УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Борцы с гейропой": журналист объяснил, как в России совмещают любовь и ненависть к Западу

12,6 т.
Холодная война

Сближение с Западом, по данным "Левада-центра", поддерживают 71% россиян.

Готова ли Россия развернуться лицом к Западу, рассуждает российский публицист Олег Кашин в статье для DW.

Это такой стандартный (и почти неприличный) полемический прием в социальных сетях, когда между собой спорят "патриот" и "западник". Если один скажет, что все зло идет из Европы и Америки, то другой обязательно спросит его, отказался ли он от своего смартфона американской марки или от просмотра голливудских блокбастеров. Аргумент кажется убийственным, но почему-то ни в одной дискуссии с его помощью не ставилась точка. "Патриоты" не видят никакого противоречия между своим абсолютно западным образом жизни и антизападными лозунгами. Более того - скорее всего, "патриоты" правы.

Читайте: Жириновский шокировал россиян анекдотом про Обаму, Меркель и унитаз: опубликовано видео

Единство противоположностей

Главный секрет антизападных настроений россиян - приставку "анти" в этом определении нельзя воспринимать буквально, и с таким же успехом те же самые настроения можно назвать и прозападными; формула диалектического единства противоположностей давно вышла из моды, но, право же, перед нами именно она.

Понятный и много лет культивируемый российской пропагандой образ "плохого Запада", где в промежутках между гей-браками европейцев насилуют обезумевшие от безнаказанности мигранты, вообще не ставит под сомнение западные ценности, напротив - в такой системе координат именно российские обличители "гейропы" чувствуют себя последними защитниками подлинных ценностей Европы и Америки.

Запад, если смотреть на него глазами российского телезрителя, переживает серьезный кризис - духовный, политический, какой угодно, но это не отменяет ничего из того, за что россиянин привык любить Америку и Европу. Трамповское "make America great again" легко переводится на русский.

Образ "старых" Соединенных Штатов близок и понятен современной России, и иногда кажется, что нынешнее ускоренное культивирование самой консервативной духовности копируется российскими политическими администраторами именно из американского прошлого, в котором обыватели-реднеки (белые жители американской провинции - ред.) аплодировали авантюристам-проповедникам, выискивавшим богохульство в рекламе нижнего белья.

Россия министра Мединского, байкера "Хирурга" и сенатора Мизулиной очень похожа на Алабаму пятидесятых, а сравнения с Европой тридцатых уже стали настолько заезженными, что и повторять их неловко. Но все же - возможны ли антизападные настроения в стране, которая сама воспроизводит самые яркие черты Запада, пусть и не самого современного?

Читайте: Боровой: сознание россиян отравлено, говорить о выздоровлении уже не приходится

"Мы такие же, как вы"

Как выглядит настоящее антизападничество, нам уже не первый год демонстрирует "Исламское государство", на фоне которого говорить об антизападных настроениях в России довольно абсурдно. Цель российского антизападничества - не уничтожение или покорение Запада, а признание с его стороны.

Эта потребность легко читается и в самых жестких внешнеполитических выступлениях Владимира Путина, и в пресс-релизах Марии Захаровой из российского МИДа, и в скандальных телевизионных ток-шоу. Все упреки в адрес Европы и Америки, звучащие из России, логичнее рассматривать именно как проявление такого странного западничества, когда лейтмотивом через всю брань проходит: "Мы такие же, как вы".

Показательно, что именно так выглядит самый частый аргумент в ответ на любую критику российской внутренней политики. "Иностранные агенты" - это якобы взято из западной практики. Полиция разгоняет демонстрации - а вы посмотрите, как это делается в Европе и Америке. Ангажированная пресса - но ведь и на Западе она ангажирована. Пытки в тюрьмах - а вспомните Гуантанамо! Если советская система была максимально идеологизирована и последовательно относилась к себе как к альтернативе для всего мира, то путинская Россия лишена таких амбиций.

Никакой альтернативы она не предлагает и не пытается. Она сама воспринимает себя как часть Запада, и диапазон претензий к нему именно такой - от "они такие же, как мы" до "они растеряли свои ценности, а мы их сохраняем". В этом диапазоне слова, произносимые в адрес европейцев и американцев, могут быть какими угодно грозными, это вообще не имеет значения.

Даже обличая "гейропу", Россия обличает ее с позиций "правильной" Европы, а не, скажем, Ирана. Результаты социологических опросов могут быть какими угодно, дело не в них. Антизападных настроений в России всегда будет ровно столько же, сколько прозападных. Просто это одни и те же настроения, обусловленные тем, что постсоветская Россия до сих пор не смогла найти себя ни в мире, ни в собственном сознании.