Госзакупки по-российски
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Cкандал вокруг злоупотреблений на ниве государственных закупок медоборудования в России приобретает очертания ядерного взрыва. Сначала «погибли» находящиеся за пять километров от эпицентра, чуть позже померли те, кто за пятьдесят верст отдыхал. Теперь же смертельные лучи Генеральной Прокуратуры нещадно косят людей, считавших, будто толстые бункеры полномочий и должностей являются стопроцентно надежной защитой от радиации беспощадного Уголовного кодекса…
О запуске программы национальных проектов Владимир Путин сообщил 5 сентября 2005 года. В своем обращении к парламенту, правительству и губернаторам он подчеркнул - «концентрированное расходование ресурсов» гарантирует защиту этих самых ресурсов от тотального проедания. Есть проект «Жилье», проект «Образование», «Развитие АПК», и, конечно же, проект «Здоровье». Задумка отличная. Но задумать что-то хорошее на просторах бывшего СССР – это лишь 1% гипотетического успеха. Нужно уметь задуманное осуществить. И тут получилась заковыка. Как заявил еще в начале 2009 года депутат российской Госдумы Олег Смолин, провалом закончились практически все глобальные начинания в деле облегчения жизни граждан России:
«Национальный проект "Доступное жилье" привел к повышению цен на квартиры. Национальный проект "Образование" привел к тому, что мы очень резко разделили школы на продвинутые, и не продвинутые. Национальные проект "Сельское хозяйство" привел в основном к выигрышу банкиров и в минимальной степени к выигрышу крестьян».
Все пошло прахом, все извратили на местах. А вот НП «Здоровье» выжил. По мнению экспертов, выжил благодаря тому, что под него было выделено больше денег в относительных величинах, чем под другие проекты.
Первая мрачная ласточка пролетела над головами чиновников от здравоохранения 11 августа сего года. Ласточка достаточно жирная для того, чтобы ее не заметило российское общество. Глава контрольного управления администрации Медведева, к слову, бывший сокурсник президента, сообщил на докладе шефу следующее – руководство ряда регионов России закупило за бюджетные средства 170 томографов на сумму семь с половиной миллиардов рублей. Оборудование нужное, да вот беда – цена на него какая-то странная. В 2, а то и в 3 раза выше рыночной стоимости. То есть, один и тот же аппарат белорусы покупают по цене 35 млн, а россияне – по 90 миллионов.
Природа ценообразования такова - General Electric отпускает со склада томограф по 34,5 млн, фирма-посредник «лепит» к цене еще 37,2 миллиона. Фирма эта якобы иностранная, и учредителем у нее – француз или грек. Однако реально управляет ею какой-нибудь скромный чиновник из кабинета с портретом Медведева на стене. Томограф пересекает границу, и появляется еще один посредник, «накидывающий» к стоимости свои 18,7 миллионов. Вуаля – получите оборудование в три раза дороже, чем на General Electric. К слову, в самой компании-производителе представителям российского контрольного управления доверительно сообщили – если бы закупки производились централизованно, на томографы скидку бы предоставили. Существенную. Но покупать честно не интересно. Покупать честно – по миру пойти можно!
Вскрылись схемы получения откатов на приобретении программного обеспечения к томографам.
Вот распечатка разговора Медведева с губернатором Ростовской области:
«- Василий Юрьевич, что там произошло с этой закупкой? - На самом деле есть расхождения в ценах. Буквально сегодня, как только такую информацию получил, я дал поручение Счетной палате повторно и очень оперативно доложить мне эту ситуацию. Но я хотел бы подтвердить, что наряду с этим мы действительно приобрели десять программ к этому оборудованию... - …Если говорить о программах, давайте тень на плетень не будем наводить, все люди взрослые, все все понимают, продвинутые с точки зрения компьютеров - это лучший способ для того, чтобы осуществить откат. Потому что одно дело «железо», там хотя бы потрогать что-то можно, а другое дело - программы, в которых разбираются, наверное, несколько медиков…».
