складывающуюся политическую конъюнктуру вокруг ключевого столичного актива, оперативно отреагировала на прокурорскую инициативу и протесты в полном объеме удовлетворила. Регистрация эмиссий отменена.

И все-таки, куда более активную позицию заняла команда нового главы Киевгосадминистрации Александра Попова. А громкое увольнение Леонида Черновецкого, судя по всему, связано именно с попыткой вернуть все столичные активы. Александр Пузанов, юридический заместитель фактического мэра Киева Попова, организовал блестящее «собрание акционеров», позволившее вернуть городским властям контроль над базовым строительным холдингом Киева – КГС. На первый взгляд, Александр Попов показательно выиграл весьма тяжелый бой за один из ключевых активов киевского коммунального хозяйства. И тут же попытался закрепить успех, посадив в президентское кресло холдинга толкового строительного менеджера – Михаила Голицу. Однако, на самом деле, выигрыш этот весьма условный. Если не сказать, бессмысленный. Так как, по большому счету, сам по себе холдинг КГС сегодня – всего лишь большая и красивая пустышка. Бессодержательная обманка, не имеющая за душой ровным счетом никакой ценности. Вот почему, куда важнее для команды Попова, если, конечно, она хочет получить реальный результат в городе, выиграть второй и третий раунды «битвы за КГС». Второй раунд – это притязания группы Вячеслава Супруненко (зятя Черновецкого), которая располагает мощным финансовым и юридическим ресурсом для создания очень «длинных проблем». Третий раунд (еще более важный) - вычистить из горстроевских «дочек» «допэмиссионеров» (как правило, это директора и их родственники этих самых «дочек) и вернуть их материнской компании. Только возврат реальных активов сделает Киевгорстрой полноценным игроком столичного строительного рынка. По большому счету, настоящая война за КГС только начинается. И оппоненты вряд ли без боя сдадут свои позиции. Тем более, что защитные редуты они создавали годами.

История нынешней трагедии Горстроя начинается в далеком 1995 году. Идея создания государственного холдинга, который объединил бы 98 крупнейших на тот момент строительных предприятий Киева, понравилась многим. Единый управленческий центр позволял эффективно развивать отрасль, оптимизировать затраты, контролировать львиную долю строительного рынка в столице. На момент создания холдинга Киевгорадминистрация владела 80% акций предприятия. Но 12 июля 2007 года «группа доверенных лиц» (глава фракции «Блока Черновецкого» Комарницкий и начальник управления коммунальной собственности Чуб) подготовила безупречную юридическую операцию по принятию на одной из сессий Киевсовета решения о приватизации КГС. Надо оговориться, что Комарницкий и Чуб действовали абсолютно корректно. Внесли предложение. Разработали процедуру прохождения документов по соответствующим инстанциям. Де-юре все выглядело благопристойно. А вот де-факто последующая приватизация, состоявшаяся по документам в 2009 году, привела к весьма плачевынм последствиям.

Так или иначе, решение № 1138/1799 Киевсовета позволило с изящной легкостью приватизировать КГС (как холдинговую структуру). Правда, группа Супруненко тут же столкнулась с ключевой проблемой (с той самой, с которой сегодня, после возврата КГС в коммунальную собственность Киева, столкнулась группа Попова) - отсутствие реальных активов. Чтобы исправить ситуацию и нарастить предпродажную капитализацию холдинга (а цель у Супруненко была простой – бесплатно собрать чужую собственность в единый пакет и дорого продать этот пакет частным инвесторам), зять принял ряд важных решений.

Во-первых, назначил президентом холдинга Петра Шилюка. О Шилюке поговорим детально ниже, так как именно Петр Степанович представляет нынче куда большую угрозу планам того же Попова, чем тот же Супруненко. Так вот, новый президент должен был – как фигура, которая имеет в своем послужном списке много темных пятен и очень легко поддающая внешнему управлению - гарантировать «узаконивание» любых юридических решений, выгодных Супруненко. Отсюда, во-вторых, корпоративный юрист зятя - Вячеслав Топчий - разработал агрессивную программу «захода» в дочерние предприятия КГС (т.е. отчуждения активов в пользу зятя) за счет допэмиссий. Пакеты акций КГС… уменьшались. А контроль бесплатно переходил к подставным лицам (впрочем, сия практика очень распространена у нас при работе с госактивами). Но, разумеется, что на самом деле все эти пакеты акций отходили в ведение Супруненко. Шилюк подобные действа (добровольный отказ холдинга от собственности) с необыкновенной легкостью благословлял. На первом этапе «собирания активов» группа Супруненко атаковала только слабые «дочки». Т.е. те, в которых «красные директора» не успели «сформировать» (при помощи различных манипуляций и размываний) контрольные пакеты у себя или своих доверенных лиц.

