УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Наливайченко: бывших СБУшников не бывает

Наливайченко: бывших СБУшников не бывает

Громким заявлением отметился на этой неделе председатель «Нашей Украины» Валентин Наливайченко. Из его слов получается, что Александр Турчинов причастен к исчезновению документов СБУ о криминальной деятельности Семена Могилевича.

«Я могу открыть одну тайну. В конце мая 2006 года Президент Ющенко, переведя меня в СБУ, сразу поставил задачу выяснить и доложить о связях Могилевича у украинском политикуме и бизнесе. Подтверждаю, что все документы, касающиеся вывода из бюджета Украины миллиардных средств по теневым схемам, в которых участвовали преступные группировки, к которым причастен Могилевич, и ЕЭСУ с украинской стороны, были уничтожены еще в 2005 году», - сказал Наливайченко в интервью «Главреду».

Указание на 2005 год откровенно переводит стрелки на Турчинова, который в то время возглавлял СБУ. То есть, либо сам Александр Валентинович, либо кто-то из его подчиненных уничтожил документы.

Что характерно, именно Турчинов в 2005 г. приписал Могилевичу контроль над «РосУкрЭнерго». Получается, что легендарный криминальный авторитет успел посотрудничать и с ЕЭСУ, хозяйкой которых была Тимошенко, и с газовой конторой ее давнего недруга Фирташа. Впрочем, на то он и Могилевич, чтобы всегда быть на плаву. Ведь даже после московского ареста в 2008 г. он задержался за решеткой всего на полтора года, и вышел на свободу уже в 2009. Россия упорно отказывается экстрадировать Могилевича в Америку, где ему предъявлен целый ряд серьезных обвинений.

С учетом такой неуязвимости Могилевича, ценность документов о его сотрудничестве с кем бы то ни было стремится к нулю. Действительно, Юлии Владимировне «шьют» разбазаривание каких-то трех миллиардов бюджетных средств, но и только. О зловещем досье «Могилевич плюс Тимошенко» речи не идет.

Это заявление Наливайченко при всей его бесполезности очень хорошо увязывается с более ранней информацией из Wikileaks, согласно которой Юрий Луценко в бытность свою министром внутренних дел получил от Генпрокуратуры распоряжение на арест Турчинова и Кожемякина, который, собственно, и уничтожил «Дело Могилевича».

Во всей этой чехарде компроматов остается неясным одно: если документы, 70% которых Наливайченко сумел восстановить в ходе двухлетнего сотрудничества с иностранными спецслужбами, действительно свидетельствовали против Тимошенко, то почему ее не только не арестовали и не судили, но даже не предприняли успешных попыток шантажа с целью склонить к каким-либо действиям, выгодным шефу Наливайченко Виктору Ющенко?

На эти вопросы еще даст ответ история. А пока – портрет Валентина Наливайченко, бывшего шефа СБУ. Хотя такие «бывшими» не бывают.

Родился Наливайченко в 1966 г. в Запорожье. Студенческую жизнь золотой медалист Наливайченко начал в Харькове, но проучился всего один курс – родина забрила будущего главу Службы Безопасности в солдаты. Через два года он продолжает учебу уже в Киевском университете, откуда выходит референтом-переводчиком с английского.

Значительную часть своей жизни Наливайченко посвятил дипломатической карьере. Поэтому его назначение в мае 2006 г. на должность заместителя главы СБУ, да не просто заместителя, а начальника Антитеррористического центра, выглядело несколько странно – хотя кто вел счет странностям решений президента Ющенко?

Однако вскоре все прояснилось: всплыла информация о том, чем же занимался Наливайченко после года работы преподавателем кафедры русского языка в Киевском инженерно-строительном институте.

Официальная биография исчерпывает этот пробел формулировками «временно не работал» и «заместитель директора по экономике, маркетингу и менеджменту ПП «Качество»».

Однако из кресла менеджера среднего звена перепрыгнуть в должность секретаря консульского отдела посольства Украины в Финляндии дано не каждому. Но Наливайченко – не каждый. Он к тому времени имел за плечами опыт обучения в Академии внешней разведки Российской Федерации. А это в сочетании с первым высшим образованием уже кое-что. Итак, Наливайченко учится быть российским разведчиком. А выучившись – успешно стартует на украинской дипломатической службе.

