Главная » Статьи Жизнь

Оксана Забужко: после 40 - просто супер!

17 апреля 04:43 Распечатать
Поделиться:
Оксана Забужко: после 40 - просто супер!

Отправляясь на интервью с писательницей Оксаной Забужко, я составила цепь из вопросов-звеньев, не позволяющих в случае неудобства элегантно выкрутиться.

Я – ее землячка (но она об этом не знает), поэтому я обладаю неким проявителем из имен и деталей, которых не может знать журналист, пишущий о литературном процессе. Прежде всего хотелось увидеть ее реакцию в ситуации абсолютной спонтанности. Я признательна Оксане Забужко за удовольствие от нашей беседы.
Ее речь – сочная, емкая, будоражащая, словно электрический разряд, – просто мурашки по коже. Но в большей степени я признательна ей за урок искренности и достоинства, составляющих ценность не вымышленной человеческой жизни, а настоящей.

– На ваш взгляд, каким образом власть и интеллектуалы должны взаимодействовать?

– Вы сразу о грустном… Начинать, наверное, надо с Платона: реальная власть – это, говоря современным языком, деньги плюс знания. Только так. А мы от 90-х и до сегодня имеем, увы, сплошную монетаризацию сознания, основанную на наивной вере нищих в то, что якобы деньги могут все. Одно дело, когда первичное накопление капитала и зарождение буржуазии происходит в период позднего Средневековья – существует еще всецелая оглядка на Бога, на аристократию, от которой буржуазия наследует философию денег.

Здесь я отсылаю к моей Notre Dame d’Ukraine, где весь этот набор ценностей продемонстрирован на умирающей украинской шляхте второй половины XIX века – инициаторе проекта «страна». У Томази ди Лампедузы по этому поводу есть формула: для обретения истинной элегантности нужно, чтобы как минимум в трех поколениях генетической памяти люди, достигая значительного достатка, трижды его теряли. И лишь после этого в человеке появляется подлинная свобода в отношении к материальным ценностям. Понимание: что тебе дается – это не на века. Это приходит и уходит, в любой момент может быть отобрано, как и пришло к тебе из ниоткуда. И вот эта легкость, божественная аристократическая легкость в отношении к материальному – она как раз и отличает истинно богатых людей.

А класс новоукраинских богатеев появился из всеобщего колхоза, голодного и унизительного совка, откуда все мечтали вырваться. Их наконец выпустили на это поле чудес, с роящейся сверхмощью денежных потоков и с этими, казалось бы, всесильными деньжищами, но они так и остались бедными людьми: бедняки с деньгами. В результате – ни подлинной свободы, ни ответственной власти, потому что капитал упал на рабство. Однажды, когда я пыталась наладить диалог, как вы говорите, «интеллектуала» и «власти», с одним парламентарием, он гордо изрек убийственную фразу:

 «Для меня в Украине нет авторитетов». Конец связи. Человек не знает истории своей страны, не знает ее культуры, он знает одно: у него есть деньги. Глобальный мировой кризис демонстрирует, что монетарная философия, согласно которой якобы деньги делают историю, себя полностью исчерпала.

– Было ли у вас искушение переехать жить за границу и при каких условиях вы бы это сделали?

– Ни при каких. Писатель не может эмигрировать из языка. По крайней мере, никому это не пошло на пользу – ни Набокову, ни Джозефу Конраду, а Бродский американского периода – в первую очередь англо-язычный эссеист. Если бы я была музыкантом или режиссером, возможно, задумалась над ответом, но поскольку судьба распорядилась так, что я писатель, ответ однозначен – нет. Несмотря на все горькие размышления, вложенные мною в уста героини «Полевых исследований», мол, что тебя ждет в Украине, это же Хронос, пожирающий своих детей, и так далее… Для меня эмиграция из языка невозможна. Язык не транспортируется.

– Вам не хотелось написать мужскую версию «Полевых исследований украинского секса»?

– Их и до меня написано достаточно – если сравнить тысячелетия литературы, описывающей мужской опыт, и каких-нибудь пару столетий, описывающих женский. Для Украины это всего полтораста лет, если считать от Марка Вовчка. Мне незачем идти на вытоптанное поле, если свое, женское, еще непаханное.

– Как, кстати, сложилась судьба мужчины, который прочитывается в персонаже «Полевых исследований»? Каковы ваши нынешние отношения с ним?

– Да я понятия не имею, как сложилась его судьба, – пусть это и звучит цинично. Вы не представляете, скольких кандидатов в прототипы пытались подставить под этот образ. Очень уж он узнаваем получился для многих тысяч женщин, причем во всех странах, где роман был переведен.

