Тризубом по Сталину?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Новогодний фейерверк в Запорожье был не слишком мощным, однако «бабахнул» на всю Украину. Если сравнивать взрыв памятника Сталину с крупными терактами последних десятилетий, то «антисталинский терроризм» выглядит как минимум несерьезно. Помнится, один политический деятель говаривал совсем по другому поводу: «Яка країна – такі й теракти». С тех пор страна подросла, а вот «теракты», казалось бы, - почти нет.
Действительно, то ли дело взрывы домов в Москве и Буйнакске, совершенные либо чеченскими сепаратистами, либо ФСБшными специалистами. То ли дело смертники, взрывающие себя в людных местах Кабула и Багдада. То ли дело взрыв «Оклахома-сити». Или, наконец, кульминация политического терроризма – объятые пламенем башни Всемирного торгового центра, кто бы ни устроил это шоу – арабские пилоты-камикадзе или американские спецслужбы.
Все это – десятки, сотни, а то и тысячи жертв. И, вдобавок, эффектные телекартинки масштабных разрушений. В Запорожье же – один контуженный охранник да разнесенное на куски изваяние. Мелко и неинтересно - для обывателя, для потребителя информационного продукта. И – для этого непритязательного уровня - совершенно непонятно, зачем столько оперативных действий, арестов, обысков…
На самом же деле, то, что происходит вокруг взорванного в Запорожье памятника Сталину, больше всего похоже на начало правого террора. Однако речь не только о растущей активности радикальных националистов.
Памятник Сталину в Запорожье вызывал споры еще до своего появления. ВО «Свобода» предупредила, что памятник долго не простоит. Силуминовый Джугашвили был юридически оформлен не как памятник, а как «малая архитектурная форма», что позволило избежать правовых закавык с разрешениями от властей и вопросов «о тоталитарной символике». А вскоре после установки и открытия Сталина облили краской. К такому «террору» коммунистам не привыкать – памятники советской эпохи регулярно «красят» политические оппоненты, добавляя обвинительные надписи вроде «Палачи Украины».
Сталина отмыли, отчистили – но спокойно постоять у входа в Запорожский обком КПУ вождю довелось чуть больше полугода – 28 декабря памятник повредили бойцы ВО «Тризуб» им. С.Бандеры.
Их славе позавидовали леваки, запустившие «утку» о том, что Сталина поцарапали «автономные троцкисты» из мифической «Рабочей коммунистической лиги», таким образом отомстив за смерть Троцкого от рук сталинского агента.
Политическая импотенция украинских «леворадикалов» позволяет им разве что писать глупости в Интернете. Этого не скажешь о крайне правых – они действуют все более откровенно и нагло, игнорируя закон и общественный порядок, под смущенный шепоток, а то и аплодисменты толпы, нарываясь на очень мягкую, сдержанную, если не сказать попустительскую, реакцию власти и правоохранительных органов.
Повреждение памятников стало явлением обычным, чуть ли не массовым – и переход власти от Ющенко к Януковичу почти не изменил этой тенденции – разве что придал ей более фрондерский характер. Сначала краска, потом кувалда…
А в новогоднюю ночь прогремел взрыв, полностью уничтоживший монумент.
Силумин – не пенопласт, это алюминиево-кремниевый сплав. Конечно, он относительно хрупок – те, кто пользуется дешевой сантехникой, знают, как часто он дает трещины. Но чтобы разнести вдребезги здоровый кусок силумина, нужен взрыв посильнее петарды. Повреждения стены здания и контузия охранника свидетельствуют: заряд был достаточно мощным, чтобы в другой ситуации привести к человеческим жертвам.
Любая власть в такой ситуации просто обязана пресечь подобные действия на корню – и не из любви к Генералиссимусу, а из элементарных соображений общественной безопасности. Устраивать взрывы нельзя, тем более в общественных местах – это четкое требование закона, и оно должно соблюдаться неукоснительно.