В МИД Наливайченко успел побывать и главой Департамента консульской службы, и Генеральным консулом в Штатах, и заместителем министра и, наконец, чрезвычайным и полномочным послом в республике Беларусь. Последнее назначение он получил уже от нового президента Ющенко.

А вскоре президент предложил выпускнику российской разведшколы место в руководстве Службы безопасности Украины.

Наливайченко, через некоторое время фактически возглавивший спецслужбу, проявил себя верным стражем и проводником политических интересов Ющенко. По его собственным словам, он тогда встречался с Ющенко дважды в день – в 8 утра и в 8 вечера. Результатом такого тесного общения стало сближение направлений деятельности Службы Безопасности с историческими предпочтениями Ющенко. СБУ при Наливайченко превратилась фактически в филиал Института национальной памяти.

СБУ при Наливайченко играла ведущую роль в организации суда над ответственными за Голодомор руководителями СССР (к тому времени давно покойными). СБУ организовывала выставки о голодоморе, на которых она серьезно прокололась – организаторов уличили в подлоге фотографий. Люди на снимках оказались не украинскими крестьянами, а нищими американскими фермерами времен Великой Депрессии либо жертвами голода в Поволжье. Оправдываться за эти досадные ошибки вынужден был верный помощник Наливайченко, директор отраслевого архива Службы безопасности Украины Владимир Вятрович, который сделал вид, будто понятия не имеет, откуда взялись эти фотографии.

Еще одним важным направлением работы СБУ тогда была кампания по реабилитации УПА. Создавалось впечатление, что Наливайченко занимается в основном двумя вещами – роется в архивах и дает пресс-конференции по итогам своих изысканий.

Все это Наливайченко осуществлял, занимая пост и.о. главы СБУ. Верховная Рада несколько раз проваливала его назначение, причем главными противниками Наливайченко стали депутаты фракции БЮТ. Это и неудивительно, ведь именно против Юлии Тимошенко и ее соратников была направлена значительная часть публичных выступлений шефа Безпеки, если, конечно, они не касались темы УПА и Голодомора.

Все это, разумеется, происходило в рамках противостояния между президентом Ющенко и лидером БЮТ. Ярким эпизодом этого противостояния был штурм НАК «Нафтогаз», проведенный силами спецназа СБУ «Альфа»: таким образом следователи пытались получить доступ к документам НАК. Впрочем, Наливайченко быстро сделал вид, что здесь он ни при чем. А через полгода, в марте 2009 г. он произвел выгодный обмен, сняв с Тимошенко обвинения в воровстве газа и в государственной измене, а взамен получив наконец пост настоящего, а не и.о. главы СБУ.

Впрочем, настоящего сближения позиций Наливайченко и Тимошенко так и не произошло. А через год они оба ушли – каждый в свою песочницу. Причем Наливайченко попытался было уйти в автономное плавание, создав собственный проект «Обновление страны». Он грозился, что уже в сентябре 2010 г. это движение будет реальной политической силой.

В то же время, в СМИ была заброшена информация о том, что в скором времени Наливайченко возглавит «Нашу Украину». Поначалу главный обновленец страны открещивался от таких перспектив. Однако неудачи созданного им движения поумерили амбиции экс-главы СБУ. Несмотря на сопротивление групп влияния Васюника и Еханурова, которые сами были не прочь возглавить партию, в сентябре текущего года Наливайченко стал главой политсовета «НУ».

Собственно, это мало что изменило как в жизни партии, так и в жизни самого Наливайченко. Политически ангажированный с самого начала СБУшной карьеры, он, тем не менее, не смог стать влиятельным политиком. «Нашу Украину» он возглавил в результате компромисса и кадрового голода. Его задача – быть лицом партии, поскольку все прочие лица «НУ» всем уже, скажем так, поднадоели. Однако это новое лицо, стоит ему открыть рот, излагает старые тексты – об угрозе украинскому языку, о необходимости запрета коммунистической идеологии и т.п. Какое-то разнообразие вносят разве что его псевдосенсационные воспоминания о работе в СБУ – вроде того, с которого мы и начали эту статью.