УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Немецкий эксперт: С правыми радикалами должен говорить прокурор

1,4 т.
Немецкий эксперт: С правыми радикалами должен говорить прокурор

Дискуссия в Германии о приеме беженцев ужесточается. Правые радикалы используют ее для пропаганды ненависти и ксенофобии. В интервью DW профессор Кашуба требует жестких наказаний за проявления насилия.

Профессор Вольфганг Кашуба (Wolfgang Kaschuba) - этнолог, директор берлинского Института эмпирических исследований проблем миграции и интеграции. Как противостоять правым радикалам? Какие аргументы могут подействовать на них? Вот вопросы, которые DW задала профессору Кашубе.

DW: Кризис с беженцами ведет к расколу в немецком обществе. Следует ли опасаться, что на правом фланге сформируется не поддающаяся контролю сила?

Вольфганг Кашуба: Если политики, СМИ и исследователи активно против этого не выступят, опасность есть. Определенные группы в обществе, прежде всего правые радикалы, оседлали "локомотив страха". Этот страх не подкреплен опытом. Никто не потерял квартиру или работу, ни у кого среди родни нет жертв избиений со стороны беженцев. Все основано на штампах и предрассудках.

Если с предрассудками не бороться, начинается порочная карусель: возникают группировки, которые на волне страха и страстей взывают к чрезвычайному положению и самообороне. На этой почве и происходят такие преступления, как нападение на кандидата на пост обер-бургомистра Кёльна Генриетту Рекер (Henriette Reker). Преступник действовал в одиночку, но был уверен, что выполняет волю таких группировок.

- А каков состав этих группировок, с точки зрения социолога?

- Противников приема беженцев, по-моему, можно разделить на две группы. Одна большая - это попутчики. Это в основном люди в возрасте за 40. Они жили себе спокойно, а теперь боятся развития событий, которых еще не испытывали в своем городе или деревне. Наводят их на это СМИ или лозунги другой, малочисленной группы.

А это уже правые радикалы и популисты. Вокруг них возникают элементы организованной преступности. Поджоги общежитий для беженцев, запугивание политиков и волонтеров - это преступные деяния. Они хотят лишить всех, кто иначе думает или иначе выглядит, права на выбор места жительства. Это преступные организации и преступные действия. Вот так их и следует называть.

- Можно ли вообще дискутировать с теми, кто напрочь отвергает прием беженцев, спасающихся от войны?

- Участники демонстраций, например, антиисламского движения Pegida систематически отвергают диалог. Они не говорят: "У нас другое мнение". Они говорят: "Только наше мнение имеет значение, другие мы отвергаем". Это чистой воды фундаментализм. Тут надо отделять зерна от плевел. Те, кто танцует под дудочку крысоловов, должны понимать, что и они несут ответственность, как политическую, так и юридическую. Pegida выходит на демонстрации уже целый год. Я не понимаю, почему местные политики не принимают решительных мер. А то ведь возникают регионы, где тон задает сброд. Такого не должно быть.

Правые радикалы пытаются захватить целые районы. Но эти попытки проваливаются, если гражданское общество активно борется с ними. Люди, которые пользуются уважением и влиянием в своих городах и селах, должны сказать: "Нет, это мы - народ, а вы - маргиналы".

- Проблема с беженцами решается на местах. А местных политиков запугивают. Идет небывалая радикализация общества. Способно ли государство контролировать ситуацию?

- Нет общества, где все было бы под контролем. Насилие из среды правых радикалов исходит вот уже 20 лет. Просто мы закрывали на него глаза. Они используют социальные сети, концерты, устраивают праздники, тренировочные лагеря. Возникла микроструктура, которую мы не контролируем. Надо признать, политики слепы на правый глаз. Мы отделывались отговорками вроде "Ну что с них возьмешь, они на всем немецком помешались". А теперь мы видим, сколько агрессии исходит от этих людей.

Чтобы не возникло недоразумений: большинство населения в Германии, может быть, за исключением нескольких деревушек где-то в Саксонии, так не думает. Но это большинство не выходит на демонстрации. Там тон задают правые крикуны. Это пора менять.