Почуяв неладное, неутомимые пилители госбюджета аппетиты умерили - медоборудование сказочным образом упало в цене, и отдельные регионы начали приобретать его практически за копейки (естественно, в сравнении с ценами, которые платились ранее). По всей видимости, люди, сидящие на закупках, «работали себе в убыток», ожидая, когда пройдут волны прокурорских проверок. В августе было открыто пять уголовных дел по факту нанесения ущерба на сумму более 200 миллионов рублей (на сегодняшний день открыто уже более 40 дел). В частности, под суд угодили бывший глава здравоохранения Ульяновской области, замначальника управления здравоохранения Екатеринбурга, другие высокопоставленные лица достаточно удаленных от центра регионов.
Тут бы Генпрокуратуре, начавшей расследование по результатам проверки контрольного управления, и успокоиться. Мол, вот, наказали тех, кто «где-то кое-где у нас порой…» Однако Медведев не довольствовался кровью сошек. Ему чрезвычайно захотелось узнать фамилии граждан, стоящих за теневыми схемами. Ведь сомневаться в том, что за подобного рода операциями стоит мощная, четко организованная и структурированная группа чиновников высшего ранга, не приходится. Ниточки потянулись в Минздравсоцразвития. Такое рвение президента можно объяснить, но объяснение это настолько же удивительно, насколько и невероятно – Медведев копает под людей… Путина!
Дело в том, что депутат Госдумы Александр Хинштейн еще в ноябре 2006 года выступил с жесткими обвинениями в адрес Михаила Зурабова, нынешнего посла РФ в Украине, на то время – Министра Здравоохранения и Социального развития России. Хинштейн бесстрашно назвал проценты, суммы откатов, и фамилии. Жена Министра Юлия Зурабова являлась учредителем фирмы «Октопус», также она имела, по информации депутата, непосредственное отношение к ЗАО «Медстор», получившему пятую часть всех контрактов на закупки медоборудования! Началась проверка, и супруга нынешнего дипломата моментально из состава учредителей «Октопуса» вышла.
Среди руководителей фирм, которым странным образом «посчастливилось» выступать посредниками в сделках с производителями медицинского оборудования – бывший тесть Баскова Борис Шпигель (член Совета Федерации РФ), бывший замминистра здравоохранения Катлинский, другие серьезные товарищи из серьезных кабинетов. Российская пресса неоднократно писала о том, что Зурабов на посту министра занимается более делами бизнеса, нежели славным, но неблагодарным делом повышения здоровья нации. Интересный факт - доход его семьи в 2006 году повысился по сравнению с годом 2005 почти в восемь раз. Однако кары не последовало ни в 2006, ни позже.
7 октября 2007 года Зурабова назначили советником Президента, но вот странность - информация об этом назначении появилась на официальном сайте главы державы российской только 7 мая 2008-го. Как будто что-то решалось по отношению к Михаилу Юрьевичу, как будто кто-то невидимый определял, куда идти ему – в советники, или в другие, не столь почетные места.
Депутат Хинштейн в 2006 году озвучил гипотезу о том, что Зурабов работал под прикрытием самого Путина. Гипотеза смелая, но во многом объясняющая неуязвимость чиновника.
Сегодня на поверхность выходят все новые и новые схемы, все новые и новые лица падают, сраженные радиацией чисток. Департамент Экономической Безопасности МВД России на днях сделал громкое заявление о том, что раскрыта преступная группа, занимавшаяся вымогательством у иностранных компаний. В умелые руки следствия уже угодили начальник департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента РФ Андрей Воронин, директор Дирекции единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Вадим Можаев, бывший заместитель министра здравоохранения РФ Алексей Вилькен.
Сумма, инкриминируемая вымогателям, смехотворно мала – 1 миллион долларов. Но один конкретный эпизод, пусть и такой мизерный, позволяет держать аферистов за решеткой. А уж за решеткой деятели наперегонки расскажут добрым следователям с умными, чуть усталыми глазами все. Все, что нужно тому, кто решился на большую чистку с неизвестной пока целью.
Кто знает, какие еще фамилии услышим мы в этом и не думающем стихать расследовании злоупотреблений в деле закупки медоборудования? В следующей части мы расскажем о закупках украинских. У нас за такие преступления чиновников высшего звена не садят, и расследования колоссального, практически открытого воровства на ниве тендеров никого, похоже, особо не волнуют….