УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто и сколько: что смогут увидеть наблюдатели за выборами в Беларуси

1,4 т.
Кто и сколько: что смогут увидеть наблюдатели за выборами в Беларуси

Иностранные и белорусские наблюдатели объяснили DW, почему они не отказались от проведения наблюдения за президентскими выборами в Беларуси, хотя подсчет голосов проследить невозможно.

Исход президентских выборов в Беларуси, намеченных на 11 октября, предрешен, уверено большинство экспертов. Из опыта прошлых избирательных кампаний известно, что правила проведения выборов в стране исключают возможность контроля процедуры подсчет голосов. Однако, по мнению аналитиков, это обстоятельство - не повод вообще отказываться от наблюдения. DW выяснила, каким образом в Беларуси ограничивают возможности наблюдения за выборами и за чем все еще можно наблюдать.

Наблюдение за выборами: кто и сколько

По данным белорусского Центризбиркома (ЦИК), для проведения мониторинга президентских выборов уже аккредитовано около 500 иностранных наблюдателей. Из них более 300 - представители миссии от СНГ, свыше 80 - от Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), около 70 - от БДИПЧ ОБСЕ, 10 - от Альянса миссий наблюдателей (группа независимых наблюдателей от европейских НПО).

Также ЦИК аккредитовал более 18 тысяч национальных наблюдателей, подавляющее большинство которых представляет провластные политические партии и созданные по инициативе госчиновников квазиобщественные организации. Наблюдателей от оппозиционных партий, движений и гражданских кампаний - около двух тысяч.

Подсчет голосов наблюдатели видят издалека

Перечень нарушений на проходивших ранее выборах - с указанием, где они были зафиксированы - это десятки страниц отчетов правозащитников и представителей международных организаций, наблюдавших за электоральными кампаниями в Беларуси в течение последних почти 20 лет. Ситуация осложняется тем, что действующее в Беларуси избирательное законодательство, по оценкам аналитиков, фактически исключает реальное наблюдение, в частности, за подсчетом голосов.

Как рассказал DW эксперт в области избирательного права Сергей Альфер, каждый член комиссии обрабатывает выданную ему стопку бюллетеней, итог подсчета голосов вслух не оглашает, пишет цифры на бумаге и отдает ее председателю комиссии. От стола, за которым обрабатываются бюллетени, наблюдатели сидят на расстоянии, исключающем возможность видеть содержание бюллетеней.

Между тем опрошенные DW иностранные наблюдатели утвердительно отвечают на вопрос, есть ли смысл присутствовать на выборах, если наблюдение за ключевой процедурой - подсчетом голосов - практически невозможно.

С чистого листа и с широко открытыми глазами

"Наблюдатели Альянса миссий наблюдателей, как, впрочем, и БДИПЧ ОБСЕ, исходят из предпосылки, что выборы пройдут по международным стандартам", - заявил в интервью DW представитель Альянса Виктор Енгибарян. Он подчеркнул, что наблюдатели от международных структур не сравнивают электоральную кампанию, за которой они следят сейчас, с предыдущими: они всегда работают с чистого листа, используя проверенную методику наблюдения и оценки выборов на предмет их соответствия международным стандартам.

"У нас немного людей, но мы будем смотреть за происходящим с разных сторон широко открытыми глазами", - заверил руководитель группы Альянса миссий наблюдателей Хенрик Крёне (Henrik Krone) на пресс-конференции в Минске в понедельник, 28 сентября.

В отличие от наблюдателей от СНГ, указывающих в отчетах на соответствие выборов в Беларуси национальному законодательству, смысл участия иностранных наблюдателей, поясняет эксперт Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев, состоит в фиксации соответствия именно международным критериям прозрачности. При этом отсутствие возможности проверить достоверность подсчета голосов - основание для соответствующего заключения наблюдателей, полагает Елисеев.

Сбои в системе и осложняющие факторы

Для новичков, до сих пор верящих, что выборы в Беларуси есть, - целью участия в наблюдении, объяснил DW представитель кампании наблюдения "Право выбора" Илья Добротвор, является возможность увидеть своими глазами, как фальсифицируют результаты.

Кроме того, добавил он, никогда до окончания кампании со стопроцентной вероятностью нельзя говорить о результатах: любая система может однажды дать сбой, даже самая надежная. Я не считаю, что все предрешено и на этих выборах, отметил Добротвор.

Ситуация с наблюдением осложняется тем, что есть нарушения, которые доказать нельзя, признает Сергей Альфер. Например, по его словам, невозможно проконтролировать цепочку передачи избирательных документов из участковых избиркомов в территориальные и далее в ЦИК. "Не уверен, что достоверные цифры известны даже самим организаторам выборов", - заметил Альфер.

Копии протоколов в местные исполкомы иногда передают для информации, иногда члены комиссии подписывают чистый лист бумаги, на котором потом напишут протокол - якобы для того, чтобы потом не собираться, если комиссия якобы найдет ошибки, рассказывает Альфер.

На данный момент, по его мнению, ни одна политическая сила в Беларуси не в состоянии своими силами закрыть ни один административный район полностью, чтобы проконтролировать хотя бы то, что можно, чтобы потом оспорить результат, имея неопровержимые доказательства. Впрочем, даже с такими доказательствами, свидетельствуют белорусские правозащитники, надежд на то, что белорусский суд примет их во внимание, практически нет.