– Я имею в виду вполне определенного луцкого художника Мыколу Кумановского. Представляли ли вы себе, какое влияние на его семью и социальные связи может оказать ваша книга?

– А что, была семья? Мне было сказано, что разведен, отношения поддерживает только с сыном.

– В то время Наталка Кумановская была вовсе не бывшей. И представьте: в один момент на улице ее вдруг стали встречать какими-то чересчур пристальными взглядами. Характерные перешептывания за спиной и едкий хохоток, приблизительно месяц или два, пока кто-то не сказал, что, мол, об отношениях с твоим мужем целый роман вышел.

– Боже, какой ужас… Я и подумать не могла, что такое возможно… А что теперь? И откуда вы знаете об этом?

– Наталка Кумановская – моя подруга, в определенном смысле учитель. Узнав обо всем последней, она прочла книгу и подала на развод. Многие думали, не решится. Было тяжело, прежде всего морально. У всех на виду, на слуху, небольшой провинциальный город…

– Безумие какое-то… Хотя, может, и к лучшему? То, что в итоге моя книга стала последней каплей, а ей удалось освободиться от этого мрака нескончаемой лжи и унижений… Обывательские пересуды, можно только представить… Жуть! Передайте, что я сожалею и сочувствую тому, что ей пришлось вытерпеть. Ее бывший муж замечательно сыграл для меня роль «натурщика», но почти треть романа была написана задолго до знакомства с ним. Та встреча дала лишь сюжетный ход, так сказать, навела недостающую резкость.

– А вне этой истории вы поддерживаете связь с городом детства – Луцком?

– Ну что меня может связывать? Меня увезли оттуда семилетней девочкой при обстоятельствах, о которых страшно вспомнить. Только теперь я узнала, что в послесловии к книге одного очень талантливого поэта-диссидента, человека трагической судьбы…

– …Константина Шишко?

– Совершенно верно, Шишко. В посмертную книгу его стихов издатель имел подлость включить комментарий какого-то бывшего инструктора обкома компартии, который вместо покаяния осмелился бросать грязь на память моего отца, намекая, будто Стефан Забужко мог быть стукачом в деле луцких диссидентов Иващенко – Мороза! Отцу тогда КГБ очень хотел пришить статус не свидетеля, а обвиняемого, но не вышло. У него за плечами уже был опыт противостояния системе: шестилетняя, еще сталинская, ссылка в Читинскую область по решению ОСО, с последующей хрущевской реабилитацией.

Когда в 1965 году принялись шить новое дело, он просто не дал себя спровоцировать и все отрицал. К счастью, почти весь самиздат, который был у нас в доме, за неделю до обыска «уехал» в Киев. Поэтому у нас дома ничего крамольного, по тогдашним понятиям, не нашли, был лишь один микрофильм, который мама несколько часов прятала в лифчике, пока квартиру переворачивали вверх дном шестеро мужиков, потом попросилась в туалет и изорвала его в клочки. Пришить что-либо без доказательств было трудно, если допрашиваемый отказывался, как это у них называлось, сотрудничать со следствием.

– Расскажите, как вам удалось перебраться в Киев?

– Только чтобы бежать из Луцка, родителям понадобилось два года. Отец, уволенный из института, уехал в Киев, жил по квартирам у друзей, а мама оставалась со мной в Луцке как якобы брошенная жена. Каково ей было тогда… Вчерашние приятели, издалека завидев, перебегали на другую сторону улицы. Выехать удалось путем тайно организованного неравного обмена квартиры на комнату в хрущевской коммуналке в Киеве, где на кухне в шесть метров – 12 человек, из них семеро – дети. Но вскоре нам предъявили обвинение в незаконном обмене, пять лет судов, жесточайшего прессинга, угрожали выселением за 101-й километр. Отца, опять уволенного, нигде не берут на работу, диссертация, готовая к защите, вдруг «снята с очереди». Арест за тунеядство, под окнами черный «воронок», мне 13, мы с мамой в отделении, пытаемся узнать, где наш папа, а нам отвечают: «Может, уже на Сахалине».