После – намеревались разобраться с теми «дочками», которые уже превратились в частные владения ушлых директоров. Таким образом, в считанные месяцы пакеты КГС в разных предприятиях (при участии и одобрении самого КГС и его президента Шилюка) были размыты с 30 и более процентов до трех процентов. Третье: между прочим, как сегодня выяснилось, реальное отсутствие контроля со стороны ХК КГС над своими дочками, поспособствовал тому, что тот же Шилюк и прочие «дочерние» директора буквально обнаглели от юридической безнаказанности. В какой-то момент они решили легализовать собственные юридические проделки и выкупить у собственных предприятий незаконно выведенные активы. Шилюк же (уже после того, как его оставили) и вовсе решил… организовать параллельную Холдинговую компанию, пытаясь единолично собрать под себя ряд предприятий КГС (за счет скупки у прочих директоров и даже у самого Супруненко незаконно выведенных пакетов). Лихой сюжет развивается прямо сегодня: пока Попов пытается разобраться в многочисленных воровских хитросплетениях вокруг КГС, Шилюк активно строит собственный холдинг, чтобы занять вакантное место.

Впрочем, мы несколько забегаем вперед. На дворе пока 2007-2009 гг. Шилюк – президент холдинга – все это время сидел вроде бы тихо. По той простой причине, что ему позволили львиную долю заказов КГС перенаправлять на собственную… строительную компанию «ДСК-4». Между прочим, ДСК-4 – это тоже дочка КГС, но Петр Степанович много лет назад весьма умело переоформил 70% акций дочки на себя. Разумеется, за счет многочисленных «допэмиссий». Более того, однажды случился самый настоящий казус, который, увы, никого тогда не насторожил. Он как-то умудрился даже присоединить к «ДСК-4» фиктивное предприятие, акционеры которого автоматически и бесплатно получили акции строительного предприятия. И сразу же передали их… Шилюку. Добавим, что даже такие пустышечные казусы не вызвали вопросов со стороны ГКЦБФР (кстати, а действительно – почему спецы Госкомиссии никогда не задают очевидных вопросов?) и несмотря на многочисленные нарушения, все допэмииссии охотно были зарегистрированы.

Так вот, Шилюк в кризисный период (2008-2009), являясь президентом большого коммунального холдинга, отправлял заказы своему неформально-частному предприятию и тем самым «лишал кислорода» прочие предприятия холдинга, где директорствовал. А, кроме того, внешне проявляя лояльность Супруненко, он активно сливал планы зятя его оппонентам. Не ради того, чтобы остановить вывод активов. Но только ради того, чтобы отвлечь внимание «рейдерской команды Супруненко» от планов самого Шилюка. Супруненко, тем временем, провел не менее блестящую операцию. В мае 2010 года неожиданно выяснилось, что 80% холдинга продано оффшорам. Параллельно с этим был, наконец, уволен выполнивший отведенную ему роль Шилюк. Регистраторы были сменены еще в 2007-2008 гг., что вполне можно считать первым этапом реализации намерения «вывести» холдинг. Вот почему сейчас никаких документов по отчуждению акций найти невозможно - тогдашние регистраторы «исчезли» вместе с документами.

Чуть позже правление возглавил Василий Можар. Он, к удивлению, оказался не членом команды зятя. Но и реальными полномочиями почти не располагал. А чтобы окончательно запутать следы, было заявлено, что «сделка по продаже КГС» состоялась еще в июле 2009 года. Но документы, детализирующие сделку, просто пропали. Все – следы вроде бы затерты.

Пузанов с Поповым сделали невозможное – юридически корректно и вызывающе оперативно вернули КГС горадминистрации. Но первый же толковый аудит выяснил очевидное – внутри холдинг совершенно пуст. Нет ничего. Никаких активов и никаких денег. Куда все делось? Кроме того, вчерашний теневой хозяин КГС Вячеслав Супруненко намеревается атаковать через суды команду Попова, отвлекая дефицитные внимание и ресурсы на защиту. Его цель - отыграть ситуацию в свою пользу и вернуть себе холдинговую болванку. Попов старательно защищает собственные позиции. А в этой время реальную выгоду из ситуации и реальную прибыль получает третий игрок. Непубличный и очень боящийся настоящей «засветки» – упоминавшийся уже нами Петр Шилюк. Экс-президент КГС, а нынче новый-старый директор ДСК-4 (крупнейшей формальной дочки КГС, годами отлично объедавшей собственную «маму»). Чрезвычайно запутанный городской детектив, в котором очень не просто найти нужные концы, потянув за которые, можно точно указать на того, кто реально должен сесть на тюремную скамью. Так вот, Петр Степанович - человек весьма специфический. Он никогда не играет открыто. Никогда не противоречит сильным игрокам. Но всегда тихонько так кусает сзади. Чужими зубами. Так он действовал в бытность президентом КГС, когда внешне старательно исполнял указания того же Супруненко, но за его спиной все планы зятя «сливал оппонентам». Так он действует и сегодня – пытается любым способом (хотя таковых у него и не очень много) направить команду ревизоров (из КГГА и Генпрокуратуры) на Супруненко. Петру Степановичу очень надо, чтобы ревизоры увязли именно на том направлении. И чтобы они (ревизоры) даже не попытались поставить главный вопрос повестки дня – «а разве реальными активами обладает не сам Шилюк?»

