УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Катеринчук: как взять столицу и проиграть

Катеринчук: как взять столицу и проиграть

Набрав до досрочных выборах 2008-го года в Киевсовет 3,47% голосов, блок Николая Катеринчука получил 5 депутатских мандатов. Список возглавил сам Николай Дмитриевич, но после, последовав примеру многих коллег из парламента, также баллотировавшихся в Киевраду, снял свою кандидатуру.

Таким образом, в славную пятерку вошли: Владимир Лановой, Алексей Резников, Павел Тесленко, Борис Гавриленко, Роман Ярошенко. Имена всех этих людей никогда не были на слуху. Собственно, ссылаясь на собственный авторитет, Николай Катеринчук обещал киевлянам, глядя с тысяч бигбордов, что за них, ровно, как и за себя лично, будет не стыдно. Не прошло и месяца, как господин Катеринчук сам залился краской и заставил тогда покраснеть полстолицы.

Спустя два года, мало кто вообще вспоминает все эти события, но еще тогда было ясно, что обещание "стыдно не будет" ожидает полный провал. Когда предвыборная гонка набирала обороты было очевидно, что Киевсовет для Катеринчука не что иное, как очередной плацдарм для пиара и зароботка для него и его спонсоров. В небольшом количестве попав в Киевсовет люди Катеринчука подлись к Черновецкому, а сам Катеринчук тихо скрылся в Верховной Раде.

Как это было веной 2008-го…

Перед выборами Николай, осыпая киевлян обещаниями жить по-европейски, о своих соратниках говорил следующее: "Относительно нашего списка… я не знаю там людей Черновецкого, потому что все эти люди работают или в "Европейской партии" или в "Европейской платформе" не меньше года . Я знаю этих людей, они являются специалистами, они не случайные люди, они не являются застройщиками, и ни одного отношения они не имеют к другим политическим силам, включая блок Черновецкого". Опуская предвыборные баталии и слухи о том, что Катеринчук и Ко являются техническими кандидатами, спонсируются Черновецким, будем руководствоваться фактами и зрить, как говорится, «в корень». Не нужно быть Холмсом, чтобы разглядеть родственные и дружеские связи, объединяющие два блока. Вникнув в списки прошедших в Киевраду депутатов, связь команд Черновецкого и Катеринчука становится очевидной.

Команда, за которую "не стыдно"

Борис Борисович Гавриленко родной брат Александра Борисовича Гавриленко депутата блока Черновецкого. Согласно поданным в ТИК документам, Гавриленко старший, 37-летний Борис, является командиром воздушного судна "Боинг – 737" авиакомпании "Аэросвит". Беспартийный депутат проживает в Киеве. В узких кругах широко известен как "Боря-летчик". Видимо, страсть к небу - дело семейное: младший Гавриленко тоже летает, но в авиакомпании МАУ.

Соратник по блоку Роман Ярошенко также неравнодушен к "черновецким". Кстати, возможность депутатства открылась перед ним благодаря отказу Катеринчука от своего мандата. 33-летний член наблюдательного совета "Партнер-Банка" и вышеупомянутый Борис Борисович чуть ли не с детства дружат с зятем Черновецкого Вячеславом Супруненко. Кроме веселых дружеских посиделок, товарищи ведут совместный бизнес, включая банковскую деятельность. Интересно, что, оставаясь беспартийным, Ярошенко успел засветиться на внеочередных выборах 2007 года в ВР в списке Партии регионов под номером 245 (прям как в песне Гарика Кричевского). Судя по всему, это ни на миг не смутило Николая Катеринчука, когда он включал его в свой список под №6 и клялся, что стыдно не будет.

Более того, не имея связей с "черновецкими", Ярошенко никогда не получил бы одну из самых хлебных должностей в Киевраде, именно он возглавил бюджетную комиссию. Гавриленко также не пасет задних, он выгодно спустился с небес на землю, и теперь будет трудиться в земельной комиссии.

О Павле Тесленко, еще одном члене команды, за которого пришлось краснеть, известно немного. Согласно официальной ТИКовской информации, 35-летний житель столицы является одновременно членом партии "Европейская платформа" и директором ЗАО "Красный мак", специализирующемся на поставках продуктов питания в супермаркеты. Поговаривают, что Тесленко всерьез интересуется строительством (общество индивидуальных застройщиков "Орион"), причастен к деятельности фирм ООО "Винд компании", ООО "Объединение украинских инвестиций", страховой компании "Кредо", которая, по словам автолюбителей, регулярно "кидает" своих клиентов.

Кроме того, Павел Петрович выступает учредителем ЗАО "Крым-93" вместе с Ларисой Андресюк, женой Бориса Андресюка – депутата Блока Литвина. Где и когда сошлись Коля с Пашей, достоверно неизвестно. Некогда Тесленко фигурировал как автор Налогового кодекса - одной из главных фишек господина Катеринчука.

