УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Ястребы" и "голуби" в ближайшем окружении Путина – кто они

23,0 т.
'Ястребы' и 'голуби' в ближайшем окружении Путина – кто они

Российская политическая элита находится в состоянии скрытого конфликта, который иногда вырывается наружу. Часть ее, условно называемая "партией войны", настаивает на продолжении и эскалации конфликта на востоке Украины и заявляет о необходимости "восстановления империи". Вторая часть, условно называемая "партия мира", добивается прекращения войны ради вывода страны из международной изоляции и спасения ее экономики. О расстановке сил в окружении Путина рассуждает Иван Яковина из "Нового Времени". Главными идеологами и наиболее активными участниками "партии войны" в руководстве РФ большинство экспертов называют президентского советника Сергея Глазьева, вице-премьера Дмитрия Рогозина, глав силовых ведомств, входящих в Совет Безопасности – Минобороны, ФСБ, МВД и прочих.

Рангом пониже – легион разнокалиберных депутатов Госдумы и чиновников от идеологии, которые сами решений не принимают, но выполняют роль "группы поддержки" с флагами и транспарантами "В защиту Новороссии". Сюда можно включить, например, депутата Елену Мизулину, как-то призвавшую российских мужчин отправляться на войну. Впрочем, эта подгруппа – лишь ретрансляторы, самостоятельной ценности они не представляют. При смене указаний они начнут столь же громко требовать мира, как сейчас – войны.

Не столь многочисленна, но намного более экстравагантная группа сторонников "жестких действий" – это разного рода "публицисты", "политологи" и "эксперты", вроде двух Александров – Проханова и Дугина. Этим людям позволено говорить все, что заблагорассудится, сколь бы дикими их идеи не казались. На первый взгляд они представляют собой обезумевших злых клоунов, но на деле это довольно опасная категория граждан. Их идеи построения метафизической империи, борьбы света (России) с тьмой (весь остальной мир) и тому подобная беллетристика пользуются большой популярностью среди российских чиновников и силовиков среднего звена, не читавших в юности исторических романов, фантастики и мистических триллеров. Сейчас они наверстывают упущенное в реальной жизни. Всем известный Игорь Гиркин – в каком-то смысле порождение именно этой идеологии.

Однако наиболее серьезный интерес представляют, конечно, лидеры "партии войны", обладающие свободным доступом в Кремль.

Одним из наиболее ярких и говорливых представителей этой группы является Сергей Глазьев. Глубинная мотивация этого человека весьма интересна: сейчас он мечтает отыграться за провал своей идеи по втягиванию Украины в Таможенный союз.

Советник президента РФ публично призывал к нанесению по украинским войскам превентивных ударов, неоднократно требовал усилить помощь "ополченцам", а об СБУ отзывался как о Гестапо.

Его уязвленное самолюбие сейчас способно утешить лишь одно – прекращение существования самостоятельной Украины и вхождение ее остатков во взлелеянный им ТС. Высказывания Глазьева у неподготовленного человека могут порождать сомнения в его адекватности. Однако он продолжает работать в Кремле на высоком посту.

Его соратник Дмитрий Рогозин, отправленный курировать в правительстве ВПК, руководствуется куда более приземленной целью – деньгами. Его прямая задача – выбить из госбюджета как можно больше заказов для российского ВПК, вполне заслуженно пользующегося репутацией бездонной бочки. C началом войны Рогозин заметно повеселел, с прессой общается охотно и бойко, даже пытается шутить в твиттере – дескать, ему хочется в окопы ДНР.

Силовикам, капитанам ВПК, философам-имперцам и их многочисленной группе поддержки противостоят люди, которым Украина и ее проблемы, мягко говоря, до фонаря, но вот свои бизнес-интересы они готовы отстаивать до последнего. Речь, прежде всего, об олигархах и их партнерах-покровителях во власти.

В отличие от "ястребов", кормящихся напрямую из бюджета, а потому сильно не зависящих от положения России в мире, бизнес "голубей" очень зависит от внешней конъюнктуры, им крайне важно, чтобы нефть и газ текли на Запад, а деньги – в Москву безо всяких препятствий. Появление между двумя этими точками растущего частокола санкций ставит под угрозу дело всей их жизни. Проще говоря, они могут потерять вообще все, причем не по своей даже вине, а из-за проделок членов "партии войны".

