УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Часть Украины может превратиться в зону отчуждения

816
Часть Украины может превратиться в зону отчуждения

К большому количеству загрязненных территорий может добавиться невиданных размеров могильник, куда украинские власти собираются прятать радиационные отходы. Но если власть имущие говорят, что подобное хранилище очень выгодно для нас, то экологи бьют тревогу, опасаясь, как бы зоной отчуждения не стал добрый кусок страны.

Столице не позавидуешь

Идея построить на нашей территории хранилище опасных отходов не нова. Но только в прошлом году законодатели вплотную подошли к решению данного вопроса. И вот на рассмотрение парламента положили законопроект №5050 «О строительстве хранилища отработанного ядерного топлива». Документ предусматривает создание могильника ядерных отходов в 30-километровой зоне отчуждения — аккурат между населенными пунктами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка Киевской области. Его рассмотрение было назначено на 17 декабря прошлого года. Хороший мог бы получиться подарок украинцам ко Дню святого Николая, если бы тогда рассмотрели! Однако, по мнению экспертов, инициатива была настолько опасной, что защитникам природы не оставалось ничего иного, кроме как начать бойкотировать Верховную Раду, пишет Новая.

«В прошлый раз своими активными действиями и символическим захоронением «ядерных отходов» под стенами парламента нам удалось избежать принятия этого законопроекта, — рассказала «Новой» лидер Партии зеленых Украины Татьяна Кондратюк. — Он был снят с повестки дня прошедшей сессии. Но в новом сезоне народные избранники снова планируют рассмотрение этого вопроса. Законопроект №5050 находится в перечне документов, которые будут рассматриваться на 6-й сессии ВР». Но, по словам «зеленых», документ изначально подан в парламент с рядом нарушений. К примеру, там нет ряда обязательных документов, среди которых — и заключение государственной экологической экспертизы. Это значит, что полной картины об экологической безопасности ядерного могильника нет.

Кстати

В Украине ежегодно регистрируют 165 тыс. новых случаев заболевания раком. Медики связывают рост заболеваемости этим недугом в том числе и с плохими экологическими условиями, в частности — с повышенным радиационным фоном, и прогнозируют, что к 2020 г. онкозаболевания будут поражать около 200 тыс. украинцев ежегодно.

К выводу, что функционирование хранилища ядерных отходов не будет способствовать улучшению радиоэкологического состояния в зоне отчуждения, пришли и в Министерстве охраны окружающей природной среды, — говорит Татьяна Кондратюк. — На данной территории вообще запрещена любая деятельность, не обеспечивающая режим радиационной безопасности. Кроме того, чтобы построить это хранилище, на территории «зоны» придется снести 8,6 га сосен».

Но дело даже не в соснах: эксперты уверены, что соседство с таким могильником в первую очередь пагубно повлияет на здоровье людей. Ведь люди, живущие неподалеку от ядерных хранилищ, по оценкам иностранных ученых, лейкемией болеют в два раза чаще. Да и уровень заболеваемости другими онкологическими недугами возрастает. В то же время депутаты утверждают, что принять этот законопроект необходимо — он позволит сэкономить бюджетные средства. Да и рассчитан он, мол, лишь на утилизацию отходов производства исключительно отечественных предприятий.

«Фонящая» мебель и мясо

«Такой закон в современных реалиях просто необходим, — считает Михаил Волынец, заместитель главы Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и безопасности ВР. — Ведь украинские АЭС возят отработанное ядерное топливо для утилизации в Россию, а это экономически очень невыгодно. С помощью могильника мы сможем сэкономить очень много средств. Если кто-то с этим не согласен и имеет свои аргументы, мы готовы выслушать каждого. Но хочу подчеркнуть, что право на пользование хранилищем будет только у нас: никакие иностранные компании и предприятия свозить сюда свое отработанное ядерное топливо не будут».

Но если страна все же пойдет на такой шаг, радиация однозначно захватит «лишнюю» территорию, не щадя здоровье украинцев. Так, некоторые ученые говорят, что со временем отходы из хранилища будут попадать в почву. А уже оттуда распространятся по территории зоны отчуждения. А поскольку в зоне сейчас очень много стихийных свалок и случаев незаконной вырубки лесов, несложно предположить, что произойдет, если кусок такого металла или мебель из радиоактивного дерева попадет к людям домой.

«Не раз были замечены и пойманы на горячем нечистоплотные дельцы, которые пытались вывезти из зоны отчуждения древесину и мясо животных, — говорит Игорь Трембач, замначальника отдела надзора за соблюдением природоохранного законодательства Генпрокуратуры. — Боремся с этим, как можем. Ситуация опасная, причем это продолжается из года в год, мы даже в самом Чернобыле провели коллегию прокуратуры Киевской области. Против людей, пытающихся вывезти из запретной территории радиоактивные предметы, возбужденно несколько уголовных дел». К сожалению, чтобы навести с этим порядок, меры нужно принимать более жесткие.

Но вернемся к законопроекту № 5050. Общественное мнение по поводу этого документа разделилось. Одни уверены в экономической выгоде хранилища отработанного ядерного топлива, другие же сетуют на плохую экологию. А в связи с возможным появлением могильника вблизи Киева ситуация может ухудшиться в разы. Однако, несмотря на все «за» и «против», Украине действительно негде прятать радиоактивные отходы. Если не построить могильник в зоне отчуждения, отработанное топливо придется вывозить в какую-то другую область. Но вопрос этот решать надо, причем не откладывая в долгий ящик.

Компетентно

Андрей Сельский, начальник Госдепартамента Администрации зоны отчуждения:

— Особенность украинской части зоны отчуждения в том, что в 1986—87 гг. здесь проводилась активная деятельность по строительству саркофага над разрушенным энергоблоком объекта «Укрытие».

В сжатые сроки сооружались пункты временного захоронения радиоактивных отходов. Так образовалось большое количество несанкционированных и неконтролируемых радиоактивных свалок общей активностью около 200 тысяч кюри. Поэтому до сегодняшнего дня актуальны обследование и инвентаризация всех этих свалок, изучение характеристик радиоактивного загрязнения и недопущение их распространения на сопредельные территории.

Игорь Грамоткин, гендиректор ГСП «Чернобыльская АЭС»:

— Поскольку стабилизационные работы на объекте «Укрытие» завершены, проблема захоронения отработанного ядерного топлива для нас очень актуальна. И было бы нецелесообразно везти его куда-то, если мы имеем 30-километровую зону отчуждения. Когда полностью решится вопрос с утилизацией топлива Чернобыльской атомной станции, можно подумать и о том, чтобы захоронить в зоне отчуждения отходы с других атомных станций нашей страны. Но украинская территория однозначно не может и не должна превращаться в ядерный могильник для отходов атомных электростанций других стран.