Владимира Ланового можно считать наверняка самым опытным депутатом блока. Достигнув успехов на научно-исследовательском поприще в советское время (начальник лаборатории НПО "Кристалл"), Лановой с обретением Украиной независимости ушел в политику. Вначале в 1991 года он был избран президентом Центра рыночных реформ, что не мешало ему занимать должность министра по вопросам собственности и предпринимательства, до конца 1992-го он успел стать вице-премьером и министром экономики, после чего был отстранен от всех правительственных должностей. В марте 1994-го прошел в парламент, а в июне того же года в первом туре президентских выборов занял 4-е место, набрав почти 10% голосов. Несмотря на фиаско, он продолжал оставаться в политике, несколько лет был советником Кучмы по экономическим вопросам, с 1997 по 1998 г. возглавлял Фонд госимущества. Одержав несколько поражений на парламентских выборах в 1998 и 2002 году, Лановой выпал из большой политики, но, тем не менее, остался на плаву. После оранжевой революции ему удалось влиться в демократическую тусовку, в 2005-2006 он был постоянным представителем Президента, теперь уже Ющенко, в Кабмине. На парламентских выборах в марте 2006 года прошел в Раду под знаменами "Нашей Украины", в составе этой политсилы шел Лановой и на досрочные выборы в сентябре 2007-го, однако стать нардепом в этот раз было видимо не судьба - он шел под 84 номером, а в парламент прошли 72 нашеукраинца.

42-летний Алексей Резников, похоже, является единственной отдушиной для Николая Катеринчука в блоке. Во время второй сессии переизбранного Киевсовета, когда предателей – Ярошенко, Тесленко, Гавриленко, проголосовавших за Довгого на пост секретаря, не удалось силой удержать в стенах "Европейской партии", именно Резников был рядом с Катеринчуком в качестве жилетки. Резников – адвокат, партнер юридической фирмы "Магистр&Партнеры". Собственно сдружиться Резников и Катеринчук вполне могли на почве общей деятельности, не исключено, что "Магистр&Партнеры", ровно как и юридическая фирма "Моор и Кросондович", - детище Катеринчука, выступают в роли союзников в решении хозяйственных споров нечестных на руку бизнесменов. Впрочем, безупречная репутация юриста не спасла Резникова от разгневанного Катеринчука.

Николай Дмитриевич после сессии Киеврады, на которой раскрылись карты, решил качественно отмыть свою репутацию и лишить всех до одного депутатских мандатов. Он выразил сожаление, что анафеме пришлось предать не только изменников, но и Резникова с Лановым. Как и ожидалось, разбирательства по поводу исключения депутатов из блока затянулось надолго, и в итоге так и не увенчалось успехом. Все они по сей день трудятся "на благо киевлян". Уж слишком много сил было положено на то, чтобы провести их в столичный парламент, в конце концов, эти трое – не случайные люди, действуя заодно с мэром, они обеспечили себе более чем надежную протекцию в Киевраде. Коля в данной ситуации, пуская пыль в глаза избирателям, пытался очистить свое честное доброе имя от того позора, который тянется за ним шлейфом с момента, как он выразился, раскола в блоке.

Лозунг "Вони не брешуть, не крадуть!" оказался прямой противоположностью истинного катеринчуковского лица.

Who is Mr. Катеринчук?

Молодой политик Николай Катеринчук известен своими неплохими навыками в области хозяйственного права и налоговых вопросов. Впервые стал нардепом в 2002 году, будучи беспартийным. Во время "оранжевой" революции принимал активное участие в избирательной компании Ющенко. После победы Виктора Андреевича получил должность первого заместителя Государственной налоговой администрации Украины, хотя амбиций господина Катеринчука вполне достаточно, чтобы сидеть в первом кресле ГНАУ. В 2006 прошел в Раду по спискам "Нашей Украины". Во время раскола НУ Катеринчук создает "Европейскую партию", которая вскоре войдет в "Народную самооборону" Луценко.

Удивительно, но старые союзники, вспахивающие одну политическую ниву, на киевском поле стали непримиримыми врагами. Едва Николай изъявил желание участвовать в столичных выборах, Юрий Витальевич, то ли от зависти, то ли, руководствуясь другими мотивами, заявил о том, что Катеринчук – чисто технический кандидат Черновецкого и моментально получил иск от господина Катеринчука в суд. Шаткой оказалась дружба оранжевых союзников.

Под предлогом работы над новым Налоговым кодексом Катеринчук обаял электорат обещаниями навести порядок в коррумпированной власти, вселяя надежды молодого амбициозного честного политика, который сможет стать достойной альтернативой старой номенклатурной власти.

