УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Телетабу на Юлю? Ч.1

Телетабу на Юлю? Ч.1

Юлии Тимошенко сейчас нелегко. Прокуратура обложила ее со всех сторон, вызовы на допросы продолжаются, соратников «закрыли» или «закроют» в ближайшее время в СИЗО, в Брюсселе кроме господина Мартенса, руководителя Европейской народной партии, штампующего резолюции, написанные на Туровской, с ней встречаться никто не хочет, в Вашингтоне то же самое. Сама Юлия Владимировна почему-то прибавила к этим и без того сложным проблемам еще одну – якобы на ее имя наложили табу украинские телеканалы (кроме «5 канала» и «ТВi»). «Я когда сейчас встречаюсь с людьми, очень многие меня спрашивают — почему вас нигде не видно, почему мы вас не видим? Я хочу всем сказать, что по всем центральным каналам телевидения, кроме „5 канала“ и „ТВi“, на меня табу, и это табу довольно жесткое».

Видео дня

Итак, в связи с этим «Обозреватель» решил провести опрос экспертов, среди которых люди - из ближайшего окружения Юлии Владимировны, независимые эксперты и представители украинских телеканалов. Они говорили о многом в связи с Тимошенко, но никто из них не обнаружил этого табу.

Всем им мы задавали одни и те же вопросы.

1. Достаточно ли Юлии Тимошенко в телевизионных новостях?

2. Даются ли в новостях ее цитаты с критикой в адрес Виктора Януковича, генпрокурора Виктора Пшонки и других представителей власти?

3. Если давление Администрации Президента или собственника канала на руководство канала или новостников с тем, чтобы повлиять на подачу новостей о Тимошенко?

4. Есть ли на телеканалах манипуляции в подаче информации о Тимошенко.

«ВСЛЕДСТВИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕННОЙ НЕАДЕКВАТНОСТИ ТИМОШЕНКО»

Первому мы предоставляем слово Олегу Медведеву - советнику Юлии Тимошенко.

(Он ответил только на два первых вопроса, сказав, что все остальные не в его компетенции)

1. Дело не в количестве, а в качестве. Важно, не как часто Тимошенко упоминается в новостях, а насколько содержательно, какие из ее меседжей масс-медиа ретранслируют обществу, что за образ формируют.

Технологии информационного и дезинформационного противодействия оппозиции стали более изощренными, чем до 2004 года. От банального замалчивания власть давно перешла к тонким и не очень манипуляциям, суть которых уловить может только специалист.

Оппозиция, на первый взгляд, часто присутствует в новостях, но вместо БЮТ это может быть и НУ-НС, и «Фронт змін», и «Свобода».

Если речь идет о БЮТ, то есть несколько десятков спикеров, которые дают каналам возможность избежать рискованных для них синхронов Тимошенко.

А когда в роли единственного ньюсмейкера от оппозиции в силу стечения разных обстоятельств оказывается все-таки Тимошенко, в эфир могут дать вовсе не то, что она хотела сказать, ради чего собрала пресс-конференцию, а вырванную из контекста и не соответствующую теме сообщения цитату. Вследствие таких манипуляций создается впечатление об определенной неадекватности спикера – ведь она, кажется, говорит не о том, что сегодня вечером волнует общество, а о чем-то своем. Естественно, у зрителя нет возможности судить, насколько правильно телеканал передал сообщение лидера оппозиции.

В целом идеальный с точки зрения власти алгоритм информационного сопровождения деятельности оппозиции выглядит приблизительно так. Лучше всего о позиции оппозиции промолчать – особенно, когда речь идет о каких-то инициативах или просто выступлениях Януковича. Если проигнорировать не получается, то вместо Тимошенко лучше дать точку зрения Яценюка или кого-нибудь из НУ-НС. Коль уж без БЮТ совсем никак, то проще записать кого-нибудь из народных депутатов, чтобы лишним появлением Тимошенко на экранах не драконить верхи. Ну а когда уж Тимошенко вне сомнений «героиня дня», нужны опытные и умные «ножницы», которые политкорректно стерилизуют сказанное нею к безопасной подаче в эфир.

Вот так мне представляется технология. В чистом виде она реализуется только на «Интере» и на Первом национальном, а не применяется вообще на "5-м канале" и TVi. На остальных телеканалах эта технология власти и собственников сталкивается с разной степенью противодействия редакторов и журналистов, которые действуют с переменным успехом. Я бы, конечно, мог бы назвать каналы и имена людей, которые, как могут, отстаивают принципы честной журналистики, но менее всего я бы хотел своими комплиментами доставить им неприятности и еще более осложнить и без того непростые условия работы.

Гораздо хуже, чем в новостях, обстоят дела в т.н. телеаналитике – тут «министерство правды» резвится во всю, практически не встречая сопротивления. В этой «колбасе» пучком волос никого не удивишь.