Вернемся в начало истории. Сообщения о том, что Александр Попов вернул горадминистрации контроль над КГС, вызывали сдержанный оптимизм. Киевгорстрой – некогда крупнейший игрок строительного рынка столицы. Некогда мощная коммунальная собственность жителей столицы. Некогда влиятельная отраслевая структура, которая диктовала стандарты отрасли и ценовые параметры на квадратный метр. Но истина кроется в том, что настоящая война за КГС только начинается. Пока, к большому сожалению, отвоевана только так называемая «юридическая болванка». За активы же, борьба только начинается. Крушение некогда флагмана индустрии началось не вчера, а еще в бытность главной холдинга Владимира Поляченко. Слабая корпоративная грамотность государства и его (государства) безразличие к собственным активам буквально вынуждали «красных директоров» брать коммунальное имущество даром и через ряд «очистительных механизмов» записывать в свою собственность. Именно в те годы и появилась своеобразная сателлитная форма КГС – в центре большая «мама» (сам холдинг). Как юридическая матрица, имеющая пакеты акций в дочках. По диаметру расположились дочки, в которые были переданы конкретные материальные активы. КГС управлял этими активами через юридическое присутствие в пакетах акций. Очень соблазнительная, как оказалось, формула, которая позволяла запросто решать несколько глобальных воровских задач. Во-первых, проводить неформальную приватизацию именно дочек с активами. Во-вторых, через банальные допэмиссии резко уменьшать присутствие государства и столичной общины в реальных строительных активах столицы. В-третьих, наемным менеджерам (т.е. назначенным директорам «дочек КГС») бесплатно становится сразу крупнейшими строительными магнатами. Поляченко – по той или иной причине – благоволил известному ельцинскому афоризму: «берите суверенитета столько, сколько унесете». Вот «дочки КГС» его и набрали столько, что формально КГС вроде бы и есть. А на самом деле его как бы нет.

Базовые пункты программы реанимации, без реализации которых в ближайшее время ни Попов, ни стоящая за ним влиятельная группа, не решат проблему КГС, следующие. Первый: ключ ко всему – Шилюк. Хороший аудит его деятельности и правильные прокурорские выводы позволят быстро раскрыть типичные схемы вывода денег и пакетов акций. Наши источники в той же прокуратуре косвенно подтверждают, что сейчас уже есть понимание базового тезиса всего расследования – искать нужно реальные активы. Только так можно воссоздать работающую структуру. А у кого нынче реальные активы имеются? И кто тихонечко так и незаметно начинает выстраивать альтернативный частный КГС? Второй пункт: обязательная отмена всех «допэмиссий», которые мастерски организовывала в 2007-2009 гг. группа Супруненко-Топчий-Коваль. Третий пункт: замена директоров на целом ряде «дочерних предприятий» и возврат этих предприятий в орбиту КГС. Четвертый пункт: восстановления влияния КГС (и/или восстановление пакетов акций) в дочерних предприятиях, которые были выведены из КГС до появления там группы Супруненко.

Судя по всему, только оперативная реализация этих шагов позволит Александру Попову реанимировать идею построения в Киеве мощного вертикально-интегрированного и самодостаточного холдинга под брендом КГС и обеспечить социальное признание управленческого потенциала собственной команды. И, похоже, они начали это делать. В противном случае, он останется ни с чем. Тем более, что оппоненты начали активно сопротивляться. В том числе, размещая в западных медиа жесткие критические статьи. В частности, на британских интернет-сайтах 24dash.com и Forbes была размещена именно такая статья - «Бизнесмены-чиновники не оставляют шансов иностранному бизнесу в Украине». Суть – якобы госчиновник Попов осуществляет враждебное поглощение КГС и тем самым отпугивает системных инвесторов. Рассказ о госрейдерстве в исполнении команды главы КГГА Попова – только первая часть большого плана «противодействия». Во второй части обязательно состоится провоцирование социальной нестабильности в столичной строительной отрасли. Директора «дочек», как всегда, начнут апеллировать к ограбленным ими же трудовым коллективам, втягивать эти коллективы в уличные протесты и т.д. Главная на сегодня задача директоров-оппонентов, хорошо упаковавшимся дармовыми активами КГС – провоцировать неутихающий скандал «с рейдерством» и тем самым максимально понижать юридическую активность «ревизоров» из КГГА и Генпрокуратуры…