УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

О жизни в "ДНР", военном Донецке и проукраинских настроениях: рассказ нардепа из Волновахи

127,6 т.
О жизни в 'ДНР', военном Донецке и проукраинских настроениях: рассказ нардепа из Волновахи

Жизнь на территориях, подконтрольных террористам, кардинально отличается от жизни на украинской территории – ментально это как две разных страны. Жители Донбасса при этом постепенно начинают понимать, что Украина гораздо лучше России, "ДНР" и "ЛНР".

О жизни в оккупации и в непосредственной близости к фронту "Обозревателю" рассказал народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Дмитрий Лубинец, избранный по 60-му мажоритарному округу Донетчины с центром в Волновахе. Он посещает свой родной прифронтовой сейчас город и передовую, как только появляется пара свободных дней, и его рассказом мы начинаем серию историй о повседневной жизни воюющего Донбасса. Политик будет одним из основных наших спикеров.

О специфике мирного города возле линии фронта

"В Волновахе слышны выстрелы, видна военная техника, очень много солдат, патрулей, после 21:00 в городе практически никого нету, такси раньше до утра стояли в центре, а сейчас после девяти вечера такси очень тяжело вызвать. И если мужчины испытывают детскую радость, когда новый танк какой-то проезжает по городу, то, конечно, для детей и женщин эта война накладывает отпечаток не очень хороший", - делится Лубинец впечатлениями от перемен жизни в городе.

Читайте: На Донбасс вторглись полсотни танков из России - постпред Украины в ООН

Он добавил, что в Волновахе всегда были проблемы с водой, даже холодную давали только по отдельным часам, потом в ходе боевых действий разбомбили Северо-Донецкий канал, и город 5 месяцев был без воды. Тогда же начали строить скважины, отремонтировали канал, дали воду. Сейчас канал опять разбомблен, котельные работают за счет скважин (перебоев с отоплением удалось избежать), питьевую воду доставляют машинами.

"Сейчас главное, чтобы был у людей свет. В связи с боевыми действиями регулярно случаются порывы то там, то там. Пытаемся быстро их устранять", - говорит политик.

"Когда работают "Грады", километров даже за 20, это отчетливо слышно. Знаете, еще какая специфика: к примеру, когда мы сидим на каком-то совещании в Волновахе, то даже женщины, услышав звук залпов, могут легко определить "Грады" это, или минометы, потому что они каждый день это слышат и уже все изучили. В самом городе не стреляют, и в город снаряды не прилетают, но слышно отчетливо", - сообщил нардеп.

По его словам, все это сказывается на поведении людей – они приходят в его депутатские приемные не столько за конкретной помощью, сколько за тем, чтобы их выслушали, так что пришлось даже взять на работу психолога.

Об экономике и "социалке"

"Когда запретили выплаты на неподконтрольной территории, то все начали приезжать в Волноваху, сразу образовались очереди к банкоматам, какие-то дельцы начали продавать место в очереди по 50 грн (наш человек нигде не пропадет, самые предприимчивые находят возможность заработать даже в такой ситуации). Но при этом самое главное, что люди видят, даже приезжая из Донецка, что им пенсии и пособия выплачивает Украина, а не "ДНР" или "ЛНР". Да, им тяжело, да, им надо ехать, да, им сейчас надо оформлять пропуска, но они же понимают, что им платит Украина", - рассказал Лубинец.

Задержек с выплатами и поступлением денег нет, но возле банкоматов выстраиваются огромные очереди. В волновахское отделение "Ощадбанка" доставили три дополнительных банкомата, но руководство полтора месяца отказывалось их установить, сейчас директора сменили, и есть надежда, что вопрос сдвинется с мертвой точки.

Читайте: Террористы рассказали, кого допустят к выборам местного самоуправления

При этом жизнь города почти не изменилась в плане экономики и продовольствия: магазины, аптеки, большинство организаций работают в нормальном режиме, дефицита товаров нет. Продолжают свою работу также школы и детсады.

О пропускной системе

"Самый большой парадокс – вводится пропускной режим, три села наших, украинских, под нашим контролем, но мы фактически по распоряжению СНБО не имеем права пустить их без пропуска в Волноваху, не можем пропустить машины даже с хлебом, не можем пропустить людей, потому что они живут за пропускным пунктом ближе к территориям террористов. Этот вопрос решался два дня, потом мы договорились, что те, у кого есть прописка Волновахского района, без проблем заезжают и туда, и обратно", - рассказал Лубинец.