Что касается прямых эфиров и ток-шоу, ситуация разнится в зависимости от телеканала. На Первом национальном работают дедовским методом: у них нет Тимошенко, нет и проблем. В эфир государственного телеканала Юлию Тимошенко с февраля прошлого года не приглашают, если не считать приглашением весеннюю корявую пиар-акцию Анны Герман, уязвленное непомерное самолюбие которой требовало от Бенкендорфа личных дебатов Анны Николаевны с Юлией Владимировной.

«Большая политика» на «Интере» выглядит как манипулятивная программа по возвеличиванию власти и если не очернению оппозиции, то ее подаче в невыгодном свете.

Последнее появление там Юлии Тимошенко было спровоцировано отнюдь не желанием ведущего, который сначала сказал, что в обозримом будущем у него не будет вопросов к Ю.В., но уже через неделю решил обсудить с ней заказную пресс-конференцию американских псевдоаудиторов. Думаю, за неполный год пребывания Януковича у власти Евгений Алексеевич прошел неплохую школу, и приобретенный опыт позволит ему, если что, вернуться на российское ТВ. Кажется, сегодняшний господин Киселев, в отличие от вчерашнего, сможет сработаться с господином Путиным.

Шустеру, как по мне, удавалось балансировать, а его ток-шоу было единственным местом, где оппозиция могла доносить без купюр любую информацию, и где даже Тимошенко прорывалась к зрителю сквозь истеричные вопли Богословской. Ссылка Савика с «Украины» на «Первый национальный» - лучший ему комплимент за качественную журналистскую работу, которой власть и собственники канала ему не простили.

2. А с этим хуже всего. Есть табуированные географические топонимы («Межигорье»), фамилии и даже названия коммерческих структур, аффилированных с этими фамилиями. По памяти, за последние месяцы не попали в эфир высказывания Тимошенко о Фирташе и РУЭ, об изложенных в расследованиях ряда журналистов нелицеприятных фактах о деятельности премьер-министра и некоторых вице-премьеров. Зря старался и Турчинов, когда на специальной пресс-конференции рассказывал о связи ареста экс-министра Филиппчука и роли последнего в борьбе с компанией «Венко».

С большим трудом, словно трава сквозь асфальт, пробивается на телеканалы информация о критике в адрес Януковича со стороны европейских структур и политиков.

Формат же освещения деятельности Януковича разительно отличается от того, как подавали информацию о Тимошенко в бытность ее премьер-министром. Тогда стандартный сюжет о заседании Кабмина сопровождался синхроном представителя оппозиции или критическим голосом из «народа». Нынче инициативы и выступления Януковича подаются как официальная хроника, ее не комментируют ни оппозиция, ни эксперты. Включите телевизор и заметьте, что точка зрения оппозиции, как правило, подверстывается лишь к сюжетам о парламенте, роль которого тает не по дням, а по часам.

В целом же главная проблема не в том, как каналы освещают Тимошенко. Куда хуже другое. Через очевидный страх собственников перед Януковичем на телевидении замалчиваются многие негативные для власти и важные для общества события и темы, что подтверждается независимым мониторингом теленовостей.

«НЕ БУДУ ОБИЖАТЬ КОЛЛЕГ, НАМ С НИМИ ЕЩЕ РАБОТАТЬ»

Смогли мы поговорить и с Мариной Сорокой, пресс-секретарем Юлии Тимошенко. Она сказала нам, что телеканалы манипулируют информацией по поводу Тимошенко, однако когда мы попросили назвать эти телеканалы, Марина, к сожалению, отказалась это сделать. "Я не буду обижать своих коллег, нам с ними работать. В чем заключается манипуляция? Анализ делайте вы, журналисты, и зрители тоже делают такой анализ. Обратитесь к медиа-экспертам, они вам все расскажут. На сайте "Телекритики" регулярно делается обзор манипулятивных технологий, которые применяются в СМИ. Почитайте, и вы все поймете". В общем, не густо.

«ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТИМОШЕНКО ПОПАДАЮТ В НОВОСТИ, НО НИГДЕ НЕ НАПИСАНО, ЧТО АБСОЛЮТНО ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ ТУДА ПОПАДАТЬ»

Мы решили последовать рекомендации госпожи Сороки и обратились за комментариями к Отару Довженко, журналисту интернет-издания "Телекритика".

-Достаточно ли Тимошенко представлена в теленовостях?

- Я видел это заявление Тимошенко, что недостаточно активно освещается (ситуация вокруг неё. - Авт.). У меня количественных показателей нет, руки пока не дошли этим заняться, но я думаю, что это преувеличение. Скорее всего, тут можно говорить о том, что эта тема, как недостаточно праздничная и позитивная, не вписывается в общее настроение праздников. Дело в том, что вся эта история наложилась на наш так называемый украинский Рамадан, т.е. на праздничный марафон. Соответственно сейчас в определенные дни новости не выходят или выходят в таком облегченном виде, где журналисты работают вполсилы. Поэтому я, возможно, не связывал бы с какими-то запретами, что эти истории освещаются не так активно, как могли бы освещаться. Думаю,  то, что происходит, это в принципе а приори - шоу. И власти это нужно, как шоу. Она не будет влиять на то, чтобы это не освещалось. Наоборот, она с самого начала была готова к тому, что это будут показывать в новостях.