Впоследствии он принудительно был устроен вахтером на завод «Большевик», дальше – болезнь и смерть. Типичная судьба украинского интеллигента своего времени. Об этом сегодня предпочитают не говорить – после того как в 1990–91-м КГБ УССР уничтожил практически все архивы по брежневским десятилетиям. В том числе и четыре тома дела на моего отца: до самой своей кончины он оставался под надзором КГБ. Никак они ему не могли простить – вот и сегодня, тридцать лет спустя, дерьмом на могилу швырнуть пытаются! – что не сломали, что он от них ушел – даром что в смерть. «Чистеньким хотите уйти? Не уйдете», – повторяли ему на допросах. К счастью, кое-какие документы все же сохранились, работая над «Музеєм покинутих секретів», мне удалось их добыть. Увлекательнейшее чтиво, доложу вам!

– Не хотите написать об этом роман?

– Тема, как вы понимаете, огромная и неисследованная, так что не роман, скорее – биография поколения на фоне событий жизни моей семьи. Уникальность отцовской истории в том, что он все же выиграл у КГБ, хотя они пытались достать его всю жизнь. То, что органы знали все, это советский миф. Такой же бардак там был, как и везде в СССР. Конечно, трудно было выдержать мощное давление целого государства. Мама говорит: двадцать лет жизни ушло на то, чтобы просто не свихнуться. Трудно, но все-таки возможно, я – тому живое доказательство. У нас этим периодом ведь никто не занимается, а когда свято место пустует, на него приходят мародеры, и та же братия, которая это творила, теперь издает стихи Шишко, и он остается зависимым от них даже после смерти. Написать об этом времени – долг, который я еще не выполнила. Некоторые представители старшего поколения начали писать мемуары, но скорее в качестве самооправдания: обласканные, а потом ограниченные в номенклатурных привилегиях, люди считают себя «диссидентами». А настоящие жертвы уходят из жизни. Не оставив свидетельств.

– Действительно сложная и обширная тема – изломанные жизни нескольких поколений. Но давайте о вас поговорим. Женщина-интеллектуал – могут ли быть комфортными для нее отношения с мужчиной, уступающим ей в интеллекте?

– Ни одна умная женщина не сможет жить с глупым мужчиной. Точка. Другое дело, что интеллектуалка прежде всего ассоциируется с количеством прочитанных книг. Но интеллект ведь измеряется не только ими. Существует и другой уровень понимания и восприятия – более тонкий, интуитивный, не измеряемый линейной схемой. Я никогда не была, включая один официальный брак и два гражданских, в партнерстве с мужчиной, которого не считала в чем-то лучше себя, – и отнюдь не в количестве прочитанных книг. В другом мы ищем тот духовный витамин, которого недостает в структуре собственной личности.

– Когда я звонила вам в первый раз, мне ответил мужской голос. Кто он?

– Он – художник. Наши отношения длятся почти десять лет, он – и мой первый читатель, первый неофициальный рецензент моих книг, по крайней мере, вынужденно несет на себе этот груз (смеется). Я очень доверяю его всегда безошибочной реакции на малейший фальшивый звук. Например, когда в «Музеї покинутих секретів» я поначалу написала, что у секретарши Адриана кривые ноги, он отреагировал мгновенно: «Не возьмет такой мужчина на работу секретаршу с кривыми ногами!» Пришлось исправить.

– Считается, что главное предназначение женщины – материнство. Как вы к этому относитесь? И нужен ли, по-вашему, брак современной женщине?

– В полноценной жизни, как сказал Гете, должно быть все. Я считаю, что брак – оптимальная форма построенного на любви партнерства мужчины и женщины и нужен в равной степени как женщине, так и мужчине. А вот с детьми сложнее. Я как-то проскочила тот возраст, когда рожаешь, еще плохо соображая, что делаешь и какую страшную ответственность за судьбу произведенного на свет человека на себя берешь. А потом, чем больше осознавала меру этой ответственности, тем в больший ужас приходила: нет, это не по мне!

Если бы я стала матерью, у меня была бы совсем другая биография. Я сделала выбор в пользу других форм человеческой реализации. А ведь, кстати, скольким детям приходится платить за мамину нереализованность?! Говорить, будто предназначение женщины в материнстве, то же самое, что сказать: главное предназначение мужчины – в отцовстве. Но так ведь никто не говорит, да? По-моему, предназначение всякого человека – мужчины ли, женщины – это оставить после себя мир хоть чуточку лучшим, чем ты его застал. Сдать его будущему, так сказать, в другом виде. Что я по мере сил и стараюсь исполнять.

– Другой возраст ставит другие вопросы. Довольна ли Оксана Забужко своими ответами?