На этот раз «Тризуб» не стал брать на себя ответственность за акцию. Интернет запестрел сообщениями о мифическом «Движении первого января», которое якобы осуществило взрыв. Впрочем, как бы ни называли себя подрывники, ясно, что искать их будут в среде праворадикалов – то есть среди активистов ВО «Свобода» и вращающейся в ее орбите крайне правой мелочи вроде того же ВО «Тризуб» и других. Это норма существования политических движений: крупная сила становится центром притяжения для мелких. Так, вокруг КПУ вертятся группы престарелых и не очень сталинистов - ругают партию за «оппортунизм», «парламентский кретинизм» и прочие грехи, но не могут вырваться за пределы ее идейной и организационной гравитации.
Та же ситуация и среди правых. Поэтому неудивительно, что «органы» стали дергать на предмет причастности к теракту именно «Свободу». Логично искать преступников среди тех, кто неоднократно заявлял о намерении ликвидировать памятник – именно у них есть весомый мотив для совершения преступления.
Александр Зубчевский, второй секретарь Запорожского обкома КПУ, сообщил «Обозревателю», что по делу о повреждении памятника Сталину 28 декабря были задержаны двое. О ходе расследования взрыва, по словам Зубчевского, он не может рассказать ничего сверх того, что уже сообщали СМИ.
Ни в коей мере не хочу торопить органы следствия, но все-таки очевидны странности:
Любая нормальная спецслужба имеет агентуру в радикальных движениях – и в левых, и особенно в правых. И если до сих пор организаторы и исполнители взрыва не арестованы, то либо акцию подготовил и совершил какой-то хорошо законспирированный одиночка, либо персоны террористов «органам» известны, но пока неинтересны.
Вместо этого «органы» начали прессовать и паковать руководство и актив «Тризуба». У них выявлен арсенал незарегистрированного оружия – автомат, пистолеты, гранаты и пневматические винтовки.
Те, конечно, как и ранее задержанные и отпущенные «свободовцы», кричат, что их задержали за взрыв Сталина – однако «органы» отрицают связь между терактом и задержаниями «тризубовцев».
Собственно, незаконное хранение оружия – это само по себе уголовно наказуемое деяние, независимо от взрыва памятника. Но метод любое уголовное преследование объявлять «политическими репрессиями» давно и охотно используется радикальными группировками. И не только радикальными – в высказываниях Луценко и Тимошенко явственно звучит та же мелодия.
Однако речь не о них.
При желании можно разглядеть мотив преступления и у коммунистов – ведь можно же взорвать памятник для привлечения внимания, которое, согласитесь, КПУ не помешает. Но хотя Компартия и стремится к общественному резонансу, но не такой ценой. Парламентские интриги, демонстрации на 7 ноября, эпатаж демократической общественности монументами тоталитарным вождям – это да, это по-коммунистически. Но совершать тяжкие уголовно наказуемые деяния, чтобы заработать горсточку пиара и подставить не слишком влиятельных в Запорожье радикальных националистов – нет, это просто нелепо.
Еще одна сторона, у которой есть мотив для взрыва – это власть (в широком смысле слова). Сценарий «поджог Рейхстага» достаточно неплохо себя зарекомендовал в истории. Под музыку о террористической угрозе очень хорошо закручивать гайки и давить неугодных. Причем неугодными окажутся не только прессуемые нынче правые радикалы, но и… кто угодно. Любой, кто будет мешать проведению непопулярных, но таких нужных для экономики реформ, всякий, кто будет угрожать стабильности - профсоюзный активист, левак, да просто не в меру активный гражданин. Типичная ситуация, при которой власть становится, по меткому выражению Стругацких, «грозой левых, правых и умеренных». На деле это может вылиться во все тот же правый террор – но не со стороны потерявших всякий страх крайне правых, а уже со стороны государства.
Впрочем, подождем выводов следствия.