УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Еврошанс: использовать нельзя упустить

Еврошанс: использовать нельзя упустить

Большинство наших соотечественников (52%), по данным социологической группы "Рейтинг", выступают за присоединение официального Киева к Европейскому союзу. Вместе с тем 41% украинцев поддерживает создание единого государства в составе Украины, России и Беларуси. Еще 15 процентов жителей нашей страны не определились со своими внешнеполитическими симпатиями.

Европейский курс Украины зафиксирован на законодательном уровне. В частности, в 2010-м были внесены соответствующие поправки в Закон "Об основах внешней и внутренней политики". Интеграцию нашего государства в структуры ЕС поддерживают фактически все (за исключением Компартии) политические силы, представленные в новоизбранной Верховной Раде.

Таким образом, украинская власть имеет три весомых аргумента в диалоге с европейскими партнерами: законодательный "компас", поддержка народа и парламентских фракций.

2013-й является важным годом с точки зрения интеграционных устремлений и ожиданий Киева.В феврале в бельгийской столице пройдет саммит "Украина – ЕС". В мае-июне состоится заседание Комитета "Украина – ЕС", а в ноябре в литовском Вильнюсе запланировано проведение саммита Восточного партнерства. Именно в ходе этого мероприятия, как ожидается, и будет подписано Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом.

Не единожды обжигаясь на молоке, в отечественном МИДе теперь дуют даже на воду.

"Внешнеполитический курс страны четко определен Президентом Украины с учетом мнения большинства граждан. Это - последовательное движение на пути евроинтеграции при одновременном развитии партнерских равноправных отношений с Россией. Поэтому сторонникам геополитической альтернативы я бы не советовал открывать шампанское", - сказал в недавнем интервью агентству "Интерфакс-Украина" директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин.

Действительно, Президент Янукович при каждой возможности декларирует приверженность евроинтеграционному курсу. Вместе с тем не все руководители страны выступают со такой однозначной и безапелляционной позиции. Так, в интервью "Зеркалу недели" спикер Владимир Рыбак заявив, что многовекторность во внешней политике Украины - историческая миссия страны, подчеркнул: "Это нужно честно признать и не прикрываться двойными стандартами". Как видим, о едином властном "хоре" на внешнеполитической арене можно только лишь мечтать…

Соответствует ли пресловутая многовекторность вызовам времени и ожиданиям общества? Можно (и нужно ли?) одновременно выстраивать равноправные отношения с Брюсселем и Москвой, ЕС и Таможенным союзом?

Ответив на данные вопросы "Обозревателя", эксперты рассказали о необходимых тактических и стратегических внешнеполитических шагах Украины, которые отвечают, прежде всего, национальным интересам нашего государства.

Владимир Горбач, политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества:

Нынешняя власть изначально избрала стратегию балансирования между Россией и Европейским союзом. Такая ситуация для действующих руководителей страны является комфортной, поскольку в таких условиях они чувствуют себя востребованными и нужными. Это, с одной стороны. С другой стороны, 2013 год все-таки вынуждает определяться, и наши партнеры как на Востоке, так и на Западе, не устают это повторять.

На мой взгляд, наилучшим вариантом для Украины было бы достижение такого положения, чтобы стать частью Запада, которая была бы наиболее благосклонной к России. Такое позиционирование было бы наиболее выгодным для Украины, как независимого государства.

Нам, конечно же, необходимо дать европейским партнерам позитивные сигналы о том, что украинская власть начала выполнять их требования. В таком русле нужно работать до начала ноября, когда пройдет саммит Восточного партнерства в Вильнюсе с тем, чтобы подписать Соглашение об ассоциации и, таким образом начать экономическую интеграцию на европейский рынок. До этого момента не стоит брать на себя никаких особенных обязательств перед Российской Федерацией, поскольку это может сломать подписание Соглашения с ЕС. А вот уже после подписания стоит вести диалог с РФ, Таможенным союзом - с тем, чтобы избежать торговых войн и экономического давления с их стороны. Такая стратегия и тактика, на мой взгляд, является наиболее оптимальной для Украины, с учетом ее нынешнего положения.

Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова:

Прежде всего, следует размежевать сотрудничество и интеграцию. Сотрудничать необходимо и с Россией, и с Западом, а вот интегрироваться можно только в одном направлении – европейском. Этот интеграционный путь зафиксирован в законодательстве, задекларирован почти всеми парламентскими партиями и отвечает ожиданиям большинства украинских граждан. То есть тут, на мой взгляд, во власти не должно быть никаких колебаний.

В Законе "Об основах внешней и внутренней политики", утвержденном в 2010 году, четко зафиксировано интеграционное направление. Это первое. Второе, что должно прибавлять нашей власти аргументов - это поддержка граждан. И, наконец, третий момент: все парламентские партии, за исключением коммунистов, во время выборов декларировали европейский выбор. Поэтому вопрос предельно прост. А то, что власти пытаются юлить, выторговывать что-то для себя, только лишь усложняет ситуацию, подрывает доверие и европейских, и российских партнеров.

Существуют благоприятные исторические моменты. Так вот, 2013 год является одним из таких моментов, когда шансы подписать Соглашение об ассоциации с ЕС очень высоки. Если украинская власть упустит этот шанс, нет никаких гарантий, что он появится в ближайшем будущем.

Игорь Когут, председатель совета Лаборатории законодательных инициатив:

Именно в 2013-м будет решаться судьба Соглашения об ассоциации с ЕС и существует большая вероятность того, что это Соглашение будет подписано в ноябре во время саммита Восточного партнерства. Однако официальный Киев обязан показать, что реформы, предусмотренные планом действий касательно ассоциации (политические, финансовые, социальные, прочие), действительно реализуются. Пока что это под большим вопросом, поскольку очевидно, что Киев сегодня не способен реализовать любую полномасштабную реформу. Но и Восточное партнерство, и соглашение об Ассоциации являются механизмами, которые могут помогать (в том числе, финансово) в реализации этих реформ.

Что касается России. Отношения с Москвой, если говорить о публичном пространстве, сводятся только к одному вопросу – газовому. Это означает, что интереса Украины относительно России нет в принципе. Украинскую власть интересует только цена на газ. У РФ, конечно же, другие намерения в отношении Украины. Это - усиление влияния, "русский мир" и т.п. И Украина все больше погружается в зону влияния Российской Федерации в экономическом, торговом, культурном, информационном пространствах.

Торговый фактор является крайне важным, поскольку вопрос сегодня стоит ребром: или зона свободной торговли с ЕС, или Таможенный союз. И это "или" - "или" на самом деле является цивилизационным выбором. Почему? Потому что за ТС очень четко прослеживаются наднациональные намерения России. В ТС также очевидна доминанта Москвы. В ЕС же доминанты Брюсселя как таковой нет. Да, Брюссель – это политический центр, однако такими же политическими центрами являются и Берлин, и Париж, и если хотите, Лондон. И любое решение Евросоюза принимается только при согласии всех 27 членов ЕС.

Для Евросоюза сегодня не стоит вопрос членства Украины в ЕС. Есть только прогнозированный сосед, который в перспективе может присоединиться к европейскому сообществу. ЕС – это наиболее удачный проект, который после Второй мировой войны обеспечивал мир, стабильность и процветание целого континента.