– После сорока – просто супер! Мне намного легче стало – во всех смыслах. Не сочтите за скрытую рекламу ее косметики, но я согласна со словами Мери Кей: от 20 до 40 женщине требуется привлекательность, от 40 до 60 – личность, а от 60 – наличность. После 40 как раз и приходится пожинать первые плоды того, что называется личностью. Ты, к счастью, уже не обязана постоянно доказывать, что не дура, ведь когда ты молода и привлекательна, то, будь хоть семи пядей во лбу, тебя все равно не воспринимают всерьез. А после 40 тебя начинают уже не только видеть, но и слышать.

Текст Ирины Панченко Фото Романа Пашковского, ПЛ

17 апреля 04:43 Распечатать
Поделиться:
Комментировать  "Оксана Забужко: после 40 - просто супер!"
Комментировать  "Оксана Забужко: после 40 - просто супер!"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Топ коментарий:
Какая фигня !!!
17.04.2010 8:18:13
 
И. Панченко !! Иди вместе с этой набитой ДУРОЙ Забужко в Ж...ПУ. А лучше поищите обе себе другую Родину. Потому что на государство Украина, судя по выступлениям Забужко на телеэфирах, ей глубоко плевать. " Гаити, Гаити. Нас и здесь неплохо кормят"
Рейтинг : согласен  35
не согласен  6
 

 
AAA
19.04.2010 18:54:03
 
"Ты, к счастью, уже не обязана постоянно доказывать, что не дура, ..."
По-моему, она сильно ошибается...
Рейтинг : согласен  6
не согласен  3
 
Мина
19.04.2010 18:36:38
 
Забужко говорит много правильного, но за ширмой своей реализованности явно скрывает, что дети не для нее. Возможно, ей страшно признаться в этом.
Рейтинг : согласен  3
не согласен  3
 
ё
19.04.2010 11:32:43
 
Тигрюля написал/а
Ну и что здесь интересного? Кто у нас в стране читает забужко? Рекомендую: читая- не усните. Человек интересный? Бывшая коммунистка- теперь рассказывает о репрессиях. Если были репрессии- зачем же она поперлась в партию? Это прям какой-то яворивський в юбке. Тот тоже двуличный, слуга всех господ. Да, что-то у нас с "письменниками" не того...

Потрібно читати аХметову, правильно?
Рейтинг : согласен  6
не согласен  4
 
glupatun
19.04.2010 11:17:24
 
После выступления г-жи Забужко у Шустера накануне выборов и по результатам выборов можно говорить о новом понятии - "синдроме Забужко".
Рейтинг : согласен  9
не согласен  2
 
одісей
19.04.2010 0:54:30
 
Почитав коменти,показав друзям-дійсно,не обоз а убож..ество.
Рейтинг : согласен  11
не согласен  3
 
Пончикъ
18.04.2010 22:23:53
 
Курва!
Рейтинг : согласен  14
не согласен  5
 
1
18.04.2010 21:31:32
 
Для ,,убогих,, коментаторів Убоза кут зору визначається місцем їхнього перебування-на дні.
В першу чергу інтелектуальному.
Рейтинг : согласен  9
не согласен  7
 
Тигрюля
18.04.2010 18:14:41
 
Ну и что здесь интересного? Кто у нас в стране читает забужко? Рекомендую: читая- не усните. Человек интересный? Бывшая коммунистка- теперь рассказывает о репрессиях. Если были репрессии- зачем же она поперлась в партию? Это прям какой-то яворивський в юбке. Тот тоже двуличный, слуга всех господ. Да, что-то у нас с "письменниками" не того...
Рейтинг : согласен  18
не согласен  7
 
Comancho
18.04.2010 16:22:32
 
Федорыч написал/а
Дамочка правильной сексуальной ориентации: мужикам отдается с удовольствием, - баб ненавидит.. Спасибо ей и ее протывсихам, за мое счастливое президенство!



Я тоже СПАСИБО!!!! Тетя свое оттрындела-отненавидела. Дешевка.
Рейтинг : согласен  14
не согласен  4
 
Queen
18.04.2010 0:16:58
 
Ну, "Гарри" написав,наче перднув.
Не соромно?
Рейтинг : согласен  3
не согласен  14
 
alla
17.04.2010 21:39:52
 
Забужко - дуже сильна письменниця i дуже глибока. Це не "однодневка", це - назавжди в лiтературi нашiй i в лiтературi свiтовiй.
Рейтинг : согласен  12
не согласен  25
 
Гарри
17.04.2010 21:10:14
 
Заебушко - это что юЩара, только в юбке. Спасибо ей за презика интелектуала.
Рейтинг : согласен  23
не согласен  8
 