Белоснежная улыбка, благодаря которой он получил прозвище "Коля – блендамед", до боли честные, немного грустные, переживающие за тяжелую судьбу угнетенного народа, глаза, рассказы о романтическом знакомстве с любимой женой, подкрепленные превосходными идеями по улучшению жизни – вот образ, созданный пиарщиками, работающий на все сто. На это купились многие, благодаря чему Катеринчуку удалось довольно быстро вжиться в образ и стать практически иконой новой украинской политики.

Достичь успехов помогло Николаю хорошее образование и безупречное умение договариваться, особенно в финансовых вопросах. Кстати, сочетание амбициозности с осторожностью рано или поздно сыграет с Катеринчуком злую шутку. Работая первым заместителем налоговой администрации, он мог бы стать героем СМИ, «схватив за руку» налоговых уклонистов и рецидивистов (подобным образом действует его закадычный друг Луценко в МВД), однако Николай решил всех брать обаянием, выступая этаким народным адвокатом.

Вглядываясь в образ "красавчика - отличника", можно сказать, что профессионалы поработали хорошо. Образ белозубого красавца формировал тот же человек, который некогда создал Александра Пабата таким, каким знаем его сегодня, этот человек – не кто иной, как Сергей Гайдай. Следовательно, зададимся вопросом: общий пиарщик, до боли похожий образ, возможно один и тот же заказчик? Выясняется, что "брать Киев" Катеринчуку пришло в голову с подачи уже хорошо знакомого всем Василия Хмельницкого.

Хмельницкий с Катеринчуком уже не впервые работают вместе. Не лишенные расчетливого цинизма, оба поняли, что взаимно выгодны не только на политическом поприще. Когда произошло знакомство, точно не известно, однако факт, что во времена деятельности Николая Дмитриевича на посту первого зама налоговой администрации уже был зафиксирован контакт. Хмельницкий нашел подход к сговорчивому чиновнику и поговаривают, что предприятия холдинга Хмельницкого не имели особых проблем с возвратом НДС, а именно этот вопрос курировал Катеринчук в налоговой.

«Катер- ледокол»

Когда в избирательную киевскую гонку самостоятельно включился Катеринчук, многие верящие в светлый образ благонравного политика, вначале не понимали - зачем, а после, похоронив иллюзию единства так называемых демократических сил, поверили в "красивого" мэра. На самом деле, проект Катеринчук в Киевраде возник не спроста и выгоден не столько самому Николаю Дмитриевичу, сколько лицам, спонсирующим его.

Василий Хмельницкий, имеющий широкий круг интересов в столице, решил не только ставить на ГАК, а и обеспечить себе более крепкие тылы. Приручив политика общенационального масштаба, количество лиц, представляющих в Киевсовете консорциум Хмельницкий – Иванов, автоматически расширялось. Кроме того, господину Хмельницкому необходимо контролировать количественный состав промэрского большинства, имея в своем распоряжении 8 (ГАКовских) и 5 (Катеринчуковских) в общей сложности 13 голосов, можно на паритетных условиях договариваться с Черновецким по интересующим вопросам и тем самым держать руку на пульсе столицы. За два года опытные бизнесмены Черновецкий и Хмельницкий, понимая, что конфронтация не приносит доходов, сумели договориться и разделить интересы, продолжая работать, не мешая друг другу. А, кроме того, если б расклад сил сложился не в пользу Черновецкого, у Хмельницкого был бы запасной вариант. Катеринчуку было бы гораздо легче стать влиятельной фигурой у Кличко или Турчинова, чем Александру Пабату. Иными словами, многоопытный Василий Иванович никогда не кладет «все яйца в одну корзинку».

Вернемся к несостоявшемуся мэру – «за которого не стыдно». Будучи зависимым от мощных финансовых потоков, Катеринчук как до, так и после выборов, пытается сохранять свое лицо. Изначально, делая ставку не на скандал, а на честность, у господина Катеринчука то и дело обостряются приступы "нарциссизма". Временами создается впечатление, что он сам верит в то, что говорит, и именно эта вера помогает ему бороться с предателями, которые окружают его со всех сторон. Прекрасно понимая, что новый расклад в Киевраде, при котором его люди голосуют заодно с Черновецким, не что иное, как прощальный реквием по его политической карьере, "красивый" мэр, мотаясь по судам, начал усердно отстирывать свою репутацию, рассказывая на каждом углу, что ему стыдно за предателей.

Как бы там ни было, факт зависимости Катеринчука от внешних спонсоров очевиден. Лишь слегка проанализировав развитие событий до и после выборов, становится ясно, что участие блока в столичной кампании – результат прагматического расчета ключевых столичных игроков. Черновецкому Николай был интересен во время выборов как «ледокол», расколовший прооранжевые силы, после выборов – в качестве сообщника в Киевраде, ну а Хмельницкий делал ставку на господина Катеринчука с целью еще сильнее укрепиться в столице и поиграть мышцами перед победившим мэром.

Ну а киевляне, как обычно, - не в счет…