-Как, по-вашему, вырезаются ли из заявлений Тимошенко, которые транслируются по ТВ, ее критические высказывания в адрес президента и генпрокурора?

-Далеко не все ее заявления попадают в новости, но нигде не написано, что абсолютно все они должны туда попадать. Тут тяжело вычислить, какое заявление на самом деле было важным или неважным, или, как говорит депутат-регионал Елена Бондаренко, "безответственным" (вы знаете эту историю, когда она призвала к тому, что надо штрафовать или карать СМИ за передачу безответственных заявлений). Тут тяжело дифференцировать важные или неважные заявления.

Мы видим несбалансированное представление позиций Тимошенко (и оппозиции вообще) и власти на уровне формы. Когда, например, в конфликтных случаях подаются достаточно обоснованные комментарии со стороны власти и эмоциональные, порожние комментарии со стороны оппозиции. Это наитиповейшее нарушение. Можно сказать, манипуляция определенным образом. Также могут быть манипуляции на уровне представительском. Например, когда со стороны Партии регионов говорит Александр Ефремов, а со стороны БЮТ ставят какого-нибудь Ляшко или Шкиля, человека явно меньшего формата и меньшей репрезентативности. Я бы не сказал, что Тимошенко не показывают, но есть определенные ограничения именно такого рода.

-Есть ли, по вашему мнению, давление власти или собственника на телеканал, чтобы повлиять на подачу новостей о Тимошенко?

-Я думаю, что есть определенные общие пожелания, которые исполняются руководителями одних каналов и сотрудниками других более или менее фанатично. Конечно, те каналы, которые связаны с командой президента - группа "Интер", Первый национальный более фанатично исполняют эти установки, те каналы, которые не связаны с администрацией, менее фанатично. Формулируют ли их в Администрации Президента или это делают собственники, чтобы понравиться власти, я не знаю, и этого не знает никто. кроме менеджмента каналов и их собственников. Исключение - СТБ и "5 канал". Однако то, что это - давление Администрации Президента, мы утверждать не можем; но то, что происходит, является выгодным власти.

«ЕСЛИ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА И ЕЕ СОВЕТНИКИ ТАКИЕ МАЗОХИСТЫ…»

Алексей Мустафин - главный редактор телеканала СТБ.

1.Достаточно ли представлена Тимошенко в новостях СТБ? Все зависит от того, насколько активна сама Юлия Владимировна и активны следователи в ее деле. Если происходит что-либо с ее участием, то чаще всего это попадает в новости. Во всяком случае, в то время пока она общалась со следователями, а она общалась каждый день, то и каждый день в новостях СТБ она была, причем ее прямая речь. Те месседжи, которые она хотела озвучить, судя по комментариям ее советников, все это передается. Естественно, что материал должен быть сбалансированным, должны присутствовать все точки зрения.

Если ее вызывают на допрос, она выходит из прокуратуры, дает комментарий. Этот комментарий практически всегда попадает в новости СТБ. Во всяком случае, в последнюю неделю каждый день это был или первый, или второй материал.

2. Принцип у нас следующий - если это общественно значимое заявление, например как в случае с назначением главы Нацбанка, или каких-то действительно важных для страны вещей, или касающихся "дела Тимошенко", то, безусловно, это попадает в новости, причем мы стараемся, чтобы это была прямая речь самой Тимошенко. При этом у нас существует правило - если выдвигается обвинение в адрес какого-то человека, ему всегда дается возможность ответить на эти обвинения. Если звучат обвинения в адрес Тимошенко, то мы ей даем возможность ответить на эти обвинения. Если же обвинения звучат из уст Тимошенко, то мы даем в новости позицию людей, в адрес которых прозвучали эти обвинения.

3. С представителем Администрации Президента я несколько месяцев не общался лично и насколько мне известно - выпускающий редактор не общается. С собственником (Виктор Пинчук - прим. "Обозревателя") мы общаемся, безусловно, чаще, но кроме просьб или позиции с его стороны о том, чтобы позиции оппонентов в "Викнах" были сбалансированы, я больше не слышал. Думаю, что и с другими сотрудниками нашей компании кроме как о том, что материалы должны быть сбалансированными и журналистские стандарты должны соблюдаться, речи не идет.

4. Нет. Я только слышал жалобы, что все каналы или центральные каналы. Но жалоб, адресованных в адрес СТБ, я не слышал, и с моей точки зрения, их было бы смешно выдвигать. Может быть, просто Юлия Владимировна и ее советники не смотрят СТБ, а смотрят "Интер". Но если они такие мазохисты…

(Продолжение следует)