ЕВК
17.04.2010 18:54:56
 
И в самом деле, какие могут быть дети, когда еле успеваешь любить себя! Бог не фраер, такое таки да не должно иметь продолжения. Интеллектуалки, мать их... Забужко, Матиос, Фарион... Параски одним словом.
Рейтинг : согласен  19
не согласен  10
 
Queen
17.04.2010 12:53:09
 
Забужко - супер,але письменниця для інтелектуалів.
Спробуйте прочитати "Шевченків міф України",якщо потягнете.
Спроба філософського аналізу і не всім по зубах.
Рейтинг : согласен  14
не согласен  23
 
одісей
17.04.2010 12:11:40
 
Класне інтерв ю,та й Забужко-розумна жінка.А більшість дописувачів хоч би прочитали Забужко,а потім обкакували.ЛУЗЕРИ, тільки те і вміють,що лайном обливати.
Рейтинг : согласен  19
не согласен  21
 
!!!???!!!
17.04.2010 11:27:20
 
"Её речь..."-написала автор.
А я скажу одним словом- дефективная и даже если говорит умные речи.
Популярность?Не знаю кто её читает и какими тиражами издают её книги.


Статья -пиар,но я на него не клюну.
Рейтинг : согласен  20
не согласен  11
 
deddon
17.04.2010 11:09:13
 
Сколько знаков можно?
Рейтинг : согласен  1
не согласен  0
 
deddon
17.04.2010 11:07:13
 
Сколько знаков можно?
Рейтинг : согласен  1
не согласен  0
 
Nik
17.04.2010 9:22:22
 
Может и "человек умный", Во всяком случае "нос по ветру" точно держит.
Рейтинг : согласен  22
не согласен  4
 
Точно!!!
17.04.2010 9:19:15
 
Не в бровь, а в глаз. Это я по поводу фамилии, чтоб добавить третьей буквой "е".
Рейтинг : согласен  23
не согласен  7
 
Русс.
17.04.2010 9:11:57
 
Оксана Забужко. Не читал, но считаю - человек умный. Слушал как-то прямой эфир, её выступление "Украина - цэ рынок дэшэвои раб сылы..." и дальше по списку. сплошная правда.Почему текст на русском? Хотелось бы оригинал, без посредников.uk.w????dia.org пишет, что Оксана Забужко "Була членом КПРС". Интересно как это сочетается с репрессиями её родных. То-ли такие такие репрессии, то-ли ГБисты гуманисты?
Рейтинг : согласен  20
не согласен  5
 
Чего , чего ???
17.04.2010 8:50:15
 
Просто -- "супер" БУ- ГА - ГА - ГА. Дает Панченко, как поет. И себя, небось, туда же примеряет, Я о "супер".
Рейтинг : согласен  21
не согласен  1
 
Макс
17.04.2010 8:30:27
 
Да какая она писательница. Повылазило всякое ЧМО, изо всех сил пытающееся связать два слова и сразу же "писательница". И сколько у нее читателей -почитателей? А бабло она зарабатывает тем, что умеет оказаться в нужном месте в нужное время и поддержать нужного человечка. А эта статья - явный заказ новой власти за поддержку Януковича на выборах. Она, как и Ющик, быстренько перешла на сторону более сильного.
Рейтинг : согласен  29
не согласен  10
 
ф
17.04.2010 8:18:17
 
Одна буква е пропущена в фамилии на третьем месте.
Рейтинг : согласен  24
не согласен  4
 
Какая фигня !!!
17.04.2010 8:18:13
 
И. Панченко !! Иди вместе с этой набитой ДУРОЙ Забужко в Ж...ПУ. А лучше поищите обе себе другую Родину. Потому что на государство Украина, судя по выступлениям Забужко на телеэфирах, ей глубоко плевать. " Гаити, Гаити. Нас и здесь неплохо кормят"
Рейтинг : согласен  35
не согласен  6
 
Федорыч
17.04.2010 7:58:20
 
Дамочка правильной сексуальной ориентации: мужикам отдается с удовольствием, - баб ненавидит.. Спасибо ей и ее протывсихам, за мое счастливое президенство!
Рейтинг : согласен  27
не согласен  5
 
Serg
17.04.2010 6:26:20
 
А хто єто?????????????????????
Рейтинг : согласен  21
не согласен  4
 
Комментировать  "Оксана Забужко: после 40 - просто супер!"
Комментировать  "Оксана Забужко: после 40 - просто супер!"
Новости партнёров






Загрузка...


Интернет магазин загрузка...

При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2010 Первый информационный портал «ОБОЗ.ua - Обозреватель». Все права защищены.