Он сообщил, что на блокпостах образовываются огромные очереди за пропусками, поначалу система была очень неудобная – пункт выдачи пропусков Волновахского района был только в Новоселовке, а это 180 км от крайней точки района, и их надо было проехать один раз, чтобы сдать документы, а второй раз, чтобы получить пропуск. Сейчас пункты приема документов и выдачи пропусков организовали в других городах района, что немного облегчило процесс и сократило очереди.

О Донбассе

"Многие уезжают. И уезжают, к большому сожалению для Донбасса, те люди, которые должны были бы возродить Донбасс – молодые, образованные, те, которые не боятся начинать жизнь с чистого листа, и не важно, сколько им лет. Поэтому Донбасс просто некому будет восстанавливать, молодежь и весь бизнес практически разбежался", - переживает Лубинец.

Он много общался с жителями Донецка, стоящими в очередях на блокпостах, и понял, что город, в котором он прожил 5 лет и получил образование, сильно изменился.

"Когда блокпост поставили, образовались очень большие очереди людей за пропусками. Я поехал туда и где-то порядка 2 часов разговаривал с людьми из Донецка о том, что в городе происходит. Я последний раз был в Донецке в апреле, потому что потом меня внесли в список "пособников Киевской хунты". И я уверен, что сейчас город кардинально отличается от того города, который я помню и люблю. Он сейчас грязный, серый, без освещения, не очень много людей на улицах. Так вот, эти люди из Донецка рассказывают, что в магазинах и аптеках ничего практически нет. Одна женщина рассказала, что у нее заболели двое детей, и она приехала оформлять пропуск элементарно для того, чтобы приехать в аптеку в Волновахе. Потому что в Донецке, кроме трав, лекарств практически не осталось. В магазинах очень скудный перечень товаров", - рассказал нардеп.

Но, по его словам, в очередях были и те, кто хвалил "молодую республику" и верил в ее светлое будущее.

"Многие говорят о том, что они из Донецка приезжают в Волноваху, как будто за границу, потому что люди по Донецку не ходят, а бегут, потому что надо быстрее перейти из одного помещения в другое. Одна женщина сказала, что пропали с лиц людей улыбки, люди на улицах не здороваются, никто ни с кем, как правило, не разговаривает… Люди живут в совершенно другом обществе: обозленном, они считают, что Украина их бросила, а Россия виновата, потому что их не взяла к себе, хотя должна была взять. Из-за этого они теперь ненавидят люто всех, и ту же якобы власть "ДНР". Они просто зацепились за квартиру, или по инерции продолжают ходить на работу, хотя заработной платы они не получают. За все это время, насколько мне известно, учителя получили всего один раз по тысяче гривен, и это за 7 месяцев", - рассказал Лубинец, и добавил, что "ментально мы уже как совершенно два разных государства, и все указывает на положительные черты Украины".

О перемене симпатий

"Я не могу сказать, что на Донбассе было очень много людей за "ДНР", но также я бы не сказал, что там подавляющее большинство патриотов Украины, но они действительно есть. В начале конфликта в процентном соотношении симпатии разделялись где-то 20% на 20%, и 60% - это инертная масса. 20% ярко выраженных сторонников Украины, и 20% тех, которые на самом деле не были за "ДНР", они были за Россию, все думали, что у нас там будет второй крымский сценарий", - вспоминает депутат.

"Сейчас соотношение увеличилось в пользу сторонников Украины, причем за последние два-три месяца - резко. И сейчас я сказал бы, что за Украину процентов 50, за "ДНР" – процентов 15, и все равно очень большая масса людей инертных, им все равно, кто, лишь бы не стреляли", - продолжил он.

О российских СМИ

В Волновахе работают около 15 каналов, 12 из них – российские, 3 – украинские, да и те ловит с помехами.

Ранее в городе была телевышка, которая вела ретрансляцию каналов с большой вышки в Донецке, но ее принудительно отключили, не без участия военных, чтобы ограничить влияние пропаганды на людей. На данный момент большая часть Волновахи имеет все те же каналы, поскольку Донецкая вышка "добивает" до большей части города. Ни СНБО, ни СБУ на запросы нардепа о необходимости отключения Донецкой вышки не реагируют.

"Но проблема не только в российских каналах, там есть каналы, по сравнению с которыми Lifenews отдыхает. Там есть канал "Оплот", канал "Новороссия", то есть какие-то местные каналы, которые всю информацию просто переворачивают", - рассказал Лубинец.

По его словам жители городов знают, кто обстреливает непосредственно их, поскольку это видно, но жители других, соседних населенных пунктов верят информации СМИ и обстрелам со стороны украинской армии.

Нардеп подытожил, что люди устали от войны, они хотят мира и нормальной жизни, которая для большинства из них уже ассоциируется с Украиной.