В "партии мира" состоят непубличные, в основном, люди, для которых деньги и успех бизнеса несравнимо важнее геополитических абстракций или идеологических максим. К их числу обычно относят главу Лукойла Вагита Алекперова, путинских друзей-мультимиллиардеров Геннадия Тимченко, Аркадия и Бориса Ротенбергов и прочих олигархов, чей бизнес плотно связан с заграницей. В публичной сфере их представителями считаются спикер Госдумы Сергей Нарышкин, зампред правительства Аркадий Дворкович и ряд министров "либеральной" направленности.

При том, что внешне их команда не уступает по совокупной мощности "ястребиной", у них есть одна существенная слабость – почти полное отсутствие поддержки со стороны населения страны. Благодаря массированной милитаристской пропаганде, почти все россияне в целом разделяют идею необходимости поддержки сепаратистов. Люди, выступающие против войны, выглядят непатриотично. Если учесть, что восстановления мира хотят, в основном, олигархи и оппозиционеры из "пятой колонны", их позиция в глазах большинства населения никакой поддержки не находит вообще.

Судя по нынешним действиям Москвы, влияние двух групп на главный центр принятия решений – президента Владимира Путина – находится в динамическом равновесии. Решительной победы одержать не может ни одна из сторон. Россия продолжает оказывать помощь боевикам оружием, снаряжением и подкреплением.

К неудовольствию "партии мира", нацеленной на "тихий слив" боевиков и их идеологической базы, поток помощи сепаратистам не иссякает. В то же время имперцы всех мастей рвут на себе шевелюры и бороды от злости, вызванной нежеланием Кремля ввести в Донбасс подразделения российской армии.

Обе стороны не только ведут тихую подковерную борьбу в Кремле и его окрестностях, но и осваивают публичное пространство, надеясь на поддержку своей позиции со стороны широких народных масс: Путин ценит свой рейтинг превыше всего, поэтому наверняка не останется глух к чаяниям своего электората по столь важному вопросу.

Если "ястребы" месяцами не вылезают из телеэкранов, проклиная оттуда Майдан и "хунту", то "голуби" почувствовали необходимость активно действовать только сейчас, когда по ним болезненно ударили санкции.

По российским СМИ прокатилась волна публикаций о том, что главная угроза для России – это вовсе не Порошенко или Навальный, а люди вроде Игоря Гиркина, способные ради реализации своих фантазий раскачать и ситуацию в России. Избирателям Путина и ему самому ненавязчиво напоминают, что у "ополченцев", в отличие от российской оппозиции, есть оружие, четкая идеология и очень существенная поддержка среди населения.

Российскому президенту исподволь хотят показать ситуацию так: национал-шовинистическая "партия войны" подняла и вырастила военно-идеологическую структуру и лидера, которые уже не желают быть инструментом Кремля, а хотят стать его хозяевами, требуя для этого еще больше сил и средств. Путин к любой конкуренции относится очень плохо, а к конкуренции вооруженной, популярной и организованной – тем более.

Работа идет не только с Кремлем, но и с простыми "ватниками". В Сети появился прекрасно сделанный видеоролик, очевидно рассчитанный на самую оболваненную часть населения. Несмотря на шипящий зашквар патриотизма (без этого сейчас никак), суть видео вполне очевидна: ввод войск на Украину – смерть России.

Ну и последнее по времени свидетельство рывка "партии мира" в публичное пространство – это недавнее интервью главы клана приближенных к Путину бизнесменов Геннадия Тимченко агентству ИТАР-ТАСС. Бизнесмен по прозвищу Гангрена на семи страницах живописал ужасы от западных санкций, а под занавес дал очень прозрачный намек на конечность терпения олигархов. Из его слов можно понять, что друзья Путина его, конечно, любят и уважают, но вот вопрос со свободой передвижения по миру безо всяких санкций надо бы срочно решить, а то мало ли что…

Сейчас многое зависит от того, какой выбор сделает президент России. С одной стороны, он может плюнуть на все и пойти на поводу у фантазеров из "партии войны", шепчущих ему о божественном предначертании и месте в истории. С другой, может победить рациональное начало "партии мира", умоляющее о спасении экономики страны. Впрочем, кто бы ни победил, побежденные останутся недовольны, и они могут решиться на отчаянные действия. Путину в этой ситуации не позавидуешь.